Программа деятельности классного руководителя «Мир семи «Я»
рабочая программа на тему
Программа воспитательной работы, рассчитана на 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа деятельности классного руководителя «Мир семи «Я» | 568.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Еткульская средняя общеобразовательная школа
Программа деятельности классного руководителя
«Мир семи «Я»»
Заплатина Елена Ивановна,
классный руководитель 8 «А» класса
2014 - 2015 учебный год
1. Актуальность программы
Современной России особенно необходимы
хорошо образованные, инициативные и творческие люди,
умеющие принимать смелые, нестандартные решения.
И один из приоритетов государственной политики –
дать молодым людям возможность раскрыть свой потенциал,
найти достойное место в жизни, ярко проявить себя
в государственной деятельности, в науке и культуре.
Президент Российской Федерации
Дмитрий Медведев.
От позиции молодёжи в общественно-политической жизни, её стремления принести пользу своему Отечеству во многом зависит будущее нашей страны.
Гармоничное развитие, нравственное и патриотическое воспитание юных граждан России являются залогом будущего процветания нашего Отечества.
Основными целями школьной воспитательной системы являются содействие обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, содействие адаптации к жизни в обществе.
Программа деятельности классного руководителя «Мир семи «Я» реализуется в рамках школьной воспитательной системы.
Это комплексная развивающая программа самопознания, творческой самореализации, главная цель которой – дать мощный импульс развитию личности в ситуации успеха, переоценке своих возможностей, ориентировать на личностный рост.
Тематические блоки программы создают единую гармонизированную среду – мирную радугу семи «Я» - они реализуются на протяжении 7 лет, с 5-го по 11-ый класс; концентрируются на ключевых делах, тесно взаимосвязаны между собой цветовым эквивалентом каждого блока, соответствующим семи цветам радуги.
Ключевые слова | Основные тематические блоки программы | Цветовой ряд |
Мир | каждой души «Познай себя» | красный |
Мир | открытий и творчества «Сделай себя сам» | оранжевый |
Мир | знаний и умений «Научи себя учиться» | жёлтый |
Мир | культуры и общения «Утверждай себя» | зелёный |
Мир | конкретных дел «Найди себя сам» | голубой |
Мир | спорта и здоровья «Управляй собой» | синий |
Мир | фортуны и труда «Реализуй себя» | фиолетовый |
В педагогической литературе описано немало средств и методов работы в классе. Однако, современное общество ставит перед педагогом новые задачи.
Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию - залог успеха выпускника школы.
Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.
2. Описание программы
«Мир семи «Я»
Цель: создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.
Задачи:
- Удовлетворять разнообразные интересы детей.
- Предоставить ребёнку свободу выбора и смены деятельности.
- Сделать досуговую деятельность учащихся управляемой.
- Создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности детей.
- Создать отношения сотрудничества, сотворчества самоуправления всех участников педагогического процесса.
- Предоставить подростку дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения.
- Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
- Стимулировать социально-педагогические пробы ребёнка.
- Развивать уверенность подростка в себе.
Приоритетные ориентиры:
- Общественно значимая цель.
- Общественно значимая разнообразная деятельность.
- Отношения ответственной зависимости.
- Идея свободы личности, её раскованность.
- Единая для всех система требований.
- Нарастающие богатства традиций.
- Связь с другими коллективами.
- Коллектив имеет свою историю развития.
Основной содержательной идеей программы «Мир семи «Я» является раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости через открытия, которые он совершает, постигая гармонию бытия: от согласия во внутреннем мире, гармонии души и тела до гармонии межличностных отношений.
- В пространстве – внутренний мир – подросток совершает открытия, связанные с формированием новых нравственных качеств личности и способностей, которые были не присуще данному ребенку ранее; активной позиции по отношению к другим личностям.
- В пространстве – внешний мир – открытия на данном уровне взаимодействия принадлежат классу целиком как единому целому и становятся для него этапом развития и становления новых гуманных и толерантных отношений между его членами.
Постижение миров предполагается через преодоление ребёнком семи этапов, прохождение которых станет своеобразными ступеньками восхождения к «Аллее звёзд».
Деятельность ребят будет отражать пресс-центр, а координировать работу будет Совет класса. Наградой, стимулирующей активное участие детей, будет служить открытие их имени на «Аллее звёзд». Главным критерием награждения является активность детей и подростков, направленная на познание окружающего мира и самого себя.
