«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»,
методическая разработка (9 класс) по теме
Классный час ««Мы все такие разные, этим и прекрасны мы», посвященный Дню толерантности (16.11.2014.) Сыргашева Светлана Алеексеевна, учитель немецкого языка, руководитель КИДа « Голубая планета» МБОУ СОШ с.Сосновка РТ.
Древние философы предостерегали: « Трёх вещей нужно избегать в жизни: ненависти,
зависти и презрения».
Задачи:
1. Способствовать формированию у учеников класса уважительного
отношения к толерантности, людям разных национальностей.
2. Научиться размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной
проблемы.
3. Воспитать у себя уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
4. Научиться оценивать вклад представителей разных национальностей в сохранение мира на земле.
Спите, люди, сном предутренним одеты.
Отдыхайте для работы, для игры,
Привязав на нитке дальние ракеты,
Словно детские зеленые шары.
Чтобы дети и колосья вырастали,
Чтоб проснуться в свете дня, а не во мгле.
Спите, люди, отдохните, вы устали.
Не мешайте жить друг другу на земле.
М. Луконин
Назовут ли его веком генетики,
физики и освоения космоса
или же веком геноцида,
человекофобии, преследований
и убийств людей только за то,
что они - другие?
Другой расы. Другой крови, другой веры.
Другой нации, другого социального класса...
А. Асмолов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost-_put_k_miru._syrgasheva_s.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час ««Мы все такие разные, этим и прекрасны мы», посвященный Дню толерантности (16.11.2014.) Сыргашева Светлана Алеексеевна, учитель немецкого языка, руководитель КИДа « Голубая планета» МБОУ СОШ с.Сосновка РТ.
Древние философы предостерегали: « Трёх вещей нужно избегать в жизни: ненависти,
зависти и презрения».
1. Способствовать формированию у учеников класса уважительного
отношения к толерантности, людям разных национальностей.
2. Научиться размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной
проблемы.
- Воспитать у себя уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
- Научиться оценивать вклад представителей разных национальностей в сохранение мира на земле.
Спите, люди, сном предутренним одеты.
Отдыхайте для работы, для игры,
Привязав на нитке дальние ракеты,
Словно детские зеленые шары.
Чтобы дети и колосья вырастали,
Чтоб проснуться в свете дня, а не во мгле.
Спите, люди, отдохните, вы устали.
Не мешайте жить друг другу на земле.
М. Луконин
Назовут ли его веком генетики,
физики и освоения космоса
или же веком геноцида,
человекофобии, преследований
и убийств людей только за то,
что они - другие?
Другой расы. Другой крови, другой веры.
Другой нации, другого социального класса...
А. Асмолов
Давайте поиграем…
Это упражнение помогает созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива. Необходимое время — 7 мин.
Ученики садятся в круг. Ведущий приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «Эчис, выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или: наши имена на «с»; или: мы ученики одного класса; мы одного роста...)». Эчис становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из ребят по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.
2. «Ветер дул, дул…».
Ученики сидят в кругу. Ведущий стоит в центре круга и говорит «Ветер дул, дул и сдул тех, у кого ... черные шнурки». При этих словах те участники, у которых действительно черные шнурки, должны встать и поменяться местами с кем-то из тех, кого тоже «сдул ветер». Задача каждого, в том числе и ведущего, - найти себе место. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. Новый ведущий объявляет, кого на этот раз «сдул ветер» (у кого короткие стрижки, кто пил утром кофе, кто любит мороженое и т.д.).
«Эта разминка помогает обнаружить черты сходства между очень разными людьми. Мы все разные, а сколько у нас общего. Вы согласны?».
Понять, что такое толерантность, можно через ее противоположность — интолерантность, или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость — не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят.
Толерантные люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.
У того, кто способен посмеяться над своими промахами и недостатками, нет чувства превосходства над другими
Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два сорта людей — плохие и хорошие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру. Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Интолерантный путь чаще связан с представлением о собственной исключительности, со склонностью переносить ответственность за свои беды на окружающих, с потребностью в жестком порядке. Другой путь — путь человека, более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.
Антуан де Сент — Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы — люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерантности, который отмечается 16 ноября.
