Рабочая программа клуба "Эколидер"
рабочая программа (6, 7 класс)
Программа Клуба составлена с учетом новой Концепции экологического образования, полностью реализует идеи стандарта, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Она разработана с учетом запросов детей – желания практически изучать состояние природной среды различными методами. Учтены и потребности образовательных учреждений, где экология преимущественно как отдельный предмет не преподается, а изучается как один из разделов биологии, не сопровождающийся практической частью. Соответствует потребностям семьи – организация досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, личностный рост, подготовка к выбору профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_ekolider.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КЛУБА «ЭКОЛИДЕР»
Пьянова Надежда Васильевна, учитель литературы.
Предмет (направленность): изо и литература.
Возраст детей: 11-14 лет
Место проведения: класс и вне класса
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Нас беспокоит усугубляющееся загрязнение окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Растут горы бытового мусора. Фабрики и заводы отравляют воздух и воду. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность и неграмотность людей. Анализ современной ситуации, связанной с экологическим кризисом, неизбежно приводит нас к выводу о необходимости коренного изменения потребительского сознания современного человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Приоритетное направление современного образования на развитие личности требует новых подходов к построению содержания образования. В настоящее время идет интенсивный поиск его новой парадигмы, основные черты которой - фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В этих условиях необходима определённая корректировка содержания образования и способов его развертывания в обучении. Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры школьников составляет содержание учебных предметов, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека, общества и природы. В каждом цикле учебных дисциплин и конкретном учебном предмете в соответствии с тем, какой стороне объективной деятельности они посвящены, раскрываются отдельные элементы экологических знаний.
Программа Клуба составлена с учетом новой Концепции экологического образования, полностью реализует идеи стандарта формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Она разработана с учетом запросов детей – желания практически изучать состояние природной среды различными методами. Учтены и потребности образовательных учреждений, где экология преимущественно как отдельный предмет не преподается, а изучается как один из разделов биологии, не сопровождающийся практической частью. Соответствует потребностям семьи – организация досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, личностный рост, подготовка к выбору профессии.
Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения, свой темп усвоения материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности. Клуб выступает средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям. Особенностью проведения занятий Клуба по экологическому воспитанию является то, что учитель имеет возможность проводить их в лесу, на лугу, на берегу реки, в парке, то есть в непосредственном контакте с природой, а также в музее, картинной галерее, библиотеке, кинотеатре. Нестандартная форма проведения, применение современных форм и методов работы, а также цифровых образовательных ресурсов – электронных учебников, ресурсов сети Интернет способствует не только воспитанию чувства ответственности за Землю, на которой мы живем, но и одновременно вызывает интерес учащихся к изучению экологии, повышает мотивацию к активной природоохранной деятельности.
Цель Клуба «Эколидер»: сформировать надежные основы ответственного отношения к природе; привлечь общественное внимание к духовно-нравственным, психолого-педагогическим, социальным, правовым и экологическим проблемам в Республике Татарстан.
Задачи:
образовательная – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательные – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней; формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, воспитание патриотизма.
Основные направления работы Клуба «Эколидер»:
1)экологическое просвещение;
2)туризм и краеведение;
3) творчество.
Методическое обеспечение программы.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают произведения писателей-натуралистов. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В.Бианки, о роли природы в творчестве А.Пушкина, С.Есенина, М.Пришвина, Р.Миннуллина, Ф.Садриева, Г.Хасанова. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, Видеть отношение человека к окружающему миру.
На первом этапе наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологического отношения особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Программой обучения предусмотрены следующие результаты:
1. Повышение уровня экологической грамотности;
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
4.Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях Общероссийского детского экологического движения «Зеленая планета»;
5. Привлечение внимания администрации города к экологическим проблемам.
6. Оформление литературно-краеведческой выставки;
7. Создание литературно-художественной карты родного края;
8. Проведение фотовыставок и публикация статей в местной печати;
9. Приобретение туристских навыков в походах.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы условия:
-квалифицированные кадры;
-наличие учебного кабинета, оборудованного мультимедиа аппаратурой;
-постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
-доступность Интернета;
-определённый возрастной диапазон членов Клуба;
-объединение членов Клуба на добровольной основе.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
-самостоятельная разработка учащимися докладов, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
-викторины, познавательные игры;
-тематические фотовыставки;
-открытые занятия в игровой форме;
-участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, акциях и мероприятиях Всероссийского общества охраны природы;
-публикация статей в газетах и журналах.
7. Учебно-тематический план.
