Программа деятельности классного руководителя «Мир семи «Я»
рабочая программа на тему

Заплатина Елена Ивановна

Программа воспитательной работы, рассчитана на 7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Еткульская средняя общеобразовательная школа

Программа деятельности классного руководителя

«Мир семи «Я»»

   

                                                            Заплатина Елена Ивановна,

                                                     классный руководитель 8  «А» класса

2014 - 2015 учебный год


 

1.   Актуальность программы

Современной России особенно необходимы

хорошо образованные, инициативные и творческие люди,

умеющие принимать смелые, нестандартные решения.

И один из приоритетов государственной политики –

дать молодым людям возможность раскрыть свой потенциал,

найти достойное место в жизни, ярко проявить себя

в государственной деятельности, в науке и культуре.

Президент Российской Федерации

Дмитрий Медведев.

От позиции молодёжи в общественно-политической жизни, её стремления принести пользу своему Отечеству во многом зависит будущее нашей страны.

Гармоничное развитие, нравственное и патриотическое воспитание юных граждан России являются  залогом будущего процветания нашего Отечества.

Основными целями школьной воспитательной системы являются содействие обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, содействие адаптации к жизни в обществе.

Программа деятельности классного руководителя «Мир семи «Я» реализуется в рамках школьной воспитательной системы.

Это комплексная развивающая программа самопознания, творческой самореализации, главная цель которой – дать мощный импульс развитию личности в ситуации успеха, переоценке своих возможностей, ориентировать на личностный рост.

Тематические блоки программы создают единую гармонизированную среду – мирную радугу семи «Я» - они реализуются на протяжении 7 лет, с 5-го по 11-ый класс; концентрируются на ключевых делах, тесно взаимосвязаны между собой цветовым эквивалентом каждого блока, соответствующим семи цветам радуги.

Ключевые слова

Основные тематические блоки программы

Цветовой ряд

Мир

каждой души «Познай себя»

красный

Мир

открытий и творчества «Сделай себя сам»

оранжевый

Мир

знаний и умений «Научи себя учиться»

жёлтый

Мир

культуры и общения «Утверждай себя»

зелёный

Мир

конкретных дел «Найди себя сам»

голубой

Мир

спорта и здоровья «Управляй собой»

синий

Мир

фортуны и труда «Реализуй себя»

фиолетовый

В педагогической литературе описано немало средств и методов работы в классе. Однако, современное общество ставит перед педагогом новые задачи.

Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия  для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию -  залог успеха выпускника школы.

Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.

2.  Описание программы

«Мир семи «Я»

Цель:     создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Удовлетворять разнообразные интересы детей.
  2. Предоставить ребёнку свободу выбора и смены деятельности.
  3. Сделать досуговую деятельность учащихся управляемой.
  4. Создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности детей.
  5. Создать отношения сотрудничества, сотворчества самоуправления всех участников педагогического процесса.
  6. Предоставить подростку дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения.
  7. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
  8. Стимулировать социально-педагогические пробы ребёнка.
  9. Развивать уверенность подростка в себе.

Приоритетные ориентиры:

    - Общественно значимая цель.

    - Общественно значимая разнообразная деятельность.

    - Отношения ответственной зависимости.

    - Идея свободы личности, её раскованность.

    - Единая для всех система требований.

    - Нарастающие богатства традиций.

    - Связь с другими коллективами.

    - Коллектив имеет свою историю развития.


Основной содержательной идеей программы «Мир семи «Я» является раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости через открытия, которые он совершает, постигая гармонию бытия: от согласия во внутреннем мире, гармонии души и тела до гармонии межличностных отношений.

  1. В пространстве – внутренний мир – подросток совершает открытия, связанные с формированием новых нравственных качеств личности и способностей, которые были не присуще данному ребенку ранее; активной позиции  по отношению к другим личностям.
  2. В пространстве – внешний мир – открытия на данном уровне взаимодействия принадлежат классу целиком как единому целому и становятся для него этапом развития и становления новых гуманных и толерантных отношений между его членами.

Постижение миров предполагается через преодоление ребёнком семи этапов, прохождение которых станет своеобразными ступеньками восхождения к «Аллее звёзд».


