Программа воспитательной работы
статья (9 класс) на тему

Панькова Евгения Георгиевна

Воспитательная программа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_vospitat_raboty.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы

  Воспитательная программа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Программа воспитательной работы школы строится на принципах, заложенных в концепции приоритетных направлений, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы.
Проблемы обеспечения воспитания подрастающего поколения особенно актуальны в наши дни. Создавая программу воспитательной работы  учитываются основные тенденции в развитии современного  общества:
- возникновение в обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;
- появление со стороны общества новых требований к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними;
- усиление без духовности, падение образовательного и культурного уровня определенной части подрастающего поколения;
- переоценка роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания подрастающего поколения;
- культивация пренебрежительного отношения к семье как главной составляющей благополучного общества;
- внедрение чуждых нашему обществу духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОНЦЕПЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ


  Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению, ориентированной на творчество, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством. 
  Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка и решения им  задач на каждом возрастном этапе своей жизни:


САМОПОЗНАНИЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМОУТВЕРЖДЕНИЯ.


Для более продуктивного решения этих задач и с целью оказания помощи ребенку на каждом возрастном этапе,  определили  основные сферы жизнедеятельности:


  сфера познания (учеба, информация, знания); 
  сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки);
  сфера физического развития (реализация физических возможностей);
  сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними);

  сфера творческого развития
  сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных
  возможностей, способностей).


 Ключевые понятия системы воспитания школы:


 «индивидуальность»,
  «самостоятельность»,
  «доброта»,
  «творчество»,
  «активность»,
  «коллектив».


Воспитательная позиция: мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии и взаимопонимании


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
 1. Содействие процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации;
2. Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
3. Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья; формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
4.Создание условий для формирования трудолюбивой и любознательной личности, стремящейся овладеть знаниями истории своей Родины, культурными ценностями, созданными предыдущими поколениями, уважительно относящейся к нациям и народностям, населяющим Россию, Крым.
5. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний, создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Важнейшие принципы жизнедеятельности:
- гуманизация обучения и воспитания;
- гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса;
- системно-деятельностный и личностно ориентированный подход к воспитанию.
Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание есть
у п р а в л е н и е   п р о ц е с с о м   р а з в и т и я   л и ч н о с т и.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:
- каждом учебном и внеклассном мероприятии;
- создание воспитывающей среды во внеурочное время;
- построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
 

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.


Система общешкольных ключевых дел.


  Несущей конструкцией вне учебной развивающей деятельности школьников в созданной  воспитательной программе стала система общешкольных ключевых дел. Главным субъектом в них является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы его участия в общем для всей школы деле.
 

Система ключевых дел имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ:
* ключевые дела вносят в жизнь школы организованную упорядоченность;
* в ключевые дела вовлечен весь коллектив школы;
* для ключевых дел характерно разнообразие, но обязательно участие в них всех учеников, напряженная подготовка, яркая событийность.
Обеспечение процесса коллективообразования в классах.
 Участие в общешкольных ключевых делах – одна из многих возможностей превращения школьного класса в подлинный коллектив.
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. 
Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций.


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

1. Патриотическое воспитание проявляется через привитие любви  к родному краю – селу, поселку, городу, Крыму,   его общечеловеческим и культурно-историческим ценностям, воспитание достойного  гражданина России.

Содержанием воспитания по данному направлению является привитие любви к «малой родине»; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих наш полуостров;   воспитание патриотов родного края, которые будут стремиться занять достойное место в жизни, хранить и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал; доступное, с учетом возрастных особенностей детей, разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики России, значение занимаемого в ней места  Республики Крым, отдельных ее регионов.

2.                  Воспитание нравственной, социально зрелой личности проявляется через привитие детям принципов нравственной,  межэтнической культуры.

Содержанием воспитания по данному направлению должно стать ценностное отношение к людям путем формирования морально-нравственных качеств личности таких, как: честность, справедливость, милосердие, миролюбие, добропорядочность, вежливость, коммуникабельность со старшими и сверстниками.

Нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильное видение основополагающей роли семьи в обществе.

При этом особое внимание необходимо уделять  взаимодействию семьи, учебных заведений, органов местного самоуправления, детских, общественных организаций,  органов ученического самоуправления.

Воспитание толерантности как главного демократического принципа,  обеспечивающего мирное устойчивое развитие полиэтнического, поликультурного общества в целом и детского коллектива в частности.

