Воспитательная деятельность
материал на тему


Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая компетентность классного руководителя

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Среди них - нормативно-правовая компетентность.

Повышение нормативно-правовой компетентности классного руководителя и, в общем, учителя – одна из ключевых проблем современного образования, т. к.
• Учителю надо создавать особое правовое пространство развития личности ученика, как свободного человека. 
• Учителю надо быть готовым к участию в формировании правовой культуры ученика. 
• Учителю надо уметь научить ученика последовательно защищать свои права и не посягать на права другого. 
  Если у учителя есть правовые знания в своей деятельности, но он не может последовательно защищать свои права, то, как он может научить этому детей? Учителю 21 века просто необходимо освоение прав и свобод человека, перевоспитание самого себя, освоение нравственных правовых норм. 

 Нормативно-правовая компетентность включает:

  • знание законодательства о современном образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите детства;
  • применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Какими документами должен руководствоваться классный руководитель?

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживание – неотъемлемое право на жизнь.

Развитие – право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести.

Защита – защита ребенка в самых разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных, детей-беженцев, детей-сирот, в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества.

2. Конституция РФ – основной закон Российского государства (извлечения).

Ст. 43 – закрепляет положения в области образования – реализация права на образование для всех граждан России, независимо от их национальности и социальной принадлежности, возрастной группы или места проживания.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Представлены направления модернизации образования и главная задача учителя и классного руководителя -  подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся обществе

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г.).

6. Федеральный государственный стандарт образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 г.).

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).

8. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Содержит цели и задачи классного руководителя, формы работы и критерии оценки осуществления функций классного руководителя

9. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

10. Законодательными и нормативно-правовыми актами Нижегородской области

11. Положение о классном руководстве в образовательном учреждении; должностная инструкция классного руководителя.

    Правовая база защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ (детский фонд ООН, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.

 Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). 

Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

    Система защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе социальными педагогами и психологами совместно с классными руководителями.

Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).



Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса « МИЛАЯ МАМА», посвященного  Дню Матери (5-7 классы)

Цель: поддержание семейных традиций, воспитание любви и бережного отношения к маме

Задачи:

  • творческое развитие детей;
  • трудовое, эстетическое и нравственное воспитание;
  • привлечение родителей к занятиям детей;
  • сплочение семьи, формирование уважения к женщине, к маме.

Форма проведения: конкурсное соревнование.

Участники: команды из двух человек – мама и дочка(сын), болельщики

Ведущие:

1.Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Сегодня поем мы для Вас!
Все самое доброе, лучшее
Согрето теплом Ваших глаз.

2. Говорим “Спасибо!”
Мы, родные, Вам.
Ведь Земля красива
Добротою мам!

  1. Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек. На всех языках мира оно звучит одинаково нежно.
  2.  Сегодня мы собрались, чтобы сказать нашим мамам: большое спасибо! Спасибо за ваш труд! За бессонные ночи у наших детских кроваток! За терпение во время нашего обучения!

           От имени всех детей говорим: Низкий вам поклон, дорогие наши мамочки!

  1. Ноябрь шагает по дворам
    В лучах прохлады, света.
    Сегодня праздник наших мам
    И нам приятно это.
  2. От чистого сердца простыми словами
    Давайте, друзья, потолкуем о маме.
    Мы любим её как хорошего друга
    За то, что у нас с нею всё сообща,
    За то, что когда нам приходится туго,
    Мы можем всплакнуть у родного плеча.
  1. За то, что всегда без утайки и прямо
    Мы можем доверить ей сердце своё.
    И просто за то, что она – наша мама.
    Мы крепко,  нелепо любим её!
  2. Сегодня мы будем в игры играть
    Для Вас будем петь, танцевать.
    Для нас – счастье присутствовать здесь,
    Спасибо вам, мамы, за то, что вы есть!
  1. Участники конкурса приглашаются  на сцену

Предлагаем командам-участницам  придумать и объявить  свои названия

  1. команда …..(название)
  2. команда…..(название)
  3. ….
  1. Представляем наше жюри:

Чехлова Ирина Юрьевна, заместитель директора по УВР

Кутырева Валентина Андреевна, член родительского комитета

Быстрова Екатерина Ивановна, педагог организатор

  1.  Ведущий.  1 конкурс “Переводчики”

Немного воспоминаний. Дорогие мамы, вы помните, когда ваши дети были маленькими. Они только учились говорить, их слова получались неловкими, корявыми, смешными. Окружающие плохо понимали детей, и вам приходилось часто выступать в роли переводчиков. А как это получалось, мы сейчас и увидим…

Ребятам нужно  взять  в  рот  по 2–3 конфеты .  Произнести по очереди написанную в записке скороговорку. Мамы должны “перевести”, что они поняли.

