Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»
методическая разработка по химии (9 класс)

Новак Елена Васильевна

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razr_novak.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Новак Елена Васильевна 

учитель  химии и английского языка

МБОУ Самарской ООШ № 2

Азовского района

Ростовской области

Инновационный опыт

«Проектно – исследовательская  деятельность

– универсальный способ  социализации личности школьника»

 В проекте ФГОС социализация личности обучающегося определена как одна из важнейших задач.

Один из путей решения этих задач является компетентностный подход в образовании. Основной метод реализации компетентностного подхода  проектно исследовательская деятельность, которая способствует формированию нового типа учащегося, обладающего вариациями самостоятельной деятельности. Индивидуальное развитие личности, творческий почин, навык самостоятельности, ориентировка в информационных полях, универсальное умение решать поставленные задачи, социализация требуют развития новых педагогических технологий.

В связи с вышесказанным, актуальность данной работы состоит в том, что проектная это абсолютно современная и мобильная технология, позволяющая решать задачи личностно ориентированного обучения, способствующая формированию КУУД в рамках внедрения ФГОС, что предполагает совершенствование образовательного пространства, определение целей образования, учитывая государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Цель: рассмотреть эффективность использования педагогической модели методом проектноисследовательской деятельности в процессе становления социализации личности  школьника.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • Разработать на основе ФГОС и проверить на практике педагогическую модель формирования социальной компетентности школьника методом проектно исследовательской деятельности в системе урочных и внеурочных занятий;
  • Доказать эффективность использования педагогической модели методом проектноисследовательской деятельности в процессе становления социализации личности  школьника.

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно исследовательской деятельности обучающихся, в решении сопряженных с формированием УУД проблем, которые на сегодняшний день еще не решены в социализации учеников, а также в выработке способов достижения метапредметных результатов образовательного процесса. Благодаря проектно  исследовательской деятельности, обучение и социализация происходит за счет гибкого сочетания интеграции обучения.

  1.  Сущность понятия «исследовательская деятельность»

Сам термин «исследовательская деятельность» имеет полутора столетнюю историю, но в его понимании и определении не существует единогласия.

Имеются различные вариации определений понятия «исследовательская деятельность». Определение, данное в философском энциклопедическом словаре: «исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

«…основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе анализа полученных фактов».  [7]

Другое определение в Российской педагогической энциклопедии: «организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании».  [5]

По мнению А.И. Савенкова: « исследовательское обучение …формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры».  [6]

В целом, для обучающихся, исследовательская деятельность  это стремление выяснить суть явлений, самоосознание значимости знаний, возбуждение интереса к поиску знаний, развитие социальных навыков, свободное занятие интересным делом в собственном темпе, а также самостоятельный перенос создания ориентировки и выполнения действий на любой другой по содержанию материал и получение результата, имеющего реальный социальный и личностный смысл. Процесс личностного развития это внутренний процесс, и, следовательно, учащийся самостоятельно принимает участие в выборе целей совершенствования, последовательности шагов, оценивая свои достижения и их коррекцию. Ценно самостоятельное освоение нового опыта с очевидными или неочевидными результатами, активная позиция учащегося в исследовательском процессе, признание найденного решения окружающими, развитие социальных навыков.

  1.  Содержание и структурные компоненты педагогической модели

 Схема структурных компонентов педагогической модели изображена на рисунке 1.  

Рис. 1 Схема педагогической модели

     

Внеурочная и кружковая деятельность: конференции, викторины,  олимпиады,

  • конкурсы,
  • квесты,
  • тесты,
  • ролики,
  • топики,
  • презентации,
  • походы,
  • поездки,
  • экскурсии,
  • предметные недели,
  • марафоны

Волонтерство (посещение Самарского Дома инвалидов, детских садов «Тополек» и «Маячок»):

Программы и презентации:

  • «Новый год;
  • «Наши герои, «Здоровое питаниеактивное долголетие»;
  • «Вода»,
  • «ЗОЖ»

Предметная деятельность:

  • уроки  путешествия, лекции, семинары, презентации, экскурсии,
  • урок  исследование,
  • уроклаборатория,
  • урок – творческий отчёт,
  • урок изобретательства,
  • урок  «Удивительное рядом»,
  • урок фантастического проекта,
  • урок  рассказ об учёных,
  • урок открытых мыслей,
  • урок  защита исследовательских проектов, урок экспертиза,
  • урок  «Патент на открытие»

                                       

ПРОЕКТ

Последовательность этапов выполнения проекта

1.Формулирование цели.