Результаты реализации программы будут отслеживаться:
- на уровне класса;
- на уровне школы;
- на уровне педагогического коллектива
3. Реализация программы
Класс | Направление | Содержание | Ожидаемый результат | Диагностические средства | |
Групповая деятельность | Индивидуальная работа | ||||
V Самопознание. «Познай себя» 1. Помочь почувствовать свою собственную уникальность. 2. Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения. 3. Формировать умение высказать свою точку зрения и отстаивать своё мнение. 4. Помочь осознать индивидуальность в коллективе | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Часы общения: «Умение быть самим собой», «Познай себя», «Сам себе враг». 2. Психологический портрет «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне». 3. Вечер при свечах «Знакомство с собой». 4.Дискуссионные качели «Я думаю, что …». 5. Ролевая игра «Я и мой класс». 6. Классный час «Поговорим об ответственности». 7. Праздник «День рождения 5 «а» класса». 8. КТД «Музей вредных привычек». 9. Калейдоскоп талантов и увлечений. | 1.Организация консультаций: педагога – психолога, социального педагога, врача, классного руководителя. 2.Организация психолого - педагогической поддержки учащихся. 3.Организация летнего отдыха. | 1.Успешное прохождение адаптационного периода. 2.Знакомство учащихся: с законами и традициями школы. | 1.Пиктограммы. 2.Эмоциональное состояние по предметам. 3.Удовлетворенность обучение в школе. 4.Шкала социально - ситуативной тревожности 5.Я – позиция. 6.Социометрия |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительские собрания: «Все вновь!», «Цели, задачи и содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся». 2.Мини – тренинги. 3.Привлечение родителей к проведению классных и школьных творческих дел. 4.Вечер вопросов и ответов. 5.«Совет отцов» | 1.Посещение семей. 2.Приглашение родителей на консультации: учителей - предметников, педагога психолога. социального педагога, классного руководителя. 3.Оказание родителям: методической, юридической, информационной помощи. | 1.Знакомство с семьями учащихся. 2.Выявление «проблемных» семей, семей, нуждающихся в социальной помощи, семей, готовых к тесному сотрудничеству. 3.Помощь родителей детям в адаптационный период. | 1.Методика «Незаконченное предложение». 2.Рисунок «Я в школе, я дома», «Моя семья». 3.Анкета удовлетворенность обучения в школе. | |
3. Координация действия различных специалистов | 1.Психолого - педагогический консилиум. 2.Беседы: с учителями - предметниками, с социальным педагогом по коррекции поведения учащихся; с врачом по выявлению и лечению детей с хроническими заболеваниями, с педагогом - психологом. | 1.Приглашение специалистов для проведения консультаций | 1.Координация всех служб школы и внешкольных учреждений с целью поддержки адаптации пятиклассников к условиям обучения в школе. | 1.Исследование возрастных особенностей учащихся . 2.Анализ всех условий, направленных на сопровождение периода адаптации. | |
VI Самовоспитание «Сделай себя сам» 1. Формировать навыки восприятия и принятие мнений и суждений сверстников. 2. Учить умению соотносить свои желания с возможностями других. 3. Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций. | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Классные часы: «Как научиться дружить?», «Мое общественное поручение», «Стань ответственным», «Портрет делового человека», «Твой досуг». 2.Музей вредных привычек «Скажи себе: нет!». 3. Психологический час «Как работать над собой». 4.Откровенный разговор «Ваш дневник». 5. Презентация личности «Каким я был и кто я сейчас?». | 1.Работа в органах самоуправления класса и школы. 2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы. 3.Организация трудоустройства подростков в летнее время. 4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах | 1.Воспитание нравственных качеств. 2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми. 3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений. | |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительские собрания: «Роль семьи в формировании личности». 2.Семинары по правовому просвещению родителей «Подросток и закон». 3. Привлечение родителей к совместным КТД. 4. «Совет отцов». | 1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога, социального педагога, классного руководителя. | 1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку. 2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся. | 1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка. 2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы. 3.Определение уровня воспитанности. | |
3. Координация действия различных специалистов | 1. Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей. | 1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося. | 1.Отношение к выбору профиля. 2.Выявление профессиональных интересов и склонностей. | 1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения. | |
