«Новое поколение» , "Ступени роста" программы развития классного коллектива
рабочая программа по теме

Солодухина Татьяна Константиновна

«Воспитание – самое тонкоеприкосновение человека к человеку» Сухомлинский В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_klassa_soloduhina_tk.doc382 КБ

Предварительный просмотр:

Программа (план) воспитания и социализации обучающихся класса «Новое поколение» на 2013-2014 учебный год

«Воспитание – самое тонкое

прикосновение человека к человеку»

Сухомлинский В.

На протяжении всей жизни человек  познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства  долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Обучаясь в школе, ребенок приобретает товарищей, сталкивается с понятием  «одноклассники». Как воспитать в нем верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Ребенок всегда должен оставаться ребенком – весёлым, непоседливым, всем-всем интересующимся. Чтобы глаза горели на уроках и вне их. Чтобы ему нравилось учиться, жить жизнью класса,  школы. Чтобы каникулы не становились долгожданным избавлением, а необходимым отдыхом.          

Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании.

Организуя любую деятельность ученика,  мы должны  предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Очень хочется помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья. Если ученикам нашего класса удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха в жизни.

Цель программы: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их  успешной социализации в обществе;

Воспитание духовно – развитой, нравственной  личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.   

Задачи программы: 

  • Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся
  •  Развитие органов классного ученического самоуправления.
  • Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
  • Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
  • Формирование культуры здоровья.

Сроки реализации программы: 2012-2014 гг. (10 – 11 класс)

Ожидаемые результаты: 

  •  Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы - регулирование межличностных отношений между обучающимися, между учителями и учениками;
  •  повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
  •  Дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
  • формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
  • вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы, развитие ученического самоуправления.

Содержание программы «Новое поколение»

Направления

  Цели 

Задачи

Ожидаемый результат

Мероприятия

1. « Знание-сила» 

- оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде, мыслить рационально и эффективно;

- формирование ценностного отношения к знаниям;

- воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

 - выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;

- развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;

- формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания , потребность к самосовершенствованию.

  Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом.

Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении

1 познавательные игры, викторины, конкурсы , проводимые в школе

2 участие в Молодежных чемпионатах

3 Участие в предметных олимпиадах

4 Конкурс сочинений «Если бы я был президентом»

   2. «Я-патриот, гражданин» 

- воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.

- формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него;

- формирование у учащихся правовой культуры,  свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

- формирование гуманистического мировозрения, осознание своих прав и прав других людей;

- развитие ребёнка как члена общества;

 - формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.

усвоить правовые нормы своего поведения;

- знать, кто и как защищает права человека;

- уважать права другого человека;

- знать, кто защищает права ребёнка;

- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав

1  «Забытая война». историко-литературная композиция, посвященная 100летию 1 мировой войны

2 «Я имею право на…» дискуссия

3 «Выживший город» (70 летию снятия блокады Ленинграда) классный час с презентацией

4 «Афганистан – наша память и боль». классный час , посв.25 летию вывода сов. войск

5 «Конституция – закон жизни». классный час , посв 20 летию принятия Конституции

3. «Нравственность» 

- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

 - формирование сознательного,  уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни и морали;

 - формирование вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.

- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

-формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.

Формирование у учащихся нравственных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.

Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт.

  Формирование и развитие в ребёнке:

- чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;

- отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;

- протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.

1 «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей».

2 «Уроки нравственности»

3 «В чём смысл жизни?» дискуссия

4 «Как стать счастливым?”»дискуссия

5 «Будем милосердны к старости!»

6 «Бурятия – территория толерантности»

4 «Труд- основа жизни»

- формирование трудовых навыков школьников;

- воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.

- воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;

 - воспитание бережливости, экономного использования средств.

Воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям.

- уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;

- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;

- уважать и ценить труд людей.

1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час

2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час

3 «Чем пахнут ремёсла» классный час с презентацией

4 "Новое время — новые профессии" классный час с презентацией

5"Красота спасет мир".

- воспитание эстетических чувств у детей;

- приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

- привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;

- знание различных видов искусства;

 - привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

 Формирование восприятия и понимания музыки и изобразительного искусства.