У толерантности, терпимости есть обратная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «своих» и «чужих». «Чужие» представляют опасность, они враги, с ними нужно быть настороже, при этом индивидуальные свойства чужаков зачастую не имеют никакого значения. Чаще всего это деление происходит по национальному признаку. Иногда его называют стереотипным мнением.
Стереотип — предвзятое, не основанное на свежей и непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений.
С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались в своей жизни?
Театрализация отрывка пьесы Е. Шварца «Дракон».
Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города — Дракона, который много сделал важного и полезного для страны.
Рыцарь Ланцелот: Итак - простите, что я все вас расспрашиваю, — против Дракона никто и не пробует выступать? Он совершенно обнаглел?
Шарлемань: Нет, что вы! Он так добр! Когда нашему городу грозила холера, он по просьбе городского врача дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от
эпидемии.
Рыцарь Ланцелот: А что еще он сделал доброго?
Шарлемань. Он избавил нас от цыган.
Рыцарь Ланцелот: Но цыгане - очень милые люди.
Шарлемань: Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что они люди страшные.
Рыцарь Ланцелот: Но почему?
Шарлемань: Это бродяги по природе, по крови. Они - враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду. Теперь мы все очистились от них, но еще сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.
Рыцарь Ланцелот: Кто вам рассказал все это о цыганах?
Шарлемань: Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.
Рыцарь Ланцелот: Славные, нетерпеливые люди...
Шарлемань: Не надо, пожалуйста, не надо так говорить
Анализ отрывка из высказывания Надежды Деметр, доктора исторических наук, президента Международного союза цыган.
«Стереотипы - такая вещь, держатся столетия и кочуют с цыганами из века в век.
Но почему? Деться от этого никуда невозможно и по простой причине -средства массовой информации.
Ведь мы же не судим о великой русской культуре по тем людям, которые пьяными валяются в луже. Потому что слишком хорошо представляем себе, что такое русская культура. Никому не приходит в голову судить о ней по горстке людей.
А кто такие цыгане?
Представление о том, что криминал, искусство и гадание -единственное занятие цыган, это самое страшное, что можно представить о цыганах. А ведь цыгане — это люди, у многих из которых высшее образование. Мало кто знает, что директор Санкт-Петербургской консерватории Павел Серебряков — цыган, главный инженер Звездного городка — цыган. А сколько среди цыган поэтов и композиторов, музыкантов с мировой славой, врачей, адвокатов, педагогов. Можно ли судить о народе по газетным и журнальным публикациям негативного характера?»
Формулируем собственное понятие толерантности
Цель упражнения — дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности и осознать его многоаспектность. Время — 30 мин.
При подготовке к занятию приведенные ниже определения толерантности следует написать на отдельных листах ватмана (на лицевой стороне: «Толерантность — это...», на обороте — определение). Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или стену лицевой стороной. После выступлений представителей всех подгрупп можно повесить листы обратной стороной. При этом все смогут прочесть:
• Сотрудничество, дух партнерства.
• Готовность мириться с чужим мнением.
• Уважение человеческого достоинства.
• Уважение прав другого человека.
• Принятие другого таким, какой он есть.
• Способность поставить себя на место другого.
• Уважение права быть иным.
• Признание факта многообразия.
• Отказ от принципов национальной исключительности и превосходства.
• Терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению. Отказ от принципов доминирования, причинения вреда и насилия.
В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, понятие толерантности определено как:
■ уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
■ отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека;
■ толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. В психологии довольно давно толерантность относится преимущественно к сфере чувствительности, и чаще в литературе приводится именно это значение - «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».
Или…
Ведущий делит участников занятия на подгруппы по три-четыре человека. Каждой подгруппе предстоит выработать свое определение толерантности. Попросите участников «мозгового штурма» включить в свое определение то, что, по их мнению, является главной чертой толерантности. Определение должно быть кратким, конкретным, емким. После обсуждения представитель от каждой подгруппы знакомит с выработанным определением всех участников занятия. Каждое определение записывается на доске или на листе ватмана.
После того, как группы анонсируют свои определения, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения лицом к аудитории. Теперь все ученики имеют возможность ознакомиться с ними и высказать свое к ним отношение.
Вопросы для обсуждения:
— Чем отличаются эти определения?
— Можно ли по какому-то признаку объединить некоторые из определений?
