Роль учителя в подготовке будущего гражданина России
статья на тему
На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. Воспитание гражданина — главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школой и семьей, всем обществом. Особая роль в формировании гражданина принадлежит учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumenko_e._m._rol_uchitelya_v_podgotovke_budushchego_grazhdanina_rossii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО
ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Науменко Елена Михайловна
Гуманистические и демократические принципы обновления общеобразовательных учреждений, развития гражданского образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях предъявляют к личности учителя высокие нравственные и профессиональные требования, соответствующие социальной и моральной позиции, а также влекут за собой перестройку его сознания с ориентацией на гуманистические, общечеловеческие ценности, на адекватный им стиль педагогической деятельности.
В рамках проблемы развития гражданского образования и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений следует выделить основные этапы педагогического профессионализма учителя.
- Адаптация учителя к профессии (усвоение им норм, менталитета, педагогические приемов и технологий).
- Самореализация в профессии (осознание своих возможностей, индивидуальных особенностей, утверждение индивидуального педагогического стиля).
- Свободное владение профессией на уровне мастерства (усвоение высоких стандартов, осуществление на хорошем уровне образцов педагогической деятельности, социальной и гражданской ответственности).
- Творческий вклад учителя в профессию (обогащение учителем своей профессии за счет личного творческого вклада, создание авторских программ, методик, педагогических технологий; накопление знаний о сущности гражданского образования и воспитания, его формах и методах).
- Проведение учителем диагностики сформированности гражданских качеств у учащихся, определяющих их гражданское поведение и гражданскую деятельность.
Как показывает проводимая в общеобразовательных учреждениях аттестация учителей, отдельные из них испытывают затруднения в овладении современными социально-политическими, экономическими и юридическими знаниями, что является одной из причин несформированности их высокой собственной гражданской позиции. На мой взгляд, деятельность учителя, способного взять ведущие позиции в гражданском, интеллектуально-культурном и демократическом развитии общества, должна включать, прежде всего, следующие компоненты:
- социально-политический, связанный с формированием на основе личностно-индивидуальных и национальных черт общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, культуры межнациональных отношений;
- морально-психологический, способствующий в мировоззрении учителя формированию высокой гражданственности, потребности и мотивов гражданской деятельности в обществе;
- общенаучный и общекультурный, обеспечивающий овладение основами фундаментальных наук, теориями и концепциями, связанными с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приобщением его к национальной и мировой культурам;
- психолого-педагогический, позволяющий учителю познать психолого-педагогические знания, историю отечественного и зарубежного педагогического опыта, образовательных систем, современных философско-педагогических теорий, формировать новый стиль педагогического мышления, а также вооружаться знаниями о сущности гражданского образования и воспитания. Данный компонент располагает большими возможностями к самовоспитанию и самообразованию учителя, наработке дидактических, диагностических, конструктивно-педагогических и других умений к анализу своей деятельности и процесса гражданского образования и воспитания учащихся;
- предметно-методический, ориентирующий учителя на овладение знаниями и умениями в конкретной предметной области.
Содержание гражданского образования определяется новыми подходами в дидактике обучения, ролью учителя и воспитателя в формировании юных граждан. Вот почему проводимые уроки обязаны научить учащихся не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе текущих событий и явлений, находить причинно-следственные связи между историческими процессами и общественными явлениями, отделять существенное от второстепенного. Важная роль уроков, как и внеклассных, внешкольных мероприятий воспитательного характера — это способность социализации вступающего в жизнь юного гражданина, самоопределению его как личности, пониманию своего места в обществе, ориентации на общечеловеческие ценности, пробуждению в нем «социальной памяти», формированию осознанного гражданского долга.
Среди первостепенных задач современного учителя — воспитать гражданина активного, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, истинного патриота. Выполнение этих задач невозможно без того, чтобы ученик не получил за время обучения полноценные знания, как основы нового исторического мышления и гражданского становления. При этом следует признать за учеником право на собственное мнение, оценку событий, явлений, поступков и действий. Несогласие с позицией учителя должно рассматриваться как нормативное явление. Учитель обязан доказывать, а не навязывать свои суждения, оценку событий и фактов.
Надлежит не забывать и о такой позиции учителя, как «не нагрузить» ученика теми или иными знаниями, а обеспечить его вступление в личностно-нравственный диалог с миром. Это предполагает и формирует в итоге личную позицию учащегося, что способствует оптимизации гражданственности как регулятора гражданского поведения.
Обучение и воспитание следует строить так, чтобы они составляли органическое единство, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания, придавая ему развивающий и воспитывающий характер. Поэтому очень важно не только дать знания учащимся, но и дать им возможность думать самостоятельно, иметь свою индивидуальную точку зрения, однако, памятуя быть терпимыми к другой. Формирование у учащихся умения разрешать конфликты, готовности выслушать чужое мнение, способности к критическому мышлению — необходимые условия воспитания высокой гражданственности, превращения конкретных действий в поступки и привычки поведения.
Практика работы российских общеобразовательных учреждений подтверждает, что традиционные формы и методы работы учителя сегодня уже не могут привести к желаемым результатам, необходимо пересмотреть теоретико-методологические подходы к воспитанию гражданственности у подрастающего поколения, попытаться осознать имеющийся в историческом аспекте социальный и педагогический опыт, раскрыть его перспективы, найти новые более эффективные формы этой важной работы. Воспитание юного гражданина — процесс не только целостный, но и сложный. Его нельзя подменять одним нравственным просветительством, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание подрастающего поколения возможно только на основе единства мысли и действий, убеждений и поступка, сознания и поведения, а это создает возможности вступить в жизнь истинным гражданином.
Таким образом, в формировании гражданина особая роль принадлежит учителю. Опыт убеждает, что влияние его на ученика во многом зависит от самого учителя. И чем выше его авторитет, тем весомее каждое его слово и действие в становлении юного гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Роль школы в подготовке будущих кадров для агропромышленного комплекса Татарстана.
Организация производственного труда, несмотря на определенные сложности, — один из самых интересных, экономически эффективных и педагогически значимых способов воспитания социальной компетентности по...
Роль деятельностного подхода на уроках обществознания в развитии и воспитании духовно-нравственной личности гражданина России и особенности его реализации
Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаива...
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...
Роль учителя в воспитании гражданина.
Содержание исторического образования направлено на изучение экономической и политической обстановки, но должно способствовать уважению наследия....
Статья "Роль ученических социальных проектов в воспитании гражданина России"
Обобщение личного опыта по воспитанию патриотизма, чувства гражданской ответственности у обучающихся...