классный час в форме дискуссии.
классный час (10 класс) на тему
инновационная форма проведения классных часов в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_forme_diskussii.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает важное место в воспитательной работе. Классный час является одним из самых распространённых способов организации такого общения. Классный руководитель принимает на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.
Классный час – специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью формирования классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Быть классным руководителем 10 класса – это значит понимать психологию юношеского возраста, ведь уже есть в классе те, кому 17 лет. На 1-ое место у ребят выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами, его намерениями в будущем, его мировоззрением. Во-вторых, повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства. Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Важно формировать Я - концепцию, самовоспитание, мировоззрение.
Потребность в общении ярко выражена у старшеклассников, но зачастую учащиеся испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. И здесь и классный руководитель, и воспитатель должны формировать способы общения: развивать умения слушать и понимать собеседника, развивать рефлексивные способности, преодолевать и раскрывать себя. На помощь приходит совместно деятельностный подход. Это деятельность, которая позволит детям проявиться, самоутвердиться, сдружиться, а ещё – наладить доброжелательный контакт.
Среди разнообразных инновационных форм проведения классного часа я выделяю дискуссию как наиболее эффективную технологию группового взаимодействия. Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создаёт условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки её участников в процессе группового взаимодействия.
Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. Дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно – ориентирующей деятельности учащихся. В качестве своеобразной технологии дискуссия включает в себя другие методы и приёмы обучения: «мозговой штурм», «анализ ситуаций».
Непременнейшее условие эффективного диспута, спора – это хорошая, яркая, нестеснённая речь. К 10 классу большинство ребят владеет правилами устной речи, тем более что на уроках литературы эти умения развиваются и дискуссия как форма урока часто применяется.
Обучающий эффект дискуссии определяется возможностью получить разнообразную информацию, продемонстрировать и повысить свою компетентность. Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества ребят, развитием их способности к анализу информации и аргументированному доказательству, с повышением коммуникативной активности учащихся.
Дискуссия создаёт благоприятные условия для проявления индивидуальности, самоопределения, выбора своей позиции, для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, находить точки соприкосновения.
Выделяют типы дискуссии:
1. Дискуссия – диалог, которая применяется для совместного обсуждения проблем, решение которых может быть достигнуто путём группового взаимодействия.
2. Дискуссия – спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения. Цель такой дискуссии – не столько решить проблему, сколько побудить учащихся задуматься над проблемой.
В этом учебном году были проведены классные часы «Новошахтинску 75 лет», «О вреде вредных привычек», «Подари улыбку» с использованием элементов дискуссии.
Классный час «Все мы разные»: урок толерантности с использованием дискуссии как технологии группового взаимодействия. Целями воспитательного мероприятия были расширить представления учащихся о толерантности в форме дискуссии-диалога, развивать стремление к самовоспитанию, способствовать социализации учащихся, создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми. Использовалась методика «мозгового штурма», где ребята давали знакомые значения слову «толерантность» и расширялись их представления об этом слове. Поиски ответов на простые дискуссионные вопросы позволили вовлечь всех учащихся в разговор, выявить их точку зрения по данному явлению в нашей жизни. Была использована разновидность дискуссии – «Круглый стол», которая дала возможность рассмотреть проблему с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить её, научиться конструктивному диалогу. «Почему же мы, проходя по одному и тому же пути, конфликтуем», «Что является причиной конфликта», «Чтобы не ссориться, нужно…» Ребята с интересом рассуждали, находили решения, взаимодействуя друг с другом, выводили формулы толерантного общения.
«Если тебе плохо, найди того, кому ещё хуже и помоги ему».
«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» и другие.
Смысловое чтение текстов дало возможность создать продукт классного часа. Был применен вид дискуссии «Аквариум», где формировались умения ребят отстаивать и аргументировать свою позицию. Эта разновидность дискуссии позволяет отрефлексировать своё поведение в процессе дискуссионного общения. Во время «аквариумного» обсуждения выбирается представитель, который отражает позицию группы. Групповое взаимодействие позволило выработать памятку: толерантный человек – это снисходительный, великодушный, милосердный; он прощает, принимает. Толерантность – это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным… Толерантность – выдержка, примирение, великодушие, снисходительность.
Вывод, который каждый для себя вынес: все мы разные, но человек не может жить один, так задумано природой, именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
Быть великодушным научил ребят и следующий классный час – «Подари улыбку», на котором они подписывали поздравительную открытку своей маме, подыскивая именно те слова благодарности, которые шли у каждого от души после проведённой дискуссии о любви к маме.
Тематический классный час, проведённый в инновационной форме, в большей степени формирует правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывает зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.
Итак, классный час – час детей, час интересной, совместной, творческой деятельности; классный час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В копилку классного руководителя. Памятка. Формы и методы проведения классных часов.
Памятка. Формы и методы проведения классных часов....
Классный час в форме дискуссии "Хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района""
Предложенный материал содержит описание классного часа, построенного в форме дискуссии. Несмотря на то, что информация на основе которой построен классный час носит довольно узкий, краеведческий харак...
Классный час для учащихся 9-11 классов, «Многоликий реформатор России» в форме дискуссии.
Классный час для учащихся 9-11 классов, «Многоликий реформатор России» в форме дискуссии....
Классный час с элементами дискуссии «Молодежный сленг: что он таит в себе?»
Цель: 1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его популярности; 2) вызвать учащихся на разго...
Классный час. Правила проведения дискуссии.
Классный час. Правила проведения дискуссии....
«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...
Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"
Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"...