Наши трудные дети
статья (5 класс) по теме
Сценарий проведения родительского собрания, посвящённого трудностям подросткового возраста. Дан не только анализ проблем, но и рекомендации конструктивного общения между родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Наши трудные дети (сценарий родительского собрания)
Краснова О.Е.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №166 г.о.Самара
- Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего собрания, может быть и не совсем соответствует возрасту наших деток, но, судя по общению с вами, является актуальной.
- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.
- Вопросы, которые хочу задать вам. Как вы считаете, какого ребёнка можно отнести к трудным детям? Как вы думаете, ваш ребёнок – трудный ? (это провокация, лёгких детей не бывает) В чём причины трудности ребёнка? Как вести себя с трудным ребёнком – яростно бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт и всё образуется? Говорить ли о проблемах в общении с ребёнком с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
- Но для начала составим словесный портрет трудного ребёнка. Можно что-то добавить…
- А теперь ответьте на вопрос, что может стать причиной такого поведения? Ваши версии…
- В классе было проведено анкетирование по следующим вопросам. Позвольте познакомить вас с результатами анкетирования. Обращаю ваше внимание на запреты, которыми дети особенно недовольны.
Что вы думаете о мнении детей?
- Мне хочется познакомить вас с основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание («Сердитое внимание»). Внимание – какое оно ни есть – необходимо ребёнку для его эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Он хочет иметь своё мнение, принимать собственные решения, ведь это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить
- За сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами
- За унижение друг друга членами семьи
- За развод и появление в доме нового члена семьи
- За несправедливость и невыполненные обещания
- За чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу
Причина четвёртая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и учителем, низкая самооценка.
Психологи Адлер и Дрейкус, занимавшиеся проблемами личности, считали, что мотивы поступков, а также поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности.
Поведение подростка строится на основных законах:
- подросток выбирает определённое поведение в определённых обстоятельствах
- любое поведение ребёнка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также :
Ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере – учении
Строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная состоятельность
Вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса – реализация творческого потенциала.
Рассмотрим основные модели поведения подростков.
- Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (ну посмотрите же, какой я!) Активная форма: дразнит, смеётся по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили
Пассивная форма: делает всё медленно (в час по чайной ложке)
Причины:
Взрослые уделяют больше внимания «сердитому поведению»
«Психологический голод», т.е. дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, просто не умеют проявлять нежность, заботу, любовь
Дефицит личного внимания в семье, т.е. они чувствуют себя пустым местом в семье
«Сверхлюбовь – кумир семьи», а отсюда безграничное желание получать максимум внимания.
Родители могут предотвратить такое поведение следующими способами:
-отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение
- учить просить внимания конструктивно (личный пример)
-минимизировать внимание (парадокс – своим вниманием мы закрепляем плохое поведение)
- игнорировать выходку
- удивлять – на выходку ответить выходкой
- отвлекайте подростка, задавая ему вопросы на отвлечённые темы
- обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия
- используйте разрешающее поведение (роняет вилку – устройте соревнование по ронянию вилок)
9. Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти
Активная форма – словесное негодование («синдром хама и синдром адвоката»)
Пассивная форма – «тихое непослушание»
Причины:
- Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав
- Мода на силу учит утверждению «Я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению
- Семейное воспитание
Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности. Имеют своё мнение, честолюбивы – можно строить отношения на равных.
Родители могут предотвратить такое поведение следующими способами:
- уходить от конфронтации к снижению напряжения
- не переходить на личности
- не усиливать напряжения (сарказм недопустим, как и повышенный тон, и демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации, не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивайте на собственной правоте)
- позвольте ребёнку сохранить лицо: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему.
- обсуждайте поступки ребёнка позже – без зрителей
- демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
- Поведение подростка, построенное на проявлении мести
Дети, которые демонстрируют поведение –власть, чаще обаятельные и симпатичные. Как правило, имеют лидерские качества, а мстители выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.
Активная форма – акты физического насилия – против окружения, порчи имущества, психические акты - оскорбления и хамство, невыполнение требований
Пассивная форма – игнорируются все попытки установления контакта
Сильная сторона есть: подростки демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя.
Причины:
- Отражение роста насилия в обществе
- Детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой
- Минимум эмоционального тепла в семье
Родители могут предотвратить такое поведение:
- строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку
- учить конструктивному выражению душевной боли (говори же, когда ты сердита!)
11. Поведение подростка, построенное на избегании неудач
Активная форма – вспышки негодования: не может справиться с чем-либо – выходка
Пассивная форма – откладывание на потом, недоведение до конца пусть лучше мои действия не оценят, зато сохраню лицо, а также временная нетрудоспособность - уход в болезнь (психосоматика, помните?)
Сильная сторона таких детей: они хотят успеха и готовы к сотрудничеству.
Причины:
- Завышенные требования со стороны родителей (они бывшие медалисты или хотели быть таковыми)
- Стереотипы семейного воспитания («Лень раньше меня родилась», я не тупой, а просто ленюсь)
- Перфекционизм – требование от себя и других совершенства (избежать ошибку любой ценой – разве уход от проблемы не выход?)
- Отношения по типу «красного карандаша», т.е. работа не над достоинствами, а над недостатками
Родители могут предотвратить такое поведение:
- поддерживать ребёнка – «ты можешь!»
- помогать в установлении контактов в сфере общения
-развивать навыки, формировать временную перспективу типа «будешь ходить в бассейн – будешь сильным» и т.д.
- в семейном кругу обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи
- санкции за нарушение правил придумывают сами подростки
- объяснить, что ошибки – нормальное явление, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает
- формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребёнок сможет справиться)
-отмечать достижения (экран успехов, звёзды и др.)
Главное – удовлетворить человеческую потребность – быть значительным!
12, 13 Позвольте предложить вашему вниманию Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
- Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (быть значительным в семье, в учении, в общении, в творчестве)
- Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными (в одну дуду)
- Запреты и требования должны ребёнку разъясняться (потому что гладиолус – не сработает)
- Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном (тихий голос дальше слышен)
И в заключение позвольте рассказать вам одну притчу.
Один искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка и тогда военные действия, которые вы с ним ведёте, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
14. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Желаю вам успехов!
Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению | Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах | Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах | Всё, что запрещено всегда |
Например, покупать интересующие меня диски, смотреть телевизор и т.п. | Например, могу пойти погулять, но вернуться не позднее 20.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.п. | Например, только на новый год могу лечь спать позже и т.п. | Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.п. |
Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению | Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах | Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах | Всё, что запрещено всегда |
Например, покупать интересующие меня диски, смотреть телевизор и т.п. | Например, могу пойти погулять, но вернуться не позднее 20.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.п. | Например, только на новый год могу лечь спать позже и т.п. | Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.п. |
Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
- Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в принятии, уважении, а также чувстве значительности)
- Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
- Запреты и требования должны ребёнку разъясняться
- Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном
Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
- Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в принятии, уважении, а также чувстве значительности)
- Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
- Запреты и требования должны ребёнку разъясняться
- Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...

родительское собрание "Наши трудные дети"
Познакомить родителей с причинами . которые возникают при воспитании трудновоспитуемых детей. Выявить пути решения сложных ситуаций, которые возникают при воспитании шестиклассников....
Презентация. Родительское собрание "Наши трудные дети"
Пезентация родительского собрания "Наши трудные дети" предназначена для проведения собраний в 5-8 классах....

Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"
Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...