Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"
рабочая программа по теме

 

Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры поведения и общения, этикетными формулами, правильным использованием этикетной речи, культурно – гигиеническими навыками. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования для организации занятий с детьми начального школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа вежливых наук

                                                       

                                                                                           М. П. Михайлова

Тяжинский 2009

Управление образования Администрации Тяжинского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования  детей «Центр дополнительного образования для детей

Тяжинского района Кемеровской области»

Принято на педагогическом                               Утверждаю

совете (протокол                                                 Директор МОУ ДОД «ЦДО»

№ 2 от 06. 09. 2007)                                             ____________ О. В. Петрова  

                                                                         (приказ № 85 от 07. 09. 2007г.)

Школа вежливых наук

программа дополнительного образования

для воспитанников начального школьного возраста

срок реализации программы 3 года

                                                         Михайлова М. П., педагог

                                                                дополнительного образования

Тяжинский 2009

Составитель Михайлова М. П., педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области»

        

Консультант Кузьмичёва Н. Н., методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области»

        Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры поведения и общения, этикетными формулами, правильным использованием этикетной речи, культурно – гигиеническими навыками. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования для организации занятий с детьми начального школьного возраста.

Содержание:

Пояснительная записка ………………………………………………………   4

Учебно-тематический план 1 года обучения …………………………….     11

Программное содержание первого года обучения ………………………..     12

Учебно-тематический план 2 года обучения …………………………….     17

Программное содержание второго года обучения ………………………..      18

Учебно-тематический план 3 года обучения …………………………….     24

Программное содержание третьего года обучения ………………………..     25

Методическое обеспечение программы ……………………………………     31

Литература …………………………………………………………………..      34

Пояснительная записка

        Дополнительная образовательная программа «Школа вежливых наук» ориентирована на младший школьный возраст обучающихся, реализуется в условиях общеобразовательных учреждений. По содержательной, тематической направленности программа является культурологической; по функциональному предназначению – общекультурной; по времени реализации – трёхгодичная.

Актуальность.

        В наше время, когда под воздействием прогресса науки, образования, культу ры происходит бурное развитие способностей человека, когда высокий уровень стал необходимостью существования человека в новых условиях, особенно остро встает проблема культурно-речевого воспитания детей. На протяжении многих лет в на шем обществе были забыты такие слова, как "этикет", "светские манеры", "утон ченный вкус" и т.д. А в последнее время все чаще говорится о падении нравственности нашего общества. Факторы, свидетельствующие об этом - низкий уровень культуры поведения, отсутствие знаний элементарных норм этикета, бедный словарный запас, незнание основ культуры речи. Причина в том, что в большинстве своем в школах не предусмотрены занятия этического цикла. Необходимо создать условия, при которых ребенок смог бы постичь основы этикета, приобрести навыки культуры поведения, общения в любом виде сотрудничества.

        Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А.М. Пешковский, "там, где дети усиленно учатся говорить, ... там люди не оскорбляют друг друга". И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения раз носторонними коммуникативными умениями. Навыки и привычки морального по ведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Именно для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне человека, желание дать ему и себе моральную оценку. К сожалению, в школах это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ре бенка.

Педагогическая целесообразность

        Назрела необходимость специализированных занятий человечности, на кото рых ребенок мог бы не только получать теоретические основы этикета, но и почув ствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою мораль ную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

        Цель данной программы заключается в формировании и развитии устойчи вых форм поведения, обучения, воспитания нравственной культуры у учащихся.

Задачи:

1 Способствовать формированию у воспитанников потребности в совершенствования нравственных основ: такта, деликатности, вежливости, доброты;

2 Воспитание важных человеческих качеств, необходимых для общения;

3 Развивать и повышать познавательный интерес к этикету средствами эстетиче ского воспитания;

4 Расширить и углубить знания о культуре поведения и общения.

Основными принципы программы являются:

- принцип красоты или эстетической привлекательности поведения;

- принцип личностного подхода (признание личности развивающего челове ка высшей ценностью, признание уникальности и своеобразия каждого ребенка);

- принцип гуманизма и человечности;

- принцип целесообразности действий;

- принцип дифференциации (отбор содержания, форм и методов в работе с детьми);

- принцип соблюдения народных обычаев и традиций.

Отличительные особенности программы:

     Программа рассчитана на три возрастные ступени обучения. В курсе про граммы выделены 6 разделов в соответствии с содержанием и этической направленностью материала - освоением простыми нормами нравственности.

1 Сказочный этикет;

2 Веселые правила хорошего тона;

3 Один за всех и все за одного;

4 Этика отношения к окружающему миру;

5 Азбука воспитанного человека;

6 Сорока стрекочет – гостей пророчит.

     Каждое занятие на всех ступенях обучения носит занимательный, игровой характер.

     Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ре бенка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. Во время путеше ствий, игровых тренингов, КТД моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения.

 Прилагаемая к занятиям театрализация будет оживлять атмосферу занятий, создавать эмоцио нальный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкрет ной ситуации общения.

Теория и практика игры позволяет:

1 Осуществить развитие образных форм познания действительности

  у ребёнка              

 2 Укрепить основы нравственности

3 Повысить активность детей в процессе обучения

      В игре проявляется творческое воображение детей, происходят многочисленные превращения во что-то или кого-то. Важно, чтобы ребенок во время  игровых ситуаций фантазировал, строил, творил. В процессе обучения игра имеет двоякое значение: выступает как метод обучения и является средством организации совме стной деятельности детей.

        Во время коллективно-творческих дел, акций десантов, встреч формируется  культура деятельности. Формировать у ребенка культуру деятельности, значит воспитывать у него трудолюбие, милосердие, уважение, бережное отношение к окружающему, вежливое поведение в быту и общественных местах.

        Первый год обучения направлен: на знакомство с историей возникновения этикета, обучению воспитанников правилам речёвого этикета и культуры поведения.

        Второй год обучения направлен: на изучение правил культуры поведения и общения в коллективе, формирование культуры общения с родной природой и бережное отношение к ней.

        Третий год обучения направлен: на изучение культуры гостеприимства, национальных традиций разных народов, культурно-гигиенических навыков, правилами культуры поведения в жизненных различных ситуациях.

Условия реализации программы:

        Для обучения детей младшего школьного возраста по культуре поведения и общения необходим эстетический кабинет для занятий, где дети смогут не только получать теоретический материал, но и заниматься практически: играть, разбирать сюжетно-ролевые ситуации, рисовать, творить и отдыхать. Кабинет должен быть эс тетически оформлен, так как снимает нервное напряжение и заряжает положительными эмоциями. На занятиях может присутствовать  классный руководитель, если, он посещает занятия по программе с начала до конца учебного года. Всё это располагает к доверительной рабочей атмосфере.

        Условием реализации данной программы является создание системы занятий и КТД по этическому обучению учащихся.

Формы и режим занятий:       

        Обучение по программе начинается с 6-7 летнего возраста и рассчитано на 3 ступени обучения с учетом возрастных особенностей.

1ступень 6- 7 лет (1 класс)

2 ступень 8-9 лет (2 класс)

3 ступень 10-11 лет (3 класс)

        Занятия 1, 2, 3 ступени обучения проходят один раз в неделю. Время, отведен ное для работы с детьми на 1 и 2 ступени обучения не должно превышать 30-35 минут, на 3 ступени обучения - 45 минут. Возрастные особенности маленьких де тей требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональ ны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

        Структура занятий данной программы ориентирует ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека, путем разнообразных ме тодических форм организуемых педагогом. Диалог, развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые), этюды, тренинги, обыгрывания ситуаций,  эксперименты, импровизации, беседы, наблюдения, прогулки, рассказ педагога и рассказы детей, тематическое рисование.

        Программой предусмотрены различные виды занятий: индивидуальные (во время практических занятий, тренингов, театрализаций), групповые (во время теоретического обучения, КТД, экскурсий, бесед, игровых моментов).

        Разнообразие методов делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществить многоплановое воздействие на обучаемого.  

Ожидаемые результаты обучения:

После первого года обучения воспитанники приобретут:

Знания:

  1. По истории развития этикета, культуры поведения и общения
  2. Этикетные формулы: спасибо, здравствуйте, пожалуйста, и т.д.
  3. Об основных правилах речевого этикета.

Умения:

  1. Слушать собеседника
  2. Правильно использовать этикетные формулы в речи
  3. Находить ошибки неправильного использования этикетных формул в речи других.

Второго года обучения:

Знания:

  1. Правила культуры поведения и общения во время выполнения какого-либо поручения в коллективе, сюжетно-ролевых ситуациях
  2. Культуру поведения и общения с природой и животным миром
  3. Формы поведения и общения в коллективе.

Умения:

  1. Анализировать и оценивать свои поступки и дела в коллективе, так и одноклассников
  2. Культурно общаться друг с другом
  3. Любить и бережно относиться к окружающему миру и родному краю.

Третий год обучения:

Знания:

  1. Правила речевого поведения за столом, в гостях, общественных местах
  2. О культурно – гигиенических навыках
  3. Иметь представление о хороших манерах
  4. Этикетные выражения, необходимые в ситуации приобретения билета в транспорте, в кино, покупок в магазине и др.

Умения:

  1. Правильно вести себя за столом
  2. Пользоваться столовыми приборами
  3. Вести беседу с окружающими людьми в общественном транспорте, магазине и т.д.
  4. Вежливо уступать место старшим в транспорте
  5. Правильно приобретать билет в транспорте, кинотеатре и других общественных местах.

