Тема: «Пожары в природе – бедствие в народе»
классный час (8 класс) по теме

Шарова Лариса Викторовна

Цели: познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра;

- предупреждение шалости детей с огнём, профилактика нарушений правил безопасности, являющихся причинами возникновения лесных пожаров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Пожары в природе – бедствие в народе»

Цели: познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра;

- предупреждение шалости детей с огнём, профилактика нарушений правил безопасности, являющихся причинами возникновения лесных пожаров.

Ход классного часа

  1. Организационный момент

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся,
Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.

- Ребята, скажите чему будет посвящён наш классный час?

- Да, наступила долгожданная весна и вместе с этим возросла опасность лесных пожаров.

  1. Сообщение темы и целей классного часа

- Сегодня мы поговорим о:

       *Лесных пожарах;

       *Причинах  лесных пожаров.

       *Последствиях  пожаров.

       *Правилах экологически грамотного поведения в лесу.

                                                         Слайд 1-2

  1. Работа по теме классного часа

-  Что называется лесным пожаром?     

                                                                                       Слайд 3

- Лесной пожар – стихийное, неуправляемое распространение горения по лесной территории.

- Существует несколько видов лесных пожаров:

1. Низовой.

2. Верховой.

3. Почвенный.

- О каждом виде лесного пожара мы послушаем сообщения ребят.

                                                                                               Слайд 4

Сообщение  1 ученика:

Низовой пожар:

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:

При беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары в основном происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.

Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают

корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.

                                                                                                    Слайд 5

Сообщение 2 ученика:

Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. Область распространения яйцевидно-вытянутая.

Верховой пожар:

Верховые пожары, как и низовые, могут быть беглыми (ураганными) и устойчивыми (повальными):

 Ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 70 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения.

 При повальном верховом пожаре огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. При повальном пожаре лес выгорает полностью.

 При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага.

                                                                                                               Слайд 6

Сообщение 3 ученика:

Подземные (почвенные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой). Для тушения таких пожаров необходима предварительная разведка.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения:

 слабого низового пожара не превышает 1 м/мин (Высота слабого низового пожара до 0,5 м)

 среднего от 1м/мин до 3 м/мин (Высота среднего — до 1,5 м)

 сильного свыше 3 м/мин. (Высота сильного — свыше 1,5 м)

-  Почему возникает пожар в лесу?

Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон.  

Причины:                                                                              Слайд 7

  1. удар молнии;
  2. горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
  3. зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
  4. брошенная горящая спичка;
  5. непогашенный окурок;
  6. тлеющий после выстрела пыж;
  7. брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
  8. заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
  9. использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
  10. курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;
  11. непотушенный костёр;
  12. разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
  13. оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.              

- Я перечислила вам причины пожаров. Ваша задача разделить их на две группы.                                                                              

                                                                                                                       Слайд 8

- Итак, на какие две группы можно разделить причины возникновения лесных пожаров?

(Природные источники и антропогенные источники)

-Перечислите природные источники.

  1. СУХИЕ ГРОЗЫ;
  2. МОЛНИИ;
  3. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ;
  4. ТОРНАДО;
  5. УРАГАНЫ;
  6. САМОВОЗГАРАНИЕ ТОРФЯНИКА.

                                                                                             Слайд 9

- Какие относятся к антропогенным источникам?

  1. Брошенная горящая спичка или окурок;
  2. Загоревшийся промасленный обтирочный материал, который бросил механизатор;
  3. Разведенный костер в местах с подсохшей травой, под деревьями;
  4. Непотушенный до конца костер;
  5. Осколок стекла, брошенный на солнечном месте;
  6. Умышленное выжигание сухой травы.

                                                                                             Слайд 10

- Посмотрите на комьютер и сравните лес до пожара и лес после пожара.

                                                                                                         Слайд 11 – 12

- А теперь поговорим о том из чего состоит дым лесных пожаров:

* ДИОКСИДА СЕРЫ – затрудняет дыхание, приво-дит к болезням легких.

*ОКСИДА АЗОТА – вызывает воспаление глаза, кашель.

*САЖИ – канцероген, задерживает в органи-зме  ядовитые вещества.