VII Самообразование «Научи себя учиться» 1. Удовлетворение познавательной потребности. 2. Формирование способов умственных действий. 3. Развитие умений добывания знаний, работы с информацией, умений самооценки и самоконтроля, необходимых в процессе обучения и самообразования. | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Интеллектуальный марафон: «Культура умственного труда в классе и дома», «Как развивать память», «Как развивать свои способности», «Что такое ум», «Дисциплина мышления», 2. Игра «Умники и умницы», «Учимся говорить». 3.Викторина «Что? Где? Когда?». 4. Путешествие в мир школьных наук. | 1.Работа в органах самоуправления класса и школы. 2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы. 3.Организация трудоустройства подростков в летнее время. 4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах: | 1.Воспитание нравственных качеств. 2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми. 3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений. | |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительские собрания: «Этот трудный подростковый возраст». 2.Семинары по правовому просвещению родителей «Подросток и закон». 3. Привлечение родителей к совместным КТД. 4. «Совет отцов». | 1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога, социального педагога, классного руководителя. | 1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку. 2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся. | 1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка. 2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы. 3.Определение уровня воспитанности. | |
3. Координация действия различных специалистов | 1. Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей. | 1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося. | 1.Отношение к выбору профиля. 2.Выявление профессиональных интересов и склонностей. | 1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения. | |
VIII Самоутверждение «Утверждай себя» 1. Формировать нормы ролевого поведения. 2. Готовить к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями. 3. Формировать навыки группового взаимодействия. | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Устный журнал «Вредные привычки. Их влияние на здоровье». 2. День творчества «Дерзайте! Вы талантливы!». 3.Заседание клуба «В гостях у правоведа». 4.Диспут «Как не совершить ошибку». 5.Конкурс «Его величество Закон». 6.Часы общения: «Быть звездой – значит, каким быть?», «Как быть интересным в общении». 7.Дебаты «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной?». 8.Капустник «Вот как мы живем». 9.Спортивные интеллектуальные бои под названием «СЛАБО?!» | 1.Работа в органах самоуправления класса и школы. 2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы. 3.Организация трудоустройства подростков в летнее время. 4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах | 1.Воспитание нравственных качеств. 2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми. 3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений. | |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительские собрания: «Роль семьи в развитии нравственных качеств ребенка». 2.Семинары по правовому просвещению родителей «Подросток и закон». 3. Привлечение родителей к совместным КТД. 4. «Совет отцов». | 1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога, социального педагога, классного руководителя. | 1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку. 2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся. | 1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка. 2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы. 3.Определение уровня воспитанности. | |
3. Координация действия различных специалистов | 1. Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей. | 1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося. | 1.Отношение к выбору профиля. 2.Выявление профессиональных интересов и склонностей. | 1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения. | |
IX Самоопределение «Найди себя» 1. Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля. 2. Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, принимать решения, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности. | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Классные часы: «Образование и формирование жизненных планов», «Если хочешь стать босом», «Роль самовоспитания при планировании карьеры». 2. Практикум «Мы выбираем». 3.Дебаты «Как выбрать профессию?», 4.«Фабрика мастеров предоставляет профессии». 5.Деловая игра «Выбор профессии», 6.Игра – телепередача «Человек и профессия» | 1.Работа в органах самоуправления класса и школы. 2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы. 3.Организация трудоустройства подростков в летнее время. 4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах. | 1.Воспитание нравственных качеств. 2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми. 3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений. | |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительские собрания: «Процесс профессионального выбора. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей». 2.Семинары по правовому просвещению родителей «Подросток и закон». 3. Привлечение родителей к совместным КТД. 4. «Совет отцов». | 1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога, социального педагога, классного руководителя. | 1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку. 2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся. | 1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка. 2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы. 3.Определение уровня воспитанности. | |