Деятельность ребят будет отражать пресс-центр, а координировать работу будет Совет класса. Наградой, стимулирующей активное участие детей, будет служить открытие их имени на «Аллее звёзд». Главным критерием награждения является активность детей и подростков, направленная на познание окружающего мира и самого себя.

Результаты реализации программы будут отслеживаться:

  • на уровне класса;
  • на уровне школы;
  • на уровне педагогического коллектива

3.       Реализация программы

Класс

Направление

Содержание

Ожидаемый результат

Диагностические средства

Групповая деятельность

Индивидуальная работа

V

Самопознание.

«Познай себя»

1. Помочь почувствовать свою собственную уникальность.

2. Помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения.

3. Формировать умение высказать свою точку зрения и отстаивать своё мнение.

4. Помочь осознать индивидуальность в коллективе

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Часы общения:

«Умение быть самим собой»,

«Познай себя»,

«Сам себе враг».

2. Психологический портрет «Расскажи мне о себе»,

«Расскажи мне обо мне».

3. Вечер при свечах «Знакомство с собой».

4.Дискуссионные качели «Я думаю, что …».

5. Ролевая игра «Я и мой класс».

6. Классный час «Поговорим об ответственности».

7. Праздник «День рождения 5 «а» класса».

8. КТД «Музей вредных привычек».

9. Калейдоскоп талантов и увлечений.

1.Организация консультаций:

педагога – психолога, социального педагога, врача, классного руководителя.

2.Организация психолого - педагогической поддержки учащихся. 3.Организация летнего отдыха.

1.Успешное прохождение адаптационного периода.

2.Знакомство учащихся: с законами и традициями школы.

1.Пиктограммы.

2.Эмоциональное состояние по предметам.

3.Удовлетворенность обучение в школе.

4.Шкала социально - ситуативной тревожности

5.Я – позиция.

6.Социометрия

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительские собрания: «Все вновь!», «Цели, задачи и содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся».

2.Мини – тренинги.

3.Привлечение родителей к проведению классных  и школьных творческих дел.

4.Вечер вопросов и ответов.

5.«Совет отцов»

1.Посещение семей.

2.Приглашение родителей на консультации: учителей - предметников, педагога психолога.

социального педагога, классного руководителя.

3.Оказание родителям: методической, юридической, информационной помощи.

1.Знакомство с семьями учащихся.

2.Выявление «проблемных» семей,

семей, нуждающихся в социальной помощи, семей, готовых к тесному сотрудничеству.

3.Помощь родителей детям в адаптационный период.

1.Методика «Незаконченное предложение».

2.Рисунок «Я в школе, я дома»,

 «Моя семья».

3.Анкета удовлетворенность обучения в школе.

3. Координация действия различных специалистов

1.Психолого - педагогический консилиум.

2.Беседы: с учителями - предметниками, с социальным педагогом по коррекции поведения учащихся; с врачом по выявлению и лечению детей с хроническими заболеваниями, с педагогом - психологом.

1.Приглашение специалистов для проведения консультаций

1.Координация всех служб школы и внешкольных учреждений с целью поддержки адаптации пятиклассников к условиям обучения в школе.

1.Исследование возрастных особенностей учащихся .

2.Анализ всех условий, направленных на сопровождение периода адаптации.

VI

Самовоспитание

«Сделай себя сам»

1. Формировать навыки восприятия и принятие мнений и суждений сверстников.

2. Учить умению соотносить свои желания с возможностями других.

3. Развивать навыки владения ситуацией с разных позиций.

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Классные часы:

«Как научиться дружить?»,

«Мое общественное поручение»,

«Стань ответственным»,

«Портрет делового человека»,

«Твой досуг».

2.Музей вредных привычек «Скажи себе: нет!».

3. Психологический час «Как работать над собой».

4.Откровенный разговор «Ваш дневник».

 5. Презентация личности «Каким я был и кто я сейчас?».

1.Работа в органах самоуправления класса и школы.

2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы.

3.Организация трудоустройства подростков в летнее время.

4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах

1.Воспитание нравственных качеств.

2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми.

3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений.

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительские собрания: «Роль семьи в формировании личности».

