Наши трудные дети
статья (5 класс) по теме
Сценарий проведения родительского собрания, посвящённого трудностям подросткового возраста. Дан не только анализ проблем, но и рекомендации конструктивного общения между родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_trudnye_deti_stsenariy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Наши трудные дети (сценарий родительского собрания)
Краснова О.Е.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №166 г.о.Самара
- Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего собрания, может быть и не совсем соответствует возрасту наших деток, но, судя по общению с вами, является актуальной.
- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.
- Вопросы, которые хочу задать вам. Как вы считаете, какого ребёнка можно отнести к трудным детям? Как вы думаете, ваш ребёнок – трудный ? (это провокация, лёгких детей не бывает) В чём причины трудности ребёнка? Как вести себя с трудным ребёнком – яростно бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт и всё образуется? Говорить ли о проблемах в общении с ребёнком с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
- Но для начала составим словесный портрет трудного ребёнка. Можно что-то добавить…
- А теперь ответьте на вопрос, что может стать причиной такого поведения? Ваши версии…
- В классе было проведено анкетирование по следующим вопросам. Позвольте познакомить вас с результатами анкетирования. Обращаю ваше внимание на запреты, которыми дети особенно недовольны.
Что вы думаете о мнении детей?
- Мне хочется познакомить вас с основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание («Сердитое внимание»). Внимание – какое оно ни есть – необходимо ребёнку для его эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Он хочет иметь своё мнение, принимать собственные решения, ведь это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить
- За сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами
- За унижение друг друга членами семьи
- За развод и появление в доме нового члена семьи
- За несправедливость и невыполненные обещания
- За чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу
Причина четвёртая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и учителем, низкая самооценка.
Психологи Адлер и Дрейкус, занимавшиеся проблемами личности, считали, что мотивы поступков, а также поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности.
Поведение подростка строится на основных законах:
- подросток выбирает определённое поведение в определённых обстоятельствах
- любое поведение ребёнка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также :
Ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере – учении
Строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная состоятельность
Вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса – реализация творческого потенциала.
Рассмотрим основные модели поведения подростков.
- Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (ну посмотрите же, какой я!) Активная форма: дразнит, смеётся по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили
Пассивная форма: делает всё медленно (в час по чайной ложке)
Причины:
Взрослые уделяют больше внимания «сердитому поведению»
«Психологический голод», т.е. дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, просто не умеют проявлять нежность, заботу, любовь
Дефицит личного внимания в семье, т.е. они чувствуют себя пустым местом в семье
«Сверхлюбовь – кумир семьи», а отсюда безграничное желание получать максимум внимания.
Родители могут предотвратить такое поведение следующими способами:
-отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение
- учить просить внимания конструктивно (личный пример)
-минимизировать внимание (парадокс – своим вниманием мы закрепляем плохое поведение)
- игнорировать выходку
- удивлять – на выходку ответить выходкой
- отвлекайте подростка, задавая ему вопросы на отвлечённые темы
- обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия
- используйте разрешающее поведение (роняет вилку – устройте соревнование по ронянию вилок)
9. Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти
Активная форма – словесное негодование («синдром хама и синдром адвоката»)
Пассивная форма – «тихое непослушание»
Причины:
- Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав
- Мода на силу учит утверждению «Я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению
- Семейное воспитание
Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности. Имеют своё мнение, честолюбивы – можно строить отношения на равных.
Родители могут предотвратить такое поведение следующими способами:
- уходить от конфронтации к снижению напряжения
- не переходить на личности
- не усиливать напряжения (сарказм недопустим, как и повышенный тон, и демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации, не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивайте на собственной правоте)
- позвольте ребёнку сохранить лицо: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему.
- обсуждайте поступки ребёнка позже – без зрителей
- демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
- Поведение подростка, построенное на проявлении мести
Дети, которые демонстрируют поведение –власть, чаще обаятельные и симпатичные. Как правило, имеют лидерские качества, а мстители выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.
