Рабочая программа клуба "Эколидер"
рабочая программа (6, 7 класс)

Пьянова Надежда Васильевна

Программа Клуба составлена с учетом новой Концепции экологического образования, полностью реализует идеи стандарта, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Она разработана с учетом запросов детей – желания практически изучать состояние природной среды различными методами. Учтены и потребности образовательных учреждений, где экология преимущественно как отдельный предмет не преподается, а изучается как один из разделов биологии, не сопровождающийся практической частью. Соответствует потребностям семьи – организация досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, личностный рост, подготовка к выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kluba_ekolider.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КЛУБА «ЭКОЛИДЕР»

Пьянова Надежда Васильевна, учитель литературы.

Предмет (направленность): изо и литература.

Возраст детей: 11-14 лет

Место проведения: класс и вне класса

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы. Нас беспокоит усугубляющееся загрязнение окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Растут горы бытового мусора. Фабрики и заводы отравляют воздух и воду. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность и неграмотность людей. Анализ современной ситуации, связанной с экологическим кризисом, неизбежно приводит нас к выводу о необходимости коренного изменения потребительского сознания современного человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Приоритетное направление современного образования на развитие личности требует новых подходов к построению содержания образования. В настоящее время идет интенсивный поиск его новой парадигмы, основные черты которой - фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В этих условиях необходима определённая корректировка содержания образования и способов его развертывания в обучении. Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры школьников составляет содержание учебных предметов, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека, общества и природы. В каждом цикле учебных дисциплин и конкретном учебном предмете в соответствии с тем, какой стороне объективной деятельности они посвящены, раскрываются отдельные элементы экологических знаний.

            Программа Клуба составлена с учетом новой Концепции экологического образования, полностью реализует идеи стандарта формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Она разработана с учетом запросов детей – желания практически изучать состояние природной среды различными методами. Учтены и потребности образовательных учреждений, где экология преимущественно как отдельный предмет не преподается, а изучается как один из разделов биологии, не сопровождающийся практической частью. Соответствует потребностям семьи – организация досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, личностный рост, подготовка к выбору профессии.

Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения, свой темп  усвоения материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности. Клуб выступает средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям. Особенностью проведения  занятий Клуба  по экологическому воспитанию является  то, что учитель имеет возможность проводить их в лесу, на лугу, на берегу реки, в парке,  то есть в непосредственном  контакте с природой, а также в музее, картинной галерее, библиотеке, кинотеатре. Нестандартная форма проведения,  применение современных форм и методов работы, а также цифровых образовательных ресурсов – электронных учебников, ресурсов сети Интернет способствует не только воспитанию чувства ответственности за Землю, на которой мы живем, но и одновременно вызывает интерес учащихся к изучению экологии, повышает мотивацию к активной природоохранной деятельности.

Цель Клуба «Эколидер»: сформировать надежные основы ответственного отношения к природе; привлечь общественное внимание к духовно-нравственным, психолого-педагогическим, социальным, правовым и экологическим проблемам в Республике Татарстан.

Задачи:

образовательная – формирование системы знаний об экологических проблемах современности  и пути их разрешения;

развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней; формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, воспитание патриотизма.

Основные направления работы Клуба «Эколидер»:

1)экологическое просвещение;

2)туризм и краеведение;

3)  творчество.

 Методическое обеспечение программы.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают произведения писателей-натуралистов. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В.Бианки, о роли природы в творчестве А.Пушкина, С.Есенина, М.Пришвина, Р.Миннуллина, Ф.Садриева, Г.Хасанова. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, Видеть отношение человека к окружающему миру.

На первом этапе наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологического отношения особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Программой обучения предусмотрены следующие результаты:

1. Повышение уровня экологической грамотности;

2. Развитие творческих способностей учащихся;

3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;

4.Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях Общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета»;

5. Привлечение внимания администрации  города к экологическим проблемам.

6. Оформление литературно-краеведческой выставки;

7. Создание литературно-художественной карты родного края;

8. Проведение фотовыставок и публикация статей в местной печати;

9. Приобретение туристских навыков в  походах.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы  условия:

-квалифицированные кадры;

-наличие учебного кабинета, оборудованного мультимедиа аппаратурой;

-постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);

-доступность Интернета;

-определённый возрастной диапазон членов Клуба;

-объединение членов Клуба  на добровольной основе.

       Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

-самостоятельная разработка учащимися докладов, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

-викторины, познавательные игры;

-тематические фотовыставки;

-открытые занятия в игровой форме;

-участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, акциях и мероприятиях Всероссийского общества охраны природы;

-публикация статей в газетах и журналах.

7. Учебно-тематический план.

Первый год занятий. (68 часов)

Название темы

кол.час

Форма работы

I  раздел. Экология

Писатели о   месте человека в природе.

6

Беседа, просмотр фильма, подготовка сообщений

 От динозавров до человека. Знакомство с серией книг «Все обо всём»

2

Беседа, просмотр фильма, подготовка сообщений

 Многообразие животных и растений нашего региона.

1

Беседа, просмотр фильма, подготовка сообщений

 История возникновения и развития экологии

5

Работа с учебной литературой,  работа в Интернете. Экскурсии.

II  раздел. Краеведение

 Татарстан – мой край родной.

3

Беседа, подготовка презентации

Альметьевск – столица нефтяного края

3

Беседа, подготовка презентации

Их именами названы улицы города.

2

Экскурсия по улицам города, подготовка сообщений

III  раздел. Туризм.

