Роль учителя в воспитании гражданина.
статья по истории (11 класс) на тему

Тома Наталья Анатольевна

Содержание исторического образования направлено на изучение экономической и политической обстановки, но должно способствовать уважению наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя истории в воспитании гражданина России.

Выступление учителя истории

                                         ГБПОУ ИМТ                      

                                  Тома Натальи Анатольевны

Содержание школьного исторического образования должно быть направлено не только на вопросы правового, экономического характера, но и способствовать формированию уважения к историческому и культурному наследию народов России. Историка-обществоведа – уже считаю воспитателем духовности, нравственности, патриотизма.

Для повышения эффективности преподавания истории я использую такие методы:

  1. Стараюсь проводить интегрированные уроки истории и литературы, русского языка, экономики, МХК, музыки.
  2.  Учебно-методический комплекс, фотодокументы, презентации, кинофрагменты, аудиозаписи.
  3.  Внеклассная работа: классные часы, вечера, экскурсии в музей и по историческим памятным местам (происходит интенсивный процесс духовного обогащения).
  4.  Считаю, что на воспитание 30% влияет личность учителя, его яркое слово.

Гражданская позиция, высокий нравственный уровень поведения. Но хранить духовный огонь, свято оберегая нам, приходится на семи ветрах.

Что составляет трудности:

  - сложная среда в стране, следовательно, и нам трудно в нестабильное время воспитывать гордость за народ и его историю, работать убедительно.

  - отрицательные жизненные примеры семей, где важными считаются меркантильные вопросы.

  - средства массовой информации часто несут антиморальную направленность, отрицают идеалы, раскрывают мир, где правят власть, деньги, сила.

  - да и современные учебники часто переписываются, дают мало заданий, имеющих воспитательно-нравственный характер.

  - недостаточное внимание уделяется персоналиям (особенно тема ВОВ), есть цифры, но отсутствует описание подвига, человеческий фактор истории упускается.

  - отсюда налицо и духовный кризис молодежи, падение морального состояния, нарушение исторической памяти, забвение традиций, обычаев, ценностей.

Но! Несмотря ни на что мы работаем и добиваемся поставленных целей. Конкретно, на уроках по истории России, при изучении тем ВОВ или Отечественной войны 1812 года, говорю о том, что народ защищал свое Отечество, стараюсь, чтоб оформилось понятие отечество. Учащиеся отвечают:

      - место, где родился

      - Родина, государство, где корни, отчий дом

Большая и малая родина, где я живу, ее история, культура, традиции.

Когда учащиеся проявляют личное отношение к понятию, восприятием себя как субъекта национальной истории через это происходит духовное обогащение.

Вопросы второй мировой войны, Вов всегда были дискуссионными. Я провожу уроки – семинары, круглый стол «Тайна, в которой война рождалась» (работают учащиеся в группах и индивидуально по опережающим, проблемным заданиям. «Уроки мужества», «Уроки размышления», защита творческих исследовательских работ:

«России верные сыны»

«Их именами названы улицы района»

«Портрет солдата в годы войны»

«Жизнь и быт в условиях военного времени»

«Военная летопись моей семьи»

Работа по таким темам дает понять, что судьба людей связана с судьбой страны. Мои ученики участвуют в краеведческих акциях: «Юность, опаленная войной», «Обелиск», краеведческое движение «Отечество», где неоднократно становились призерами и победителями.

И, конечно, говорим о героизме, готовности к самоотдаче, самопожертвованию, самосовершенствованию. Здесь воспитывается все: и минута молчания, и призыв, и дрожь в голосе. После таких уроков ребята осознают нравственный долг перед поколением ветеранов и людей, переживших эту войну.

При  изучении истории в 5-6 классах, проводила уроки-портреты, уроки-конференции «Крещение Руси», «Что дало христианство», «Владимир Мономах и его время». Ребята работают с дополнительной литературой. У учащихся происходит ролевое, собственное отношение к деятельности, исторической личности, отмечают вклад в историю.

Практикум: работа с историческими документами «Поучение Владимира Мономаха». Это ценнейший литературный источник и кладезь морали и нравственности.

Ребята отмечали, что все наставления великого князя актуальны и в наше время. Они вечны: «Не ленитесь на все хорошее». «Почитай отца и мать своих», «Не забывайте того хорошего – что умеете, чего не умеете – учитесь».

Провожу бинарные уроки:

«Человек в культуре Древней Руси», «Культура – душа человечества, а душа бывает полем битвы», где использую исторические прототип героев русских былин – это часть нашей культуры о добре и зле, об идеальном и типичном, где воспета вечная красота и мудрость! (и опять воспитание)

Повышаю интерес ребят ребят к прошлому и настоящему своей семьи, родственников, истории родного края, России. Удачны уроки:

«Поступь истории»

«Откуда мы родом»

«Слава русской старине, слава нашей стороне»

Практикумы «Человечество как сумма поколений», заполнение таблицы

Предки

Современники

Потомки

Их идеалы, ценности, сходства, различия.

Термин «поколение» относится не только к людям, но и к вещам. И тут ребята заполняют таблицу «Поколение вещей»,  «История одной вещи» - о чем они могут рассказать? (история судеб людских, память, уважение к минувшему, к  родному очагу, дому – семейная реликвия связана с особыми событиями.

Здесь и я привожу свои примеры и бывает для беседы мало одного урока.

Классный час «Старинные праздники на Руси» привлекаю литературные произведения, стихи Бунина, Есенина, Пушкина, Брюсова. Воспитательное мероприятие об этом получается ярче.

Учащиеся узнают о традициях, обычаях нашего народа. Говорю им о том, что они по праву наследников должны воспользоваться этим культурным богатством и приумножать его. Ведь если  жива и осознана национальная память, то уже идет незаменимая духовная работа, совершенствуется человек.

Курс обществоведения дает представления о человеке, как субъекте исторического процесса, наделенном свободой, волей, а значит возможностью изменять ход истории, культуре, традиции. А так как сейчас происходит трансформация системы образования, которая включает гуманизацию, социализацию мы должны работать над формированием мировоззрения учащихся, готовить их к жизни в социуме. Ребята учатся воспринимать окружающий мир через мысли, чувства, эмоции. Обществознание содействует выбору правильного поведения, укрепляет межличностные отношения, потребности, которые и влияют на поступки и действия. Провожу деловые ролевые игры:

«Человек среди людей»

«Социальное Развитие общества»

Составляю задания так, чтоб  работал весь класс. Это – «Прочитай и подумай», «Познай людей и самого себя»,                       «Постарайся поспорить», провожу анкетирование, письменные опросы, эссе, из которых узнаю нравственные идеалы учащихся. Отмечаю, что души человеческие должны были милосердны.

Провожу уроки – практикумы по теме « Духовный мир личности» и « Диалог культур», где мы принимаем кодекс этики, который формирует толерантное отношение к людям, различающимся по этническим, религиозным и национальным признакам.

И может сегодня мы от духовной порчи уже кого-то не спасем, но судьба детей, а значит и будущее России пока зависит от нас. Поэтому нужно самим хранить духовным огонь «Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах, доверенных тебе и награды не ищи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориент...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...

Статья "Роль ученических социальных проектов в воспитании гражданина России"

Обобщение личного опыта по воспитанию патриотизма, чувства гражданской ответственности у обучающихся...

Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного о...

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания преподавателю необходимо добиться уважения и довер...