2.Семинары по правовому просвещению родителей

 «Подросток и закон».

3. Привлечение родителей к совместным КТД.

4. «Совет отцов».

1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога,

социального педагога, классного руководителя.

1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку.

2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся.

1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка.

2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы.

3.Определение уровня воспитанности.

3. Координация действия различных специалистов

1. Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей.

1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося.

1.Отношение к выбору профиля.

2.Выявление профессиональных интересов и склонностей.

1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения.

VII

Самообразование

«Научи себя учиться»

1. Удовлетворение познавательной потребности.

2. Формирование способов умственных действий.

3. Развитие умений добывания знаний, работы с информацией, умений самооценки и самоконтроля, необходимых в процессе обучения и самообразования.

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Интеллектуальный марафон: «Культура умственного труда в классе и дома»,

«Как развивать память»,

«Как развивать свои способности»,

«Что такое ум»,

«Дисциплина мышления»,

2. Игра «Умники и умницы», «Учимся говорить». 3.Викторина «Что? Где? Когда?».

4. Путешествие в мир школьных наук.

1.Работа в органах самоуправления класса и школы.

2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы.

3.Организация трудоустройства подростков в летнее время.

4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах:

1.Воспитание нравственных качеств.

2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми.

3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений.

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительские собрания: «Этот трудный подростковый возраст».

2.Семинары по правовому просвещению родителей

 «Подросток и закон».

3. Привлечение родителей к совместным КТД.

4. «Совет отцов».

1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога,

социального педагога, классного руководителя.

1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку.

2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся.

1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка.

2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы.

3.Определение уровня воспитанности.

3. Координация действия различных специалистов

1. Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей.

1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося.

1.Отношение к выбору профиля.

2.Выявление профессиональных интересов и склонностей.

1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения.

VIII

Самоутверждение

«Утверждай себя»

1. Формировать нормы ролевого поведения.

2. Готовить к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.

3. Формировать навыки группового взаимодействия.

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Устный журнал «Вредные привычки. Их влияние на здоровье».

2. День творчества «Дерзайте! Вы талантливы!».

3.Заседание клуба «В гостях у правоведа».

4.Диспут

«Как не совершить ошибку». 5.Конкурс «Его величество Закон».

6.Часы общения:

«Быть звездой – значит, каким быть?»,

«Как быть интересным в общении». 7.Дебаты «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной?».

8.Капустник «Вот как мы живем».

9.Спортивные интеллектуальные бои под названием «СЛАБО?!»

1.Работа в органах самоуправления класса и школы.

2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы.

3.Организация трудоустройства подростков в летнее время.

4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах

1.Воспитание нравственных качеств.

2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми.

3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений.

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительские собрания: «Роль семьи в развитии нравственных качеств ребенка».

2.Семинары по правовому просвещению родителей

 «Подросток и закон».

3. Привлечение родителей к совместным КТД.

4. «Совет отцов».

1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога,

социального педагога, классного руководителя.

1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку.

2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся.

1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка.

2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы.

3.Определение уровня воспитанности.

3. Координация действия различных специалистов

1. Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей.

1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося.

1.Отношение к выбору профиля.

2.Выявление профессиональных интересов и склонностей.

1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения.

IX

Самоопределение

«Найди себя»

1. Повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.

2. Развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, принимать решения, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Классные часы: «Образование и формирование жизненных планов»,

«Если хочешь стать босом»,

«Роль самовоспитания при планировании карьеры». 2. Практикум «Мы выбираем».

3.Дебаты «Как выбрать профессию?»,

4.«Фабрика мастеров предоставляет профессии». 5.Деловая игра «Выбор профессии», 6.Игра – телепередача «Человек и профессия»

1.Работа в органах самоуправления класса и школы.

2.Индивидуальные консультации всеми специалистами школы.

3.Организация трудоустройства подростков в летнее время.

4.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах.

1.Воспитание нравственных качеств.

2. Сформированность культуры социального взаимодействия подростка с другими людьми.

3. Способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений.

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительские собрания: «Процесс профессионального выбора. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей».

