Тема: «Пожары в природе – бедствие в народе»
классный час (8 класс) по теме
Цели: познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра;
- предупреждение шалости детей с огнём, профилактика нарушений правил безопасности, являющихся причинами возникновения лесных пожаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pozhary_v_prirode_-_bedstviya_v_narode.doc | 65.5 КБ |
prezintaciya_pozhar_v_prirode_bedstviya_v_narode.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пожары в природе – бедствие в народе»
Цели: познакомить с причинами лесных пожаров и правилами соблюдения при разведении костра;
- предупреждение шалости детей с огнём, профилактика нарушений правил безопасности, являющихся причинами возникновения лесных пожаров.
Ход классного часа
- Организационный момент
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся,
Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.
- Ребята, скажите чему будет посвящён наш классный час?
- Да, наступила долгожданная весна и вместе с этим возросла опасность лесных пожаров.
- Сообщение темы и целей классного часа
- Сегодня мы поговорим о:
*Лесных пожарах;
*Причинах лесных пожаров.
*Последствиях пожаров.
*Правилах экологически грамотного поведения в лесу.
Слайд 1-2
- Работа по теме классного часа
- Что называется лесным пожаром?
Слайд 3
- Лесной пожар – стихийное, неуправляемое распространение горения по лесной территории.
- Существует несколько видов лесных пожаров:
1. Низовой.
2. Верховой.
3. Почвенный.
- О каждом виде лесного пожара мы послушаем сообщения ребят.
Слайд 4
Сообщение 1 ученика:
Низовой пожар:
При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).
Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:
При беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары в основном происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.
Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают
корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.
Слайд 5
Сообщение 2 ученика:
Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. Область распространения яйцевидно-вытянутая.
Верховой пожар:
Верховые пожары, как и низовые, могут быть беглыми (ураганными) и устойчивыми (повальными):
Ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 70 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения.
При повальном верховом пожаре огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. При повальном пожаре лес выгорает полностью.
При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага.
Слайд 6
Сообщение 3 ученика:
Подземные (почвенные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой). Для тушения таких пожаров необходима предварительная разведка.
По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения:
слабого низового пожара не превышает 1 м/мин (Высота слабого низового пожара до 0,5 м)
среднего от 1м/мин до 3 м/мин (Высота среднего — до 1,5 м)
сильного свыше 3 м/мин. (Высота сильного — свыше 1,5 м)
- Почему возникает пожар в лесу?
Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон.
Причины: Слайд 7
- удар молнии;
- горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
- зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
- брошенная горящая спичка;
- непогашенный окурок;
- тлеющий после выстрела пыж;
- брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
- заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
- использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
- курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;
- непотушенный костёр;
- разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
- оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.
- Я перечислила вам причины пожаров. Ваша задача разделить их на две группы.
Слайд 8
- Итак, на какие две группы можно разделить причины возникновения лесных пожаров?
(Природные источники и антропогенные источники)
-Перечислите природные источники.
- СУХИЕ ГРОЗЫ;
- МОЛНИИ;
- ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ;
- ТОРНАДО;
- УРАГАНЫ;
- САМОВОЗГАРАНИЕ ТОРФЯНИКА.
Слайд 9
- Какие относятся к антропогенным источникам?
- Брошенная горящая спичка или окурок;
- Загоревшийся промасленный обтирочный материал, который бросил механизатор;
- Разведенный костер в местах с подсохшей травой, под деревьями;
- Непотушенный до конца костер;
- Осколок стекла, брошенный на солнечном месте;
- Умышленное выжигание сухой травы.
Слайд 10
- Посмотрите на комьютер и сравните лес до пожара и лес после пожара.
Слайд 11 – 12
- А теперь поговорим о том из чего состоит дым лесных пожаров:
* ДИОКСИДА СЕРЫ – затрудняет дыхание, приво-дит к болезням легких.
*ОКСИДА АЗОТА – вызывает воспаление глаза, кашель.
