Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
рабочая программа по теме
Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования город Горячий Ключ
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2011 года
Директор МБОУ СОШ№2
_________________ Н.Е. Колосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук»
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности
Направление – духовно-нравственное
Ступень обучения - 1класс
Уровень - базовый
Учитель Анисимова Ляна Миграновна
- Пояснительная записка
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Курс «Школы вежливых наук» рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса как форма внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе,
- способствовать воспитанию чувства коллективизма,
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Методы обучения:
- беседа;
- этическая разминка;
- групповая дискуссия;
- ролевые игры с положительным и отрицательным результатом;
- анализ ситуаций из жизни учащихся.
Формы подведения итогов:
- конкурс;
- классные мероприятия.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- компьютер;
- интерактивная доска
- памятки для каждого ученика;
- иллюстрации и презентации;
- настольные игры;
- книги со сказками, рассказами.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать:
а) правила поведения:
- - в класс
- - на перемене;
- - во дворе, на улице;
- - на природе;
б) основы личной гигиены;
в) этические понятия:
- - верность слову;
- - скромность;
- - отзывчивость;
- - доброта;
- - честность.
Должен уметь владеть основами речевого этикета:
- - знакомство;
- - формы приветствия и прощания;
- - просьба;
- - благодарность;
- - общение по телефону.
Классификация программы – рабочая.
Уровень усвоения программы – формирование компетенции обучающихся в отдельной области, а также навыков и умений на уровне практического применения. Конечный результат предполагает расширение базового компонента.
Тип программы – ориентированная.
Технологии обучения:
Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:
1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;
3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.
учебно-тематический план занятий
№ занятия | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Дом, в котором ты живёшь | 9 | 4 | 5 | |
Упражнения для добрых волшебников | 1 | |||
Мои домашние обязанности | 1 | |||
3. – 4. | Бабушкин праздник | 2 | ||
5. – 6. | Лесные уроки вежливости | 2 | ||
7. | Осуждение жестокого отношения к животным | 1 | ||
8. | Зачем надо быть честным | 1 | ||
9. | Экзамен феи Здравствуйте | 1 | ||
Раздел 2. Мы живём среди людей | 7 | 5 | 2 | |
10. | Я и мои товарищи | 1 | ||
11. | Верность слову и обещаниям | 1 | ||
12. | Скромность и отзывчивость | 1 | ||
13. | «Добротой себя измерь…» | 1 | ||
14. | Недопустимость кличек и прозвищ | 1 | ||
15. -16. | Готовим новогодние сюрпризы | 2 | ||
Раздел 3. Культура общения | 9 | 7 | 2 | |
17. | Речь как средство общения | 1 | ||
18. | Как мы говорим | 1 | ||
19. | «Волшебные слова» | 1 | ||
20. | Знакомство | 1 | ||
21. | Формы поздравления | 1 | ||
22. | Формы приветствия и прощания | 1 | ||
23. | Просьба, благодарность, извинение | 1 | ||
24. -25. | Культура общения при разговоре по телефону | 1 | 1 | |
Раздел 4. Вежливость – залог успеха | 8 | 6 | 2 | |
26. | Правила поведения в классе, на уроке | 1 | ||
27. | Правила поведения на перемене, в столовой | 1 | ||
28. | Поведение на улице, во дворе | 1 | ||
29. | Друзья Мойдодыра | 1 | ||
30. | Уважай своё время и время других | 1 | ||
31. | Нужен ли режим дня? | 1 | ||
32. - 33. | Праздник вежливых ребят | 2 | ||
Итого: | 33 | 22 | 11 |
Содержание программы:
Занятие 1. Упражнения для добрых волшебников.
Понятия «вежливость», «воспитанность», анализ ситуаций
Занятие 2. Мои домашние обязанности.
Перечень домашних обязанностей, результат их выполнение, самоанализ
Занятие 3. - 4. Бабушкин праздник
Подготовка и проведение праздника для бабушек
Занятие 5. - 6. Лесные уроки вежливости
Правила поведения в лесу, охрана природы.
