Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения
материал на тему
Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко Аллы Евгеньевны
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Сергеихинская средняя общеобразовательная школа
Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.
Автор статьи:
Секушенко Алла Евгеньевна
2014 г.
« Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения».
«Коль человек - существо общественное, то
только в обществе он может развить свою природу.
Аристотель.
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Каждые семь лет классный руководитель выпускает один класс и берет новый. Для меня, классного руководителя, каждый класс особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом. Я считаю, что самое важное в воспитании коллектива это его сплочённость. Поэтому главной задачей для меня всегда стоит сплочение коллектива. А значит воспитание в детях чувства понимания, доброго отношения друг к другу, сопереживания, желания действовать одной командой.
В своей статье я хочу поделиться опытом работы над проблемой формирования сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.
При написании статьи были использованы научные работы и статьи психологов, изучающих проблемы воспитания детей.
В современном мире, где присутствуют акты терроризма, насилия на национальной, религиозной почве, идейной нетерпимости актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Массовое внедрение компьютерных технологий, интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Я начала работать по этой проблеме, когда мои ученики пришли в 5 класс, понимая, что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди ребят, сплочение коллектива класса, является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Именно образование выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей.
Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива.
Очень важно строить воспитательный процесс класса на основе таких принципах как:
- принцип сотрудничества;
- принцип взаимоуважения;
- принцип деятельностного и творческого подхода;
- принцип системности;
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип ориентации на «успех» каждого ученика;
- принцип открытости.
В основу своей воспитательной работы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива, в которой формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация данной идеи, как я полагаю, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.
Для достижения планируемых результатов необходимо решить следующие частные задачи:
- создание благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности каждого ученика;
- развитие познавательного интереса, расширение кругозора и эрудиции учащихся;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала и воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,
- провести мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
На протяжении пяти лет (5-9 классы) работы проводились разнообразные мероприятия, включающиеся в себя основные направления развития толерантности:
- усвоение того, что каждый человек – личность;
- знакомство с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;
- понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. Использовались и другие формы работы.
5 класс: анкетирование «Наши отношения», тестирование «Настоящий ли ты друг», конкурс «Ветераны живут рядом», психологическая игра «Необитаемый остров», классные часы «Учитесь улыбаться» (к Дню толерантности», «Я горжусь тобой – мой край родной», «Что такое настоящая дружба», «Ростки дружбы», игровой практикум «Учимся взаимодействию», игра-путешествие «Как встречают новый год в разных странах», Дискуссия «Воспитанный человек – это кто?», единый урок «История войны в судьбе моей страны».
6 класс: тестирование «Вы – сама доброта», игра-эксперимент «Учимся управлять», деловая игра «Лаборатория нерешенных проблем», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», психологический практикум «Борьба с конфликтами», классный час «Добродетель требует усилий», занятия «Нам сочувствие дается, как дается благодать», «Отойди от зла и сотвори добро».
7 класс: тестирование «Исследование личностных особенностей подростков» (тест разработан А.О. Прохоровым и Т.Н. Генитт), анкетирование «Тревожность и депрессия», 6 занятий «Я в мире… мир во мне» - «Качества», «Характер», «Воля», «Добро», «Жертвенность. Любовь», «Надежда», урок этики «Как научиться жить в мире людей».
8 класс: классные часы «Настоящий друг», «Чти отца своего», «Планета Толерантность», игра-путешествие «Поезд мира», занятие «Я в мире…мир во мне» - «Жестокость».
9 класс: беседа «О товариществе и дружбе», праздник «Всему начало – любовь», аукцион «Рекорды моего класса»», психологическая игра «Учимся решать проблемы», психологические занятия «Научись управлять собой», «Искусство жить в ладу с собой и миром», классный час «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Для проведения исследования были выбраны методики:
- Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
- Тест «Самооценка толерантности личности» (Зиновьев Д.В.)
Оценка результатов проведения развивающих мероприятий показала, что к 9 классу уровни толерантности и социально-психологического климата в классе повысились, что свидетельствует о том, что целенаправленное развитие толерантности является фактором благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
В заключении хочется сказать, что детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников, связанных с календарными датами и такими событиями, как Новый год, 8 марта, День матери. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.
Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения, результаты которого необходимы окружающим.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.
Литература:
1.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.
2.Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
3.Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
4.Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
5.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000.-65c.
6.Лутошкин, А. Н.Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию сплоченности классного коллектива.
Обобщение опыта работы с классом....
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...
Формирование и сплочение классного коллектива
Выступление на педагогисеском совете - представление собственного опыта....
Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива
Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива...
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....
Волонтёрство как одно из эффективных средств формирования и сплочения классного коллектива. Из опыта работы.
формирование классного коллектива...