Формы подведения итогов реализации

программы «Школа вежливых наук»

        Итогом после каждой ступени обучения являются театрализованные мероприятия (КВНы, турниры, соревнования, итоговые занятия, КТД) которые направлены на закрепление приобретенных навыков и знаний общечеловеческих ценностей. Сюжетно – ролевые игры, коллективные творческие дела, соревнования, итоговые занятия и их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать как свои поступки, так и других.

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Тема

Кол – во часов

Теория

Практика

1

Игра путешествие по сказочной стране «Этикет»

10

6

4

2

Этика общения

12

6

6

3

Веселые правила хорошего тона

9

5

4

4

Занятие – игра

3

3

5

Итоговое занятие. Игровое  театрализованное представление «Доброта на всех одна»

2

2

ИТОГО:

36

17

19

Содержание программы  

первого года обучения

Ι Путешествие по сказочной стране «Этикет»

Тема №1. Вводное занятие «Что такое этикет?» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Этикет». Чем «Этикет» отличается от «Этики». Знакомство с хорошими манерами.

Практическая часть: Беседа «Что такое этикет», её анализ; игры на знакомство; игра «Волшебные слова».

Тема№2. «Из истории…»(1ч.)  

Теоретическая часть: Знакомство с историей первоначального этикета и бытом русского народа.

Практическая часть: Игровая разминка для снятия усталости; беседа по данной теме.

Тема №3. «Сказка об этикете» (1ч.)

Теоретическая часть: Дать опорные знания по этикету. Для чего он нужен. Чтение сказки об этикете.

Практическая часть: Беседа по сказке; упражнение «Продолжи сказку».

Тема №4-5. «Повседневный этикет» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами повседневной жизни, история правил поведения.

Практическая часть: Игра «Можно – нельзя»; сценки; игровые ситуации, их разбор и анализ.

Тема №6-7 «Культура разных народов» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с традициями, обрядами, обычаями, культурой разных народов, а так же русского народа.

Практическая часть: Конкурс «Пословиц и поговорок»; игры разных народностей; аукцион идей «Что поможет людям различных народностей жить в мире?».

Тема №8-9 «Простые правила этикета» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с весёлыми правилами этикета, история правил хорошего поведения.

Практическая часть: Разбор ситуаций, прослушивание аудио кассеты со стихотворениями «Что такое хорошо и что такое плохо», их анализ.

Тема №10. Итоговое занятие «Сказочная страна этикет» (1ч.)

Теоретическая часть: Приобщение ребят к правилам хорошего поведения.

Практическая часть: Игра – путешествие.

ΙΙ Этика общения

Тема №1. Вводное занятие «Этика общения» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Общение», разновидность общения.

Практическая часть:  Игры на общение, игровые ситуации их разбор.

Тема №2. «Мудрости начало» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками в русском фольклоре.

Практическая часть: Игра «Мудрости начало»; разбор пословиц, скороговорок, поговорок.

Тема №3-4. «Учимся представляться, будем знакомы» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами при знакомстве, этикетные выражения и жесты во время знакомства. Текст для чтения «Знакомьтесь, пожалуйста».

Практическая часть: Игры «Снежный ком», «Волшебный цветик – семицветик»; игровые ситуации их разбор.

Тема №5. «Что такое доброта?» (1ч.)

Теоретическая часть: Ориентация детей на доброе общение, знакомство с понятием «Доброта».

Практическая часть: Беседа по сказкам; конкурс вежливости; инсценировка «Спор про вежливость»; дидактическая игра «письмо доброго волшебника».

Тема №6 «Самое первое правило этикета» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами приветствия и пожелания, формы обращения.

Практическая часть: Игровые ситуации, игра «Проверь себя»

Тема №7. «Утреннее приветствие, пора ложиться спать» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с традиционными русскими пожеланиями перед сном и в момент пробуждения. Текст для чтения.

Практическая часть: Беседа по данной теме; игровые ситуации их разбор и анализ.

Тема №8 «Вежливая просьба» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с историей слова «Вежливость», правила вежливости, вежливые слова.

Практическая часть: Сказка «О вежливом кролике»; игра «Вежливо- не вежливо», работа по карточкам.

Тема №9-10. «У меня зазвонил телефон…» (2ч.)

Теоретическая часть: Формирование навыков вежливого разговора по телефону, речевое поведение, реплики разговора.

Практическая часть: Игры «Телефон», «Проверь себя»; игровые ситуации, их разбор и анализ.

Тема №11. Слова выражения просьбы, благодарности.  (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство со словами выражения просьбы, благодарности. Вежливые слова с учётом ситуации общения.

Практическая часть: Игровые ситуации; разбор стихотворения «Вежливые слова»; беседа по данной теме.