Занятие 7.Осуждение жестокого отношения к животным.
Анализ литературных произведений и ситуаций из жизни, связанных с жестоким обращением с животными, примеры доброго общения с животными.
Занятие 8. Зачем надо быть честным.
Почему люди обманывают, «всё тайное становиться явным», ситуационно –ролевые игры.
Занятие 9.Экзамен феи Здравствуйте.
Решение этических задач
Занятие 10. Я и мои товарищи.
Мой круг общения – модель, самоанализ ситуаций из школьной жизни, литературные примеры
Занятие 11. Верность слову и обещаниям.
Верность слову – достойное качество, пути его формирование, самоанализ.
Занятие 12. Скромность и отзывчивость
Скромность и робость, их различия. Необходимость в формировании отзывчивости. Анализ литературных произведений
Занятие 13. « Добротой себя измерь…»
Добрым жить на свете веселей. Примеры из литературных произведений, песен, жизни, ролевая игра
Занятие 14. Недопустимость кличек и прозвищ.
Понятия «кличка», «прозвище», по отношению к кому используются, почему недопустимо использовать прозвища, анализ ситуаций
Занятие 15. -16. Новогодние сюрпризы.
Подготовка новогодних сюрпризов для родных и одноклассников -практическая работа.
Занятие 17. Речь как средство общения
Устная речь – признак разума, правила общения, пассивный и активный собеседник, самоанализ.
Занятие 18. Как мы говорим
Культура речи. Монолог на заданную тему – тренинг.
Занятие 19. «Волшебные слова»
Понятие «волшебные слова», их значение, анализ литературных произведений, ситуаций из жизни.
Занятие 20. Знакомство
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
Занятие 21. Формы поздравления.
Ролевая игра «День рождения».
Занятие 22. Формы приветствия и прощания.
Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
Занятие 23. Просьба, благодарность, извинение.
Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Извинение – словесное искупление проступка.
Занятие 24. -25. Культура общения при разговоре по телефону
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону – тренинг.
Занятие 26. Правила поведения в классе, на уроке
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила сотрудничества с одноклассниками и учителем на уроке, значение дисциплины, анализ ситуаций из школьной жизни.
Занятие 27. Правила поведения на перемене, в столовой
Перемена, её роль в учебном процессе, как продуктивно использовать перемену, чего нельзя делать на переменах и почему. Значение школьного питания, правила поведения в столовой, ролевая игра.
Занятие 28. Поведение на улице, во дворе.
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице –ролевая игра.
Занятие 29. Друзья Мойдодыра.
Личная гигиена. Как погиб «золотой мальчик». Мои правила гигиены
Занятие 30. Уважай своё время и время других.
Время - великая ценность, потерянное время, ролевая игра.
Занятие 31. Нужен ли режим дня?
Понятие «режим дня», его значение в жизни школьника, самоанализ.
Занятие 32. -33. Праздник вежливых ребят
Подготовка и проведение праздника. Разыгрывание сценок, исполнение стихов и песен о вежливости.
Литература
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
- Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
- Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
- Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
- Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).
- Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. 14.
- Т.Н.Максимова Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классый час "школа вежливых наук"
Разработка классного часа содержит рекомендации по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...
Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"
Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...
Программа курса по внеурочной деятельности учащихся "Наука и эксперименты" (раздел химия)
Программа "Наука и эксперименты" относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности учащихся 5 класса (раздел химия).Данный курс можно использовать как факультатив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса...
Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;нравственно-этически...
КОНСПЕКТ занятия по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Тема занятия: «Как быть вежливым и старательным»Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и др...
Конспект внеурочного занрятия «Путешествие в школу вежливых наук»
Направление: общекультурноеВид деятельности: игроваяТема: «Путешествие в школу вежливых наук»Форма проведения занятия: беседа-играЦель – создание условий для ознако...