Информационно-коммуникационные технологии в работе классного руководителя
методическая разработка на тему
Как и многим коллегам – мне скоро предстоит аттестация. Необходимо показать экспертам результаты своей работы, в том числе и как классного руководителя. Понимая то, что сегодня выдвинуты более высокие требования к отчетности учебно-воспитательных процессов, я пришла к выводу, что необходимо систематизировать и обобщить эту деятельность в своей работе. Я начала с вопросов: Какие воспитательные действия нужны? К кому конкретно их применить? А главное, как подкрепить документально планы своей воспитательной работы? Как можно понять и показать, что есть результаты?
Поэтому стало понятно, что необходим детальный анализ. Этот анализ не должен быть сложным, громоздким и занимать много времени классного руководителя.
В открытых информационных источниках я пыталась найти методику, которая бы соответствовала моим требованиям. И в итоге (кто ищет – тот найдет!). Мне попалась статья в журнале «Методическая работа в школе» № 4 2014 года со статьей Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: совершенствуем планирование. Хотя в целом метод мне не подходил, но понравилось, что анализ авторов опирается на современные информационные технологии сведением всех данных в электронные таблицы. Не применим в моей работе, т.к. анализ, который предлагает статья, является очень детальным, трудоемким, затратным по времени и сложным для анализа. Но понравилось, что воспитательные действия оцениваются по простой шкале и понятным критериям: низкий уровень, средний и высокий. Вот и я взяла за основу эти уровни оценивания и со временем разработала, как мне кажется, удобный инструмент, с которым хочу Вас ознакомить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа
деревни Медвежьи Озёра Щёлковского муниципального района Московской области
МОАУ Медвежье-Озёрская СОШ ДМО ЩМР МО
Выступление на педагогическом совете
Информационно-коммуникационные технологии
в работе классного руководителя
Докладчик: Каскевич Н.Г.
классный руководитель 6А класса
23 января 2015 г.
Информационно-коммуникационные технологии
в работе классного руководителя
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным даже делом легким,- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания»
(К.Д. Ушинский)
Как и многим коллегам – мне скоро предстоит аттестация. Необходимо показать экспертам результаты своей работы, в том числе и как классного руководителя. Понимая то, что сегодня выдвинуты более высокие требования к отчетности учебно-воспитательных процессов, я пришла к выводу, что необходимо систематизировать и обобщить эту деятельность в своей работе. Я начала с вопросов: Какие воспитательные действия нужны? К кому конкретно их применить? А главное, как подкрепить документально планы своей воспитательной работы? Как можно понять и показать, что есть результаты?
Поэтому стало понятно, что необходим детальный анализ. Этот анализ не должен быть сложным, громоздким и занимать много времени классного руководителя.
В открытых информационных источниках я пыталась найти методику, которая бы соответствовала моим требованиям. И в итоге (кто ищет – тот найдет!). Мне попалась статья в журнале «Методическая работа в школе» № 4 2014 года со статьей Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: совершенствуем планирование. Хотя в целом метод мне не подходил, но понравилось, что анализ авторов опирается на современные информационные технологии сведением всех данных в электронные таблицы. Не применим в моей работе, т.к. анализ, который предлагает статья, является очень детальным, трудоемким, затратным по времени и сложным для анализа. Но понравилось, что воспитательные действия оцениваются по простой шкале и понятным критериям: низкий уровень, средний и высокий. Вот и я взяла за основу эти уровни оценивания и со временем разработала, как мне кажется, удобный инструмент, с которым хочу Вас ознакомить.
Любой анализ начинается со сбора данных – мониторинг. Представляю Вам, как я его провожу.
Мониторинг
- Дневник поведения класса – этот дневник мы ввели в классе во второй четверти и продолжаем вести. Дневник подается на стол учителю для записей замечаний. Мне кажется, что эффект от его введения есть – дети крайне не любят в него попадать, т.к. замечание обязательно будет доведено до родителей ученика. Заполняет и отвечает за дневник староста класса.
- Наблюдение (это мое собственное наблюдение за детьми и мои выводы).
- Отзывы учителей (жалобы, докладные и пр.)
- Работа с администрацией школы и социальным педагогом.
- Работа с психологом.
- Обратная связь с детьми и родителями. На этом пункте я остановлюсь подробнее. Кроме личных бесед и других коммуникаций, я провожу анкетирование детей и родителей. Как правило, это анонимные анкетирования. По проведению этой работы я советуюсь с психологом школы и следую ее указаниям. Надо сказать, что ребятам очень нравится участвовать в таких исследованиях – анкеты заполняют с удовольствием и очень ждут результат. Анализ анкет я провожу самостоятельно. Результаты, представляются в виде диаграмм и графиков на родительских собраниях и классных часах. На данном слайде представлены несколько таких диаграмм.
Для общения с родителями 6а класса, с помощью современных информационных программных средств создана электронная площадка. У нас в классе 26 учеников - на данный момент к этой электронной площадке подключились 18 родителей. Обмен информацией происходит мгновенно с помощью телефона и посредством беспроводной схеме передачи данных (Wi-Fi). У родителей есть возможность задавать вопрос классному руководителю, а главное, что в обсуждении могут участвовать и другие родители. Любая информация, например изменения в расписании, обсуждение экскурсий и др. Возвращаюсь к анализу воспитательной работы.
