Классный час на тему: "Пожар"
классный час на тему
Целью классного часа является ознакомление детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozhar.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеевский филиал
МБОУ Большекуликовской СОШ
Классный час на тему
«Пожар»
Подготовила:
Учитель химии
Жмыхова Александра Владимировна
2014 г.
Цель:
1. ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;
Задачи:
1. выучить правила противопожарной безопасности
2. развивать творческое мышление, воображение, внимание;
3. воспитывать дисциплинированность, стремление сохранить своё здоровье, имущество, желание беспокоиться о жизни и здоровье окружающих, уважение и интерес к профессии пожарного.
- Подведение к проблеме
0тгадайте загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
- Тема нашего урока «Пожары»
- Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания
огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.(слайд1)
- Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода,
помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. (слайд2)
- Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. (слайд3)
- Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
- Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
- Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь
может стать страшным, коварным врагом.
Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем про огонь, его полезное и вредное действие, влияние на жизнь человека.
2.Формулирование проблемы.
Сегодня нам надо решить проблему: «Огонь – наш друг или огонь – наш враг».
1группа будет доказывать гипотезу, что огонь – наш друг,
2 группа будет доказывать, что огонь – наш враг».
3.Составление плана исследования.
- Как можно проверить наши гипотезы?
Ответы детей:
- Подумать
- Задать вопрос
- Спросить у людей
- Посмотреть в книгах
- Посмотреть в компьютере
- Понаблюдать
- Провести эксперимент
Детям раздаются карточки с условными знаками или символами.
Составляем план нашего исследования:
- Подумать
- Задать вопрос
- Спросить у людей
- Посмотреть в книгах
- Посмотреть в компьютере
- Понаблюдать
- Провести эксперимент
- Проведение исследования.
Давайте вспомним все, что мы знаем про огонь и зафиксируем с помощью условных знаков, символов, рисунков.
А). Сбор и обработка информации. Мозговой штурм
Дети работают группами и фиксируют все с помощью рисунков, картин, условных знаков на доске
Подумать! Задать себе вопросы.
Огонь – друг
1 Согревает жилище .
2. Без огня мы не смогли бы приготовить еду, испечь вкусный хлеб, согреть ужин
3 Дает электричество в дома
4. Создает неповторимую атмосферу уюта
5. Движет тепловозы и теплоходы;
6. Оживляет огромные домны;
7. Помогает человеку освоить космос
Огонь – надежный помощник и друг людей. Он движет тепловозы и теплоходы, оживляет огромные домны, помогает человеку освоить космос
Без Огня мы не смогли бы приготовить еду, испечь вкусный хлеб, обогреть свои дома.
Я,…., вместе со своими родителями и братиком отдыхала в лесу. Мы разожгли костер, на котором пожарили шашлыки, испекли картошку. Вкусно поели! После этого Огонь засыпали землёй. За такой чудесный отдых я благодарна Огню
Ежегодно без огня и тепла на улицах замерзают люди. Зимой закрываются школы школа из-за отсутствия тепла .. Благодарим за тепло Огонь!
Огонь – враг
1.Лесные пожары приводят к уничтожению лесных массивов, трав.
2.Гибель людей, животных, растений
3.Люди лишаются жилища
4. Уничтожаются предприятия, люди лишаются работы;
Огонь – серьезная стихия, и игры с ним опасны.
. Из-за него происходит много пожаров, во время которых гибнут дети, взрослые, растения и животные
Огонь - страшная беда. Его безвинные, на первый взгляд, действия приводят к уничтожению лесов, жилых домов, предприятий. Во время пожара гибнут люди.
Я,……, когда отдыхала в лесу стала свидетелем такого случая: группа детей распалила костер, варила обед. Вкусно поев, они оставили костер, не затушив его, и пошли домой. Угли тлели, Если
бы не приехали пожарн ые, этот негодяй спалил бы весь лес, погибли бы растения и животные!!!
Искру туши до пожара,
Беду отводи от удара
Спросить у другого человека. Посмотреть в книгах.
Давайте обратимся к книгам, которые вы принесли и прочитали о пожарах и пожарных, о добром и злом огне.
Примерные ответы детей:
1.Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите,
Помогите! Помогите!»
(К. И. Чуковский «Путаница»)
2.Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
(С. Я. Маршак «Пожар»)
3.Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(С. Я. Маршак «Дядя Степа»)
4.Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно,
5.Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
(С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)
6.Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». (Л. Н. Толстой «Пожар»)
7. Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. (Опор на картинку из сказки «Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет,
8.В сказке 1 2 месяцев девочка отогревается у костра, По щучьему велению Емеля катается на печи, т.к. ему очень удобно и тепло.
Пословицы и поговорки
Царь - огонь, да царица - вода.
