«В коллективе, через коллектив и для коллектива»
классный час (9 класс) на тему
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.
Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kollektive_cherez_kollektiv.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «В коллективе, через коллектив и для коллектива»
Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Гораций
Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:
- До 1 года – его круг общения составляют «мама-папа»;
- В 1- 3 года – семейное сообщество расширяется другими родственниками;
- 3 - 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток;
- 7-11 лет – учебная группа – класс начальной школы;
- 11-17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые);
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.
Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.
Ваши коллективы:
- Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки-дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни.
- Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга.
- Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам.
- Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки».
- Дружеские компании.
В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.
Личность в коллективе бывает:
- самостоятельная
- гибкая
- конформистная.
Оцените себя:
- Если вы имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию – вы самостоятельный, независимый человек.
- Если коллектив формирует вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения, общения, способ адаптации к окружению – это характеризует гибкого, контактного человека.
- Если вы склонны слепо подчиняться воздействию группы, вы становитесь конформистом – согласным, пассивным, не имеющим своего мнения. Это не позволяет проявляться вашим способностям.
Памятка «Как не стать конформистом»
- Наблюдайте – поведение каждого члена группы и сообщества в целом.
- Думайте – к чему стремитесь в группе лично вы, как это соотносится со стремлениями группы.
- Планируйте – свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.
- Действуйте – соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.
- Оценивайте – эффективность ваших действий.
- Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.
Упражнение «Я – в коллективе»
Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе):
- меня удовлетворяет мое положение в коллективе
- чувствую себя членом команды
- у меня много друзей
- меня ценят в коллективе
- у меня есть чувство «мы»
- чувствую за собой защиту коллектива
Если ответы не удовлетворяют, вернитесь к памятке «Как не стать конформистом».
Школьный коллектив – это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.
В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус. Исполнение этой роли заставляет каждого быть таким-то, оказывает групповое давление. С другой стороны, потребность в определенном социальном статусе личность может удовлетворить только через группу, через коллектив, утверждая себя в определенных ролях.
Упражнение-игра «Социометрический опрос»
Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.
Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый – на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.
Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.
Мысли мудрых
- Вся наша жизнь – это хождение по коллективам. А. Петровский, доктор психологических наук.
- Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. И. Гете.
- Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается; но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него. Ф. Ларошфуко.
- В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. Л.Н. Толстой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
Из опыта работы Формирование классного коллектива через проектную деятельность
Коллективная деятельность, общее интересное дело, имеющее конечный результат, способствуют объединению и сплочению любого коллектива, особенного детского. Одним из интенсивных методов включения подрос...
Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения
Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко Аллы Евгеньевны...
Проект сплочения коллектива через выход в социальную среду
Коллективная работа педагогов и воспитанников Синарского детского дома...
В коллективе, через коллектив и для коллектива
Классный час "В коллективе, через коллектив и для коллектива"....
СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ТРУДОВУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выступление на методическом семинаре...