Школа вежливости
классный час на тему
Предварительный просмотр:
" Школа вежливости "
Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость».
Задачи:
-Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
-Развивать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся.
-Закреплять и углублять знания детей о вежливости.
-Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.
Форма проведения: путешествие - экскурсия
Методы: беседа - игра
Оборудование: использование компьютерных технологий, карточки со словарными словами.
Ход занятия
I. Организационная часть «Аплодисменты»
(Слайд 1)
II. Беседа
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.
1. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить...)
(Слайд 2)
2. Обсуждение ситуации.
- Как вели себя дети в школе?
- Какие слова употребляли в своей речи?
(Слайд 3)
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости».
(Слайд 4)
III. Историческая справка кабинет истории
- А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой, математикой.
Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.
IV. А в кабинете технологии нас встречает нас удивительная « Коробка ощущений» ( в ней шишки, мягкая игрушка)
- Ребята что лежит в этой коробке?( Не видно , она закрыта.)
- А как можно узнать? ( Засунуть руку в окошечко и потрогать Дети на ощупь по одному находят предметы.)
- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
(Этот предмет мягкий, тёплый.)
_ Мягкий, как что?( Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)
_ Что ты почувствовал, когда его гладил? ( Мне было тепло, приятно, мне, казалось, что это, что-то доброе, хорошее.)
_ А у кого возникли другие ощущения? ( Не знаю что-то колючее, с иголками.)
_ Что же ты почувствовал? ( Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)
_ Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
V. А сейчас мы с вами попали в кабинет русского языка и давайте поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо – покажите одуванчик, если невежливо - кактус.
1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы –
Хорошо, молодцы все справились с заданием, теперь я вижу, что вы знаете как нужно правильно поступать в той или иной ситуации.
VI. Ребята, а теперь мы попали в кабинет биологии, давайте попробуем вырастить «дерево вежливости»?
Игра
Сейчас мы с вами составим дерево вежливости.
(Слайд 5)
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)
- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)
Замечательно, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
V. А теперь мы с вами попали в кабинет математики и нас ждут задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 4 ошибки. Какие?
а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.
г) правильно говорить «Который час?», потому что время это неисчисляемое понятие
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)
3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)
4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)
5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)
6. А как правильно выйти из помещения, если в нем находятся мальчики и девочки. Молодцы вы замечательно справились с этим заданием, и мы идем дальше.
VII. А сейчас мы пойдем в спортивный зал, чтобы немного размяться, отдохнуть.
Игра «Будь внимательным».
Проведём игру. Ведущий просит вас, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.
- встаньте, пожалуйста;
-попляшите;
-похлопайте в ладоши, пожалуйста;
-покружитесь, пожалуйста;
-закричите;
-поднимите руки вверх, пожалуйста;
-потопайте ногами;
-руки вперёд;
-сядьте за парты красиво, пожалуйста.
VIII. Работа в парах Следующий кабинет на нашем пути - это кабинет изобразительного искусства. Здесь мы будем рисовать, но не красками или карандашами, а на песке. Вам нужно посовещавшись с соседом по парте, нарисовать на песке ситуацию по теме вежливость. А я посмотрю, какими вы можете быть вежливыми друг с другом.
Проверяем. Обсуждаем. У кого получилось работа в паре, у кого нет, почему? Ребята, а теперь попробуйте сдвинуть ваш листок с рисунком к краю парты. Посмотрите, что произошло с рисунком, как сдвинулись песчинки, и сразу рисунок испортился, так и отношения между людьми, стоит только произнести некрасивые, плохие слова, и отношения начинают портиться.
А дальше наш путь лежит в библиотеку и мы с вами попали на литературную викторину «Привет от бабушки Удава» (слайды)
Нужно угадать из каких произведений эти персонажи. Обсудить пару сказок .
- «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ты тих как день ненастный? (Пушкин, «Сказка о царе Султане)
- «Здравствуй, красная девица»,-
Говорит он – «Будь царицей…» («Сказка о царе Султане»)
3. «А здорово, мой отец»,-
Молвил царь ему, - «Что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?» («Сказка о золотом петушке»)
- Как увидел старик, испугался,
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица,
Ну теперь твоя душенька довольна?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- «Здравствуй, Балда – мужичок,
Какой тебе надобен оброк?» («Сказка о попе и работнике..»)
- И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись извинилась. («Сказка о мертвой царевне»)
- И шляпою машет, и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал! Приехал! Ура! Ура!» (Чуковский «Айболит»)
- Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок! (Чуковский «Мойдодыр»)
Молодцы! Я вижу, что вы много читаете и хорошо знаете приветливых литературных персонажей. Оказывается вежливости можно научиться и в сказках.
Итог
- Ребята, вам понравилась наша экскурсия в школу вежливости?
Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо, с улыбкой.)
А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Если вам понравилось в нашей школе вежливости, возьмите желтые смайлики и прикрепите на окошки нашей школы, если не понравилось, то - синий. А по правилам вежливости кого вы пропустите первыми к школе? Посмотрите, какая светлая получилась наша школа и я дарю ее вам, чтобы вы могли повесить ее в своем классе, и почаще были вежливыми.
Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классый час "школа вежливых наук"
Разработка классного часа содержит рекомендации по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...
Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"
Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...
Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС....
Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"
Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....
Школа вежливости
Дети учатся употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.- Развивать речь, память, воображение.- Воспитывать вежливое уважительное отношение к окружающим...
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....