Выступление на МО классных руководителей. Современный классный час, как форма организации воспитательной работы. Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Он способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. - Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)
- Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
- Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Классный час выполняет следующие функции: просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию. направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Существует множество форм проведения классных часов. • Беседа (эстетическая, нравственная) • Диспут • Встречи с интересными людьми • Викторины по различным областям знаний • Дискуссии • КВНы • Интерактивные игры • Игры-путешествия • Тренинги • Читательские конференции • И др. Современный классный час обязательно должен быть личностно-ориентированным. Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа. Первый шаг: составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год Методы: - метод социологического опроса
- методика «недописанный тезис»
- методика «проблема века»
Второй шаг: уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению Третий шаг: выбор целей, содержания и форм проведения: традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над... активные: диспут, дискуссия, ток-шоу, игра .. интерактивные: деловая, ролевая игра, проект… Четвертый шаг: индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа. Пятый шаг: - анализ и оценка результатов по критериям:
- личностная значимость для обучающихся
- благоприятный психологический климат
- возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников
- обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно-нравственная ценность.
В своей работе с классом я широко использую активные и интерактивные формы классных часов такие нетрадиционные формы классных часов как: - Деловая и ролевая игра- данная форма проведения классного часа даёт очень многое как ребёнку: возможность попробовать себя в той или иной социальной роли, но и для меня, как классного руководителя, обыгрывание ситуаций даёт возможность увидеть систему ценностей семьи, что очень важно.
«Я и мой профессиональный выбор», «Моя семья» и т д, - Ток шоу- данная форма проведения классного часа, является очень сложной с точки зрения организации, но очень эффективной. Конечный результат такой формы проведения всегда непредсказуем, но детям очень интересно высказывать собственное мнение. «Карманные деньги», «Отцы и дети», Наркотики за и против
- игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час», Сто к одному, своя игра и т. п.
- Проекты- это одна из любимых форм проведения классного часа причём проект может быть как краткосрочным: в рамках одного классного часа, так и долгосрочным, который дети реализуют в течении двух- трёх недель.
- Классный час - игра "Откровение". Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса "только хорошие новости" - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
- Биклассный час 1-й проводится в сентябре, 2-й - в мае (подведение итогов).
Содержание 1-го классного часа. Классный руководитель предлагает ученикам принести тетрадь, в которую заносятся полученные в ходе реализации индивидуальной программы самообразования и самовоспитания, результаты. Каждая пара страниц этой тетради слева отведена для целей и плана самообразования, справа - самовоспитания - Тренинг психологический и обучающий.
В большинстве школ отсутствует школьная психологическая служба, уроки-тренинги помогают детям адаптироваться в классе, понять себя и других, понять важность толерантного общения между людьми. Это всегда очень интересные занятия, позволяющие ребёнку открыться, раскрыться, получить шанс быть понятым и признанным. Праздники и сюрпризы любят все, и взрослые, и дети. А праздник, подготовленный самим ребёнком, приносит ему массу удовольствия, к тому же, это отличный способ почувствовать себя организатором. Мои дети всегда организуют праздники сами, стремятся к этому. Я, как классный руководитель, лишь направляю и даю ценные советы. Классный час-экскурсия это один из самых эффективных способов развития ребёнка. Посещая музеи, выставки, учебные заведения, предприятия дети получают представление о своей малой Родине. Очень часто организуем интерактивные экскурсии в красивейшие музеи нашей страны: Эрмитаж, Питергоф, и т п Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи. Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях. Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться. В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения. Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке: выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся; проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы; выбранная проблема должна допускать различные способы решения; проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся. - Устный журнал
- Агитбригада или альтернативная реклама
Данная форма классных часов позволяет привить детям потребность к здоровому образу жизни. Она достаточно сложна с точки зрения организации, требует долгой подготовки, но окупает себя с полна и проходит ярко и эффективно. Воспитание ребёнка, очень продолжительный и трудоёмкий процесс. Конечно, основы воспитания закладывается в семье родителями, но умение взаимодействовать в социуме, способность самореализоваться, всё же закладывается в школе грамотными и профессиональными педагогами. Создать внутри учебного заведения маленькую «семью», великое искусство классного руководителя, а классный час, это одно из средств создания единого социума-класса.
|