          *УГАРНОГО ГАЗА – вызывает ухудшение зрения, нарушения

              центральной  нервной системы, головную боль.

                                                                                                               Слайд 13

- И, конечно же всё это оказывает огромное влияние на здоровье человека

Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения.

Согласно двухлетним исследованиям в Чите лаборатории экологии НИИ медицины труда и экологии, в период лесных пожаров в Чите возросла обращаемость за скорой медицинской помощью в 3-4 раза и смертность — в 10-13 раз.

Американская ассоциация кардиологов в 2010 г. опубликовала научное заявление о том, что существует связь между загрязнением воздуха мелкими частицами, в основном имеющими размер 2,5 микрона и меньше, и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В заключении заявления утверждается, что:

Ø имеется слабая, но достоверная связь между краткосрочным загрязнением воздуха (имеются в виду микроскопические частицы, то есть дым) и преждевременной смертностью;

Ø есть серьёзные доказательства связи загрязнения воздуха и развития ишемической болезни сердца;

Ø есть небольшие, но постепенно подкрепляемые доказательства связи между загрязнением воздуха и параличом сердца, а также ишемическим инсультом;

Ø существуют скромные доказательства наличия связи между загрязнением воздуха и заболеваниями сосудов, сердечной аритмией и остановками сердца.

Основными источниками этих частиц, загрязняющих воздух, согласно заявлению ассоциации, являются выбросы от сжигания ископаемого топлива промышленностью, транспортом и электростанциями, сжигание биомассы, отопление и приготовление пищи на огне, а также лесные пожары

                                                                                                      Слайд 14

                                                                                                                                     - ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ПРИРОДЫ:

  1. Погибают хвойный подрост и молодняк;
  2. Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами;
  3. На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота;
  4. Изменение водного режима рек; во время обильных осадков образуются наводнения;
  5. Уменьшается количество птиц и зверей , ценных растений;

           Уничтожаются запасы торфа.                                    

                                                                                                                Слайд 15

- А теперь вспомним правила разведения костра и правила безопасности в лесу.

ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА

  1. Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;
  2. Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву;
  3. Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;
  4. Снять дерн, выложить его по краям;
  5. Для растопки собирать сухие веточки, бересту;
  6. Использовать для костра поваленные деревья;
  7. Покидая привал:
  1. затушите костер.
  2. залейте водой,
  3. засыпьте землей.
  1. Удостоверьтесь, что он действительно потух!

                                                                                                               Слад 17 -18

  1. Заключительная часть:

- Итак, сегодня мы узнали, как огонь влияет на лес, сколько вреда приносят лесные пожары человеку и природе, еще получили много полезных советов: как развести костер и как его потушить. Надеюсь, вы узнали много интересного и полезного для себя!

Давайте сейчас подведём итог нашего классного часа с помощью викторины.

В И К Т О Р И Н А

  1. Для чего разжигают костер в лесу? (Уют, сушка, еда, комары.)
  2. Как называется огонь в лесу, разведенный человеком для уютного пребывания? (Костер.)
  3. Что может послужить началом пожара в лесу? (Окурок, молния, костер, торф, осколок.)
  4. Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? (Осколок.)
  5. Естественные причины пожара в лесу. (Торф, молния.)
  6. Быстро ли горит торф? (Нет.)
  7. Какие виды лесных пожаров бывают? (Низовой, верховой, почвенный.)
  8. Что горит дольше: трава или дерево? (Дерево.)
  9. Как называется место, выжженное костром? (Кострище.)
  10. Можно ли разжигать костер под пологом деревьев? (Нет.)
  11. По чьей вине чаще всего происходит пожар в лесу? (Человек.)
  12. Чем защищены деревья от пожара? (Толстой корой.)
  13. Назовите пожароопасный сезон. (Лето, весна.)
  14. Огонь, выходящий из-под контроля человека. (Пожар.)
  15. Лучшие средства для тушения пожара? (Вода, песок.)
  16. Номер телефона пожарной службы. (01)

- Основное правило для детей: Не разжигай костер в лесу без взрослых!

- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей. Лес – это родной дом для зверей и птиц. Сохрани лес живым!!!!

Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные.                              

                                                                                          Слайд 19 - 20                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожары в природе – бедствия в народе.

