Классный час "Путь к себе"
классный час на тему
Предлагаемый классный час – это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_sebe.doc | 49.5 КБ |
klassnyy_chas.ppt | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Путь к себе
Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час – это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).
Цели:
- расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении;
- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
План классного часа:
- Вступительное слово учителя – тема классного часа.
- Эпиграфы к классному часу.
- Постановка целей и задач (проблема).
- Работа в группах «Определение уровня самооценки». (3-5мин)
- Проблемная ситуация «Как себя оценить?». (работа в группах – 3-5 мин)
- Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
а) цели (работа в группах – 3-5мин)
б) принципы
в) идеалы (работа в группах – 3-5мин)
7. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).
8. Игра «Маска, я тебя знаю!»
9. Заключительное слово.
10 Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа:
- Вступительное слово учителя – тема классного часа.
- Эпиграфы к классному часу:
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, – мой враг. (Сюнь-Цзы)
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (Публий Сир)
- Постановка целей и задач (проблема).
Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: 10кл, работа, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно, а кто-то пока и сам не знает чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на вопросы: кто я? Какой я? Каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает себя»
Можете ли вы считать себя умными людьми?
Что вы о себе знаете? (физ.возможности, состояние здоровья, характер темперамент, таланты, способности, вкусы, привычки, волю, сильные/слабые стороны).
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно себя вести с окружающими, правильно определить цель в жизни).
Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
4. Работа в группах «Определение уровня самооценки». (3-5мин)
А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? Перед вами таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки.
Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах, записать ваши ответы на листах бумаги, обосновать свой выбор!
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Что можно посоветовать человеку с
- завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других)
- заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет»)
- объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, работать над своими недостатками, не хвастаться достоинствами)
5. Проблемная ситуация «Как себя оценить?» (работа в группах – 3-5 мин)
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Послушайте рассказа о проблемах одной девятиклассницы.
Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами «Как оценить себя?» (читаю)
Правильно ли оценивала себя Наташа?
Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
(судила о себе по мнению мамы и бабушки, учебные неудачи объясняла придирками учителей, сравнивала себя с более слабыми, требовательно относилась к другим, к себе – снисходительно, не прислушивалась к критике, ставила себе нереальные цели)
- Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями.
Жизненные цели – что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится)
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремится, чтобы был смысл жизни)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни?(краткосрочные, долгосрочные)
Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы – это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей.
Есть люди, которые руководствуются другим принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни всё!», «После нас – хоть потоп!» и т.п.
Какие вы еще знаете принципы?
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство – веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам – значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе.
Идеал – совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитось, деликатность, понимание.
Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
7. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).
После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого ответьте на вопросы анкеты.
Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.
- Игра «Маска, я тебя знаю!»
С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?
9. Заключительное слово.
Все люди уникальны! Но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
10 Подведение итогов (рефлексия).
Что дал вам сегодняшний классный час?
Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки,- мой друг; тот, кто мне льстит,- мой враг. Сюнь-цзы Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публий Сир
Самооценка Завышенная Заниженная Объективная Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость
Самооценка Завышенная Заниженная Объективная Высокомерие Самоуверенность Нахальство Вспыльчивость Пассивность Обидчивость Внушаемость Трусливость Уравновешенность Уверенность в себе Скромность Чувство собственного достоинства
Как правильно оценить себя? Судите о себе по делам. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас. Тот, кто вас критикует – ваш друг. - Критикует один – задумайтесь. - Критикуют два – проанализируйте свое поведение. - Критикуют три – переделывайте себя. Строго относитесь к себе и мягко – к другим.
Цели Цели Мечта Смысл жизни Краткосрочные Долгосрочные
Принципы Убеждения Взгляды на вещи Жизненные правила
Идеалы Мужчины: - привлекательность - верность - мужественность - мастеровитость - деликатность - понимание Женщины: обаяние - верность - женственность - хозяйственность уступчивость понимание Гражданина: коллективизм патриотизм национальная честь и достоинство совесть мужество ответственность
Вывод: Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длится всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Воспитай себя!
классный час...
Классный час "Познай себя"
Классный час используется в старших классах как помощь в познании себя, самооценке, саморегулировании....
Классный час "Воспитай себя"
Классный час с целью воспитания нравственных качеств учащихся через познание себя....
Классный час « Воспитай себя»
Классный час « Воспитай себя»...
Классный час "Найти себя"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...
Классный час "Найти себя"
Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...
- Мне нравится (1)