Признание права на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур; воспитание терпимости и уважения к людям всех национальностей и конфессий.

 

3. Воспитание устойчивого развития личности проявляется в чертах характера личности, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем, воспитание успешного и  конкурентоспособного в будущем, компетентного социально мобильного человека, который умеет принимать решение и нести за них ответственность.

В центре внимания руководителей учебных заведений, классных руководителей, воспитателей, практических психологов и социальных педагогов должна стать профилактика физического и психического насилия, обид, недостойного и жестокого обращения с детьми, предупреждение преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Повышение роли социально-педагогической и психологической деятельности в воспитательном процессе.

Ценностное отношение к труду предусматривает осознание детьми и подростками социальной значимости труда, потребности в трудовой активности, инициативность, склонность к предпринимательству; ориентации молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма.

4. Художественно-эстетическое воспитание   проявляется через духовное и культурное развитие детей и молодежи.

Необходимо воспитывать у детей  эстетические чувства, вовлекая их в конкретные действия, поступки, пополняя их эстетическими знаниями, развивая способность выражать свое отношение к искусству, привлекая к  занятием разнообразной творческой деятельностью, основываясь при  этом на их личных пожеланиях, природных задатках.

Демонстрация значимости мировой художественной культуры, роли и места в ней  национальных культуры и  искусства,  опора на достижения  отечественной культуры.

Основным приоритетом в данном направлении является  недопущение вредного информационно-психологического влияния средств медиа-индустрии на детей, защита психики молодежи путем формирования правильного восприятия, критического отношения к огромному потоку информации, в т.ч. в международной сети Интернет.

5. Экологическое воспитание проявляется в осознании функций природы в жизни человека, чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности по охране природы полуострова, ознакомлении учащихся, воспитанников с рекреационным потенциалом Крыма,  возможностями организации экскурсионной, туристическо-краеведческой работы.


НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. 


Школа развития самостоятельности (начальная ступень обучения).


 Ц Е Л Ь: оказание помощи учащимся в познании, развитии своих природных задатков, формирование самостоятельности через игровую деятельность.


ЗАДАЧИ:
1. сформировать положительное отношение к учению и пониманию роли знаний в жизни
2. сформировать представление о здоровье, физиологии и гигиене.
3. развить активность детей во всех сферах жизни. 
4. адаптация к условиям школьной жизни. 
5. ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека. Воспитание таких качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение. 
6. формирование чувства долга пред родными, семьей, Родиной. Воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем.
Выпускник начальной школы – это личность, способная ориентироваться в современном обществе.
  Составляющие личности выпускника школы первой ступени:
И н т е л л е к т у а л ь н о е р а з в и т и е – образованная интеллектуально развитая личность. 
З д о р о в ь е – знающая основы здорового образа жизни
П р а к т и ч н о с т ь – считающая труд основой жизни
С а м о р а з в и т и е – имеющая свой взгляд на жизнь, стремящаяся к самосовершенствованию. 
Н р а в с т в е н н о с т ь – стремящаяся к гуманности и милосердию, проявляющая заботу о тех, кто дал жизнь и обеспечивает сохранение здоровья. 
Г р а ж д а н с т в е н н о с т ь – личность, любящая свою малую и большую Родину.

Школа Самоутверждения (среднее звено).


ЦЕЛЬ: поддержка ученика в развитии своего Я.


ЗАДАЧИ:
1. развитие познавательной активности и культуры умственного труда
2. воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья
3. воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства
4. развитие способностей налаживать свою жизнь в обществе, обогащая свой внутренний мир
через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельности
5. приобщить детей к общечеловеческому этикету и овладению им; 
  формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
6. развить потребности к изучению истории своей Родины, своего народа. 
  7. Изучение и развитие национальных традиций
Выпускник основной школы – это личность, способная ориентироваться в современном обществе.
Составляющие личности выпускника основной школы:
И н т е л л е к т у а л ь н о е р а з в и т и е – образованная интеллектуально развитая. 
З д о р о в ь е – знающая основы здорового образа жизни. 
П р а к т и ч н о с т ь – считающая труд основой жизни; обладающая основами экономических знаний..
С а м о р а з в и т и е – имеющая свой взгляд на жизнь; стремящаяся к самосовершенствованию.
Н р а в с т в е н н о с т ь – стремящаяся к гуманности и милосердию; проявляющая заботу о тех, кому обязан жизнью и здоровьем. 
Г р а ж д а н с т в е н н о с т ь - личность, любящая свою малую и большую Родину.