Для эффективного управления воспитательным процессом я разработала электронные таблицы. Я выделила восемь основных категорий для анализа и связала их с уровнями проявления воспитательной активности – это поведенческая карта на каждого ученика.
Поведенческая карта ученика _______ФИО___________________
№ | Уровни анализа поведения | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Соблюдение дисциплины на уроках | + | ||
2 | Соблюдение дисциплины во внеурочное время | + | ||
3 | Культура общения | + | ||
4 | Общественная нагрузка | + | ||
5 | Участие в классных мероприятиях | + | ||
6 | Участие в общешкольных мероприятиях | + | ||
7 | Занятость в секциях и кружках | + | ||
8 | Прилежание * | + |
Как вы можете видеть, все приведенные в карте, категории очень понятны.
Примечание сделаю только для Прилежания.
*Прилежание – это внешний вид, наличие опозданий на уроки, пропуски без уважительной причины, подготовка к урокам, наличие необходимых принадлежностей и формы.
Оценивание по уровням происходит следующим образом:
Низкий уровень – низкая поведенческая активность, учащийся не выполняет действия, не участвует в мероприятиях.
Средний уровень – выполняет не постоянно, участвует раз от раза.
Высокий уровень – учащийся полностью выполняет, возложенные требования, всегда участвует в мероприятиях.
Я заполняю карту на каждого ученика в конце четверти. Затем составляется поведенческая карта класса и проводится анализ. Частота – раз в четверть.
Сейчас я еще немного усовершенствовала карту класса: ввела цветовое решение. Согласно светофору: красный цвет – низкий уровень, тревожный; Желтый – все еще требующий внимания и благополучный зеленый.
В заключение хочу дать пояснения, в чем помогает этот метод.
Информационно-коммуникационные средства позволяют классному руководителю легко сделать такие таблицы, как на электронном носителе, так и в бумажном виде. При необходимости можно предоставить таблицу на любого учащегося своего класса. На основе педагогических наблюдений и анализа мы имеем возможность определить уровень активности и отношение каждого учащегося к конкретному виду воспитательной деятельности. Это фиксация и сведение в единый стандарт наших педагогических наблюдений.
Представленная система оценивания поведения класса позволяет более объективно измерять и анализировать воспитательную работу.
На основе анализа поведенческой карты класса происходит коррекция воспитательной работы классного руководителя.
Важно просматривать динамику изменений в поведенческой карте, чтобы проводить профилактику на наиболее проблемных уровнях, а отмечая положительную динамику – получать удовлетворение от работы.
В конце года в результате анализа карт дается характеристика класса на следующий учебный год. Рекомендации по привлечению наиболее одаренных и активных учеников для участия в жизни школы. Например, отбор для участия в программе «Дебаты»
При возникновении ситуаций с грубым нарушением школьного устава и распорядка по требованию руководства школы на основе индивидуальной поведенческой карты выдается характеристика ученика.
В завершение слова А. Дистервега, он считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя».
Начинать воспитание нужно с себя! Потому, что основа всего это нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг Дневник поведения класса Наблюдение Отзывы учителей (жалобы, докладные и пр.) Работа с администрацией школы и социальным педагогом Работа с психологом. Обратная связь с детьми и родителями.
Мониторинг Обратная связь с детьми и родителями. Анкетирование и представление результатов на классных часах и родительских собраниях. Принимаете ли вы во внимание мнение родителей при выборе друзей? Говорите ли вы родителям правду?
Поведенческая карта ученика _______ФИО___________________ № Уровни анализа поведения Низкий Средний Высокий 1 Соблюдение дисциплины на уроках + 2 Соблюдение дисциплины во внеурочное время + 3 Культура общения + 4 Общественная нагрузка + 5 Участие в классных мероприятиях + 6 Участие в общешкольных мероприятиях + 7 Занятость в секциях и кружках + 8 Прилежание * + *Прилежание – это внешний вид, наличие опозданий на уроки, пропуски без уважительной причины, подготовка к урокам, наличие необходимых принадлежностей и формы.
Поведенческая карта класса № Уровни анализа поведения Низкий Средний Высокий 1 Соблюдение дисциплины на уроках Фамилия Фамилия Фамилия Фамилия Фамилия Фамилия Фамилия Фамилия Фамилия 2 Соблюдение дисциплины во внеурочное время 3 Культура общения 4 Общественная нагрузка 5 Участие в классных мероприятиях 6 Участие в общешкольных мероприятиях 7 Занятость в секциях и кружках 8 Прилежание *
Поведенческая карта 6А класса по итогам
Электронные таблицы позволяют классному руководителю: Активно принимать участие в управлении воспитательным процессом; Прогнозировать и планировать воспитательные виды деятельности; Систематически осуществлять контроль и анализ воспитательного процесса; Своевременно реагировать на затруднения, проблемы и оперативно корректировать воспитательную деятельность в классе; Мгновенно составлять педагогические характеристики учеников класса; Рекомендовать учеников класса для участия в общешкольных мероприятиях на более высоком уровне. Спасибо за Ваше внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя"
Методические рекомендации....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Технология работы классного руководителя кадетского корпуса
Представлена модель системы работы классного руководителя по устранению неудовлетворительных оценок....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»
план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» ...