2.Семинары по правовому просвещению родителей

 «Подросток и закон».

3. Привлечение родителей к совместным КТД.

4. «Совет отцов».

1.Индивидуальные консультации для родителей учителей - предметников, педагога психолога,

социального педагога, классного руководителя.

1.Исключение негативного отношения родителей к своему ребенку.

2.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся.

1.Отслеживание социальной ситуации жизни ребенка.

2.Успешное окончание основной общеобразовательной школы.

3.Определение уровня воспитанности.

3. Координация действия различных специалистов

1.Психолого – педагогический консилиум (9-е классы).

2.Мини - тренинги с привлечением педагога - психолога, родителей.

1.Работа с индивидуальными картами психолого - педагогического сопровождения развития учащегося.

1.Отношение к выбору профиля.

2.Выявление профессиональных интересов и склонностей.

1.Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения.

2.Опросник профессиональной готовности (9-й класс)

X

Саморегуляция

«Управляй собой»

1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности учащихся.

2. Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Дискуссия «Знаешь ли ты самого себя».

2.Часы общения: «О красоте человека», «Чувства и потребности», «Как создать характер», «О разных мотивациях поведения»

3.Психологический тренинг «Внимание: конфликтная ситуация! Как бы ты поступил?»

4.Ситуативный классный час «Как поступить в данной ситуации».

5. Литературный вечер «Людей неинтересных в мире нет».

6. Классный час «Ключ к успеху – умение вести за собой, умение работать с людьми».

1. Консультации: учителей - предметников, педагога - психолога,

социального педагога, классного руководителя.

2.Участие в олимпиадах.

3.  Участие в школьных конкурсах.

3.Работа в качестве консультантов.

1.Помощь в определении жизненных перспектив.

2.Формирование представления о собственной уникальности.

3.Творческое отношение к своей жизни.

4.Образовательная и социальная компетентность.

1.Анкета «Удовлетворенность выбором профиля обучения в школе».

2.Методика «Социометрия».

3.Методика «Личный профессиональный план».

4.Анкета «Ценностные ориентации».

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительское собрание «Молодой человек и вредные привычки». 2.Круглый стол «Удовлетворенность обучения в школе».

3. Участие родителей в работе дискуссионного клуба «Старшеклассник».

4. Педагогическая гостиная.

5. Вечер вопросов и ответов.

1.Психологическое консультирование.

2.Беседы - консультации врачей узких специальностей (нарколог, гинеколог и др.)

1.Сотрудничество родителей с различными службами школы.

2.Работа родителей в попечительском совете.

1.Анкета «Удовлетворенность обучением в школе».

2.Беседа за круглым столом.

3.Определение уровня воспитанности.

3. Координация действия различных специалистов

Реализация программ совместной деятельности субъектов образовательного процесса профильных классов.

Работа с индивидуальными картами психолого-  педагогического сопровождения развития учащегося

Успешное завершение обучения в школе

Эмоциональное состояние школьника в процессе обучения

XI

Самоактуализация

«Реализуй себя»

1. Создать условия для понимания себя, своих притязаний и возможностей, для самостроительства, самопроектирования, самореализации и самоутверждения.

2. Содействовать развитию творческой индивидуальности и формированию личностных потенциалов учащихся.

3. Способствовать духовно-нравственному самоопределению юношей и девушек, осознанию себя частью социума.

1. Организация различных видов деятельности учащихся с целью развития у них социальной компетенции

1.Ролевая игра «Весь мир - театр» (особенности психологии и ролевого поведения мужа и жены).

2.Часы общения: «Возлюби ближнего своего» (основы семейных отношений), «Создай пространство любви» (секреты сохранения семейного очага)

3.Дискуссия «Что побуждает нас к деятельности».

4.КТД «Твой досуг – твое богатство».

5. «Гениями рождаются или становятся?», «Спасем детей, спасем Россию».

1.Консультации: учителей - предметников, педагога психолога,

социального педагога, классного руководителя.

2.Участие в олимпиадах, в школьных конкурсах.

1.Помощь в определении жизненных перспектив.

2.Формирование представления о собственной уникальности.

3.Творческое отношение к своей жизни.