*САЖИ – канцероген, задерживает в органи-зме ядовитые вещества.
*УГАРНОГО ГАЗА – вызывает ухудшение зрения, нарушения
центральной нервной системы, головную боль.
Слайд 13
- И, конечно же всё это оказывает огромное влияние на здоровье человека
Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения.
Согласно двухлетним исследованиям в Чите лаборатории экологии НИИ медицины труда и экологии, в период лесных пожаров в Чите возросла обращаемость за скорой медицинской помощью в 3-4 раза и смертность — в 10-13 раз.
Американская ассоциация кардиологов в 2010 г. опубликовала научное заявление о том, что существует связь между загрязнением воздуха мелкими частицами, в основном имеющими размер 2,5 микрона и меньше, и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В заключении заявления утверждается, что:
Ø имеется слабая, но достоверная связь между краткосрочным загрязнением воздуха (имеются в виду микроскопические частицы, то есть дым) и преждевременной смертностью;
Ø есть серьёзные доказательства связи загрязнения воздуха и развития ишемической болезни сердца;
Ø есть небольшие, но постепенно подкрепляемые доказательства связи между загрязнением воздуха и параличом сердца, а также ишемическим инсультом;
Ø существуют скромные доказательства наличия связи между загрязнением воздуха и заболеваниями сосудов, сердечной аритмией и остановками сердца.
Основными источниками этих частиц, загрязняющих воздух, согласно заявлению ассоциации, являются выбросы от сжигания ископаемого топлива промышленностью, транспортом и электростанциями, сжигание биомассы, отопление и приготовление пищи на огне, а также лесные пожары
Слайд 14
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ПРИРОДЫ:
- Погибают хвойный подрост и молодняк;
- Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами;
- На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота;
- Изменение водного режима рек; во время обильных осадков образуются наводнения;
- Уменьшается количество птиц и зверей , ценных растений;
Уничтожаются запасы торфа.
Слайд 15
- А теперь вспомним правила разведения костра и правила безопасности в лесу.
ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА
- Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;
- Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву;
- Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;
- Снять дерн, выложить его по краям;
- Для растопки собирать сухие веточки, бересту;
- Использовать для костра поваленные деревья;
- Покидая привал:
- затушите костер.
- залейте водой,
- засыпьте землей.
- Удостоверьтесь, что он действительно потух!
Слад 17 -18
- Заключительная часть:
- Итак, сегодня мы узнали, как огонь влияет на лес, сколько вреда приносят лесные пожары человеку и природе, еще получили много полезных советов: как развести костер и как его потушить. Надеюсь, вы узнали много интересного и полезного для себя!
Давайте сейчас подведём итог нашего классного часа с помощью викторины.
В И К Т О Р И Н А
- Для чего разжигают костер в лесу? (Уют, сушка, еда, комары.)
- Как называется огонь в лесу, разведенный человеком для уютного пребывания? (Костер.)
- Что может послужить началом пожара в лесу? (Окурок, молния, костер, торф, осколок.)
- Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? (Осколок.)
- Естественные причины пожара в лесу. (Торф, молния.)
- Быстро ли горит торф? (Нет.)
- Какие виды лесных пожаров бывают? (Низовой, верховой, почвенный.)
- Что горит дольше: трава или дерево? (Дерево.)
- Как называется место, выжженное костром? (Кострище.)
- Можно ли разжигать костер под пологом деревьев? (Нет.)
- По чьей вине чаще всего происходит пожар в лесу? (Человек.)
- Чем защищены деревья от пожара? (Толстой корой.)
- Назовите пожароопасный сезон. (Лето, весна.)
- Огонь, выходящий из-под контроля человека. (Пожар.)
- Лучшие средства для тушения пожара? (Вода, песок.)
- Номер телефона пожарной службы. (01)
- Основное правило для детей: Не разжигай костер в лесу без взрослых!
- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей. Лес – это родной дом для зверей и птиц. Сохрани лес живым!!!!
Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные.