Формирование знаний о культуре народа, её орнаментальном богатстве,

- любить и хранить национальную культуру;

- стремиться всё делать красиво;

- - знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов Бурятии , своего края, России и других стран.

  

1 «Красота и труд вместе идут» классный час

2 Человек и творчество. Великие творения человечества. классный час с презентацией

5 «Осенний бал» вечер

6  «Умею ли я слушать» классный час

8 «Язык, мимика, жесты как средства общения» беседа

 6 «Здоровье- это здорово».

- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения;

- воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

 - овладение навыками общей физической культуры;

 - развитие двигательной активности;

 - профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.

1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

3.Формирование культуры здоровья.

1 День борьбы со СПИДом. классный час с приглашением медработника

2 «Наследственные болезни». классный час с презентацией

3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед

4 «Быть здоровым – жить в радости». классный час

6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад

Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся 

  •     систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
  •      работа с дневниками учащихся, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
  •     создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора;
  •   развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного социального педагога.

 Организация жизни класса во внеурочное время 

  •   создание здорового микроклимата в  коллективе;
  •   развитие у учащихся  навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;
  •   организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
  •  охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.

Работа с родителями 

  • изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
  •  проведение тематических родительских собраний;
  •  привлечение родителей класса к ремонту классного  помещения

Формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.



Предварительный просмотр:

Программа развития классного коллектива

 на 2014- 2019 г.г. «СТУПЕНИ РОСТА»

Классный руководитель 5-а класса

Солодухина Татьяна Константиновна

Пояснительная записка.

В концепции модернизации российского образования отмечается, что «…развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны…».

Моя воспитательная деятельность направлена на помощь ребёнку сформировать свою систему интересов, как основу успешной социализации личности. При этом для него должны быть значимыми общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие. В своей работе я опираюсь на технологии саморазвития личности школьника, здоровьесберегающие технологии, коллективную творческую деятельность (КТД), метод проектов и ИКТ.

           Почему же я выбрала  такое название? Процесс социализации происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что существует возможность поэтапного изучения коллектива, коррекции воспитательной работы по мере изменения возрастных особенностей школьников.

Цель :

организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой           личностного становления каждого ребёнка.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление здоровья школьников;
  2. создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
  3. развитие творческих способностей детей;
  4. создание условий для  самореализации каждого члена классного коллектива;
  5. создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
  6. объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  7. формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств.
  8. сплочение классного коллектива и развитие субъектности личности каждого учащегося
  9. развитие нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности учащихся, способной к самопознанию и саморазвитию.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – 2014-2015 уч. год – 5 класс  «Рождение»


Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;
Форма деятельности:
- развитие творческих способностей;
- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;
- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать;
- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;
- объединение класса общим делом;
Прогнозируемые результаты I этапа

  • приобщение к истории своей семьи, школы, города;
  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • приобщение к проектно-исследовательской деятельности;
  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе;
  • привлечение родителей к сотрудничеству в организации воспитательной работы

2 этап – 2015-2017 уч. год – 6 - 7 классы «Становление»


Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Форма организации классных дел: проектная деятельность.
-Выпуск классной газеты.
-Оформление фотолетописи класса.

Прогнозируемые результаты II этапа

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • умение применять методы самовоспитания, самоконтроля
  • повышения интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя;
  • приобретение полезных социальных и практических умений

3 этап – 2017-2018 уч. год – 8 класс «Самоопределение»


Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги. 

Прогнозируемые результаты IYэтапа

  • формирование мотивации к познавательной деятельности.
  • совершенствование нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.
  • совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.
  • умение абстрактно мыслить, совершенствовать стиль общения.
  • увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.
  • воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.
  • приобретение полезных социальных и практических навыков

4 этап – 2018-2019 уч. Год «Самореализация»


Цель: создание условий для самореализации учащихся
Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий. Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; заседание экспертной группы; форумы, симпозиумы; шоу-технологии;кейс-стади; образовательные интеллектуальные игры, соревнования; викторины; экскурсии.

Прогнозируемые результаты Y этапа

  • формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях; 
  • проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
  • приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
  • участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
  • способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;
  • расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся;

Содержание программы.

Направления воспитательной работы классного руководителя (5-9 классы)

Направление

Цель направления

Деятельность классного руководителя в этом направлении

Физическое воспитание и здоровый образ жизни

                                          «Здоровый образ жизни».