4.Образовательная и социальная компетентность.

1.Анкета «Удовлетворенность выбором профиля обучения в школе».

2.Методика «Социометрия».

3.Методика «Личный профессиональный план».

4.Анкета «Ценностные ориентации».

2. Организация дифференцированной работы с семьями учащихся

1.Родительское собрание «Молодой человек и вредные привычки». 2.Круглый стол «Удовлетворенность обучения в школе».

3. Участие родителей в работе дискуссионного клуба «Старшеклассник».

4. Педагогическая гостиная.

5. Вечер вопросов и ответов.

1.Психологическое консультирование.

2.Беседы - консультации врачей узких специальностей (нарколог, гинеколог и др.)

1.Сотрудничество родителей с различными службами школы.

2.Работа родителей в попечительском совете.

1.Анкета «Удовлетворенность обучением в школе».

2.Беседа за круглым столом.

3.Определение уровня воспитанности.

3. Координация действия различных специалистов

Реализация программ совместной деятельности субъектов образовательного процесса профильных классов.

Работа с индивидуальными картами психолого-  педагогического сопровождения развития учащегося

Поступление в вузы по профилю обучения в школе

Опросник профессиональной готовности (11-й класс)

Традиционные мероприятия

Акции:

  •  праздник «День знаний».
  • Месячник безопасности детей, месячник ГО.
  • Праздник «День учителя».
  • День самоуправления.
  • Посвящение в пятиклассники.
  • Месячник правового воспитания.
  • Новогодние утренники и бал старшеклассников.
  • Месячник военно-патриотического воспитания.
  • Вечер встречи выпускников.
  • Праздник 8 Марта.
  • Экологический месячник.
  • Праздник «Великая победа».
  • Праздник «Последний звонок».
  • Выпускной вечер.
  • Летняя трудовая практика.

4.  Методическая литература, использованная при разработке программы

  1. Журнал «Воспитание школьника» №5, №4, 2002г
  2. «Радуга над Экландией» (методическое пособие) Педагогическое общество Россия. Москва, 2005г.
  3. «Лето открытий» (из опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок») Волгоград, «Учитель», 2007г.
  4. Журнал «Классный руководитель» 1998г.
  5. «50 идей для классного руководителя», (практическая копилка педагога)  Ростов на Дону, Феникс, 2000

   

Программа изучения школьника

Сведения об ученике

Возможные методы изучения

I. Общие сведения: где живёт, кем работают родители, культурный уровень родителей, взаимоотношения в семье, общение вне школы, состояние здоровья

Наблюдение, беседа, анализ документации

II. Общий уровень развития: 

- общее развитие (культура речи, начитанность, интеллектуальные свойства, коммуникативные свойства, физическое развитие);

- мотивация  учения и успеваемость (познавательные мотивы,  социальные мотивы, интерес к учебным занятиям, обучаемость, внимательность на уроках, организованность);

- отношение к физическому труду (к урокам труда, домашним обязанностям, дежурствам в школе, классе и т.п.)

- внеучебные интересы и склонности (интересы в области науки, литературы, искусства, техники и спорта; широта интересов; посещаемые кружки, секции, студии,  профессиональные интересы)

наблюдение, обобщение независимых характеристик, педагогический консилиум;

наблюдение в значимых ситуациях, опросные методики;

наблюдение, обобщение независимых характеристик, беседы с учащимися и родителями;

беседы, анкетирование, тестирование, анализ читательских интересов

III. Основные черты личности: 

- нравственные качества, уровень воспитанности (любовь к Родине, отношение к другим людям, коллективизм, долг, ответственность, честность, принципиальность, скромность, отношение к родителям, учителям, товарищам, чувство собственного достоинства и т.д.);

- характерологические черты (акцентуация, упорство, настойчивость, выдержанность, целеустремлённость, открытость или закрытость в общении, стремление к доминированию или подчинению);

- типологические свойства личности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, темп реакции, преобладание торможения и возбуждения, переключаемость и т.д.)

