Беседа «Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином»
классный час (8 класс) на тему

Михайлова Светлана Николаевна

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

 

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям       различной национальности;
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

«Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином»

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям        различной        национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Эпиграф: 

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» Т.Г.Шевченко

Ход мероприятия.

Добрый день! Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Николаевна!  Тема, выбранная Вами для обсуждения, очень интересна, я рада, что мы с вами   можем   поразмышлять над тем, какой же вы представляете себе страну, в которой бы  вам хотелось бы жить и быть гражданином.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза…, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Эпиграфом нашего занятия будут слова известного писателя Т.Г.Шевченко «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Почему?

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Поговорим мы с вами на интересную для вас тему: «Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином»

                Если скажут слово Родина

                Сразу в памяти встает

                Старый дом, в саду смородина,

                Толстый тополь у ворот.

                У реки березка-скромница

                И ромашковый бугор…

                 А другим, наверно, вспомнится

                 Свой родной московский двор.

                 В лужах первые кораблики.

                 Где недавно был каток,

                 И большой соседней фабрики

                 Громкий радостный гудок.

                 Или степь, от маков красная,

                 Золотая целина…

                 Родина бывает разная,

                 Но у всех она одна!

(Константин Симонов)

- Что же такое Родина в вашем понимании?С чего она начинается?

Начиная с детского сада, ребенок слышит  слова: « Россия – наша  Родина». «Мы любим свою родину». Но осознать смысл этих слов,  испытать это чувство, пропустить через себя,  может  далеко не каждый.

И, тем не менее,  именно у русского человека есть удивительная черта -  всепоглощающая любовь к своей родине – большой и малой!

Это сложно объяснить словами…  чтобы понять – через это нужно пройти, это нужно прочувствовать.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 

(страна, область, область, район…).

- А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много пословиц.

Давайте поиграем

 Кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.

Игра составь пословицу
Родина – мать, Родине служить. 
Жить -   умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

Слова, какими бы вы оценили свою Родину

А теперь вы составьте образ своей родины, какой вы ее видите. И запишите на карточках слова,  какими бы вы оценили свою родину.

(Любимая, развитая, красивая,  бескрайняя, безопасная, великая, культурная,

 Непобедимая, красивая,  заботливая о своём народе, родная,  весёлая,

щедрая,  радостная, желанная,  справедливая,   необъятная,   светлая, прекрасная, богатая, развитая, заботящаяся о народе, безопасная, великая, культурная, красивая).

Мы гордимся своей Родиной.

А чем гордится каждый из вас своей Родиной?

ответы

Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина».

Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.

Высшее же проявление любви к Родине – это патриотизм!!

В истории нашей страны много примеров   поразительного патриотизма, когда люди,  без колебаний сознательно шли на смерть ради блага своей страны, ради светлого будущего своих детей.

Очень много фраз, навсегда  «вписанных « в наше сердце: 

Велика Россия, а отступать некуда. За нами Москва!!!»

       Слова  политрука  Клочкова, одного из 28 героев – панфиловцев

Здесь птицы не поют…

Деревья не растут…

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут…    ( из  к/ф «Белорусский вокзал»)

     Таким примерам нет конца!!!

Патриотизм - это главная позиция гражданина. Сейчас вы находитесь именно в том возрасте, когда государство выдает вам самый важный документ вашей жизни – паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином? (Ответы учащихся).

Но сегодня мне бы очень хотелось поговорить о  Вас,  о тех,  кому предстоит  вписать новые страницы в историю нашей страны.

Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

(Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине).

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Подытожим сказанное вами. Быть гражданином – это

  • служить Отечеству,
  • стремиться к его благу,
  • способствовать его славе,
  • жертвовать при необходимости личным благополучием,
  • а в экстремальных условиях – и жизнью.

Какая наша главная обязанность?(ответы)

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России.

Если бы не соблюдались законы в нашем государстве? (ответы)

Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
Проект законов класса.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3.  Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями.
Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

« Если бы я был президентом страны»

Я не сомневалась, что каждый из вас знает историю, географию, литературу России. Но достаточно ли знать лишь прошлое и настоящее страны? Конечно же, нет, нужно ещё участвовать в создании её будущего. С этим и связано наше последнее задание. Перед вами лежат листочки, на которых вы должны продолжить предложение. Кто закончит работу, выходите к стенду и приклейте свой листок с ответом к нему.