Слайд 19 - 20
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лесные пожары. Причины лесных пожаров. Последствия пожаров. Правила экологически грамотного поведения в лесу.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ЛЕСНЫМ ПОЖАРОМ? Стихийное, неуправляемое распространение горения по лесной площади.
ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ: НИЗОВОЙ – УНИЧТОЖАЕТ ТРАВНОЙ ПОКРОВ И ПОДСТИЛКУ ; ВЕРХОВОЙ – РАСПРОСТРАНЯТСЯ ПО КРОНАМ ДЕРЕВЬЕВ; ПОЧВЕННЫЙ – ПРОНИКАЕТ В НИЖНИЕ СЛОИ И ТОРФЯНОЙ СЛОЙ .
Низовой лесной пожар
Верховой лесной пожар
Подземный лесной пожар
Причинами лесных пожаров ЯВЛЯЮТСЯ: ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ( молнии, самовозгорание) АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ (искры, непотушенный костёр, осколки стёкол в виде линз, взрывы)
ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОЖАРОВ: СУХИЕ ГРОЗЫ; МОЛНИИ; ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ; ТОРНАДО; УРАГАНЫ; САМОВОЗГАРАНИЕ ТОРФЯНИКА.
АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОЖАРОВ: Брошенная горящая спичка или окурок; Оставшийся тлеющий пыж после выстрела охотника; Загоревшийся промасленный обтирочный материал, который бросил механизатор; Разведенный костер в местах с подсохшей травой, под деревьями; Непотушенный до конца костер; Осколок стекла, брошенный на солнечном месте; Умышленное выжигание сухой травы.
Лес до пожара
Что наделал пожар… "ЛЕСНОЙ ПОЖАР": Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер, И сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели. С морозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. В. Шефнер
ДЫМ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ СОСТОИТ ИЗ: УГАРНОГО ГАЗА – вызывает ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы, головную боль. ДИОКСИДА СЕРЫ – затрудняет дыхание, приво-дит к болезням легких. ОКСИДА АЗОТА – вызывает воспаление глаза, кашель. САЖИ – канцероген, задерживает в органи-зме ядовитые вещества.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: Проблемы с органами дыхания Повреждение иммунитета Ухудшение зрения Повреждения печени Кожные заболевания Сердечно - сосудистые заболевания Сильные головные боли Раковые заболевания
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРОВ ДЛЯ ПРИРОДЫ: Погибают хвойный подрост и молодняк; Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами; На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота; Изменение водного режима рек; во время обильных осадков образуются наводнения; Уменьшается количество птиц и зверей , ценных растений; Уничтожаются запасы торфа.
ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН НАЧИНАЕСЯ: 1.В ПЕРИОД С МОМЕНТА СХОДА СНЕГОВОГО ПОКРОВА В ЛЕСУ ДО …. 2.НАСТУПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ДОЖДЛИВОЙ ОСЕННЕЙ ПОГО- ДЫ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СНЕГО- ВОГО ПОКРОВА.
ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище; Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву; Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике; Снять дерн, выложить его по краям; Для растопки собирать сухие веточки, бересту; Использовать для костра поваленные деревья; Покидая привал: затушите костер. залейте водой, засыпьте землей. Удостоверьтесь , что он действительно потух!
ЛЕС – ВЕЛИКИЙ ДАР ПРИРОДЫ! ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ ЕГО ДЛЯ СЕБЯ И БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения
Основным метод проведения этого урока - рассказ. Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения ...
Презентации к урокам по теме "Пожар" и теме "Вредные привычки" .Методическая разработка темы.
Презентационный материал по темам Пожар и Вредные привычки....
Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"
Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Чистота вокруг и сохраненная природа, бесценное наследие народа"
Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале...
Тема: «Оказание помощи терпящим бедствие на воде»
Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде....
План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"...
Окружной конкурс экологических листовок " Сохраним природу и культуру народов Югры"
Окружной конкурс экологических листовок " Сохраним природу и культуру народов Югры"...