Тема №12. Итоговое занятие «Урок вежества» (1ч.)

Теоретическая часть: Повторение и закрепление темы «Этика общения».

Практическая часть: Игра – соревнование «Урок вежества».

ΙΙΙ Веселые правила хорошего тона

Тема №1. Вводное занятие «Разговорная речь» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с видами речи, значение речи в жизни человека.

Практическая часть: Игры на развитие речи; игровые ситуации, их разбор; сценки - диалоги.

Тема №2. «Преданья старины глубокой» (1ч.)

Теоретическая часть: Жанровое разнообразие разговоров в народном фольклоре.

Практическая часть: Игры на развитие речи; игровые ситуации, их разбор; скороговорки и чистоговорки.

Тема №3-4. «Помощники устного слова» (2ч.)

Теоретическая часть: Понятие о неразрывной связи поведения речи, роль мимики, жестов в процессе общения.

Практическая часть: Игры «Узнай по голосу», «Что бы это значило» игровые ситуации, их разбор.

Тема №5. «Интонация в разговоре» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с признаками речевой культуры человека, неразрывная связь поведения и речи.

Практическая часть: Игры на развитие речи; игровые ситуации, их разбор и анализ; работа по карточкам.

Тема №6. «Родное слово» (1ч.)

Теоретическая часть: Родное слово – что это? Знакомство с правилами умения слушать и не перебивать.

Практическая часть: Игровые ситуации, их разбор; работа в парах по карточкам; игра «Дай…»; инсценировка рассказа «Невидимка»

Тема №7. «Слова сочувствия, утешения…» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с формами сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления, ситуации утешения.

Практическая часть: Игровые ситуации, их разбор; работа по карточкам; этюды – импровизации.

Тема №8. «О том, как быть уступчивым» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с контактными формами: совет, извинение, согласие, одобрение, тон, жест, взгляд. Речевые формулы помогающие избежать конфликтов.

Практическая часть: Игровые ситуации, их разбор; рассматривание рисунков, сценки - диалоги.

Тема №9. Итоговое занятие «Красное словцо» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с устным народным творчеством.

Практическая часть: Повторение и закрепление темы «Весёлые правила хорошего тона».

IV Занятие – игра

Тема №1-3. «Времён минувших небылицы» (3ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с народной эстетикой.

Практическая часть: Игры; моделирование игровых ситуации, их разбор.

V Итоговое занятие

Тема №1. Игровое театрализованное представление «Доброта на всех одна» (2ч.)

Теоретическая часть: Воспитание доброты, вежливости.

Практическая часть: Закрепление и повторение изученного материала в течение года.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Тема

Кол – во часов

Теория

Практика

1

Этика отношений в коллективе или один за всех и все за одного

16

8

8

2

Этика отношений к окружающему миру

16

8

8

3

Этический тренинг

2

2

4

Занятие – игра

1

1

5

Итоговое занятие «Вместе весело шагать»

1

1

ИТОГО:

36

16

20

Содержание программы  

второго года обучения

I  Этика отношений в коллективе или один за всех и все за одного

Тема №1. Вводное занятие «Основы народной культуры» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с содержанием народных культур, традиций.

Практическая часть:  Игры «Волшебные сказки», «Русская пословица», «С миру по нотке»; загадки.

Тема №2.  «Наша школьная страна» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в школе. Правила общения.

Практическая часть:  Прослушивание песни «Наша школьная страна» (сл. П. Ибряевой); чтение стихотворений их разбор; творческая игра «Создай школу будущего»; игровые ситуации.

Тема №3-4.  «Мой класс -  мои друзья»    (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с высказыванием «Класс единая семья». Правила этики общения и отношения к одноклассникам.

Практическая часть: Беседа «Взаимоотношения в хорошей семье» рассуждения по данной беседе; игра «Солнышко»; тест-игра «Пригласи меня». Выработка новых правил «Мы будем…» и «Мы не будем…».

Тема №5.  «Доброжелательные отношения к одноклассникам» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с  понятием «Доброжелательность», «Доброта».

Практическая часть: Упражнение «Нет…. без», решение ситуативных задач. Составление правил к понятиям «Доброжелательность», «Доброта», игры «Пожелание однокласснику», «Приятное и неприятное».

Тема №6-8. «Среди сверстников» (3ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами общения друг с другом, оценивание поступков своих и одноклассников. Сопереживание с друзьями в их бедах, разделение с ними радости.

Практическая часть:  Разбор и анализ ситуаций; прослушивание песен о дружбе их разбор; игры «Законы дружбы», «Закончи высказывание».

Тема №9. «Игра - как средство построения коллективных взаимоотношений» (1ч.)