Показать ребенку, семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных и душевных сил, для профессионального становления

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы.
  2. Сотрудничество с родителями учащегося.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Формирование личностной рефлексии по проблеме (коррекции мнения о себе и о своем здоровье).

      Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Здоровье – бесценное богатство».

анкетирование

2

«О вкусной и здоровой пище».

беседа

3

«В здоровом теле…».

с презентацией

4

«Папа, мама, я – спортивная семья».

спортивная игра

5

«Правила дорожные знать каждому положено».

цикл бесед

6

Соблюдение правил техники безопасности.

цикл бесед

7

«Урок здоровья».

классный час

8

«Умелые пожарные».

классный час

6 класс

1

«Я выбираю здоровье».

беседа

2

«Вино вину творит».

классный час с презентацией

3

 «Путешествие в Египет»

спортивное мероприятие

4

"Урок здоровья".

ролевая игра

5

«Формула здоровья».

дискуссия

6

 «Суд над сигаретой».

ролевая игра

7

«Не сломай судьбу свою»

классный час с презентацией

8

«Большие гонки».

соревнование

9

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

Цикл бесед

7 класс

1

  1. "Спортивное казино".

игровая программа

2

"Берегите жизнь".

спектакль "

3

«Причины суицида среди подростков»

беседа

4

«Человек и наркотики».

классный час с презентацией

5

«Вместе мы сильнее наркомании».

диспут

6

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

7

 «Как уберечься от гриппа?»

классный час с приглашением медработника

8

«Биологические добавки».

классный час с презентацией

«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную».

театрализованное представление.

8 класс

1

«Мутагены. Их влияние на природу и человека».

классный час с презентацией

2

«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека».

классный час с презентацией

3

«Не пей, Митя».

театрализованное представление.

4

Проблема наркомании.

5

Стресс в нашей жизни.

тренинги

6

«Спид – болезнь 21 века».

беседа

7

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

8

«Коктейль здоровья».

классный час

9 класс

1

День борьбы со СПИДом.

классный час с приглашением медработника

2

«Наследственные болезни».

классный час с презентацией

3

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

4

  1. «Дорожные приключения».

классный час

5

«Быть здоровым – жить в радости».

классный час

6

«Как Иван-царевич Змея Горыныча победил».

Сказка на новый лад

7

«Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека).

классный час

8

«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить».

классный час

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

                                    «Я – гражданин России»

Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.

  1. Изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
  2. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности.
  3. Обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, дискуссий, часов общения.
  4. Изучения положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики.

Патриотическое и правовое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Люди мира, на минуту встаньте!»

классный час с презентацией

2

  1. «У войны — не женское лицо».
  1. классный час

3

«Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»

беседа

4

  1. «Аты - баты! Стань солдатом!»

классный вечер

5

Мы составляем наш автопортрет.

анкетирование

6

"История Отечества - история Бурятии".

7

«Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане)

классный час с презентацией

8

"Я ребенок – я гражданин".

классный час: ролевая игра

 «Рассказы о жестокости и милосердии»

классный час

 «Декларация прав ребенка»

классный час

9

"Символы государства".

классный час

6 класс

1

"Ради жизни на земле"

литературно-музыкальная композиция с презентацией

2

«Знаменательные события, известные люди в истории Тарбагатая».

беседа

3

  1. «Этих дней не смолкнет слава!»

беседа

4

«Символика России».

классный час: своя игра

5

«Я и мой класс».

диагностический тест

6

"Защитник Отечества — каков он?"

открытый урок: ролевая игра

7

"День защитников Отечества".

праздник

8

"Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане).

классный час с презентацией

9

  классный час, посвященный основанию Республике Бурятия.

классный час с презентацией

10

«Новый закон на защите детства»

урок-презентация

11

 «Добро и зло. Причины наших поступков»

классный час

12

 «Демократия и свобода слова – что это такое»

классный час

7 класс

1

"Давайте, люди, никогда об этом не забудем!".

классный час

2

 Игра "Счастливый случай".

классный час, посвященный 23 февраля

3

  1. "Горжусь тобой, моя Россия".

                       классный час

4

«Байкал-жемчужина России».