Школа выбора и самоопределения ( старшее звено). 


ЦЕЛЬ: психолого-педагогическая помощь в формировании самостоятельности, самоорганизации, самоопределения,самоутверждения.


ЗАДАЧИ: 
 1. формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие
  познавательных способностей.
 2. формирование стремления к здоровому образу жизни; осознание здоровья как 
  одной из главных жизненных ценностей.
 3. становление активной жизненной позиции, формирование потребности к
  самосовершенствованию и саморазвитию
 4. расширение представлений о социальном устройстве жизни через формирование
  знаний об образе жизни человека и способах существования
 5. формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к  общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение этих ценностей.
 6. от воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию 
  гражданского самосознания.
Выпускник средней школы – это личность, способная ориентироваться в современном обществе.
Составляющие личности выпускника средней школы:
И н т е л л е к т у а л ь н о е р а з в и т и е – образованная, интеллектуально развитая. 
З д о р о в ь е – знающая основы здорового образа жизни
П р а к т и ч н о с т ь – считающая труд основой жизни; обладающая основами экономических знаний.
С а м о р а з в и т и е – имеющая свой взгляд на жизнь; стремящаяся к самосовершенствованию.
Н р а в с т в е н н о с т ь – стремящаяся к гуманности и милосердию; проявляющая заботу о тех, кому обязан жизнью и здоровьем.
Г р а ж д а н с т в е н н о с т ь – личность, любящая свою малую и большую Родину.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ


Управление.
1.Развитие управленческих структур: 
  а) ученическое самоуправление
  б) Совет школы
2. Расширение зоны воспитательного пространства.
3. Диагностика деятельности педагогов.


Развитие системообразующей деятельности: интеграция познавательной деятельности в учебной и  вне учебной  работе.
1.Развитие форм и методов познавательной деятельности.
2. Развитие сети факультативов и кружков.
3.Организация летного труда и отдыха.
4.Профориентационная деятельность.
5.Конкурс «Ученик года».
6.Рейтинг «Лучшая десятка».
7.Предметные недели, конкурсы.

Развитие содержания образования .
1.Интеграция внутри-и межпредметная.
2.Обучение по альтернативным учебникам и программам.
3.Включение в урочную деятельность методов внеклассной работы: а).парная, групповая; б)игровая; в) нетрадиционные формы уроков.


Развитие педагогической системы
1.МО педагогов-предметников, классных руководителей.
2.Школа начинающего классного руководителя, учителя.
3.Творческие группы учителей.


Контроль и коррекция.
1.Анализ и оценка планов и программ воспитательной работы.
2.Корректировка планов и программ.


Создание условий для развития учащихся.
1.Доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
2.Создание материально-технической базы.
 3.Тесная связь семьи и школы.
4.Взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы.
5.Работа с активом учащихся.
6.Посещение и анализ внеклассных мероприятий.


Организация дополнительного образования в ОУ.
 В школе, дома, на улице дети получают богатейший опыт отношений с людьми, обществом, природой. Если можно спрогнозировать влияние школы и семьи на ребенка, то влияние улицы спрогнозировать невозможно. Именно поэтому свободное время, которое дети проводят вне школы и семьи, вызывает у педагогического коллектива серьезное опасение. Решить эту проблему нам помогает система дополнительного образования, цель которой – создание условий, в которых максимально реализовывались бы потенциальные возможности каждого субъекта воспитательного процесса.
 В школе создана сеть постоянно действующих факультативов, творческих коллективов, спортивных секций.
     Процесс развития воспитательной программы неоднозначен, но цель его одна: движение от разрозненных воздействий всех служб, призванных работать со школьниками, к целостному саморегулирующемуся воспитывающему организму.


Роль классного руководителя в организации воспитательного процесса
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
-организует разнообразную деятельность в классе;
-заботится о развитии и здоровье ребенка;
-помогает учащимся в решении возникших проблем.

  Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.


1.Непосредственное воздействие на ученика:
-изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;
-программирование воспитательных воздействий;
-реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.


2.Создание воспитывающей среды:
-сплочение коллектива;
-формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
-включение учащихся в различные виды социальной деятельности; 
-развитие детского самоуправления.