наблюдение в значимых ситуациях, тестирование, обобщение независимых характеристик, социометрия;

наблюдение, тестирование, обобщение независимых характеристик;

тестирование, лабораторный эксперимент

   

Программа изучения ученического коллектива

Сведения об ученическом коллективе

Возможные методы изучения

I. Состав класса: количественный и половозрастной состав, социальное происхождение

изучение документации;

II. Общая характеристика: работоспособность, успеваемость, отношение к общественным делам

наблюдение, обобщение независимых характеристик;

III. Социально-психологическая характеристика класса:

- наличие совместной внеучебной деятельности (участие в общественно значимых мероприятиях (КТО), узкая эгоистическая деятельность, групповая антиобщественная деятельность);

- характер межличностных отношений (наличие лидеров или отверженных, общий микроклимат, требовательность друг к другу, внимательное отношение к членам коллектива, мальчиков к девочкам);

- сплочённость (наличие лидеров, микрогрупп, наличие общих интересов, отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельным членам коллектива и т.д.)

наблюдение, обобщение независимых характеристик;

социометрия, наблюдение, анкетный опрос, обобщение независимых характеристик;

референтометрия, наблюдение, обобщение независимых характеристик;

IV. Актив класса: состав актива, официальный и фактический актив

наблюдение, обобщение независимых характеристик

V. Организованность класса: умение организовываться для выполнения коллективных дел (трудовых, учебных и др.), умение подчиняться активу

наблюдение в значимых ситуациях учащихся

VI. Общественно мнение в классе: поведение в конфликтных ситуациях, осуждение безнравственных поступков или равнодушие, соответствие слов и дел, критика и самокритика

изучение ценностно-ориентированного единства (по Шпалинскому), наблюдение, обобщение независимых характеристик


 Деятельность классного руководителя на разных этапах развития детского коллектива

Характерные признаки школьного коллектива

Деятельность классного руководителя

Функция

Новообразования в ученическом коллективе

I. Формальное объединение детей в классный коллектив

1) изучение состояния коллектива, интересов, стремлений, моральных и культурных представлений, опыта коллективных дел;

2) определение близких и средних перспектив;

3) планирование;

4) организация коллективных творческих дел для выявления лидеров, общих интересов, установления контактов;

5) организация коллективного анализа и оценки дел;

6) предъявление единых требований;

7) оказание помощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских навыков и умений;

8) обучение общению

диагностирующая, тестирующая, организаторская, обучающая

1) рождается атмосфера заинтересованности у учащихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу;

2) приняты цели коллектива;

3) развёрнута непрерывная разнообразная коллективная деятельность;

4) действуют разнообразные инициативные группы;

5) складываются отношения ответственной зависимости;

6) выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творчески относящихся к организаторской деятельности – актив

II. Коллектив переходит к самоуправлению. Актив выступает организатором различных видов деятельности

1) помощь активу в организации социально значимых дел;

2) помощь ученическому собранию в решении вопросов коллективной жизни;

3) создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения;

4) ведение коллектива от близких перспектив к средним и дальним;

5) применение метода параллельного действия;

6) коррекция положения учащихся в коллективе

организаторская, коммуникативная

1) рождаются отношения творческого сотрудничества;

2) зарождается общественное мнение;

3) появляются традиции, законы и заповеди жизни коллектива;

4) идёт бурное развитие самоуправления

III. В коллективе исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива или чрезмерное лидерство других, преобладает гармоничное подчинение руководству членов коллектива. В коллективе царит атмосфера защищённости; преобладает дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды других. Исчезает замкнутость коллектива, его деятельность распространяется в масштабах школы, микрорайона.

1) глубокое изучение каждой отдельной личности;

2) корректировка положения личности в коллективе;

3) личностный подход к каждому члену коллектива

корректирующая, коммуникативная

1) цели коллектива  стали мотивами деятельности каждого его члена;

2) сформировались гуманистические отношения в коллективе и к окружающим;

3) существует чувство защищённости личности в коллективе;

4) созданы условия для успешной самореализации личности;

5) характерна направленность каждой личности на самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляцию

           