Но сегодня мне бы очень хотелось поговорить о  Вас,  о тех,  кому предстоит  вписать новые страницы в историю нашей страны.

Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

(Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине).

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

 Естественно,  за столь короткое время  мы не можем  охватить все, но попробуйте высказать свои  мысли  о вышеперечисленном.

       Какой Вы видите свою страну в будущем?

       В какой стране вы хотели бы жить? 

(Далее обсуждаем   мысли, высказанные детьми).

Наукой доказано, что благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его жители, т.е. граждане страны, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей.  А это значит, от нас с вами зависит будущее страны, в которой мы живем!!!

А   закончить наше общение мне хотелось бы пожеланием: пусть все ваши устремления  будут иметь успех, пусть мечты  станут реальностью, чтобы каждый из вас мог сказать:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н. А. Некрасов.

        Вы молодцы!  Мне было очень приятно беседовать с Вами! Спасибо за плодотворную работу. Я очень довольна вашей работой, надеюсь, что и вы испытали от нашего общения удовольствие и пользу. Уверена, что в будущем вы проявите себя настоящими творцами и замечательными гражданами своей страны. До свидания.

Учитель:Назовите самое главное богатство страны?

Народ

Учитель:Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Как называют жителей нашей страны?

Россияне

Учитель:Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

 Как понимаете пословицу «Мы – сто тысяч « Я»»

Конституция Российской Федерации – это основной закон страны. 12 декабря Россия отмечает День Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.

В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации.

А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Учитель:Как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?

Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством...

Учитель:Когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?

Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Учитель:А человек только правами обладает?

Нет. Есть и обязанности.                                                

Учитель:Какая наша главная обязанность?

Соблюдать законы. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.

Учитель:Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?

Выбрать профессию. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

Учитель:Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Учитель: Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?

Каждый. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Государственные символы

Беседа о ценностях человека

Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

Ответы учащихся:  (Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

Символика России

Флаг - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции. (Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество).

Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

- Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава).

Гимн - торжественная песня, принятая как символ государ-ственного или социального единства. (Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110. Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов).

Президент - Владимир Владимирович Путин принял присягу 7 мая 2004 года

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга Президента России. Полномочия президента - это вся сила и власть, которую дали президенту граждане Российской Федерации, выбрав его главой своего государства.

Что же обещает президент?  Уважать и охранять - Президент обещает, что не будет нарушать сам и не позволит никому другому нарушать...Что?

Права и свободы человека и гражданина - это значит, что Президент обещает уважать и охранять  во всём мире права и свободы любого человека.

Соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации - то есть, Президент обещает, что ни один закон,  принятый в нашей стране, ни одно правило висящее, где-нибудь на стене в школе нашей страны не будет противоречить Конституции.

Защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства - это значит, что президент обещает заботиться о том, чтобы у других государств не появилась возможность как-нибудь обижать наше. Например, возможность приказывать нашему государству, что ему делать или чего не делать. Или возможность отнять у нашего государства какой-нибудь город.

И самое последнее обещание в присяге: Верно служить народу - то есть Президент обещает выполнять свою клятву. е только права и свободы граждан нашего государства,  но  и   общепризнанные

Символы президентской власти. Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.

При вступлении вновь избранного Президента России в должность Президент России приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции.

Cпециальный экземпляр текста Конституции России вместе с Штандартом (флагом) Президента России и Знаком Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции.

Президентский полк  У Президента России есть свой полк. Президентский (кремлевский) полк - уникальная воинская часть. Она призвана обеспечивать безопасность первых лиц государства и сохранность кремлевских ценностей.

Президентский оркестр – главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения.



Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

«Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином»

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи: 
Образовательная: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре одного края, развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну; воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины; формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; воспитание толерантности по отношению к окружающим людям        различной        национальности;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, символика России.

Эпиграф: 

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» Т.Г.Шевченко

Ход мероприятия.