урок гражданственности и патриотизма   (с презентацией)

5

«Поговорим об ответственности».

правовая беседа с презентацией

6

 «Всему начало - отчий дом».

классный час

7

«Закон, по которому мы живём».

классный час с презентацией

8

«Семейная летопись».

классный час

9

«Поле русской славы. Куликово поле».

классный час с презентацией

8 класс

1

"Идут по войне девчата".

классный час

2

"На войне детей не бывает".

историко-литературная композиция

3

"Я ребенок – я гражданин".

классный час

4

"Тарбагатай – край семейский».

классный час с презентацией

5

“Я имею право на…”

дискуссия

6

“Великая Отечественная война

классный час с презентацией

7

«Афганистан – наша память и боль».

классный час с презентацией

8

«Конституция – закон жизни».

классный час с презентацией

9 класс

1

«О любви и войне».

литературно-музыкальная композиция

2

«Через века, через года помните…»

урок мужества, посвященный освобождению россии от немецко-фашистских захватчиков

3

«Знай и люби свой край».

классный час с презентацией

4

«Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах.

классный час

5

«Именем святой Екатерины».

игра «Колесо истории»

6

Мы – русские, мы – россияне».

классный час

7

День воина-интернационалиста».

классный вечер

8

"Человек и закон".

деловая игра

Нравственное воспитание

«Я - человек и личность»

Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.

  1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
  3. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
  4. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
  5. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Нравственное воспитание  - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

(Свадковский И.Ф.)

Тема

Форма проведения

5 класс

1

“По каким правилам мы живём?”        

«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.        

2

“Человек – сам себе враг?”

“Уроки нравственности”

3

«Наш класс. Законы жизни».

беседа

4

День памяти жертвам Беслана.

беседа

5

«Отношение к школе и её имуществу».

беседа

6

"Праздник мам".

праздник

7

«Семейная летопись».

классный час

8

«Он первый. День космонавтики.

классный час с презентацией

6 класс

1

«Мои духовные ценности».

“Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся.

2

“Нет уз святее товарищества”.        

“Уроки нравственности”. Практикум

3

“Человек среди людей”.        

“Уроки нравственности”.

4

«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»

беседа

5

«Этикет и мы! Проблема разговорной речи».

беседа

6

«Дом без одиночества».

классный час с презентацией

7

«Весенний калейдоскоп».

праздник, посвящённый 8 марта

8

 «Мои права и обязанности».

классный час

7 класс

1

“Что такое культурный человек?”

“Уроки нравственности”

2

“Что такое интеллигентность?”        

“Уроки нравственности”

3

“Сам себя воспитать должен”.

“Уроки нравственности”

4

"Сладкая жизнь."

КВН, посвящённый 8 марта

5

«Как научиться управлять собой».

классный час

6

«Я и учитель».

диспут

7

«Мы составляем наш автопортрет».

беседа

8

День памяти воинской славы.

классный час

8 класс

1

“Внешний облик – внутренний мир”.

диспут

2

“Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”.

“Уроки нравственности”

3

“Человек и его судьба”.

“Уроки нравственности”

4

«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».

“Уроки нравственности”

5

«Есть ли у юных идеалы?!»

дискуссия

6

«Умеем ли мы общаться?»

деловая игра

7

"Весеннее настроение".

праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"

8

«Поощрение и наказание в семье».

беседа

9 класс

1

“Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”.

“Уроки нравственности”

2

“Десять Заповедей – основа нравственности человечества”.

“Уроки нравственности”

3

“В чём смысл жизни?”        

дискуссия

4

“Как стать счастливым?”        

дискуссия

5

«И в шутку и всерьез».

          вечер, посвящённый 8 марта.

6

«Будем милосердны к старости!»

“Уроки нравственности”

7

«Карманные деньги»

дискуссия

8

«Соборы и храмы Кузбасса»

классный час

“Интеллект”

Помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

  1. Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
  2. Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения при организации внеклассной работы и работы в школе.
  3. С помощью внеклассных мероприятий развить позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.

Эстетическое воспитание

                                                «Мир прекрасного».

Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Необходимость развития инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности.

  1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
  2. Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
  3. Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, секций, обществ.
  4. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
  5. Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

      Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Эстетическое воспитание  - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

 «Музыка и мы»

беседа

2

«Красота внешнего облика. Мои жесты»

беседа

3

«Юные дарования».