Активная форма – акты физического насилия – против окружения, порчи имущества, психические акты - оскорбления и хамство, невыполнение требований
Пассивная форма – игнорируются все попытки установления контакта
Сильная сторона есть: подростки демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя.
Причины:
- Отражение роста насилия в обществе
- Детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой
- Минимум эмоционального тепла в семье
Родители могут предотвратить такое поведение:
- строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку
- учить конструктивному выражению душевной боли (говори же, когда ты сердита!)
11. Поведение подростка, построенное на избегании неудач
Активная форма – вспышки негодования: не может справиться с чем-либо – выходка
Пассивная форма – откладывание на потом, недоведение до конца пусть лучше мои действия не оценят, зато сохраню лицо, а также временная нетрудоспособность - уход в болезнь (психосоматика, помните?)
Сильная сторона таких детей: они хотят успеха и готовы к сотрудничеству.
Причины:
- Завышенные требования со стороны родителей (они бывшие медалисты или хотели быть таковыми)
- Стереотипы семейного воспитания («Лень раньше меня родилась», я не тупой, а просто ленюсь)
- Перфекционизм – требование от себя и других совершенства (избежать ошибку любой ценой – разве уход от проблемы не выход?)
- Отношения по типу «красного карандаша», т.е. работа не над достоинствами, а над недостатками
Родители могут предотвратить такое поведение:
- поддерживать ребёнка – «ты можешь!»
- помогать в установлении контактов в сфере общения
-развивать навыки, формировать временную перспективу типа «будешь ходить в бассейн – будешь сильным» и т.д.
- в семейном кругу обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи
- санкции за нарушение правил придумывают сами подростки
- объяснить, что ошибки – нормальное явление, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает
- формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребёнок сможет справиться)
-отмечать достижения (экран успехов, звёзды и др.)
Главное – удовлетворить человеческую потребность – быть значительным!
12, 13 Позвольте предложить вашему вниманию Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
- Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (быть значительным в семье, в учении, в общении, в творчестве)
- Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными (в одну дуду)
- Запреты и требования должны ребёнку разъясняться (потому что гладиолус – не сработает)
- Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном (тихий голос дальше слышен)
И в заключение позвольте рассказать вам одну притчу.
Один искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка и тогда военные действия, которые вы с ним ведёте, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
14. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Желаю вам успехов!
Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению | Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах | Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах | Всё, что запрещено всегда |
Например, покупать интересующие меня диски, смотреть телевизор и т.п. | Например, могу пойти погулять, но вернуться не позднее 20.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.п. | Например, только на новый год могу лечь спать позже и т.п. | Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.п. |
Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению | Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах | Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах | Всё, что запрещено всегда |
Например, покупать интересующие меня диски, смотреть телевизор и т.п. | Например, могу пойти погулять, но вернуться не позднее 20.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.п. | Например, только на новый год могу лечь спать позже и т.п. | Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.п. |
Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
- Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в принятии, уважении, а также чувстве значительности)
- Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
- Запреты и требования должны ребёнку разъясняться
- Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном
Законы преодоления трудностей в поведении ребёнка:
- Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (в принятии, уважении, а также чувстве значительности)
- Законы и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
- Запреты и требования должны ребёнку разъясняться
- Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Наши трудные дети"
Сценарий родительского собрания...
Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...
родительское собрание "Наши трудные дети"
Познакомить родителей с причинами . которые возникают при воспитании трудновоспитуемых детей. Выявить пути решения сложных ситуаций, которые возникают при воспитании шестиклассников....
Родительское собрание "Наши трудные дети"
Родительское собрание "Наши трудные дети"...
Наши трудные дети
Беседа с родителями....
Презентация. Родительское собрание "Наши трудные дети"
Пезентация родительского собрания "Наши трудные дети" предназначена для проведения собраний в 5-8 классах....
Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"
Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...