Социализация воспитанников в условиях здоровьесберегающего пространства через работу Центра «Уют»
статья на тему
«Труд источник всякого богатства.
Он первое и основное условие
Всей человеческой жизни»
Ф. Энгельс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация воспитанников в условиях здоровьесберегающего пространства через работу Центра «Уют»
Опыт работы
инструктора по
Труду
Медведевой О. Г.
«Труд источник всякого богатства.
Он первое и основное условие
Всей человеческой жизни»
Ф. Энгельс
На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не вызывает сомнений, что и в будущем этот процесс продолжается.
Актуальность темы заключается в том, что за последнее десятилетие в процессе перехода России к демократической модели общества и рыночной экономике существенно изменились цели и способы образовательного особенно воспитательного процесса. В настоящее время ставиться цель формирование здоровой, свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного развития.
Соответственно новым целям и в соответствии с законом «Об образовании» меняются способы организации учебно- воспитательного процесса: получает развитие вариативность образования, на первый план выходят здоровье сберегающие, развивающие и личностно – ориентированные педагогические технологии.
Как мы знаем, что в нашем учреждении, обучаются далеко не самые сильные и воспитанные учащиеся. Это дети, не редко обделенные внимание взрослых людей, и чаще всего с ослабленным здоровьем и «клубком» психологических проблем, главные из которых – затруднения в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.
Хочется выделить основное противоречие, решаемое мною в процессе работы: между сегодняшней жизнью воспитанников и необходимостью подготовки их к взрослой жизни в быстро меняющимся мире и рыночном отношении (между средой и личностью).
Решить в какой – то степени эту задачу поможет формирование мотивации учащихся к качественной подготовке к самостоятельной жизни в современных условиях. В. А. Сухомлинский еще в 60 – е годы писал: «Все наши замыслы, все наши поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Причины отсутствия мотивации связано с рядом причин:
- низкий уровень обучаемости учащихся. Сталкиваясь с трудностями в получении теоретических знаний, многие теряют интерес к обучению.
- высокий уровень личностных проблем (высокая тревожность, неадекватная самооценка, наличие зависимостей и др.) в соответствии с реалиями современной жизни.
- различие в социальном уровне
-высокий процент учащихся со слабой нервной системой.
Мотивация – это побуждение к действию. Формирование ее имеет много путей. В решении данной педагогической задачи отталкиваюсь от причин, породивших эту проблему.
Во – первых, важно качественно организовать учебно – воспитательный процесс, тем самым способствуя формированию мотивации учащихся к обучению.
В понятие качественная организация учебно – воспитательного процесса входит следующее:
- Создание комплексного методического обеспечения проводимых занятий.
Продумывание всех действий, использование наглядного материала позволяет избегать пустой потере времени и поддерживает интерес обучаемых. По каждой теме накапливаю материалы, создаю тематические папки. Большую помощь оказывают в работе технологические и инструкционные карты. Их применение облегчает усвоение материала воспитанниками (см. прил. №1).
- Адаптация учащихся к условиям производственной деятельности
Очень важно, чтобы учащиеся как можно раньше получали навыки социальной адаптации, которые смогли бы в дальнейшем помочь им найти свое место в жизни.
Учащиеся помогают в уборке урожая, утепляют окна, проводят побелку, генеральные уборки помещений, приобретают навыки ухода за одеждой и обувью, учатся приготовлению пищи. Изготовление подарков своими руками для пожилых людей, своих близких позволяет почувствовать себя значимыми, повышает самооценку ребят. Мне важно добиться понимания у детей, что помощь слабым выходит на одно из первых мест в шкале человеческих ценностей! Это одно из главных условий нравственного здоровья наших воспитанников.
- Формирование творческой и познавательной активности учащихся.
Я стремлюсь создать такую обстановку на занятиях, чтобы возникла положительная мотивация учебной деятельности. В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, которые позволили бы решить эту проблему.
В свое работе использую элементы технологии полного усвоения знаний, элементы модульного обучения, широко использую в своей практике метод проектов (см.прил. №2), метод Онунева «Учу не уча».
Использование нетрадиционных форм занятий способствует активизации учащихся, формированию умений ориентироваться в окружающей действительности, развитию творческих способностей личности, развивает интерес к учебе и занятиям.
В педагогической практике действует более трех десятков видов нетрадиционных уроков. Некоторые их виды я применяю. Эти занятия увлекают воспитанников своей необычностью проведения, приносят удовлетворением им и мне, расширяет кругозор, развивает наблюдательность и смекалку, дети находятся в более благоприятных, комфортных условиях, которые благоприятно воздействуют на психическое здоровье и эмоциональное состояние ребенка. В своей работе широко применяю ролевые и деловые игры, где воспитанники разыгрывают различные роли, проявляя артистизм и находчивость. Так – как по словам Сухомлинского В. А. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного и физического развития».
Широкое применение на моих занятиях находит метод проектов. Участие в проектировании развивают у ребят исследовательские и творческие способности, умение самостоятельно планировать свою работу, развивают коммуникативные качества воспитанников (см. приложение).
В центре создаются благоприятные психологические условия, которые способствует социальной адаптации воспитанников.
Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни - это наша основная задача.
Итак, социализация воспитанников в условиях здоровьсберегающего пространства это не только научить детей обслуживать себя и приводить в порядок свой быт, но в первую очередь приучить ребенка следить за своим здоровьем. Внушить что самая большая ценность в жизни каждого – это Здоровье.
Моя педагогическая и методическая и методическая работа на этом не заканчивается. Перед собой ставлю цель – привести свои знания, умения, свой педагогический опыт и наработки в стройную систему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"
Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...
Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...
программа по социализации воспитанников в условиях детского дома
Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...
опыт работы по теме "Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы"
используется в системе работы классного руководителя...
К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении (учитель технологии МОУ « СОШ № 14» Бикметова В.Н.)
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед шко...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС (из опыта работы).
О тесном сотрудничестве учителя-логопеда с родителями, в каких формах это осуществляется и об организации педагогического просвещения родителей....
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра
Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию ...