родительское собрание "Наши трудные дети"
методическая разработка (6 класс) по теме

Горохно Ольга Ильинична

Познакомить родителей с причинами . которые возникают при воспитании трудновоспитуемых детей. Выявить пути решения сложных ситуаций, которые возникают  при воспитании шестиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети»

(6-й класс)

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

Задачи: 1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.

               2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

 Предварительная подготовка

Учащимся класса предлагается ответить на вопросы:

- Что ты  делаешь по собственному желанию и усмотрению?

- Что ты  делаешь  по собственному выбору, но в определенных границах?

- Что разрешается тебе в особых обстоятельствах?

- Что тебе запрещается всегда?

Ход собрания

На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.

Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

                                                                    Марк Аврелий

1.Вступительное слово классного руководителя.

- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем о общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

2. Трудный ребенок… Что за этими словами, какой он?

   Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на листе ватмана.

3. Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

   Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

4. Классный руководитель знакомит родителей с ответами учащихся, которые были заранее приготовлены.

   Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение.

5. Классный руководитель  просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.

   Родители работают в группах в течении 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

6. «Узелки на память».

     Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание.

Причина вторая – борьба за самоутверждение.

Причина третья – желание мщения.

Причина четвертая – неверие в собственный успех.

7. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

8. Родители анализируют  полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

9. Подведение итогов. Обсуждение притчи о перевернутом камне.

      Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне.: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»  

  Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих.: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть  необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».



Предварительный просмотр:

Классное родительское собрание в 6 классе

«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам.»

 

План проведения.

1.   Доклад классного руководителя по теме.

2.   Результаты анкетирования учащихся  6 кл (выступление классного руководителя)

3.   Тестирование родителей

4.   Выступление учителей-предметников

5.   Обмен опытом родителей.

6.   Знакомство с рекомендациями педагогов «Как готовить домашние задания», «Правила умственного труда», «Как слушать учителя на уроке», «Как работать с книгой»

Доклад классного руководителя.

Учение - ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача - усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности - производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Требования к навыкам учебного труда отражены в основных учебных программах. В средних классах, где объем и сложность содержания образования весьма возрастают, необходимы уже более сложные навыки и умения учебной деятельности. Особая роль здесь принадлежит литературе. Если в 4-5 классах школьники должны научиться составлять план небольшого эпического произведения, собственного устного и письменного высказывания, давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, уметь пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, устанавливать временную и причинно-следственную связь между явлениями, то в 6 и последующих классах эти умения углубляются и к ним добавляются новые. Так, в шестом классе ученики должны уметь составить сложный план собственного устного и письменного высказывания. Ученики в этом возрасте в соответствии с программой по русскому языку должны научиться использовать цитаты и выделять их. По истории закрепляются, отрабатываются следующие умения: выделение главной мысли и основных фактов в рассказе, составление простого плана рассказа, нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами, анализ событий, выделение главных причин, формулирование несложных выводов на основе анализа, обобщения, сравнения фактов. Усложняются такие умения, как умение составлять сложный план из нескольких пунктов и подпунктов, устно рецензировать ответы товарищей. При изучении зоологии 6 класса подростки должны уметь анализировать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать явления, делать выводы, связанные с содержанием учебного материала, ориентироваться в учебной и научно-популярной литературе, составлять план ответа на вопрос. В курсе математики особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению рационально и творчески выполнять задания, самостоятельно приобретать знания. В программе по курсу физики говорится о необходимости выработать умения самостоятельно работать с учебником, пользоваться справочными таблицами, планировать проведение опытов, составлять краткий отчет о работе и делать выводы. Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.

Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответна этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. Исходя из исследования мотивов учения у школьников (автор А. Д. Андреева) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление получить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим ученым»), то у современных подростков подобные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее характерны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоутверждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения - не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников«самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Развитию интересов у школьников, находящихся в благоприятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сенсорная жажда - это потребность в получении новых ощущений -желание увидеть, услышать, попробовать, чувствовать что-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75 % школьников проявляют интерес к определенным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируются познавательные мотивы, которыми они начинают руководствоваться в период профессионального самоопределения.

На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей приносит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.

Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».

Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 5-7-м классе привыкают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Ускоренное чтение позволяет понимать текст, не ощущая его звуковой символики; помогает оно и выделению в тексте главных мыслей, так как практически одновременное восприятие ряда слов дает возможность быстро сравнивать их, вычленять самые важные. Для ученика 6 класса норма чтения - 110-120 слов в минуту. Родители могут следить за тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные буквы, а целые слова и фразы, развивать у них периферическое зрение, умение видеть соседние слова, готовясь к их быстрому восприятию. Скорость восприятия учебной информации во многом зависит от быстроты ее письменной фиксации. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени, сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашних заданий нормы времени.

Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута. Как научить ребят производить смысловую группировку? Прежде всего, надо начинать с подбора достаточно хорошо сгруппированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой, не следует соединять ее с задачей «выучить». Практика показывает, что многие ребята, не применяющие смысловой группировки при приготовлении уроков, в состоянии справиться с ней, когда она предлагается им как самостоятельное задание. Такие учащиеся нуждаются только в регулярной тренировке, и когда взрослый увидит, что смысловая группировка осуществляется ими уже легко и быстро, следует перенести ее на приготовление уроков. Если дети не в состоянии справиться со смысловой группировкой даже как с отдельным заданием, тогда взрослый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, какая общая мысль содержится в объединяемых вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой из них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Демонстрируя это на хорошо структурированных текстах и требуя, чтобы в следующий раз ребенок проделал все это сам, взрослый постепенно подводит его к умению расчленять текст на отдельные смысловые куски.

Важное умение, которое должно качественно совершенствоваться вместе с изменениями приемов умственной работы школьника, - умение сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Так, с течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуверенность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Контроль и самооценка являются наиболее удобными для всяких посторонних влияний.

Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т. е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выставляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозревать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, искренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказание, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или учителями), с классным руководителем. Не забывайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел - это поговорить с их школьными товарищами. Конечно, с теми из товарищей, с кем вы имеете достаточно хороший контакт. Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мнений о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о систематическом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное отношение к ребенку. Если в процессе воспитания ребенок усваивает мысль, что он хороший, и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не более, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ребенком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.

Беседа строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей параллельного анкетирования.

Анкета для детей.

I. По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении? Что именно, по-твоему, затрудняет учение:

• состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;

•   у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрицательно влияют сверстники и т. п.;

•   у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;

•   особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;

•   нет интереса к изучению данных предметов;

•   неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий;

•   слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи - т. е. воли,
внимания - не можешь сосредоточенно слушать объяснения учителя, быстро отвлекаешься);

•   особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно запоминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).

Анкета для родителей.

I.  По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к вам за помощью и можете ли вы ему помочь?

II.   Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий:

•   имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;

•   не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;

•   механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;

•   не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;

•   слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);

•   не знает требований к оформлению домашних заданий?

III.         Сколько времени в день занят ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий?

IV.         Каким образом вы помогаете ему выполнять задания:

•                усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;

•  ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения;

•  заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;

•  в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;

•  добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;

•  помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.п.

V.            Приходится ли вам регулярно заставлять сына (дочь) выполнять домашние задания или он сам приступает к их выполнению?

VI.         Каким образом стимулируете успешную учебу?

VII.  Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости?

Памятка №1 Как  готовить  домашние задания.

-    Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.

-    Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и тоже время (если  учишься и I смену, то с 16-17 часов, а если во вторую – то с 8-9 часов)

-    Готовь уроки всегда в одном и том же месте

- Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со
стола, выключи радио и телевизор.

Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.

Через 30-40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут

Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся

Пользуйся словарями и справочниками.

После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.

- Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом
родителей,
 товарищей, учителя.

Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила,  формулытеоремы, законы.

После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помог и в домашнем труде.

Памятка №2 Правила  умственного  труда

1)      Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.

2)  Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.

3)  Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

4)  Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям - всему должно быть свое место.

5)  Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение - залог хорошей работоспособности.

6)  Работайте спокойно, без беготни к телефонубез игры с кошкой или собакой.  Уберите все  шумовые  помехи (радио, телевизор, компьютер).

7)      Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.

8)      Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).

Памятка №3 Как  слушать  учителя  на  уроке

1)        Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

2)   Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

3)   Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса  или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.

4)   Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.

5)        Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.

Памятка №4 Как  работать  с  книгой

При чтении текста нужно решить 4 задачи.

1)        Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.

2)        Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.

3)        Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.

4)        Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга.  Сообщила ли  какие-нибудь  новые знания,  научила ли  каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Сценарий  родительского собрания...

Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Родительское собрание "Наши трудные дети"...

Презентация. Родительское собрание "Наши трудные дети"

Пезентация родительского собрания "Наши трудные дети" предназначена для проведения собраний в  5-8 классах....

Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"

Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...

Презентация к родительскому собранию "Трудные дети"

Рекомендовано к использованию классными руководителями....