Теоретическая часть: Разъяснение пословицы «Друг за друга держаться – ничего не бояться». Знакомство с жеребьевками, считалками, словесными играми.

Практическая часть: Работа по карточкам; словесные игры; разучивание считалок, жеребьевок.

Тема №10. «Общение с одноклассниками» (1ч.)

Теоретическая часть: Дать воспитанникам, представление об общении с одноклассниками. Тон, речь в разговоре. Беседа на серьезную тему и шутки во время её.

Практическая часть: Игры «Гуси, гуси», «Сказочный город»; упражнения «Рисование шутки на любую (заданную) тему», «Придумывание словесной шутки на заданную тему».

Тема №11. «Одобрение достоинств и осуждение недостатков одноклассников» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с «хорошими» и «плохими» поступками товарищей, их анализ и оценка.

Практическая часть: Рассказы – обсуждение; игры «Осуждаю и одобряю», «Оценка достоинств друг друга»

Тема №12. «Справедливость, взаимоуважение, взаимоотношения между одноклассниками» (1ч.)

Теоретическая часть: Дать представление о согласии, взаимоуважении и взаимоотношениях с одноклассниками как одной из сторон общения. Виды взаимопониманий. Разногласия, противоречия с помощью просьбы, убеждения, спора, беседы.

Практическая часть: Игры «Убеждение кого-либо», «Спор о том…», «Беседа класса на моральную тему». Решение ситуативных задач. Устная анкета об уважении.

Тема №13. «Способы разрешения конфликтов. Русские традиции» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с видами конфликтов и способы их разрешения. Русские традиции.

Практическая часть: Игровые ситуации, их разбор и анализ; этюд «Поссорились и помирились»

Тема №14. «Шестое чувство» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с пятью чувствами человека. Шестое чувство, – какое оно?

Практическая часть: Чтение и обсуждение рассказов. Игровая ситуация «Для любопытных»

Тема №15. «Самолюб никому не люб» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство и разбор пословицы «Самолюб никому не люб».

Практическая часть: Игры «Важные качества», «Светофор»; чтение рассказа «Долг» В.Осеевой, беседа по рассказу.

Тема №16. Итоговое занятие «Дружба и годы» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Чувство коллективизма», умение трудиться сообща.

Практическая часть: Игра – путешествие на волшебную планету «Дружба».

II  Этика отношений к окружающему миру

Тема №1. «В сердце ты у каждого, Родина - Россия» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с произведениями русских и советских поэтов, художников, классической музыкой

Практическая часть: Чтение и разбор стихотворений; прослушивание классической музыки.

Тема №2. «Береги свою планету» (1ч.)

Теоретическая часть: Воспитание любви к Родине через бережное, заботливое отношение к ней.

Практическая часть: Конкурсы «Угадай-ка», «Знаете ли вы…»; Загадки доктора Айболита; разбор ситуаций.

Тема №3-5. «Береги родную природу!» (3ч.)

Теоретическая часть: Приобщение детей к осознанию ценности родной природы. Формирование эстетического восприятия природы и любовного бережного отношения к ней.

Практическая часть: Экскурсия в парк; наблюдение за красотой природы; анкета; рисование на тему «Береги природу»; конкурс «Знатоки народных примет». Изготовление книжки – раскладушки «Загадки о природе», «Приметы в природе», «Стихи о природе». Составление гербария.

 Тема №6. «Любимый уголок родной Отчизны» (1ч.)

Теоретическая часть: Создание образа нашей родины. Любимый мой край.

Практическая часть: Рисование на тему «Любимое место или образ моей Родины». Выставка рисунков – беседа по данной теме.

Тема №7. «Мир природы – в мире загадок» Народная мудрость в экологии. (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с народными приметами и календарём.

Практическая часть: Разучивание песен – закличек, зазывалок, песни – просьбы; игра «На лесной полянке»

Тема №8. «Животные – мои друзья» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с животными: среда их обитания, повадки, отношение к человеку и их место в жизни человека, забота о них. Выбор кличек для разных животных, способы ухода за животными.

Практическая часть: Рассказы – обсуждение, игровые ситуации; игры «Кличка», «Угадай – кто я?»

Тема №9. «Я – в мире людей» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Любовь к ближнему», с нравственными правилами общения. Вред насмешек и споров.

Практическая часть: Игры «Конверт любви», «Свод правил», «Цветик - семицветик»;  разбор ситуаций.

Тема №10. «Моя семья» (1ч.)

Теоретическая часть: Развитие ценностного отношения к дому, семье, к их традициям и устоям. Знакомство с особенностями некоторых семей.

Практическая часть: Разбор ситуаций; рисование на тему «Я и моя семья»; выставка рисунков.

Тема №11-12. «Ствол родословного древа, семейный герб» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Ствол родословного древа – для чего это нужно». Значение геральдики. Что такое герб?