За угаданную мамой скороговорку дается 1 балл

*(раздать по две конфеты детям, по очереди раздать скороговорки)

Наше  жюри объявит  итоги  конкурса «Переводчики»

  1. Ведущий .   2  конкурс  “Угадай мелодию”

Чтоб работа спорилась и пошла на лад,
Пусть для всех здесь зрителей песни прозвучат!

 Дорогие мамы! Вы ещё не забыли детские песни из мультфильмов? Несколько секунд звучит фрагмент песенки,вам и ребятам нужно угадать название песни или мультфильма. Можно немного пропеть.

Тот, кто первым угадает -  получает 1 балл за каждую  песню

*Итак, первая песня…

Вторая песня…

..

Пятая песня…

Жюри объявит нам  итоги  конкурса «Угадай мелодию»

  1. Ведущий. 3  конкурс “Автопортрет”

Сейчас мамы приглашаются сесть в зал.

Задание ребятам. За несколько  минут  нужно  нарисовать свой автопортрет так, чтобы мама смогла по нему определить  вас.

За угаданный портрет - 1 балл

*А пока для наших мам и болельщиков танец…

Дорогих мам приглашаем на сцену для угадывания…

Итак, жюри объявит нам  итоги  конкурса «Автопортрет»

  1. Ведущий: 4  конкурс “В мире сказок”

Сейчас мы проверим память и наблюдательность наших мам и ребят. Нужно ответить на вопросы: (1 балл за правильный ответ)

*1. В какой сказке впервые показан механизм семейного подряда? (“Репка”)

2. Сколько раз старик ходил к морю в “Сказке о рыбаке и рыбке”? Что приносил невод и что просил старик?  (Шесть раз ходил старик к морю: пришел невод с одною тиной, первый раз ходил – пришел невод с травою морскою, пришел невод с одною рыбкой; второй раз – просил корыто, третий раз – избу, четверый – жена хочет быть столбовою дворянкой, пятый – вольною царицей, шестой раз – владычицей морскою.)

3. В какой сказке говорится о плохой работе режиссера, о его злом характере и тяжелой судьбе актеров? (А.Толстой. “Приключения Буратино, или Золотой ключик”.)

4. Сколько раз князь Гвидон летал в царство царя Салтана и в кого он при этом превращался? (Три раза: комар, муха, шмель.)

5. Как звали героев сказки “Теремок”? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щёлк, Медведь.)

Итоги конкурса «В мире сказок» объявит  наше жюри  

2.Ведущий: 5  конкурс  "Дегустационный".
Уважаемые мамы! Сейчас вам будут завязаны глаза и предоставлены по одному сорту варенья. Необходимо отгадать, что это за варенье. (1 балл за правильно угаданное варенье)

*Приглашаем мам по одной к столу…

Итак, итоги конкурса «Дегустационный»

1. Ведущий: 6  конкурс. “Сопоставь понятия”

На отдельных листах написаны понятия из школьной жизни и их расшифровки. Нужно соединить пары по смыслу. (1 балл за каждый правильный ответ+ 1 балл за быстроту)

 Должно получиться следующее:

  • Портфель – щит и меч.
  • Диктант – глаз налево, глаз направо.
  • Приход директора – Встать! Суд идет!.
  • Ученики – веселые ребята.
  • Первая парта – остров невезения.
  • Последняя парта – остров свободы.
  • Дневник после проверки – аленький цветочек.
  • “2” за подсказку – горе от ума.)

Предлагаем жюри подвести итоги этого конкурса

      2.  Ведущий:

Милая! Родная! Ненаглядная!
Ты – попутный ветер кораблю.
Мне бы только быть с тобою рядом,
Ничего мне большего не надо,
Потому что я тебя люблю!

  1. Подведем итоги нашего соревнования. Слово предоставляется жюри.

Ведущий:

  1. Всем спасибо за вниманье,
    За задор, за звонкий смех,
    За огонь соревнованья,
    Обеспечивший успех.
  1. Вот настал момент прощанья.
    Будет краткой наша речь:
    Говорим вам: “До свиданья!
    До счастливых новых встреч!”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной деятельности "Росток"

Программа рссчитана на 3 года (7 - 9 классы)....

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности коррекционной школы VIII вида

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности  МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида, представленный в виде текстового и табличного анализа   поможет начинающим  руководителем...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Проектная деятельность как одно из направлений образовательно - воспитательной деятельности.

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов....

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...