5.8 Лекторий для родителей

Эмоциональный словарь

  • Добрый - когда все добрые ко мне.
  • Расслабленный - когда сделал все задания.
  • Довольный - когда тебе разрешили пойти зимой поиграть в фут-бол.
  • Притворяющийся - когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.
  • Хитроумный - когда пошутил.
  • Самодовольный - когда твоя шутка понравилась собеседнику.
  • Радостно-приподнятый - подтянулся 7 раз.
  • Задумавшись отомстить - когда обсмеяли твои ботинки.
  • Разлентяво-скучающий - на каникулах.
  • Ликующе восторженный - победил в олимпиаде.
  • Разобиженный - на себя, на других.
  • Взбешенный учителем - выгнал с урока.
  • мамой - прогнала от компьютера.
  • братом - не взял с собой гулять.
  • Свирепый - когда на перемене подрался.
  • Свирепо-хитрый - когда проиграл, а ты решил отомстить.
  • Рассержено-возбужденный - когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.
  • Гордо возвышающийся над собой - когда заставлял себя бегать целый год по утрам.
  • Разъяренно-коварный - когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.
  • Возвышенно-радостный - когда сочинил свою песню и музыку.
  • Возвышено-раскаявшийся - когда за дело поругали родители.
  • Разобиженный - не приняли в игру.
  • Взбешенный - когда несправедливо наказали.
  • Подковыристый - когда кого-либо дразню.
  • Умильный - когда мама или папа гладят меня.
  • Неостановимо-жаждущий - когда чего-то очень хочется.
  • Ликующе-восхищенный - приехал на теплое море.
  • Довольно-подарковый - на день рождения или на Новый год.
  • Прелестно-снисходительный - когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Сентябрь

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Праздничная линейка «День знаний» (5-11)
  2. Кл.час «Моя малая Родина»

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Организация школьного и классного самоуправления: выборы классного и   школьного актива.
  2. Беседы по правилам дорожного движения.
  3. Единый классный час «Имя трагедии – Беслан» - 3 сентября – День памяти жертв терроризма.

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. «Осенние забавы»

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Областной конкурс «Человек и природа»

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. Беседа: сохранность школьного имущества, правила поведения в школе, внешний вид учащихся.
  2. Выборы президента школы – 19.09.

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Внеурочная занятость учащихся, сбор информации (5-11)

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Октябрь

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Олимпиада УРФО.
  2. Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися. Беседы с учителями-предметниками
  3. Итоговая линейка 1четверти.

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Областной конкурс на лучшее знание государственной символики России.
  2. Районный конкурс «Герои Отечества – наши земляки». Посвященный Дню героев Отечества.

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Информационный час «События вокруг нас»
  2. Сборы «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Праздник «День учителя»
  2. День дублера.
  3. Конкурс –реклама книги «Прочитай, не пожалеешь!»

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Областной фестиваль дет.худож.творчества «Дорога и дети»

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. Инструктаж перед каникулами.

  1. «Как жить в мире с родителями» - психологический кл.час

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Родительское собрание «Возрастные особенности восьмиклассников».
  2. Индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
  3. Заседание родительского комитета.

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Ноябрь

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися. Беседы с учителями-предметниками.

  1. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

  1. Игры разума (Логические задачи) – интеллектуальный кл.час

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. «Навеки вместе» -тематическая полка к 4 ноября. (библ)

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Первенство по шашкам «Черное –белое»

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Битва танцпола.

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Информационный час  «События вокруг нас»

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. Кл.час «День жертв ДТП»

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Классные мероприятия, посвященные Дню матери. Концерт «Наш выход» (с родит)
  2. Заседание родительского комитета.

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Декабрь

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Итоговая линейка 2 четверти.
  2. Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися. Беседы с учителями-предметниками
  3. Диагностический минимум (психолог, 8 кл.)

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Информационный час  «События вокруг нас»
  2. Беседа  «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления» - 7-8 кл.

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Первенство по шахматам «Белая ладья»
  2. «ВИЧ: знать, чтобы жить!» - стенд к 1 декабря.
  3. «Вредная пятерка» и «полезная десятка» (Тема здорового питания)

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Районный конкурс ёлочной игрушки «Зимняя фантазия»
  2. Тематическая полка к 215-летию со дня рождения К.П. Брюллова
  3. Общешкольный конкурс-выставка рисунков «Новогодний терем»

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Акция «Убери сам», уборка территории, генеральная уборка школы.
  2. Конкурс на лучшую новогоднюю открытку

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» - новогодний калейдоскоп.
  2. Инструктаж по ТБ
  3. Кл.часы о пиротехнических средствах и поведении на дороге и водоемах во время новогодних каникул.