3. Координация действия различных специалистов | 1.Психолого – педагогический консилиум (9-е классы). 2.Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей. | 1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося. | 1.Отношение к выбору профиля. 2.Выявление профессиональных интересов и склонностей. | 1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения. 2.Опросник профессиональной готовности (9-й класс) | |
X Саморегуляция «Управляй собой» 1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности учащихся. 2. Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся. 3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Дискуссия «Знаешь ли ты самого себя». 2.Часы общения: «О красоте человека», «Чувства и потребности», «Как создать характер», «О разных мотивациях поведения» 3.Психологический тренинг «Внимание: конфликтная ситуация! Как бы ты поступил?» 4.Ситуативный классный час «Как поступить в данной ситуации». 5. Литературный вечер «Людей неинтересных в мире нет». 6. Классный час «Ключ к успеху – умение вести за собой, умение работать с людьми». | 1. Консультации: учителей - предметников, педагога - психолога, социального педагога, классного руководителя. 2.Участие в олимпиадах. 3. Участие в школьных конкурсах. 3.Работа в качестве консультантов. | 1.Помощь в определении жизненных перспектив. 2.Формирование представления о собственной уникальности. 3.Творческое отношение к своей жизни. 4.Образовательная и социальная компетентность. | 1.Анкета «Удовлетворенность выбором профиля обучения в школе». 2.Методика «Социометрия». 3.Методика «Личный профессиональный план». 4.Анкета «Ценностные ориентации». |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительское собрание «Молодой человек и вредные привычки». 2.Круглый стол «Удовлетворенность обучения в школе». 3. Участие родителей в работе дискуссионного клуба «Старшеклассник». 4. Педагогическая гостиная. 5. Вечер вопросов и ответов. | 1.Психологическое консультирование. 2.Беседы - консультации врачей узких специальностей (нарколог, гинеколог и др.) | 1.Сотрудничество родителей с различными службами школы. 2.Работа родителей в попечительском совете. | 1.Анкета «Удовлетворенность обучением в школе». 2.Беседа за круглым столом. 3.Определение уровня воспитанности. | |
3. Координация действия различных специалистов | Реализация программ совместной деятельности субъектов образовательного процесса профильных классов. | Работа с индивидуальными картами психолого- педагогического сопровождения развития учащегося | Успешное завершение обучения в школе | Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения | |
XI Самоактуализация «Реализуй себя» 1. Создать условия для понимания себя, своих притязаний и возможностей, для самостроительства, самопроектирования, самореализации и самоутверждения. 2. Содействовать развитию творческой индивидуальности и формированию личностных потенциалов учащихся. 3. Способствовать духовно-нравственному самоопределению юношей и девушек, осознанию себя частью социума. | 1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции | 1.Ролевая игра «Весь мир - театр» (особенности психологии и ролевого поведения мужа и жены). 2.Часы общения: «Возлюби ближнего своего» (основы семейных отношений), «Создай пространство любви» (секреты сохранения семейного очага) 3.Дискуссия «Что побуждает нас к деятельности». 4.КТД «Твой досуг – твое богатство». 5. «Гениями рождаются или становятся?», «Спасем детей, спасем Россию». | 1.Консультации: учителей - предметников, педагога психолога, социального педагога, классного руководителя. 2.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах. | 1.Помощь в определении жизненных перспектив. 2.Формирование представления о собственной уникальности. 3.Творческое отношение к своей жизни. 4.Образовательная и социальная компетентность. | 1.Анкета «Удовлетворенность выбором профиля обучения в школе». 2.Методика «Социометрия». 3.Методика «Личный профессиональный план». 4.Анкета «Ценностные ориентации». |
2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся | 1.Родительское собрание «Молодой человек и вредные привычки». 2.Круглый стол «Удовлетворенность обучения в школе». 3. Участие родителей в работе дискуссионного клуба «Старшеклассник». 4. Педагогическая гостиная. 5. Вечер вопросов и ответов. | 1.Психологическое консультирование. 2.Беседы - консультации врачей узких специальностей (нарколог, гинеколог и др.) | 1.Сотрудничество родителей с различными службами школы. 2.Работа родителей в попечительском совете. | 1.Анкета «Удовлетворенность обучением в школе». 2.Беседа за круглым столом. 3.Определение уровня воспитанности. | |
3. Координация действия различных специалистов | Реализация программ совместной деятельности субъектов образовательного процесса профильных классов. | Работа с индивидуальными картами психолого- педагогического сопровождения развития учащегося | Поступление в вузы по профилю обучения в школе | Опросник профессиональной готовности (11-й класс) |
Традиционные мероприятия
Акции:
- праздник «День знаний».
- Месячник безопасности детей, месячник ГО.
- Праздник «День учителя».
- День самоуправления.
- Посвящение в пятиклассники.
- Месячник правового воспитания.
- Новогодние утренники и бал старшеклассников.
- Месячник военно-патриотического воспитания.
- Вечер встречи выпускников.
- Праздник 8 Марта.
- Экологический месячник.
- Праздник «Великая победа».
- Праздник «Последний звонок».
- Выпускной вечер.
- Летняя трудовая практика.