конкурс

4

Культура чаепития.

ролевая игра

5

«Голубые цветы Гжели»

классный час с презентацией

6

  1. Путешествие в страну "Чистых слов"

классный час

7

«Лотерея вежливости».

классный час

8

«Мы ищем Золушку».

конкурсная программа

9

"Культура поведения в школе и школьный этикет"

классный час

6 класс

1

«О красоте и мужестве»

беседа

2

«Музыкальная семья»

классный час с презентацией

3

«Жостовский букет»

классный час с презентацией

4

«Широкая масленица»

праздник

5

«Вдохновенный певец России» (о творчестве Хворостовского)

беседа

6

«Русские посиделки.».

праздник

7

 «Царица Осень».

праздник

8

"Для чего нужна улыбка?"

классный час

7 класс

1

  1. «Золотая хохлома»

классный час с презентацией

2

«Птица счастья»

классный час

3

  1. "Волк и семеро козлят на новый лад".

музыкальная сказка

4

«Гость в доме – хозяину радость»

ролевая игра

5

«Русская басня».

(познавательно-развлекательное занятие
с
 элементами театрализации)

6

Русские традиции. Масленица.

классный час с презентацией

7

«Отговорила роща золотая»

классный час с презентацией

8

"Как стать интересным собеседником"

классный час

8 класс

1

«Красота и труд вместе идут»

классный час

2

Человек и творчество. Великие творения человечества.

классный час с презентацией

3

"Секреты Золушки".

конференция идей

4

Русские традиции. Рождество.

классный час с презентацией

5

«Осенний бал»

вечер

6

"Светский этикет"

классный час

7

"Умею ли я слушать"

классный час

8

  1. "Язык, мимика, жесты как средства общения"

беседа

9 класс

1

«Что такое духовное богатство человека»

дискуссия

2

"Музыка и мы"

дискуссия

3

"Сервировка праздничного стола"

классный час с презентацией, ролевая игра

4

  1. "Этикет и мы"

брейн-ринг

5

История развития семейской песни в Тарбагатае. Лучшие авторы и исполнители.

классный час

6

Туристско-экскурсионные возможности края

классный час

7

«Наш друг – кино»

устный журнал

8

«В. Высоцкий. Любимые песни»

вечер

Экологическое воспитание

«Я отвечаю за окружающий мир»

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Учащиеся класса привлечены и активно занимаются в эколого-туристско-краеведческом клубе «Альтаир».

Тема

Форма проведения

5 класс

1

«Как растения показывают погоду и время».

классный час с презентацией

2

«Берегите эти земли, эти воды».

классный час с презентацией

3

“Эти забавные животные”.

беседа

4

«Охрана и использование животного мира».

классный час с презентацией

5

“Природа нашего края”.

беседа

6

 «Мир вокруг нас».

классный час

7

 «Загадки осени».

праздник

8

 «Моё место в природе».

беседа

6 класс

1

Конкурс знатоков природы.

игровая программа

2

«Электрические станции на службе человека».

классный час с презентацией

3

«Экология».

классный час

4

«В защиту матери-земли».

классный час

5

«Береги лес от пожаров».

классный час

6

«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя».

КВН

7

 «В мире животных».

урок-путешествие

8

«День воды».

внеклассное занятие

7 класс

1

«И я – природа»

беседа

2

«Экологическая тропа».

заочное путешествие по заповедникам

3

«Чернобыльская  катастрофа».

урок памяти

4

«Глобальный экологический кризис».

классный час с презентацией

5

 «Цветы в жизни человека».

классный час

6

 «Планета заболела».

конкурс плакатов

7

 «Знаешь ли ты деревья?».

игра-лото

8

 «Осень в лесу».

праздник

8 класс

1

«Робинзонада с растениями».

классный час с презентацией

2

«Зелёная жемчужина».

беседа

3

 «Птичьи разговоры».

КВН

4

«Тайна старого леса».

классный час

5

История возникновения и развития экологии.

беседа

6

“Оранжерея на окне».

классный час

7

"Жизнь под угрозой"

внеклассное мероприятие

8

"Колобок на новый лад"

игровая экологическая программа

9

"Цветы в легендах и преданиях"

классный час с презентацией

9 класс

1

«Нет дерева сердцу милее»

классный час с презентацией

2

Экскурсия в природу.