Практическая часть: Составление родословного древа; создание фамильного герба.

Тема №13. «Имянаричение» (1ч.)

Теоретическая часть: Откуда появились имена. История происхождения имени. Знакомство с понятием «Имянаричение».

Практическая часть: Игры «Имена оживают», «Что значит твое имя», «Ласковое имя»; викторина.

Тема №14. «Фамилия – флаг семьи» (1ч.)

Теоретическая часть: Что такое фамилия? О чем рассказывает фамилия? История происхождения фамилии.

Практическая часть: Игры «Род занятий в фамилии», «Чудо фамилия».

Тема №15. «Светский этикет» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с обычаями, традициями, обрядами, ритуалами в разных культурах.

Практическая часть: Просмотр слайдов «Этикет разных народов»; игра «Придумай свое правило».

Тема №16. Итоговое занятие «Этика отношений к окружающему миру» (1ч.)

Теоретическая часть: Повторение и закрепление данного раздела.

Практическая часть: Игра – соревнование «Кто лучше усвоил материал».

III  Этический тренинг

Тема №1. «Я - мир» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Тренинг». Расширить представление детей о способах выражения своих чувств, закрепить умение сотрудничества и коллективного творчества. Эффективное и позитивное взаимодействие с миром.

Практическая часть: Рисование коллективного рисунка «Я – Мир»; Игра «Конверт дружеских вопросов»

Тема №2. «Давайте говорить друг другу комплименты» (1ч.)

Теоретическая часть: Формирование чувства любви, доброго отношения, радости бытия. Закрепить в детях желание делать добро другим, получать удовольствие от общения с людьми.

Практическая часть: Рассуждение, «Каким должен быть человек?», «В чём счастье человека?»; тренинги «Любовь», «Прощание», «Снежный ком».

IV Занятие – игра

Тема №1. «Чудо – чудное, диво - дивное» (1ч.)

Теоретическая часть: Воспитание доброты, вежливости.

Практическая часть: Игры на развитие внимания, речи, памяти; работа по карточкам; игровые ситуации, их разбор.

V Итоговое занятие.

Тема №1. «Вместе весело шагать» (1ч.)

Теоретическая часть: Повторение и закрепление изученного материала за год.

Практическая часть: Игровая программа «Вместе весело шагать»

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

Тема

Кол – во часов

Теория

Практика

1

Сорока стрекочет – гостей пророчит

11

5

6

2

Азбука воспитанного человека

18

9

9

3

Зачем человеку зеркало?

4

2

2

4

Занятие - игра

1

1

5

Итоговое занятие: «Будьте добрыми и человечными»

2

2

ИТОГО:

36

14

22

Содержание программы

третьего года обучения

I Сорока стрекочет – гостей пророчит

Тема №1. Вводное занятие «Турнир вежливых, внимательных, заботливых» (1ч.)

Теоретическая часть: Закрепление правил культурного человека на практике, приобщение детей к правилам хорошего тона.

Практическая часть: Разминка «Словарь вежливых слов»; конкурсы.

Тема №2. «Правила гостеприимства. Прощание с гостем» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с формулами приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия. Гостеприимство – национальная черта русских. Правила в минуты прощания.

Практическая часть: Рассказы – обсуждения, игровые ситуации их разбор, анализ.

Тема №3. «Правила поведения в гостях» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в гостях.

Практическая часть: Инсценировка ситуаций их разбор; игры «В гостях», «Свет мой зеркальце скажи». Беседа по данной теме.

Тема №4. «Вы у себя дома» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения у себя дома.

Практическая часть: Беседа «Что хочу, то и ворочу»; тест «Проверь себя»; чтение и разбор статьи «Для любопытных».

Тема №5-6. «Не для того в гости идут, что дома нечего обедать» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения за столом. Правила едока.

Практическая часть: Ситуативные задачки; тест «Хитрые вопросы Этикета»

Тема №7. «В старину едали деды….» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с историей правил поведения в гостях, за столом в старину.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор, анализ; игра «Вот так да»; викторина «Знаете ли вы….»

Тема №8-10. «Сервировка стола» (3ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами сервировки стола, правилами угощения. Разновидность столовых приборов,  правила пользования ими.

Практическая часть: Игра «Сервируем стол»; тест «Маленький экзамен». Украшение стола, изготовление салфеток.

Тема № 11.  Итоговое занятие «Чудеса, да и только» (1ч.)

Теоретическая часть: Понятие о хороших манерах.

Практическая часть: Повторение и закрепление изученного материала по данному разделу.

II Азбука воспитанного человека

Тема №1. «Школьные годы чудесные» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правами поведения в школе, гардеробе, столовой, перемене.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; подвижные игры «Кошки – мышки», «Жмурки», «Третий лишний».