— Какое определение, по вашему мнению, выглядит удачнее?
— Можно ли понятию «толерантность» дать одно определение?
При обсуждении этой темы следует обратить внимание на то, что понятие «толерантность» имеет множество сторон и каждое из определений выявило лишь одну из них.
Заключительная часть.
«Основные черты толерантного человека:
- толерантный человек способен на личную независимость, он не стремится быть членом различных групп (компаний, банд, команд);
- толерантный человек признает многообразие и готов выслушать любую точку зрения;
- толерантный человек не пытается создать и поддерживать идеальный порядок вплоть до занудства;
- толерантный человек способен сочувствовать, сопереживать другому человеку, давать более справедливые, объективные суждения о людях;
- толерантный человек предпочитает свободу и демократию, для него не имеет большого значения, положение в обществе;
- толерантный человек хорошо знает как свои достоинства, так и недостатки и не обвиняет во всех своих бедах окружающих;
- у толерантного человека развито чувство ответственности, он не перекладывает ответственность на других;
- толерантный человек убежден, что с угрозой можно справиться;
- толерантный человек способен посмеяться над собой, у него развито чувство юмора.
Основные черты интолерантного человека:
- интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих;
- интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми, он опасается своего окружения и даже себя, своих чувств, находится в ощущении постоянной угрозы;
- интолерантные личности заостряют внимание на различиях между «своей» и «чужой» группами, они не могут относиться к чему-то нейтрально;
- интолерантный человек делит все только на «черное» и «белое», не признает разнообразия обстоятельств и чувств;
- интолерантный человек предпочитает во всем жесткие правила, строго установленный порядок».
Заключительная часть.
1. Сейчас проведем разминку. ( На фоне музыки)
Снимем мышечное напряжение и поднимем настроение. Я выполняю определенные действия и говорю слова, а вы за мной все повторяете.
Ведущий: Сей (одновременно удар ладонями по коленям) -сей (удар ладонями по коленям) - коре (руки вверх).
Группа: Сей (одновременно удар ладонями по коленям) - сей (удар ладонями по коленям) - коре (руки вверх).
Ведущий: Сей (удар ладонями по коленям) - коре (руки крест на крест на груди) — са (руки вверх).
Группа: Сей (удар ладонями по коленям) - коре (руки крест на крест на груди) - са (руки вверх).
Ведущий: А-чи-чи-чи-чи-чи-мааага (Руками изображаем, будто трясем погремушки, одновременно делаем круг туловищем).
Группа: А-чи-чи-чи-чи-чи-мааага (Руками изображаем, будто трясем погремушки, одновременно делаем круг туловищем). Ведущий: Мага (бедро в одну сторону) - мага (бедро в другую сторону).
Группа: Мага (бедро в одну сторону) - мага (бедро в другую сторону).
Отрывок из книги «Демократия — это обмен мнениями» под редакцией С.Майерс: «Терпимость всегда занимала исключительное место в сознании многих африканских народов. Например, в Западной Африке она является фундаментальным принципом, на котором строится вся общественная жизнь... Когда встречаются два человека, один из них в качестве приветствия обязательно спрашивает другого: "Вы живете в мире?" — "Только в мире", — непременно отвечает на это другой».
«Сейчас мы проведем упражнение, которое даст нам с вами, возможность отправимся в путешествие по странам мира, в гости к разным народам. По моему сигналу мы начнем хаотично, беспорядочно двигаться по комнате со словами «Я иду в гости, а я иду в гости». После слова «стоп» вы должны будете найти себе пару, а ведущий сообщит, в какой стране вы очутились, к кому вы пришли в гости. И покажет, как здороваются в той или иной стране. Каждый раз, передвигаясь из одной страны в другую, вам нужно будет постараться менять себе человека в паре, так, чтобы они не повторялись. Готовы? Ну, тогда пошли в гости!». Варианты «здоровканья»:
1. В Америке, Европе и России - при встрече пожимают руку для того, чтобы показать, что в наших руках нет оружия, и наши намерения чисты.
2. Во Франции - целуются, касаясь щеками.
3. Японцы - Кланяются, чем ниже поклон, тем больше вы проявляете уважение.
4. В Гренландии при встрече говорят: «Хорошая погода!».
5. В Китае кланяются, вытянув руки.