4. Методическая литература, использованная при разработке программы
- Журнал «Воспитание школьника» №5, №4, 2002г
- «Радуга над Экландией» (методическое пособие) Педагогическое общество Россия. Москва, 2005г.
- «Лето открытий» (из опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок») Волгоград, «Учитель», 2007г.
- Журнал «Классный руководитель» 1998г.
- «50 идей для классного руководителя», (практическая копилка педагога) Ростов на Дону, Феникс, 2000
Программа изучения школьника
Сведения об ученике | Возможные методы изучения |
I. Общие сведения: где живёт, кем работают родители, культурный уровень родителей, взаимоотношения в семье, общение вне школы, состояние здоровья | Наблюдение, беседа, анализ документации |
II. Общий уровень развития: - общее развитие (культура речи, начитанность, интеллектуальные свойства, коммуникативные свойства, физическое развитие); - мотивация учения и успеваемость (познавательные мотивы, социальные мотивы, интерес к учебным занятиям, обучаемость, внимательность на уроках, организованность); - отношение к физическому труду (к урокам труда, домашним обязанностям, дежурствам в школе, классе и т.п.) - внеучебные интересы и склонности (интересы в области науки, литературы, искусства, техники и спорта; широта интересов; посещаемые кружки, секции, студии, профессиональные интересы) | наблюдение, обобщение независимых характеристик, педагогический консилиум; наблюдение в значимых ситуациях, опросные методики; |
наблюдение, обобщение независимых характеристик, беседы с учащимися и родителями; беседы, анкетирование, тестирование, анализ читательских интересов | |
III. Основные черты личности: - нравственные качества, уровень воспитанности (любовь к Родине, отношение к другим людям, коллективизм, долг, ответственность, честность, принципиальность, скромность, отношение к родителям, учителям, товарищам, чувство собственного достоинства и т.д.); - характерологические черты (акцентуация, упорство, настойчивость, выдержанность, целеустремлённость, открытость или закрытость в общении, стремление к доминированию или подчинению); - типологические свойства личности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, темп реакции, преобладание торможения и возбуждения, переключаемость и т.д.) | наблюдение в значимых ситуациях, тестирование, обобщение независимых характеристик, социометрия; |
наблюдение, тестирование, обобщение независимых характеристик; | |
тестирование, лабораторный эксперимент |
Программа изучения ученического коллектива
Сведения об ученическом коллективе | Возможные методы изучения |
I. Состав класса: количественный и половозрастной состав, социальное происхождение | изучение документации; |
II. Общая характеристика: работоспособность, успеваемость, отношение к общественным делам | наблюдение, обобщение независимых характеристик; |
III. Социально-психологическая характеристика класса: - наличие совместной внеучебной деятельности (участие в общественно значимых мероприятиях (КТО), узкая эгоистическая деятельность, групповая антиобщественная деятельность); - характер межличностных отношений (наличие лидеров или отверженных, общий микроклимат, требовательность друг к другу, внимательное отношение к членам коллектива, мальчиков к девочкам); - сплочённость (наличие лидеров, микрогрупп, наличие общих интересов, отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельным членам коллектива и т.д.) | наблюдение, обобщение независимых характеристик; |
социометрия, наблюдение, анкетный опрос, обобщение независимых характеристик; | |
референтометрия, наблюдение, обобщение независимых характеристик; | |
IV. Актив класса: состав актива, официальный и фактический актив | наблюдение, обобщение независимых характеристик |
V. Организованность класса: умение организовываться для выполнения коллективных дел (трудовых, учебных и др.), умение подчиняться активу | наблюдение в значимых ситуациях учащихся |
VI. Общественно мнение в классе: поведение в конфликтных ситуациях, осуждение безнравственных поступков или равнодушие, соответствие слов и дел, критика и самокритика | изучение ценностно-ориентированного единства (по Шпалинскому), наблюдение, обобщение независимых характеристик |
Деятельность классного руководителя на разных этапах развития детского коллектива
Характерные признаки школьного коллектива | Деятельность классного руководителя | Функция | Новообразования в ученическом коллективе |
I. Формальное объединение детей в классный коллектив | 1) изучение состояния коллектива, интересов, стремлений, моральных и культурных представлений, опыта коллективных дел; 2) определение близких и средних перспектив; 3) планирование; 4) организация коллективных творческих дел для выявления лидеров, общих интересов, установления контактов; 5) организация коллективного анализа и оценки дел; 6) предъявление единых требований; 7) оказание помощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских навыков и умений; 8) обучение общению | диагностирующая, тестирующая, организаторская, обучающая | 1) рождается атмосфера заинтересованности у учащихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу; 2) приняты цели коллектива; 3) развёрнута непрерывная разнообразная коллективная деятельность; 4) действуют разнообразные инициативные группы; 5) складываются отношения ответственной зависимости; 6) выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творчески относящихся к организаторской деятельности – актив |