Добрый день! Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Николаевна!  Тема, выбранная Вами для обсуждения, очень интересна, я рада, что мы с вами   можем   поразмышлять над тем, какой же вы представляете себе страну, в которой бы  вам хотелось бы жить и быть гражданином.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза…, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Эпиграфом нашего занятия будут слова известного писателя Т.Г.Шевченко «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Почему?

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Поговорим мы с вами на интересную для вас тему: «Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином»

                Если скажут слово Родина

                Сразу в памяти встает

                Старый дом, в саду смородина,

                Толстый тополь у ворот.

                У реки березка-скромница

                И ромашковый бугор…

                 А другим, наверно, вспомнится

                 Свой родной московский двор.

                 В лужах первые кораблики.

                 Где недавно был каток,

                 И большой соседней фабрики

                 Громкий радостный гудок.

                 Или степь, от маков красная,

                 Золотая целина…

                 Родина бывает разная,

                 Но у всех она одна!

(Константин Симонов)

- Что же такое Родина в вашем понимании?С чего она начинается?

Начиная с детского сада, ребенок слышит  слова: « Россия – наша  Родина». «Мы любим свою родину». Но осознать смысл этих слов,  испытать это чувство, пропустить через себя,  может  далеко не каждый.

И, тем не менее,  именно у русского человека есть удивительная черта -  всепоглощающая любовь к своей родине – большой и малой!

Это сложно объяснить словами…  чтобы понять – через это нужно пройти, это нужно прочувствовать.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 

(страна, область, область, район…).

- А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много пословиц.

Давайте поиграем

 Кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.

Игра составь пословицу
Родина – мать, Родине служить. 
Жить -   умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

Слова, какими бы вы оценили свою Родину

А теперь вы составьте образ своей родины, какой вы ее видите. И запишите на карточках слова,  какими бы вы оценили свою родину.

(Любимая, развитая, красивая,  бескрайняя, безопасная, великая, культурная,

 Непобедимая, красивая,  заботливая о своём народе, родная,  весёлая,

щедрая,  радостная, желанная,  справедливая,   необъятная,   светлая, прекрасная, богатая, развитая, заботящаяся о народе, безопасная, великая, культурная, красивая).

Мы гордимся своей Родиной.

А чем гордится каждый из вас своей Родиной?

ответы

Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина».

Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.

Высшее же проявление любви к Родине – это патриотизм!!

В истории нашей страны много примеров   поразительного патриотизма, когда люди,  без колебаний сознательно шли на смерть ради блага своей страны, ради светлого будущего своих детей.

Очень много фраз, навсегда  «вписанных « в наше сердце: 

Велика Россия, а отступать некуда. За нами Москва!!!»

       Слова  политрука  Клочкова, одного из 28 героев – панфиловцев

Здесь птицы не поют…

Деревья не растут…

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут…    ( из  к/ф «Белорусский вокзал»)

     Таким примерам нет конца!!!

Патриотизм - это главная позиция гражданина. Сейчас вы находитесь именно в том возрасте, когда государство выдает вам самый важный документ вашей жизни – паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином? (Ответы учащихся).

Но сегодня мне бы очень хотелось поговорить о  Вас,  о тех,  кому предстоит  вписать новые страницы в историю нашей страны.

Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

(Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине).

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Подытожим сказанное вами. Быть гражданином – это

  • служить Отечеству,
  • стремиться к его благу,
  • способствовать его славе,
  • жертвовать при необходимости личным благополучием,
  • а в экстремальных условиях – и жизнью.

Какая наша главная обязанность?(ответы)

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России.

Если бы не соблюдались законы в нашем государстве? (ответы)

Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
Проект законов класса.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3.  Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями.
Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

« Если бы я был президентом страны»

Я не сомневалась, что каждый из вас знает историю, географию, литературу России. Но достаточно ли знать лишь прошлое и настоящее страны? Конечно же, нет, нужно ещё участвовать в создании её будущего. С этим и связано наше последнее задание. Перед вами лежат листочки, на которых вы должны продолжить предложение. Кто закончит работу, выходите к стенду и приклейте свой листок с ответом к нему.

Но сегодня мне бы очень хотелось поговорить о  Вас,  о тех,  кому предстоит  вписать новые страницы в историю нашей страны.

Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

(Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине).

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

 Естественно,  за столь короткое время  мы не можем  охватить все, но попробуйте высказать свои  мысли  о вышеперечисленном.