Тема №2. «Твой главный труд: научиться» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство со школьными обязанностями.  Настрой на внимательность и сосредоточенность.

Практическая часть: Игры «Волшебные палочки», «Я – ученик», «Мысли – оправдания»; выработка правил.

Тема №3. «Правила делового этикета и труда, учащихся на уроке (дома)» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения на уроке (дома).

 Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; игры «Буква заблудилась», «И я ...».

Тема №4. «Мы едим, едим, едим ...» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в общественном  транспорте.

Практическая часть: Загадки про транспорт; решение ситуативных задач; зарисовка ситуаций.

Тема №5. «Прощание с близкими перед отъездом» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения перед отъездом. Слова прощания, пожелания.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; работа по карточкам.

Тема №6. «Больница вы заболели» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения и речевого общения в больнице, регистратуре, кабинете врача. Освоение новых слов, выражений, терминов.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; работа по карточкам, беседа по данной теме.

Тема №7. «В доме больной» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения у постели больного. Освоение речевого поведения с больным.

Практическая часть: Решение ситуативных задач; чтение и разбор стихотворений.

Тема №8-9. «Улица, улица, улица родная» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения на улице.

Практическая часть: Экскурсия по улицам посёлка; устное обсуждение правил поведения на улице; решение ситуативных задач.

Тема №10-11. «Расскажите про покупку» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в магазине. Речевой этикет.

Практическая часть: Экскурсия в магазины посёлка (наблюдение); игра «Магазин»; устное обсуждение правил поведения в магазине; игровые ситуации их разбор и анализ.

Тема №12. «Библиотека» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Речевой этикет.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; беседа по данной теме.

Тема №13. «Секрет Самсона» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в парикмахерской» беседа о причёсках, уход за волосами.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; работа по карточкам в парах; просмотр фотографий с причёсками их анализ.

Тема №14. «Общественные места» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения в кинотеатре, концерте, стадионе и других общественных местах.

Практическая часть: Решение ситуативных задач; работа по карточкам.

Тема №15. «История детских праздников» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с историей создания и происхождения детских праздников. Где и как встречают детские праздники.

Практическая часть: Игра «Праздник к нам приходит»; беседа по данной теме.

Тема №16. «Традиция подарка в России» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами поведения при торжественных событиях. История и традиция подарков.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; изготовление подарка.

Тема №17-18. «Я к вам пишу ...» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами написания и оформления письма. Беседа «Зачем писать письма»?

Практическая часть: Игры «Почтальон», «Проверь себя»; оформление и написание письма.

III Зачем человеку зеркало?

Тема №1. «Прарусская культура. Быт, одежда» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с прарусской культурой, бытом, одеждой. Правила ухода за одеждой.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор и анализ; рассматривание иллюстраций. Беседа по данной теме.

Тема №2-3. «Да здравствует мыло душистое» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами гигиены, режим дня. Разбор выражения «Кто опрятен, тот всегда приятен».

Практическая часть: Просмотр мультфильма «Мойдодыр» его анализ, игра «Тик – так», составление режима дня; игровые ситуации их разбор и анализ; загадки.

Тема №4. «Её величество мода!» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с традициями моды. Внешний вид и уход за собой.

Практическая часть: Игра – путешествие по миру моды; просмотр слайдов.

IV Занятие - игра

Тема №1. «В школе вежливости» (1ч.)

Теоретическая часть: Воспитание доброты и вежливости, употребление вежливых слов.

Практическая часть: Игровые ситуации их разбор; игры «Вежливые слова»; тест «Воспитанный ли ты?».

V Итоговое занятие

Тема №1-2. «Будьте добрыми и человечными» (2ч.)

Теоретическая часть: Воспитание доброты и вежливости, нравственные правила общения, толерантности.

Практическая часть: Решение ситуативных задач; работа по карточкам; игра «Знаки доброты»; повторение изученного материала за год.

Методическое обеспечение

программы «Школа вежливых наук»

        Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Формы занятий: индивидуальные (во время практических занятий, тренингов, театрализации), групповые (во время теоретического обучения, КТД, экскурсий, бесед, игровых моментов). Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение  к которым диктует практика.

Методы организации занятия, применяемые в ходе реализации программы:

1 Познавательный (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий);

2 Словесный (рассказ, чтение, беседа, диалог);

3 Исследовательско – поисковый или эвристический (обучение поискам самостоятельного решения);

4 Оценки и самооценки;

5 Игровой (набор игровых методик развивающих социальные, коммуникативные, творческие способности);

6 Наглядный (наглядные материалы: рисунки, фотографии, плакаты, видеоматериалы).

        Итогом каждой ступени обучения являются итоговые занятия и коллективные творческие дела, которые направлены на закрепление приобретенных навыков и знаний общечеловеческих ценностей.