6. Латиноамериканцы- крепко-крепко обнимаются.
7. В Индии - складывают ладошки и кланяются.
8. Самоанцы - обнюхивают друг друга.
9. Арабы - скрещивают руки на груди и говорят «Салам!».
10. Тибетцы - снимают правой рукой головной убор, а левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.
11. Зулусы - восклицают «Я тебя вижу!».
12. Лапландцы - трутся носиками.
13. Африканцы в знак уважения плюют друг в друга.
14. В Монголии спрашивают: «Здоров ли ваш скот!».
15. Индейское племя «Вагука» - берут горсть земли правой рукой, часть перекладывают в левую руку и на животе затирают ее крест накрест.
16. В Корее спрашивают: «Отведали ли вы сегодня риса?».
Диета толерантности
Понедельник - улыбайся
Вторник - сделай комплимент
Среда - обними и пожелай удачного дня
Четверг - познавай себя и других
Пятница - найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо»
Суббота - сделай полезное и доброе дело
Воскресенье - настраивай себя и окружающих на позитивный лад
В конце классного часа поем песню:
Ничего на свете лучше нету.
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем. кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги! -2 раза
Мы свое призванье не забудем-
Смех и радость мы приносим людям!
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы! -2 раза
Наш ковер - цветочная поляна.
Наши стены - сосны великаны
Наша крыша - небо голубое.
Наше счастье - жить такой судьбою!
Словарь
Холокост - планомерное уничтожение гитлеровским нацистским режимом евреев. Во время второй мировой войны было уничтожено 6 миллионов евреев.
Геноцид - политика, направленная на уничтожение целого народа
Апартеид - лишение негритянского населения ЮАР политических прав и изоляция его от белого меньшинства на территории резерваций.
Антисемитизм - ненависть к евреям.
Дискриминация - умаление или лишение прав людей из-за их расы, национальности, религии, пола, социального положения, гражданства или места жительства.
Толерантность — способность признавать идеи и мнения отличные от своих собственных.
Терпимость — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других людей, быть снисходительным.
Геноцид — истребление отдельных групп людей, населения по расовым, национальным, религиозным мотивам. Геноцид — одно из самых страшных преступлений против человечества.
Расизм — отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки превосходства одних рас над другими.
Ксенофобия — боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести вред обществу, человеку.
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам (в политике).
Этноцентризм- это отчуждение других народов по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.
Толерантный путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и признающего других. Его хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
1. Н.И Дереклеева. « Мы все такие разные, этим и прекрасны мы». Классные часы по теме «Нравственность». 7-8 классы. Москва, 2007.
2.А.В.Юрцвайг, Н.А.Тимохина, Н.А.Кочеткова. «Роль дополнительного образования в воспитании у учащихся культуры толерантности». Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 8, 2009.
3. В.Г. Быков. « Перестройка педагогического мышления в условиях формирования и развития толерантной культуры в школе». Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 5, 2009.
4. И.А.Платонова. « День толерантности в образовательном учреждении». Воспитание школьников, № 9, 2010.
5. А.Гурьянова. « Воспитание толерантной личности». Воспитание школьников,
6. Л.Трубина. « Толерантная и интолерантная личность». Воспитание школьников, № 3, 2003.
7. Международная культурно- образовательная программа « Рождество во Владимире». Материалы Рождественской школы толерантности. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все мы разные, этим и прекрасны мы
Внеклассное мероприятие по толерантности...
«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».
- Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки. ...
«Мы такие разные, этим и прекрасны мы!» Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов
Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей.В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, чеченцы, азербайджанцы, казахи. И только тогда, когд...
классный час "Мы все такие разные, этим и прекрасны мы"
Для использования в своей работе...
Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Аннотация: Данный классный час предназначен для учащихся 7-8 классов и раскрывает проблему толерантности в современном мире. Мероприятию предшествует разноплановая подготовительная работа. ...
Классный час. Тема: Мы все такие разные, этим и прекрасны мы
Какое это счастье, видеть всех тех, с кем сидел за одной партой, дышал одним воздухом, делил бутерброд......
Классный час. Тема: Мы все такие разные, этим и прекрасны мы
Какое это счастье, видеть всех тех, с кем сидел за одной партой, дышал одним воздухом, делил бутерброд......