Программа по профориентации 8-9 классов «Я выбираю САМ!» на 2012 – 2014 уч.год
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Программа по профориентации
8-9 классов
«Я выбираю САМ!»
на 2012 – 2014 уч.год
(В рамках проекта «Мой профессиональный выбор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vybirayu_sam.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
г. Пермь
УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР
Л. В. Мушакова.
Программа по профориентации
8-9 классов
«Я выбираю САМ!»
на 2012 – 2014 уч.год
(В рамках проекта «Мой профессиональный выбор»
Автор:Соломатова З. Б.,
классный руководитель 8-9А
, 2012-2014г.
Пояснительная записка
Основы профессионального самоопределения закладываются в школе.
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально ребёнок, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности воспитанника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача нашей школы – подготовить воспитанника к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у воспитанников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Наши учащиеся испытывают затруднение в последующем продолжении обучения.
Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:
- Психологической неготовностью к моменту перехода от предпрофильного обучения .к выбору определенного профиля.
- Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
- Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей..
- Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
- Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональному самоопределению.
Очевидно, что в решении этой проблемы, существенную роль, может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. Программа рассчитана для учащихся 8-9 классов. Реализация программа по основным блокам.
- Этап соотнесённости – 8 класс
- Этап профессионального самоопределения 9 класс
Цели:
- Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные на современном рынке труда и создание условий для более успешной социализации выпускников.
- Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию учащихся;
- оказать адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
Сроки реализации сентябрь - май
Участники программы –ученики 8-9А класса (25 чел.)
Основные направления работы:
Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 8 по 9 класс, работу школы с семьей и социумом.
Взаимодействие с предприятиями города (экскурсии, встречи)
Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества.
Мероприятия:
1.Организация экскурсий на предприятия города:
–аптека;
–почта;;
–пожарная часть;
-милиция;
-библиотека;
-музей
- Камский кабель
2.Встречи учеников с представителями разных профессий - единый классный час по профориентации.
3.Экскурсии по родному краю.
Система работы с образовательными учреждениями города
Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий
.
Мероприятия:
1.Экскурсии в ППКК 2. Участие в днях открытых дверей.
Система работы педагогов с выпускниками и воспитанниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы класснного руководителя включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.Проведение классных часов по теме: «Профессии ».
3.Проведение экскурсий на предприятиях города
4.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др.
5.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
6.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
Система работы педагога по профориентации
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
Информационное обеспечение профориентационной деятельности
Мероприятия:
1.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
4.Создание презентации и проектов о профессиях.
.
У учащихся 8 кл важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
«Я и профессии вокруг меня». 8 класс.
- Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
- Профориентационный курс 8 класс.
- Профориентационные минутки на уроках 8 класс.
- Система дополнительного образования (кружки, секции).
- Конкурсы (школьный, городской уровни).
- Экскурсии на предприятия и организации НПР(1 в полугодие).
- Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города.
- Знакомство с рынком труда города.
- Мониторинг профориентационной работы.
У учащихся 9 класса необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
«Мир профессий». 9 класс.
- Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
- Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».
- Профориентационные минутки на уроках.
- Система дополнительного образования (кружки, секции).
- Экскурсии на предприятия и организации Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .
- Знакомство с рынком труда в городе..
- Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).
- Заполнение дневников профессионального самоопределения.
- Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
- Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ВУЗы, профильные классы ОУ.
- Мониторинг профориентационной работы.
Профориентационные курсы.
8 класс.
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, соотнесения себя и свой будущей профессии.