Слайд 2

Лесные пожары. Причины лесных пожаров. Последствия пожаров. Правила экологически грамотного поведения в лесу.

Слайд 3

ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ЛЕСНЫМ ПОЖАРОМ? Стихийное, неуправляемое распространение горения по лесной площади.

Слайд 4

ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ: НИЗОВОЙ – УНИЧТОЖАЕТ ТРАВНОЙ ПОКРОВ И ПОДСТИЛКУ ; ВЕРХОВОЙ – РАСПРОСТРАНЯТСЯ ПО КРОНАМ ДЕРЕВЬЕВ; ПОЧВЕННЫЙ – ПРОНИКАЕТ В НИЖНИЕ СЛОИ И ТОРФЯНОЙ СЛОЙ .

Слайд 5

Низовой лесной пожар

Слайд 6

Верховой лесной пожар

Слайд 7

Подземный лесной пожар

Слайд 8

Причинами лесных пожаров ЯВЛЯЮТСЯ: ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ( молнии, самовозгорание) АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ (искры, непотушенный костёр, осколки стёкол в виде линз, взрывы)

Слайд 9

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОЖАРОВ: СУХИЕ ГРОЗЫ; МОЛНИИ; ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ; ТОРНАДО; УРАГАНЫ; САМОВОЗГАРАНИЕ ТОРФЯНИКА.

Слайд 10

АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОЖАРОВ: Брошенная горящая спичка или окурок; Оставшийся тлеющий пыж после выстрела охотника; Загоревшийся промасленный обтирочный материал, который бросил механизатор; Разведенный костер в местах с подсохшей травой, под деревьями; Непотушенный до конца костер; Осколок стекла, брошенный на солнечном месте; Умышленное выжигание сухой травы.

Слайд 11

Лес до пожара

Слайд 12

Что наделал пожар… "ЛЕСНОЙ ПОЖАР": Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер, И сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели. С морозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. В. Шефнер

Слайд 13

ДЫМ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ СОСТОИТ ИЗ: УГАРНОГО ГАЗА – вызывает ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы, головную боль. ДИОКСИДА СЕРЫ – затрудняет дыхание, приво-дит к болезням легких. ОКСИДА АЗОТА – вызывает воспаление глаза, кашель. САЖИ – канцероген, задерживает в органи-зме ядовитые вещества.

Слайд 14

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: Проблемы с органами дыхания Повреждение иммунитета Ухудшение зрения Повреждения печени Кожные заболевания Сердечно - сосудистые заболевания Сильные головные боли Раковые заболевания

Слайд 15

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ПРИРОДЫ: Погибают хвойный подрост и молодняк; Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами; На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота; Изменение водного режима рек; во время обильных осадков образуются наводнения; Уменьшается количество птиц и зверей , ценных растений; Уничтожаются запасы торфа.

Слайд 16

ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН НАЧИНАЕСЯ: 1.В ПЕРИОД С МОМЕНТА СХОДА СНЕГОВОГО ПОКРОВА В ЛЕСУ ДО …. 2.НАСТУПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ДОЖДЛИВОЙ ОСЕННЕЙ ПОГО- ДЫ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СНЕГО- ВОГО ПОКРОВА.

Слайд 17

ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище; Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву; Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике; Снять дерн, выложить его по краям; Для растопки собирать сухие веточки, бересту; Использовать для костра поваленные деревья; Покидая привал: затушите костер. залейте водой, засыпьте землей. Удостоверьтесь , что он действительно потух!

Слайд 19

ЛЕС – ВЕЛИКИЙ ДАР ПРИРОДЫ! ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ ЕГО ДЛЯ СЕБЯ И БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения

Основным метод проведения этого урока - рассказ.  Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения ...

Презентации к урокам по теме "Пожар" и теме "Вредные привычки" .Методическая разработка темы.

Презентационный материал по темам Пожар и Вредные привычки....

Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов  «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Чистота вокруг и сохраненная природа, бесценное наследие народа"

Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале...

Тема: «Оказание помощи терпящим бедствие на воде»

Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде....

План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"...

Окружной конкурс экологических листовок " Сохраним природу и культуру народов Югры"

Окружной конкурс экологических  листовок " Сохраним природу и культуру народов Югры"...