3.Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
-социальная помощь семье;
-взаимодействие с педагогическим коллективом;
-коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
-нейтрализация негативных воздействий социума;
-взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
 Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, овладевать современными методами воспитания детей.
  Методическая помощь оказывается через заседания МО, психолого-педагогические семинары, педсоветы, совещания, курсы повышения квалификации, городские семинары по воспитательной работе. Огромна роль самообразования.


     Развитие ученического самоуправления.
  Цель организации деятельности органов детского самоуправления в обучении детей основам демократических отношений в обществе, обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Основной структурной единицей в школе является классный коллектив. Формы организации их жизнедеятельности разнообразны. Некоторые классные руководители работают по традиционной системе, другие создают индивидуальные программы воспитательной работы с классом.
. Пройдя длительный путь поиска управленческих структур, советы дела всех уровней пришли к единому решению о создании Школьной Ассоциации нового Самоуправления . Это самостоятельная неформальная организация учащихся школы, которая создана, чтобы содействовать динамичному личностному развитию каждого ученика школы.

Социальное сопровождение программы.


Цель: формирование у учащихся отрицательного отношения к нарушению норм общественного поведения.


Задачи: 
 - Повышение уровня правовой культуры учащихся.
 - Предупреждение ранней дезадаптации учащихся начальной школы.
 - Профилактическая работа с учащимися и родителями по предупреждению
  правонарушений.
 - Оказание адресной помощи.


Содержание: выявление и коррекция уровня правовой культуры учащихся, работа с родителями, профилактические беседы, оказание помощи учащимся и родителям в личностно-кризисных ситуациях.
Виды воздействия: беседы, тренинги, анкетирование.
Результат: сокращение пространства девиантного поведения учащихся.

Методическое обеспечение программы.


Цель: обеспечение современного качества компетентности классных руководителей.


Задачи: 
Создание условий для эффективной работы методического объединения классных руководителей, социального педагога и психолога.
Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, дискуссий, семинаров по проблемам воспитания, обучения на усах повышения квалификации.
Оказание методической помощи классным руководителям в решении воспитательных задач. 


Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:
- диагностическая;
- прогностическая;
- адаптационная;
- инновационно-развивающая;
-организационно- педагогическая деятельность;
- информационно-аналитическая. 
Принципы работы:
- демократичность;
- научность;
- системность;
- открытость;
- целенаправленность;
- принцип конкретности и интеграции;
- оперативность и гибкость.
Формы организационной работы:
Аналитико- диагностическая деятельность:
 наблюдение; тестирование; соцопросы; анкетирование; проектирование; консультирование; анализ.

Содержание: освоение технологий воспитания ( КТД, игровых, шоу-технологий т др.) и применение их на практике. Отбор содержания воспитательной деятельности, соответствующего культурному, возрастному уровню учащихся.
Виды взаимодействия: семинары, методические объединения, дискуссии, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинги, открытые воспитательные мероприятия, планерки, совещания при директоре, самоанализ, самоотчеты.
Результат: удовлетворенность классных руководителей занятиями и практическое использование обсуждаемых материалов в работе с учащимися класса, гласность, ритмичность в работе, коррекция и устранение недостатков, скоординированность и согласованность в действиях.


Мониторинг.


Цель: выявление качества воспитательной работы.


Задачи:
  Определение уровня воспитанности учащихся.
  Выявление достоинств и недостатков в педагогической компетентности.
  Определение степени удовлетворения социального заказа.


Содержание: осуществление диагностики развития личности школьников, практическая апробация параметров и критериев оценки работы классных руководителей, анализ развития воспитательной системы.
Виды взаимодействия: совместные исследования психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей. Представление результатов мониторинга на М/О классных руководителей, оперативных совещаниях, педсоветах.
Результат: мониторинговые исследования определяют текущие проблемы воспитательной работы, позволяют совершенствовать ее.

Условия эффективной реализации программы:
• программа предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на подготовку к самостоятельной взрослой жизни, на становление ученика как личности;
• она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;
• системность, целенаправленность и регулярность в работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
• обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности;
• помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.


Ожидаемые результаты:
• воспитанник школы – свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой созидательной деятельности и нравственному поведению;

Выпускник школы знающий, жизнеспособный, социально зрелый, политически активный человек.
• построение демократической системы отношений детей и взрослых;
• высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;
• Создание положительной репутации школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...