II. Коллектив переходит к самоуправлению. Актив выступает организатором различных видов деятельности | 1) помощь активу в организации социально значимых дел; 2) помощь ученическому собранию в решении вопросов коллективной жизни; 3) создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения; 4) ведение коллектива от близких перспектив к средним и дальним; 5) применение метода параллельного действия; 6) коррекция положения учащихся в коллективе | организаторская, коммуникативная | 1) рождаются отношения творческого сотрудничества; 2) зарождается общественное мнение; 3) появляются традиции, законы и заповеди жизни коллектива; 4) идёт бурное развитие самоуправления |
III. В коллективе исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива или чрезмерное лидерство других, преобладает гармоничное подчинение руководству членов коллектива. В коллективе царит атмосфера защищённости; преобладает дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды других. Исчезает замкнутость коллектива, его деятельность распространяется в масштабах школы, микрорайона. | 1) глубокое изучение каждой отдельной личности; 2) корректировка положения личности в коллективе; 3) личностный подход к каждому члену коллектива | корректирующая, коммуникативная | 1) цели коллектива стали мотивами деятельности каждого его члена; 2) сформировались гуманистические отношения в коллективе и к окружающим; 3) существует чувство защищённости личности в коллективе; 4) созданы условия для успешной самореализации личности; 5) характерна направленность каждой личности на самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляцию |
5.8 Лекторий для родителей
Эмоциональный словарь
- Добрый - когда все добрые ко мне.
- Расслабленный - когда сделал все задания.
- Довольный - когда тебе разрешили пойти зимой поиграть в фут-бол.
- Притворяющийся - когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.
- Хитроумный - когда пошутил.
- Самодовольный - когда твоя шутка понравилась собеседнику.
- Радостно-приподнятый - подтянулся 7 раз.
- Задумавшись отомстить - когда обсмеяли твои ботинки.
- Разлентяво-скучающий - на каникулах.
- Ликующе восторженный - победил в олимпиаде.
- Разобиженный - на себя, на других.
- Взбешенный учителем - выгнал с урока.
- мамой - прогнала от компьютера.
- братом - не взял с собой гулять.
- Свирепый - когда на перемене подрался.
- Свирепо-хитрый - когда проиграл, а ты решил отомстить.
- Рассержено-возбужденный - когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.
- Гордо возвышающийся над собой - когда заставлял себя бегать целый год по утрам.
- Разъяренно-коварный - когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.
- Возвышенно-радостный - когда сочинил свою песню и музыку.
- Возвышено-раскаявшийся - когда за дело поругали родители.
- Разобиженный - не приняли в игру.
- Взбешенный - когда несправедливо наказали.
- Подковыристый - когда кого-либо дразню.
- Умильный - когда мама или папа гладят меня.
- Неостановимо-жаждущий - когда чего-то очень хочется.
- Ликующе-восхищенный - приехал на теплое море.
- Довольно-подарковый - на день рождения или на Новый год.
- Прелестно-снисходительный - когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Сентябрь
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. | |
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Октябрь
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Ноябрь
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Декабрь
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Январь
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Февраль
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
Уроки мужества (5-11)
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. | Тематическая полка к 125-летию Б.Пастернака. |
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.
Март
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч. год.
Апрель
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
Посещение уроков |
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
План воспитательной работы на 2014-2015 уч. год.
Май
Направление воспитания и цель | Содержание |
1.Учебно-познавательное Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования; |
|
2.Гражданско-патриотическое Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества. |
|
3.Спортивно-оздоровительное и экологическое Цель: создание условий для физического развития ребенка. Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями. |
|
4.Художественно-эстетическое Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей. |
|
5.Трудовое и профессиональное Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей. |
|
6.Нравственно-правовое Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры. |
|
7.Ученик и его семья Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя
Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...
Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...
программа деятельности классного руководителя
данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...
Программа деятельности классного руководителя
5-6 классы...
Программа деятельности классного руководителя 9 класса
Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...