классный час

3

 «Что? Где? Когда?»

игра-турнир по экологии

4

Цивилизация - начало борьбы с природой.

беседа

5

“Этот пестрый, волшебный, загадочный мир”

классный час, (Экологическая пьеса о лесе)

6

Внимание: бытовые отходы

классный час

7

"Энергетика: вчера, сегодня, завтра…"

деловая игра

8

"Берегите землю, берегите"

классный час с презентацией

Трудовое воспитание и Семья

Просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Использование в работе с родителями так называемую, предваряющую реакцию.

  1. Изучать семьи учащихся.
  2. На основе диагностики организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических или индивидуальных консультаций.
  3. Установить контакты с людьми, которые для ребенка наиболее значимы и имеют на него положительное влияние.
  4. Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.
  5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.

      Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Тема

Форма проведения

5 класс

1

"Слава рукам золотым!"

устный журнал

2

 «Мой дом – наведу порядок в нём»

классный час

3

«Без труда ничего не даётся»

классный час с презентацией

4

 «Мои обязанности в семье»

беседа

5

“Мамина помощница”

праздник

6

“О лени и лентяях”.

классный час

7

“Книжкин праздник”

десант в школьную библиотеку

6 класс

1

беседа

2

Беседы о профессиях.

классный час с презентацией

3

«Волшебный узелок»

Выставка

4

 «Берегите нашу Землю».

Субботник

5

“Об аккуратности”

беседа

6

Картофельный банкет

праздник

7

"В поисках будущей профессий»

классный час

8

"Дежурный по школе»

классный час

7 класс

1

Беседы о профессиях. Строительные специальности.

Классный час с презентацией

2

“Труд в нашей жизни”

беседа

3

Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок"

классный час

4

Участие в субботниках.

5

«Его величество – Хлеб»

классный час

6

"Подарок для мамы»

мастерская

7

"Я в мире профессий"

классный час

8

«Подари книге вторую жизнь»

акция

8 класс

1

«Мир профессий и твоё место в нём».

классный час

2

"Разделение труда. Классификация профессий".

классный час

3

«День Земли».

участие в субботниках

4

"Путешествие в Город мастеров".

классный час с презентацией

5

"Сто дорог — одна твоя".

классный час

6

Трудовые десанты.

9 класс

1

«Влияние темперамента на выбор профессии»

классный час

2

«Профессии. Которые мы выбираем»

классный час

3

«Чем пахнут ремёсла»

классный час с презентацией

4

"Я в водители пошел..."

классный час

5

"Новое время — новые профессии"

классный час с презентацией

6

"Профессия моих родителей"

классный час

7

Трудовые десанты

Основные формы деятельности:

  • классные часы
  • праздники
  • беседы
  • диспуты
  • викторины
  • конкурсы
  • экскурсии
  • поездки
  • соревнования
  • Игры
  •  занятия – практикумы
  • поисковая деятельность
  •  проектная деятельность
  • благотворительные мероприятия, акция
  • анкетирования, тестирования, наблюдения

Основные виды деятельности:

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивная
  • коммуникативная (общение)
  • досуг
  • творческая

 «Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»

  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
  • Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
  • Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
  • Помогай учителю в организации досуга.
  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.
  • Не будь в стороне от интересных дел.
  • Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.

Заповеди класса:

НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.

МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.

НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Правила поведения для учащихся класса

  • Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
  • Не передвигать учебные столы и стулья.
  • Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться.
  • Подготовить перед уроком рабочее место и учебные принадлежности.
  • Не менять рабочее место без разрешения учителя.
  • Дежурным учащимся протереть перед уроком доску.
  • Не опаздывать на уроки.
  • Внимательно слушать объяснения учителя на уроке, соблюдая порядок и дисциплину.
  • Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
  • Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
  • Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

1.Социометрическое исследование коллектива (5-7 класс).

 а) Кого из ребят класса ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?

 б) С кем из ребят класса ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?

 в) Кому из ребят класса ты мог бы доверить свою тайну?

 г) Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого бы ты  перевел в другой класс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива.

Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....

Программа развития классного коллектива.

Методическая помощь классному руководителю....

Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"

Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...

Программа развития классного коллектива классного руководителя

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...