Общая модель этого пункта:

определение проблемы, требующей решения;

самостоятельный сбор данных (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.);

рассуждение об используемых методах (социологический опрос респондентов, эксперимент и пр.)

2.Проектный поиск. Руководитель - учитель.

Общая модель  этого пункта:

проводится эффективное доказательство предложенной гипотезы путем дополнительно собранного материала, уточняем какие-то теоретические данные, отбираем методическую литературу,подбираем  нормативно — техническую документацию (ГОСТы)

3.Оформление результатов.

Общая модель этого пункта:

полученные результаты конкретно разбираются и рассматриваются предложения их оформления. Вариации способов различны: презентация, реферат, логическое обоснование, проект, доклад, публикация на школьном сайте и т.п. Изначально подготавливается черновик

4.Обсуждение результатов работы.

Общая модель этого пункта:

 защита разработанного продукта в классе, затем на школьной конференции, наиболее удачные работы конкурсантов  могут принять участие в конкурсах разных уровней. При обсуждении в жестко регламентированное время, (обычно 5-7 минут)

5.Рефлексия. 

Общая модель этого пункта:

переосмысливание учеником своих действий, несколько раз рассчитывает, что можно было сделать лучше, где-то выполнить часть иначе. Это происходит при окончательном завершении проекта, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, "Чему я научился, достиг, сделал?",

Проблема поиска новых форм организации исследовательской деятельности и разработка педагогической модели возникла в связи с тем, что три года назад в школе организовалась группа волонтеров под моим руководством. И одним из направлений работы этой группы стала исследовательская деятельность по различным направлениям. Основным объектом деятельности выступила социальная среда (природный и социальный ландшафты). Для осуществления выполнения работы в части формирования опыта и навыков исследовательской деятельности школьников был смоделирован учебный процесс так, чтобы все учащиеся были вовлечены в эту работу, как на уроке, так и во внеурочных формах организации, с учетом их психологических и физиологических особенностей. По последним данным, более 90% детей в России имеют различные отклонения в состоянии здоровья, [1] которых необходимо развивать по особому индивидуальному образовательному маршруту, сделать обучение соответствующее природе развивающегося организма. В моем классе 30% таких ребят. Обычно таким ребятам приходят на помощь и их родители. Они помогают подготовить вырезки, рекламки с указанием источника, и по мере накопления, если у детей есть на тему, которая рассматривается, соответствующий материал, они представляют интересными сообщениями, самые уникальные, представляются на Предметной Неделе.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен иметь возможность развиваться и получать образование.

В работе опираюсь на научные исследования в области новых образовательных технологий Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии», труды  Огородниковой Н.В. [3]

 Формы организации – это инструментальная часть исследовательской деятельности, они отбираются в данный конкретный период и достигают цели именно этого периода в данной ситуации относительно конкретных учащихся.

К примеру, проектно  исследовательская технология имеет свою инвариантную структуру, но формы будут зависеть от целей данной темы, возраста учащихся, подготовленности класса, материальной базы и др. У старшеклассников тема может быть раскрыта в форме дискуссии, а если в классе имеются интересующиеся ученики, то урок может быть проведен в форме самоуправления, в котором имеет место присутствовать химический эксперимент для доказательства своих доводов. В классе, где по большому счету мало увлеченных учащихся, часто применяется игровой метод, в вот форма лекции, проведенная с элементами беседы и хорошо иллюстрированным материалом, подкрепленная презентацией, выбирается в неподготовленном классе. Одна из особо любимых и активных форм  виртуальные Интернет  экскурсии.

Каждый учащийся  член коллектива, поэтому достаточно часто педагогический процесс организуется как коллективная деятельность, где школьник самостоятельно формулирует для себя проблему и видит ее по-своему.

Просмотрим основные моменты. Базовые исследовательские умения формируются на уроке. Исследовательские умения, в большей степени, развиваем во внеурочной форме.

Известно, что учащиеся неодинаково воспринимают, усваивают одну и ту же информацию. Поэтому, даже имея небольшой запас знаний, не каждый может ими воспользоваться с достаточной глубиной и самостоятельностью. Полному восприятию материала может способствовать особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления интегрированный урок.

 Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция.

Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Приведем конкретный пример занятия, которое разработано в соавторстве с учителем математики нашей школы С.А. Макаренко. Например, в рамках работы над темой «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем, 9 класс» (для подготовки к ОГЭ) применяем корзину идей.  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей. К примеру, решение системы неравенств связываем с их практическим применением (химический опыт). Демонстрируем, как неравенства связаны с химией, а так же, как их можно применить в повседневной жизни. Конспект открытого занятия в 9 классе "Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем опубликован в сборнике «Горизонты педагогики», http://pedgorizont.ru/. Самое узкое место интегрированного урока это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Интегрирование проектов повышает интерес к предметам. Чтобы помочь своим ученикам глубже познакомиться с заинтересовавшими их дисциплинами, изучить предмет на более высоком уровне, предпринимаю следующие шаги: обсуждаю дополнительные материалы на уроках: важно встраивать первые шаги в саморазвитии ученика в обычный школьный процесс: время от времени предлагаю, ситуационные задачи, которые заинтересовывают ребят, уделяющих мало внимания школьной программе. Любой ученик в классе может проявить смекалку и предложить красивую идею. Задача учителя — заметить это и помочь ребенку довести свою догадку до полного решения задачи. Интересующимся ребятам можно предложить решить задачи, которые объединяют сразу несколько естественнонаучных предметов.

Таким образом, развивать умения должен не один учитель, а вся команда единомышленников, работающая в классе. Только тогда будет результат. [4]

3. Проектно – исследовательская деятельность как способ формирования социально активной личности

Проектно – исследовательская деятельность, несомненно, дает положительные результаты во всех отношениях: развитие творческого потенциала у обучающихся, рост и развитие различных компетенций.

Имеющиеся трудности при использовании данной методики состоят в том, что для выполнения творческих работ необходим определенный жизненный опыт. Многие школьники талантливы и могут стать успешными в математике, информатике, физике, химии, биологии и других естественнонаучных дисциплинах. Как правило, препятствиями для глубокого составления проекта служит нехватка не только базовых знаний по предмету и все это восполняется самостоятельно, но и жизненного опыта.

На мой взгляд, для того чтобы школьник разработал достойный проект, необходимо создать среду, которая помогла бы ему получить этот опыт.

К примеру, мы вместе со школьниками создаем социально-экологические проекты «Здоровое будущее!», «Здоровый образ жизни  путь к успеху!» при изучении темы «Вода»; «Соль в жизни человека», «Правильное питание» при изучении темы «Соли». Ребята публично представляют свои проекты в разных сообществах. В этих проектах принимают участие не только ученики, но и родители, педагоги. Те ребята, которые проявляют себя в качестве лидеров, отправляют свои работы на конкурс лидеров всероссийской социальной акции, задача которой  сформировать потребность в здоровом, активном образе жизни у школьников и их родителей. Лидерам необходимо ознакомить учащихся с основами здорового образа жизни, сформировать позитивное отношение к здоровьесбережению, к сохранению своего здоровья, расширить представления учащихся о нравственных ценностях и семейных традициях, построить собственную траекторию формирования здоровья, принципов ведения здорового образа жизни, пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся своей образовательной организации и жителей региона, проявлять инициативу и активную жизненную позицию в вопросах здоровьесбережения. Три года подряд наши ребята становятся победителями федерального этапа конкурс “Лидер” и выигрывают путевки  в международный лагерь “Артек”.

Этот вид деятельности помогает ребятам подготовиться к будущей профессии, он выравнивает шансы попасть на программу для ребят, которые учатся в крупном городе и ходят на кружок, и ребят, которые живут в маленьком городке или селе и не имеют возможности заниматься предметом углублённо. На конкурс ученики представяли работы на английском языке. Кроме этого, ребята стали активными участниками викторин, конкурсов, олимпиад, конференций, онлайнтестов, видеобесед игр. Активность детей увеличивается с каждым годом. Только в этом учебном году все ребята кружка «Лидер» приняли участие в видеобеседеигре «Добрым словом друг друга согреем», в онлайнквесте «Дорогою добра», «Узнаем друг о другеузнаем друг от друга»,  в правовом путешествииквесте «Твои права от А до Я», в онлайн викторине «Назад в СССР», «В семье единой»,   в онлайн тесте «День рукоделия», этнографическом и экологическом диктантах, в конкурсе «Спасибо, мама!», посвященном дню Материказачки и т.д.  

В этом году мной успешно окончен  курс «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности)» Федерального проекта «Учитель будущего» и некоторые материалы курса, на мой взгляд, наиболее ценные и редко встречаемые в методической литературе, использую в своей педагогической деятельности. Для диагностики и отслеживания результатов использую рабочие листы, спецификации работ, ситуационные задачи, задания, опубликованные на сайте https://elearning.dppo.edu.ru 

Таблица 1 Рабочий лист “Анализ результатов выполнения работы по оценке сформированности у обучающихся 8 классов метапредметных познавательных умений ”. Спецификация работы

№ задания

Тип

Код

Контролируемые УУД

Балл

1

ВО

5.1

Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

1

2

ВО

5.1

Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

1

3

ВО

5.1

Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

1

4

КО

3.6

Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

1

5

ВО

4.2

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.)