 Основы туризма. Правила поведения в походе.  

3

Беседа, изучение литературы, поход

в лес.

 «Тысячелетняя Казань»

4

Компьютерная презентация, экскурсия в Казань

 Краеведческий музей города Альметьевска

4

Посещение музея

 «Труд во благо Родины»

2

Беседа, посещение аллеи Героев в городском парке.

Выставка работ  художников города Альметьевска на тему природы.

3

Посещение картинной галереи

 Снежный десант

2

Поход на лыжную базу «Снежинка»

IV раздел. Литература и творчество

Каждый из нас  в ответе перед будущим.

3

Знакомство с творчеством Р.Бредбери и его книгой «И грянул гром».

Татарские писатели и поэты о природе родного края.

6

Чтение и анализ произведений Г.Тукая, Г.Баширова  «Нинди ул Татарстан», Г.Ибрагимова «Яз башы»

 Подготовка статей на экологические темы в газете «Экологическая правда», «Альметьевский вестник»

4

Подбор  и редактирование материала

 Стихи собственного сочинения о родном крае

4

Чтение и редактирование стихов.

«Любимый уголок природы»

4

Фотовыставка, выставка рисунков

V раздел. Экологические праздники (7 ч.)

 «Лес, словно терем расписной»

3

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.Бианки.

 «Чишмәле аланда»

4

Театрализованное представление на татарском языке, посвященное  Всемирному дню воды (22.03)

Второй год занятий. (68 часов)

Название темы

Кол. час.

Форма работы

I раздел – Экология

Экология.

Основные экологические термины и понятия.

3

Беседа, просмотр видеофильма

Практическое значение экологии

2

Беседа, изучение литературы

Проблемы экологии

2

Просмотр фильма и подготовка реферата

Экология, проблемы: глобальное потепление, кислотные дожди, озоновые дыры. Состояние воздуха в Альметьевске

2

Доклад ,просмотр фильма, изучение литературы, работа в Интернет

 Вода – основа жизни на Земле. Экологические проблемы: истощение ресурсов пресной воды, загрязнение воды в Альметьевске и Альметьевском районе.

2

Доклад и посещение СЭС, изучение литературы, работа в Интернет

Проблемы и перспективы создания экологически здоровой среды в городе Альметьевске.

1

Сообщение

Проблемы освоения и разработки нефтяных месторождений Татарстана и обеспечения экологической безопасности региона

1

Сообщение и подготовка реферата

Экологическая программа ОАО "Татнефть" на период 2000-2015 гг.

1

Сообщение

Оздоровление, очистка и благоустройство родников

3

Компьютерная презентация и экологический субботник

Посадка деревьев и кустарников на улицах города.

2

Экологический субботник

Участие в экологических субботниках и месячнике охраны природы.

4

Экологический субботник

Экологический кинолекторий

3

Просмотр фильмов

II раздел – Туризм и краеведение.

Их именами названы улицы нашего города.

3

Компьютерная презентация

Просветительская деятельность  Ризы  

  Фахретдина.                                                                                      

3

Экскурсия в музей Р.Фахретдина в селе Кичучатово Альметьевского района

Посещение музеев И.И.Шишкина, Н.Дуровой, мемориального комплекса Марины Цветаевой.

3

Экскурсия в Елабугу

 «Родники  нашего края».

2

Походы,создание карты

Конно-спортивная школа.

2

Экскурсия

Осенние краски.

2

Поход в осенний лес. Рисование на природе

III раздел – Литература

 

Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе

2

Создание компьютерной презентации

Жизнь творчество И.Зарипова.

2

Встреча с женой и дочерью писателя

Жизнь и творчество Гарафи Хасанова

2

Беседа по книге «Причуды природы»

Назначение человека и его ответственность перед будущим

2

Беседа по сказке И.Д. Телешова «Белая цапля».

IV раздел – Творчество

Научно – исследовательская деятельность

6

Подготовка рефератов к научно-практическим конференциям

Фотовыставки «Мой край родной».

2

Конкурс фотографий и рисунков

Публикация статей в газетах и журналах

3

Подбор материала и рецензирование статей

Литературная мастерская

3

Написание стихотворений, рассказов, сказок  на экологическую тему.

 «Земля-наш дом родной»,

2

Театрализованное представление, посвященное Международному дню Земли (22.04)

 «Как прекрасен этот мир»

2

Литературно – музыкальная вечер,посвященный  Дню действий в защиту рек, воды и жизни ( 14.02).

Спасите родничок.

1

Конкурс экологических плакатов и газет.

Список литературы:

 Литература для учителя.

1.«Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.

2.Интернет-ресурсы для экологического образования. (АсЭко №2), 2000
3. «Основы Экологии», 10(11) Н.М. Чернова и др., М: «Просвещение», 2002.

4.«Практические занятия по экологии». Д. Зверев. М.: «Просвещение». 1998.

6.«Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М.: «Дрофа», 1998

7. «Фотографирование как метод экологического воспитания и образования» Колосков А.В., МГДТД Ю, 1998.
Литература для детей.

  1. «Город, в котором я живу», Г.Мартынова, Альметьевск, «Балкыш», 2003 г.
  2. «Всё обо всём» Кашинская Е.А. М 1999г
  3.  «Жизнь животных» в трёх томах Брем А.Э.. «Терра» 1992г.
  4.  «Причуды природы» Гарафи Хасанов, Казань, «Магариф», 2004 г.
  5. «Тайны живой природы» М. Росмэн 1995г

       6.  «Я познаю мир» Маркин В. А. Москва 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...