       Какой Вы видите свою страну в будущем?

       В какой стране вы хотели бы жить? 

(Далее обсуждаем   мысли, высказанные детьми).

Наукой доказано, что благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его жители, т.е. граждане страны, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей.  А это значит, от нас с вами зависит будущее страны, в которой мы живем!!!

А   закончить наше общение мне хотелось бы пожеланием: пусть все ваши устремления  будут иметь успех, пусть мечты  станут реальностью, чтобы каждый из вас мог сказать:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н. А. Некрасов.

        Вы молодцы!  Мне было очень приятно беседовать с Вами! Спасибо за плодотворную работу. Я очень довольна вашей работой, надеюсь, что и вы испытали от нашего общения удовольствие и пользу. Уверена, что в будущем вы проявите себя настоящими творцами и замечательными гражданами своей страны. До свидания.

Учитель:Назовите самое главное богатство страны?

Народ

Учитель:Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Как называют жителей нашей страны?

Россияне

Учитель:Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

 Как понимаете пословицу «Мы – сто тысяч « Я»»

Конституция Российской Федерации – это основной закон страны. 12 декабря Россия отмечает День Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.

В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации.

А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Учитель:Как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?

Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством...

Учитель:Когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?

Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Учитель:А человек только правами обладает?

Нет. Есть и обязанности.                                                

Учитель:Какая наша главная обязанность?

Соблюдать законы. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.

Учитель:Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?

Выбрать профессию. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

Учитель:Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Учитель: Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?

Каждый. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Государственные символы

Беседа о ценностях человека

Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

Ответы учащихся:  (Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

Символика России

Флаг - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции. (Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество).

Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

- Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава).

Гимн - торжественная песня, принятая как символ государ-ственного или социального единства. (Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110. Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов).

Президент - Владимир Владимирович Путин принял присягу 7 мая 2004 года

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга Президента России. Полномочия президента - это вся сила и власть, которую дали президенту граждане Российской Федерации, выбрав его главой своего государства.

Что же обещает президент?  Уважать и охранять - Президент обещает, что не будет нарушать сам и не позволит никому другому нарушать...Что?

Права и свободы человека и гражданина - это значит, что Президент обещает уважать и охранять  во всём мире права и свободы любого человека.

Соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации - то есть, Президент обещает, что ни один закон,  принятый в нашей стране, ни одно правило висящее, где-нибудь на стене в школе нашей страны не будет противоречить Конституции.

Защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства - это значит, что президент обещает заботиться о том, чтобы у других государств не появилась возможность как-нибудь обижать наше. Например, возможность приказывать нашему государству, что ему делать или чего не делать. Или возможность отнять у нашего государства какой-нибудь город.

И самое последнее обещание в присяге: Верно служить народу - то есть Президент обещает выполнять свою клятву. е только права и свободы граждан нашего государства,  но  и   общепризнанные

Символы президентской власти. Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.

При вступлении вновь избранного Президента России в должность Президент России приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции.

Cпециальный экземпляр текста Конституции России вместе с Штандартом (флагом) Президента России и Знаком Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции.

Президентский полк  У Президента России есть свой полк. Президентский (кремлевский) полк - уникальная воинская часть. Она призвана обеспечивать безопасность первых лиц государства и сохранность кремлевских ценностей.

Президентский оркестр – главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

Данна разработка классного часа расчитана для 8 классов....

классный час "Страна, в которой хотелось бы жить и быть гражданином"

классный час посвящен теме: "Страна, в которой хотелось бы жить и быть гражданином"...

Разговор с учащимися на тему: Страна, в которой я хотел бы жить и быть гражданином!

Разговор с учащимися на тему:Страна, в которой я хотел бы жить и быть гражданином!Цели:·                     Цели:· Способствовать формированию позити...

Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - эта крылатая фраза  из стихотворения «Поэт и гражданин»  Н. А. Некрасова как напоминание об общественном долге....

Классный час "Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином"

Разговор с учащимися«Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином» Разговор с учащимися«Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином» При входе в аудиторию учащимся...

Классный час "Страна, в которой я хотел бы жить и быть гражданином"

Сценарий и презентация к классному часу "Страна, в которой я хотел бы жить и быть гражданином"...