Мероприятия: | ||
1. | Экскурсии на предприятия города | |
2. | Встречи с представителями разных профессий | |
3. | Классные часы:
|
9 класс. Курс «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Мероприятие | ||
1. | Экскурсии на предприятияю. | |
2. | Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций , со специалистами отдела труда и занятости населения. | |
3. | Содержание курса:
|
Направления | задача | мероприятия | срок | ответственный | результат |
1. Анкетирование и тестирование | Выявить интересы, склонности и способности, воспитанников к выбору профессии; определить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор профессии. | Анкетирование с целью выявления профессиональных интересов, склонностей у воспитанников 8 – 9 классов | январь | Зырянова Л.В. | Выявление уровня готовности к выбору профессии |
Выявить интересы, склонности и способности, воспитанников к выбору профессии; определить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор профессии | Организация тестирования на профпригодность» Как правильно выбрать профессию» | В течение года | Кузнецова И.В, Носкова Н.А | готовности к выбору профессии | |
Выявить интересы, склонности и способности, воспитанников к выбору профессии; определить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор профессии | Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации | В течение года | Кузнецова И.В, Носкова Н.А | готовности к выбору профессии | |
2. Работа с учащимися и их родителями | Познакомить с многообразием мира профессий; потребностями рынка труда; показать особенности выбранных профессий, ограничения и риски, связанные с приобретением той или иной профессии | Классные часы с целью мотивации учащихсяв к профсамоопределению | В течение года | Классные руководители | Заинтересованность воспитанников в профессиональном самоопределении |
Организация экскурсий на предприятия города | в течение года | Шавкунова Н.Г | Знакомство с предприятиями города, рынком труда | ||
Организация экскурсий в ППКК | Апрель-май | Шавкунова Н.Г | Знакомство с профессиями ПЛ | ||
День открытых дверей на | По особому графику | Шавкунова Н.Г | Знакомство с предприятиями города, рынком труда | ||
Организация встреч с представителями разными профессий | в течение года | Шавкунова Н.Г | Знакомство с многообразием мира профессии | ||
Оформление информационного стенда «Сделай свой выбор» | с течение года | Шавкунова Н.Г | Получение воспитанниками достоверной информации | ||
Поездка на Ярмарку «Обучение и карьера» | апрель | Шавкунова Н.Г, кл руководители | Презентация «Моя профессиЯ» | ||
Конкурс сочинений «Самая лучшая профессия» | март | Шавкунова Н.Г, классные руководители, учителя русского языка | Самопрезентация любимой профессии | ||
Дискуссионный клуб «Выбор профессий. Возможности и желания» | 3 четверть | классные руководители, психологи | показать особенности выбранных профессий, ограничения и риски, связанные с приобретением той или иной профессии | ||
Оказать консультативную помощь в профсамоопределении воспитанникам и их родителям | Родительское собрание «Будущее моего ребенка» | февраль | Шавкунова Н.Г классные руководители | Заинтересованность родителей в дальнейшем профессиональном обучении детей | |
Индивидуальные консультации по вопросам профориентации | с течение года | Педагоги-психологи | Заинтересованность воспитанников в профессиональном самоопределении | ||
Индивидуальные беседы с учениками, имеющими проблемы с ПС | с течение года | Классные руководители, педагоги-психологи | Повышение посещаемости ОППП | ||
Проведение открытых классных часов по профориентации | апрель | Классные руководители | Обмен опытом реализации профориентационной работы | ||
Индивидуальные консультации по вопросам профориентации Защита проф поектов. | с течение года | Педагоги-психологи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2012 - 2014 учебный год по теме "Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей в условиях формирующейся образовательной среды на основе требований ФГОС".
1.Предметное самообразование.2.Методическое самообразование: диагностический; прогностический;практический; обобщающий; внедренческий....
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период 2012-2014 г.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьнико...
Методические разработки воспитателя общежития Новосельцевой Марии Андреевны за 2012-2014 гг.
В портфолио кратко описаны цели и задачи педагогической деятельности, приведены используемые методы, кратко рассказано о мероприятиях проведенных за 2012 - 2014 г....
Анализ по реализации программы развития центра за 2012-2014 годы
В Программе развития отражены приоритеты молодежной политики, которые призваны обеспечить сохранение и развитие национальной культуры, оказать поддержку общественных инициатив и талантов молодежи, про...
Олимпиада по профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов "Мы выбираем путь". 2013-2014 уч.год
В данной подборке тетрадь с вариантом задания и статья, написанная по итогам проведения городской Олимпиады.Целью проведения Олимпиады является создание условий для более эффективной реализации ...
Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)
В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...
Олимпиада по профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов "Мы выбираем путь". 2014 - 2015 уч.год.
В данной подборке тетради с вариантами заданий и ответами к ним для проведения школьного тура Олимпиады.Целью проведения Олимпиады является создание условий для более эффективно...