От искр пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
Огню да воде Бог волю дал.
С огнем да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь - тепло, глупому - ожог.
Не трогай огня - не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
Понаблюдаем. Проведем эксперимент.
Зажигается свеча . Дети наблюдают за огнем.
Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист дрожит, держится в воздухе.
Вывод:
Вот так и огонь быстро распространяется под потоками воздуха, а особенно быстро, когда сильный ветер.
Игра «Это я, это все мои друзья»
-Я задаю Вам вопросы, а Вы будете хором отвечать:
-«Это я, это я, это - все мои друзья!»
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!» - Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
Обратимся к компьютеру.
Давайте посмотрим выставку рисунков «Осторожно – огонь!», которую вы подготовили . Слайд- шоу детских рисунков «Осторожно – огонь
Анализ и обобщение полученных результатов.
Вся ли информация, собранная нами, нужна для нашего исследования?
Дети отбирают информацию, отбрасывают ненужную для исследования.
А сейчас вам необходимо подготовить отчет исследования. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщения, продумать демонстрационный материал.
(Дети работают группами. Звучит тихая задушевная русская народная песня.)
- Защита сообщений.
Создается атмосфера праздника.
1 группа доказывает, что огонь – друг,
2 группа доказывает, что огонь – враг.
Учащиеся пользуются рисунками, схемами, макетами.
Дается возможность задать вопросы по сообщениям, а исследователю – ответить на них.
1 группа
Если обращаться неумно и неосторожно, то огонь
может стать страшным, коварным врагом. Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны. (рисунок)
- Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни. (рисунок)
- Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес. (рисунок)
- Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля. (рисунок)
- Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
2 группа
- Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
- Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите. (рисунок)
- А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич,
из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили
и самолёты. (рисунок)
- Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы. (рисунок)
- Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радио- приёмники, пылесосы, утюги, холодильники… (рисунок)
- Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ею? Сила огня! (рисунок)
- Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь. (рисунок).
- Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
- Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:
Слайд-шоу «Правила противопожарной безопасности»
ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ ПО ОДНОМУ ПРАВИЛУ/
- Давайте еще раз повторим все правила пожарной безопасности:
1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.
5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.
6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
7. Не разводи костер в лесу.
8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.
9. Не вешай на лампу бумажный абажур.
10. Будь осторожен с газом.
- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей.
- Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару!
VI. Итог. Рефлексия
-Что узнали нового?
Что понравилось?
Огонь – давний друг человека. Во все времена люди стремились разумно использовать огонь. Он согревал первобытных людей, с его помощью люди научились готовить пищу, защищаться от нападения диких зверей. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей.
Но он может быть и злейшим врагом людей, когда он идет бушующим пожаром, сметая все на своем пути. Надо помнить, что пожар сам по себе не возникает. Он всегда начинается с маленького загорания.
Крепко надо помнить о правилах пожарной безопасности. И если вы их будете всегда соблюдать, то вам не понадобятся правила тушения пожаров, но и их забывать нельзя. И помните слова,
сказанные Владимиром Высоцким «Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам». Огонь всегда добрый слуга, а плохим может быть хозяин Огня, считаем его невиновным и желаем вечно служить людям!
Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать?
Давайте познакомимся и заучим правила поведения при пожаре:
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем).
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. ( Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах? Что в первую очередь надо спасать?) (Документы)
3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. (Можно ли просто из шалости вызывать пожарных? Почему?)
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
6. Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. (Но если дом одноэтажный, то наоборот нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу).
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. (К чему может привести паника?)
Д/задние: Заучить правила поведения при пожаре
Список литературы:
1.Я - исследователь. А.И. Савенков учебник-тетрадь для младших школьников.2008
2.Основы безопасности жизнедеятельности. Н.Г. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2009.
3. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.:ВАКО,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения
Основным метод проведения этого урока - рассказ. Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения ...
Внеклассное мероприятие на тему "Пожар большая беда для окружающих"
формировать знания и умения учащихся по локализации пожаров и тушению пожаров, соблюдать правила пожарной безопасности...
тест по теме "Пожар"
Проводится при проведении инструкций по пожарной безопасности...
Тема: «Пожары в природе – бедствие в народе»
Цели: познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра;- предупреждение шалости детей с огнём, профилактика нарушений правил безопасности, являющихся причинами возни...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"
Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....
Презентации к урокам по теме "Пожар" и теме "Вредные привычки" .Методическая разработка темы.
Презентационный материал по темам Пожар и Вредные привычки....
ЕДИНЫЙ Классный час на тему "ПОЖАРЫ" Урок безопасности
ЕДИНЫЙ Классный час на тему "ПОЖАРЫ" Урок безопасности...