1

6

ВО

4.2

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.)

1

7

ВО

5.1

Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

1

8

ВО

5.2.3

Подбирать необходимое оборудование (измерительные приборы)

1

Таблица 2  Аналитическая форма по выполнению заданий работы

Идентификация участника (№ по списку в журнале)

Выполнение отдельных заданий работы

Процент выполнения участником диагностики

1

2

3

4

5

6

7

8

Средний в классе процент выполнения задания, %

Средний в классе процент выполнения …%

Выводы:___________________

Полезный ресурс для педагогических работников, задачи в сборнике могут послужить источником идей для проектных работ:

  1. Сборник: Химический турнир 8 – 11 классы/ Г.Ю.Алешин, В.В.Королев, А.А. Чепига. – М.:Просвещение, 2018.
  2. Учебное пособие: Биохимия.10 – 11 классы: учебное пособие для общеобразовательных орг./ Н.В. Антипова, Л.К.Даянова, А.А.Пахомов, Д.С.Третьякова —М.: Просвещение, 2019
  3. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015
  4.  Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для   учителя. – М.: Просвещение, 2011.

В результате обобщения опыта педагогической практики по проблеме использования проектной деятельности  в системе учебных и внеучебных занятий делаю следующие выводы:

1.Школьник занимает все более активную личностную социальную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад в его осуществление.

При решении практических социальных задач, возникающих в конкретных ситуациях, ученик непосредственно включен в процессы реального взаимодействия с окружающими. Проектно исследовательская деятельность в процессе обучения и воспитания позволяет не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности личности и лично ребятам включиться в социальную проблему местного сообщества.

  1. Проектно – исследовательская деятельность универсальный способ развития социализации школьника.

Данная деятельность может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования.

 Мониторинг и диагностирование результатов педагогической деятельности на протяжении нескольких лет позволили выявить позитивную динамику достижений обучающихся. Некоторые обучающиеся достигли высокого уровня, об этом свидетельствуют их работы, которые были представлены на конкретных примерах, где школьники осознанно использовали знания в различных новых связях, в непривычных учебных и внеучебных ситуациях.

Таким образом, проектно исследовательская деятельность  активный вектор социального формирования личности. Заинтересованность школьника в исследовательской деятельности, способствует развитию самоудовлетворения, а обретение собственного опыта  и является основным аспектом для его дальнейшего самосовершенствования и социализации. 

Нами доказано на практике, что организация проектно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к этой деятельности является одним из наиболее оптимальных способов решения социализации личности. Общеизвестные умения, такие как стратегия своей деятельности, анализирование, синтезирование, толерантное общение в любом коллективе, работа в команде обязательно понадобятся каждому выпускнику. 

Таким образом, вышеуказанная педагогическая модель может выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на любом этапе обучения и она является универсальным способом социализации личности школьника.


  1.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Грибнева, Н.Н. Педагогическая физиология [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Грибнева. – Тюмень: Изд–во Тюменского Государственного университета, 2013. –168с. – С.97.
  2. Мерещякова, Л.М. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий [Текст] / Мерещякова Л.М., Шалашова М.М., Оржековский П.А. // Химия в школе. – 2013. –№ 1 –С.9-10.
  3. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: монография. – М.: Издательство «Прометей», МПГУ, 2006. – 224 с.
  4. Поташник, М.М. Освоение ФГОС [Текст]: методические материалы для учителя / М.М. Поташник, В.М. Левит. – Изд – во: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.
  5. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: справ. Лит – ра в 2–х т. / В.В. Давыдов. – М.: Большая рос. энцикл, 1993. –Т. 2. – 1160 с.
  6. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А.И. Савенков. // Директор школы. М.: Сентябрь, 2003.  Вып. 8. –С.29–39. – Библиогр: с. 204. 
  7. Философский энциклопедический словарь [Текст]: справ. Лит – ра / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв [и др.] – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
  8. https://elearning.dppo.edu.ru Федеральный проект “Учитель будущего”

(дата обращения 10.09. 2020).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...

«Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС»

laquo;Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС» как подобрать нужные средства для организации уроков...

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности все более высокие требования. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать. В решении этой ...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...