Первый год занятий. (68 часов)
Название темы | кол.час | Форма работы |
I раздел. Экология | ||
Писатели о месте человека в природе. | 6 | Беседа, просмотр фильма, подготовка сообщений |
От динозавров до человека. Знакомство с серией книг «Все обо всём» | 2 | Беседа, просмотр фильма, подготовка сообщений |
Многообразие животных и растений нашего региона. | 1 | Беседа, просмотр фильма, подготовка сообщений |
История возникновения и развития экологии | 5 | Работа с учебной литературой, работа в Интернете. Экскурсии. |
II раздел. Краеведение | ||
Татарстан – мой край родной. | 3 | Беседа, подготовка презентации |
Альметьевск – столица нефтяного края | 3 | Беседа, подготовка презентации |
Их именами названы улицы города. | 2 | Экскурсия по улицам города, подготовка сообщений |
III раздел. Туризм. | ||
Основы туризма. Правила поведения в походе. | 3 | Беседа, изучение литературы, поход в лес. |
«Тысячелетняя Казань» | 4 | Компьютерная презентация, экскурсия в Казань |
Краеведческий музей города Альметьевска | 4 | Посещение музея |
«Труд во благо Родины» | 2 | Беседа, посещение аллеи Героев в городском парке. |
Выставка работ художников города Альметьевска на тему природы. | 3 | Посещение картинной галереи |
Снежный десант | 2 | Поход на лыжную базу «Снежинка» |
IV раздел. Литература и творчество | ||
Каждый из нас в ответе перед будущим. | 3 | Знакомство с творчеством Р.Бредбери и его книгой «И грянул гром». |
Татарские писатели и поэты о природе родного края. | 6 | Чтение и анализ произведений Г.Тукая, Г.Баширова «Нинди ул Татарстан», Г.Ибрагимова «Яз башы» |
Подготовка статей на экологические темы в газете «Экологическая правда», «Альметьевский вестник» | 4 | Подбор и редактирование материала |
Стихи собственного сочинения о родном крае | 4 | Чтение и редактирование стихов. |
«Любимый уголок природы» | 4 | Фотовыставка, выставка рисунков |
V раздел. Экологические праздники (7 ч.) | ||
«Лес, словно терем расписной» | 3 | Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.Бианки. |
«Чишмәле аланда» | 4 | Театрализованное представление на татарском языке, посвященное Всемирному дню воды (22.03) |
Второй год занятий. (68 часов)
Название темы | Кол. час. | Форма работы |
I раздел – Экология | ||
Экология. Основные экологические термины и понятия. | 3 | Беседа, просмотр видеофильма |
Практическое значение экологии | 2 | Беседа, изучение литературы |
Проблемы экологии | 2 | Просмотр фильма и подготовка реферата |
Экология, проблемы: глобальное потепление, кислотные дожди, озоновые дыры. Состояние воздуха в Альметьевске | 2 | Доклад ,просмотр фильма, изучение литературы, работа в Интернет |
Вода – основа жизни на Земле. Экологические проблемы: истощение ресурсов пресной воды, загрязнение воды в Альметьевске и Альметьевском районе. | 2 | Доклад и посещение СЭС, изучение литературы, работа в Интернет |
Проблемы и перспективы создания экологически здоровой среды в городе Альметьевске. | 1 | Сообщение |
Проблемы освоения и разработки нефтяных месторождений Татарстана и обеспечения экологической безопасности региона | 1 | Сообщение и подготовка реферата |
Экологическая программа ОАО "Татнефть" на период 2000-2015 гг. | 1 | Сообщение |
Оздоровление, очистка и благоустройство родников | 3 | Компьютерная презентация и экологический субботник |
Посадка деревьев и кустарников на улицах города. | 2 | Экологический субботник |
Участие в экологических субботниках и месячнике охраны природы. | 4 | Экологический субботник |
Экологический кинолекторий | 3 | Просмотр фильмов |
II раздел – Туризм и краеведение. | ||
Их именами названы улицы нашего города. | 3 | Компьютерная презентация |
Просветительская деятельность Ризы Фахретдина. | 3 | Экскурсия в музей Р.Фахретдина в селе Кичучатово Альметьевского района |
Посещение музеев И.И.Шишкина, Н.Дуровой, мемориального комплекса Марины Цветаевой. | 3 | Экскурсия в Елабугу |
«Родники нашего края». | 2 | Походы,создание карты |
Конно-спортивная школа. | 2 | Экскурсия |
Осенние краски. | 2 | Поход в осенний лес. Рисование на природе |
III раздел – Литература
| ||
Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе | 2 | Создание компьютерной презентации |
Жизнь творчество И.Зарипова. | 2 | Встреча с женой и дочерью писателя |
Жизнь и творчество Гарафи Хасанова | 2 | Беседа по книге «Причуды природы» |
Назначение человека и его ответственность перед будущим | 2 | Беседа по сказке И.Д. Телешова «Белая цапля». |
IV раздел – Творчество | ||
Научно – исследовательская деятельность | 6 | Подготовка рефератов к научно-практическим конференциям |
Фотовыставки «Мой край родной». | 2 | Конкурс фотографий и рисунков |
Публикация статей в газетах и журналах | 3 | Подбор материала и рецензирование статей |
Литературная мастерская | 3 | Написание стихотворений, рассказов, сказок на экологическую тему. |
«Земля-наш дом родной», | 2 | Театрализованное представление, посвященное Международному дню Земли (22.04) |
«Как прекрасен этот мир» | 2 | Литературно – музыкальная вечер,посвященный Дню действий в защиту рек, воды и жизни ( 14.02). |
Спасите родничок. | 1 | Конкурс экологических плакатов и газет. |
Список литературы:
Литература для учителя.
1.«Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.
2.Интернет-ресурсы для экологического образования. (АсЭко №2), 2000
3. «Основы Экологии», 10(11) Н.М. Чернова и др., М: «Просвещение», 2002.
4.«Практические занятия по экологии». Д. Зверев. М.: «Просвещение». 1998.
6.«Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М.: «Дрофа», 1998
7. «Фотографирование как метод экологического воспитания и образования» Колосков А.В., МГДТД Ю, 1998.
Литература для детей.
- «Город, в котором я живу», Г.Мартынова, Альметьевск, «Балкыш», 2003 г.
- «Всё обо всём» Кашинская Е.А. М 1999г
- «Жизнь животных» в трёх томах Брем А.Э.. «Терра» 1992г.
- «Причуды природы» Гарафи Хасанов, Казань, «Магариф», 2004 г.
- «Тайны живой природы» М. Росмэн 1995г
6. «Я познаю мир» Маркин В. А. Москва 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...