Теория и практика игр, конкурсов, упражнений позволяет:

- установить доверительные отношения;

- обучить навыкам работы с информацией, навыкам управления эмоциями и эмоциональным состоянием;

- развить навыки творчества и максимальную активность;

- сплотить коллектив и снять психологическое и физическое напряжение.

        Знания, полученные детьми на занятиях, дают им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

        Знания, полученные в процессе освоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

        Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

- психологический настрой воспитанников;

- игровая разминка;

- основной блок;

- двигательная разминка;

- комплексный блок;

- итог занятия.

Педагогические приёмы:

- формирование взглядов (убеждение, разъяснение);

- стимулирование (поощрение, похвала, взаимооценка);

- сотрудничество.

        Для занятий по программе «Школа вежливых наук» необходимы следующие средства и материалы: фломастеры, аудио – видео записи, тексты художественных произведений, сказки, иллюстрации, игровой инвентарь, альбомы, плакаты, белые листы, магнитофон, телевизор.

        Данная программа несёт в себе три основные функции:

1 Образовательная – получение знаний по основам этикета;

2 Воспитательная – формирование определённых принципов нравственности;

3 Коммуникативная – объяснение сущности процесса общения, формирование культуры речи.

        Планируя учебную деятельность по программе, предполагаются следующие результаты:

1 Повышение уровня общей культуры у детей: поведения, общения, внешнего облика, общения с природой;

2 Воспитание уважения к окружающим людям;

3 Приобретение навыков вежливости, хороших манер в любых жизненных ситуациях;

4 Осмысление элементарных норм нравственности;

5 Расширение словарного запаса.

        Таким образом, обучение по программе «Школа вежливых наук» дает не только теоретическую основу воспитанности и вежливости, но и умения, навыки необходимые ребятам в практической, повседневной жизни.

Литература

  1. Бескоровайная,  А. С.,  Перекатьева, О. В.  Этикет для малышей [Текст]: практическое пособие / А. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 288с.
  2. Васильева - Гангнус, Л. П. Азбука вежливости [Текст]: книга-сказка / Л. П. Васильева – Гангнус. – М.: Педагогика, 1988. – 144с.
  3. Гаврина, С. Е. Учимся понимать друг друга [Текст]: практическое пособие / С. Е. Гаврина. – М.: Дельта, 2005. – 64с.
  4. Герасимова, В. А. Классный час играючи [Текст]: учебное пособие / В. А. Герасимова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64с.
  5.  Журавлева, О. М., Шалаева, Г. П., Сазонова, О. Г. Правила поведения для воспитанных детей [Текст]: учебное пособие / О. М. Журавлева, Г. П. Шалаева, О. Г. Сазонова. - М.: ЭКСМО, 2003. – 158с.
  6. Журавлева, О. М., Шалаева, Г. П., Сазонова, О. Г Новые правила поведения для воспитанных детей [Текст]: учебное пособие / О. М. Журавлева, Г. П. Шалаева, О. Г. Сазонова. - М.: ЭКСМО, 2003. – 159с.
  7. Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе [Текст]: учебное  пособие / Г. П. Звездина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.
  8. Кобзева, В. В. Этикет в вопросах и ответах [Текст]: практическое пособие / В. В. Кобзева. – М.: Фаир - Пресс, 2003. – 288с.    
  9. Корчинова, О. В. Детский этикет [Текст]: учебное пособие / О. В. Корчинова. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 192с.
  10.  Смирнов, Н. А. Этика и этикет младших школьников [Текст]: учебное пособие / Н. А. Смирнов. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112с.
  11. Рукавчук, Л. Н. Энциклопедия этикета [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Рукавчук. -  СПб.: ИКФ МММ - Экспресс, 1996. – 352с.

12   Хаткина, М. А. Веселые уроки кота Этикета [Текст]: учебное пособие /                     М.  П. Хаткина. – Ростов н/Д.: Удача, 2008. – 416с.

Школа вежливых наук [Текст]: программа дополнительного  образования / М. П. Михайлова – Тяжинский: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области», 2009. – 34 с.

Технический редактор Н. Н. Кузмичёва, методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области»

Оригинал макета подготовлен на компьютерном комплексе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области»

Адрес: 652240, Кемеровская область, п.г.т. Тяжинский, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 13, тел. (8038449) 21 – 0 – 77, 21 – 0 – 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классый час "школа вежливых наук"

Разработка классного часа содержит рекомендации  по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...

Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС....

Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"

Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

По странам Вежливых наук.

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе.Один из принципов детского коллектива – это романтика, интерес. Повседневную работу с ребятами надо строить таким образом, чтобы она была яркой, к...

Классный час для категории детей "группы риска" и СОП "В стране вежливых наук..."

Разработка классного часа для учащихся общеобразовательной школы...

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;нравственно-этически...