Роль учителя в воспитании гражданина.
статья по истории (11 класс) на тему
Содержание исторического образования направлено на изучение экономической и политической обстановки, но должно способствовать уважению наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя истории в воспитании гражданина России.
Выступление учителя истории
ГБПОУ ИМТ
Тома Натальи Анатольевны
Содержание школьного исторического образования должно быть направлено не только на вопросы правового, экономического характера, но и способствовать формированию уважения к историческому и культурному наследию народов России. Историка-обществоведа – уже считаю воспитателем духовности, нравственности, патриотизма.
Для повышения эффективности преподавания истории я использую такие методы:
- Стараюсь проводить интегрированные уроки истории и литературы, русского языка, экономики, МХК, музыки.
- Учебно-методический комплекс, фотодокументы, презентации, кинофрагменты, аудиозаписи.
- Внеклассная работа: классные часы, вечера, экскурсии в музей и по историческим памятным местам (происходит интенсивный процесс духовного обогащения).
- Считаю, что на воспитание 30% влияет личность учителя, его яркое слово.
Гражданская позиция, высокий нравственный уровень поведения. Но хранить духовный огонь, свято оберегая нам, приходится на семи ветрах.
Что составляет трудности:
- сложная среда в стране, следовательно, и нам трудно в нестабильное время воспитывать гордость за народ и его историю, работать убедительно.
- отрицательные жизненные примеры семей, где важными считаются меркантильные вопросы.
- средства массовой информации часто несут антиморальную направленность, отрицают идеалы, раскрывают мир, где правят власть, деньги, сила.
- да и современные учебники часто переписываются, дают мало заданий, имеющих воспитательно-нравственный характер.
- недостаточное внимание уделяется персоналиям (особенно тема ВОВ), есть цифры, но отсутствует описание подвига, человеческий фактор истории упускается.
- отсюда налицо и духовный кризис молодежи, падение морального состояния, нарушение исторической памяти, забвение традиций, обычаев, ценностей.
Но! Несмотря ни на что мы работаем и добиваемся поставленных целей. Конкретно, на уроках по истории России, при изучении тем ВОВ или Отечественной войны 1812 года, говорю о том, что народ защищал свое Отечество, стараюсь, чтоб оформилось понятие отечество. Учащиеся отвечают:
- место, где родился
- Родина, государство, где корни, отчий дом
Большая и малая родина, где я живу, ее история, культура, традиции.
Когда учащиеся проявляют личное отношение к понятию, восприятием себя как субъекта национальной истории через это происходит духовное обогащение.
Вопросы второй мировой войны, Вов всегда были дискуссионными. Я провожу уроки – семинары, круглый стол «Тайна, в которой война рождалась» (работают учащиеся в группах и индивидуально по опережающим, проблемным заданиям. «Уроки мужества», «Уроки размышления», защита творческих исследовательских работ:
«России верные сыны»
«Их именами названы улицы района»
«Портрет солдата в годы войны»
«Жизнь и быт в условиях военного времени»
«Военная летопись моей семьи»
Работа по таким темам дает понять, что судьба людей связана с судьбой страны. Мои ученики участвуют в краеведческих акциях: «Юность, опаленная войной», «Обелиск», краеведческое движение «Отечество», где неоднократно становились призерами и победителями.
И, конечно, говорим о героизме, готовности к самоотдаче, самопожертвованию, самосовершенствованию. Здесь воспитывается все: и минута молчания, и призыв, и дрожь в голосе. После таких уроков ребята осознают нравственный долг перед поколением ветеранов и людей, переживших эту войну.
При изучении истории в 5-6 классах, проводила уроки-портреты, уроки-конференции «Крещение Руси», «Что дало христианство», «Владимир Мономах и его время». Ребята работают с дополнительной литературой. У учащихся происходит ролевое, собственное отношение к деятельности, исторической личности, отмечают вклад в историю.
Практикум: работа с историческими документами «Поучение Владимира Мономаха». Это ценнейший литературный источник и кладезь морали и нравственности.
Ребята отмечали, что все наставления великого князя актуальны и в наше время. Они вечны: «Не ленитесь на все хорошее». «Почитай отца и мать своих», «Не забывайте того хорошего – что умеете, чего не умеете – учитесь».
Провожу бинарные уроки:
«Человек в культуре Древней Руси», «Культура – душа человечества, а душа бывает полем битвы», где использую исторические прототип героев русских былин – это часть нашей культуры о добре и зле, об идеальном и типичном, где воспета вечная красота и мудрость! (и опять воспитание)
Повышаю интерес ребят ребят к прошлому и настоящему своей семьи, родственников, истории родного края, России. Удачны уроки:
«Поступь истории»
«Откуда мы родом»
«Слава русской старине, слава нашей стороне»
Практикумы «Человечество как сумма поколений», заполнение таблицы
Предки | Современники | Потомки |
Их идеалы, ценности, сходства, различия.
Термин «поколение» относится не только к людям, но и к вещам. И тут ребята заполняют таблицу «Поколение вещей», «История одной вещи» - о чем они могут рассказать? (история судеб людских, память, уважение к минувшему, к родному очагу, дому – семейная реликвия связана с особыми событиями.
Здесь и я привожу свои примеры и бывает для беседы мало одного урока.
Классный час «Старинные праздники на Руси» привлекаю литературные произведения, стихи Бунина, Есенина, Пушкина, Брюсова. Воспитательное мероприятие об этом получается ярче.
Учащиеся узнают о традициях, обычаях нашего народа. Говорю им о том, что они по праву наследников должны воспользоваться этим культурным богатством и приумножать его. Ведь если жива и осознана национальная память, то уже идет незаменимая духовная работа, совершенствуется человек.
Курс обществоведения дает представления о человеке, как субъекте исторического процесса, наделенном свободой, волей, а значит возможностью изменять ход истории, культуре, традиции. А так как сейчас происходит трансформация системы образования, которая включает гуманизацию, социализацию мы должны работать над формированием мировоззрения учащихся, готовить их к жизни в социуме. Ребята учатся воспринимать окружающий мир через мысли, чувства, эмоции. Обществознание содействует выбору правильного поведения, укрепляет межличностные отношения, потребности, которые и влияют на поступки и действия. Провожу деловые ролевые игры:
«Человек среди людей»
«Социальное Развитие общества»
Составляю задания так, чтоб работал весь класс. Это – «Прочитай и подумай», «Познай людей и самого себя», «Постарайся поспорить», провожу анкетирование, письменные опросы, эссе, из которых узнаю нравственные идеалы учащихся. Отмечаю, что души человеческие должны были милосердны.
Провожу уроки – практикумы по теме « Духовный мир личности» и « Диалог культур», где мы принимаем кодекс этики, который формирует толерантное отношение к людям, различающимся по этническим, религиозным и национальным признакам.
И может сегодня мы от духовной порчи уже кого-то не спасем, но судьба детей, а значит и будущее России пока зависит от нас. Поэтому нужно самим хранить духовным огонь «Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах, доверенных тебе и награды не ищи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников
В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориент...
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...
Статья "Роль ученических социальных проектов в воспитании гражданина России"
Обобщение личного опыта по воспитанию патриотизма, чувства гражданской ответственности у обучающихся...
Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота
Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного о...
Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников
В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания преподавателю необходимо добиться уважения и довер...