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Родительское собрание.
  2. Новогодний огоне

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Январь

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися. Беседы с учителями-предметниками

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Тематическая полка  к 155-летию А.П. Чехова

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Первенство по скакалке «День прыгуна»

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Информационный час «События вокруг нас»

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Областной конкурс «Сам себе спасатель – 2015»

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. Консультация для родителей на основе диагностики (Психолог)

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Родительская неделя.
  2.  Моя семья – мое богатство – кл.час

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Февраль

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися. Беседы с учителями-предметниками
  2. Библиотечная игра – пользование справочным фондом (8 кл)

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Месячник военно- патриотического воспитания

Уроки мужества (5-11)

  1. Областной  конкурс фоторабот к 70-летию Победы.

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое        

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Информационная час «События вокруг нас»

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. «Полотно мира»
  2. Битва хоров (5-11)

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Изготовление сувениров к празднику 23 февраля.
  2. Гардемарины, вперед!   (Игра для мальчиков 8 класса)

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

Тематическая полка к 125-летию Б.Пастернака.

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Заседание родительского комитета.

План воспитательной работы на 2014-2015 уч.год.

Март

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Итоговая линейка 3 четверти
  2. Инструктаж перед каникулами.

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Информационный час «События вокруг нас»

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Первенство школы по волейболу (8-11)
  2. Районный конкурс «Разговор о правильном питании»

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Концерт к 8 марта.
  2. Веселая масленица.

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Красавицы девицы – умницы и мастерицы (Игра для девочек 8 класса)

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. Тематическая неделя «Мы за безопасность дорожного движения»

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Индивидуальные беседы с родителями.
  2. Родительское собрание.
  3. Поздравление мам с праздником 8 Марта

План воспитательной работы на 2014-2015 уч. год.

Апрель

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Контроль успеваемости и посещаемости уроков учащимися.

Посещение уроков

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. Районные военно-патриотические соревнования «Зарница – Во славу  Отечества»

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Всемирный День здоровья «Здоровый я – здоровая семья»
  2. «На здоровой волне» урок здоровья (8кл)

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Поездка .
  2. Информационный час «События вокруг нас»
  3. Районный конкурс юных чтецов «Слава тебе, победитель – солдат»

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. «Учись быть здоровым» - книжная выставка
  2.  В мире профессий – кл.час

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. Групповая беседа «Осторожно: наркотики!» (соц. педагог)

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Классный час


План воспитательной работы на 2014-2015 уч. год.

Май

Направление воспитания и цель

Содержание

1.Учебно-познавательное

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через организацию познавательной деятельности на уроках, вне урока и в системе дополнительного образования;

  1. Единый кл.час «70-летие битвы за Берлин»

2.Гражданско-патриотическое

Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной и политической жизни общества.

  1. День Победы. Митинг 9мая.
  2. Информационный час «События вокруг нас»

3.Спортивно-оздоровительное и экологическое

Цель: создание условий для физического развития ребенка.  Дать учащимся знание о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями.

  1. Конференция «Итоги года»  просмотр лучших видеороликов.

4.Художественно-эстетическое

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

  1. Последний звонок.
  2. Районный парад музеев. Посвященный 70-летию Победе в ВОВ

5.Трудовое и профессиональное

Цель: воспитание культуры труда, уважения у труду собственному и других людей.

  1. Школьный смотр строя и песни.

6.Нравственно-правовое

Цель: осмысление ценности Человека; содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.

  1. «Как это было» книжная выставка к 70-летию Победы.
  2. Победи неуверенность в себе – кл.час

7.Ученик и его семья

Цель: сотрудничество и сотворчество учителей, учащихся, родителей.

  1. Родительское собрание.
  2. Поездка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности классного руководителя

Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"

Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...

Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"

Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...

программа деятельности классного руководителя

данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...

Программа деятельности классного руководителя 9 класса

Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...