Классный час для 7 класса
классный час (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_stranitsy_slavnye_istorii_dlya_1-4_klassov._posvyashche.doc | 52.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Страницы славные истории» для 1-4 классов.
Посвящен 4 ноября – День народного единства и примирения.
Цели и задачи:
1.Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
2.Содействовать усилению чувства гордости за Родину.
3.Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года.
4.Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
Оборудование к классному часу: оборудовать келью монаха, репродукции картин «Московский Кремль XVI –XVII веков; репродукция памятника Минину и Пожарскому и их портреты; репродукции картин К. Маковского «Минин на нижегородской площади»; иллюстрации оружия, карточки со словами, текстом.
Ход занятия.
( Учащиеся под Гимн России проходят к своим местам и прослушивают Гимн стоя).
Учитель. « Русь опоясана реками,
И дебрями окружена.
С болотами и журавлями,
И смутным временем в веках.
Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы лучше понять и уяснить, что за праздник появился в российском календаре. Прочитайте название праздника
«День Народного единства».
Учитель. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к своей Родине, к своей любимой сторонушке свершались подвиги, слагались стихи и песни, пословицы и поговорки.
Ученик. Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Учитель. Назовите пословицы и поговорки, которые мы с вами проходили на уроках чтения и развитии речи.
Дети. « На чужой стороне, родина милей вдвойне.
Родина краше солнца, дороже золота.
Человек без родины, что соловей без песен.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Нет земли краше , чем Родина наша.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
Жить – Родине служить.
Родина мать, умей за нее постоять».
---- Родина и единство… Расскажите, как вы понимаете это словосочетание. Что же это за праздник?
Ученик. Средь бурь житейских и невзгод
Храните честь Земли священной,
Зовите к подвигу народ,
К борьбе за Русь, к победе верной.
Учитель. …К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления.
Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале XVII века имела вот такой вид.( Репродукция картины «Московский Кремль XVI -XVII веков».
Учитель: знаете ли вы, из кого состояло население России в то время?
На доске: Князья, бояре, купцы, воевода, мещане, представители духовенства, ремесленники, крестьяне, стрельцы.
Ученик. Наплывно, стройно и велико
Гудит над Русью перезвон,
И задает стране великой
С рассвета многозвучный тон.
Посмотрите сценку и скажите, что за опасность угрожала России в начале XVII века?
Ведущий. Идут века, шумит война
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
красе заплаканной и древней –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
(Перед лампадой в келье старик – летописец, пишет летопись. Около него мальчик).
Мальчик ( в сторону).
Старик, кудесник милый мой, перед лампадой,
Не смыкая очей, все летопись свою ведет.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум.
( мальчик обращается к летописцу).
- О чем, отец, ты летопись ведешь?
Кому правдивые твои сказанья?
Летописец.
Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих мужей великих поминают
За их геройство, славу и добро. ( задумчиво).
Безмолвно как, спокойно все кругом…
Однако предчувствую небесный гром и горе. (вздыхает).
Мальчик: Изволишь тяжко ты вздыхать,
О чем печалишься, отец?
Летописец.
Среди мирских деяний, мыслю я,
Грядут лихие времена,
Россию ждет година испытаний.
Мальчик.
Позволь с тобой не согласиться, отец, честной. России слава далеко гремит. Смотри-ка, гудит за Кремлевской стеной- крепостью московский торг. Сколько здесь ремесленников, товаров, московских и иностранных купцов.
Летописец.
Но не ведают они, что на юго-западе государства Российского уже бесчинствуют польские захватчики. Один за другим отторгают они от России все новые и новые земли.В Московском Кремле хозяйничает польский гарнизон, окопались остатки Семибоярщины. В великой разрухе, хаосе и анархии Русская земля. Управление государством нарушено. Россия на грани катастрофы.
Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение народа.
Мальчик. Кто ж так прогневал небеса? Ужель падет Россия?
Летописец. Погодь, однако.
На старости я сызнова живу. Минувшее проходит предо мною… В дни крамол, смут из пепла из обломков Россия встанет. Близок день.
Спасителей любовно восхвалят, проливших кровь за счастие народа.
И, будучи горды героями, их подвиги навечно в памяти потомки сохранят.
Учитель. Какая опасность угрожала России в начале XVII века, Расскажут нам дети.
Ученик. 1610 – 1613 годы междуцарствия, лихолетья, смуты. Мор ,голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монголо - татарского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого русского народа, чем самая жестокая власть. Русская земля на северо–западе и западе была занята врагами – поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.
Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
Учитель. Знаете ли вы, кому этот памятник? ( открывается фотография памятник Минину и Пожарскому). Этот памятник поставлен в Москве на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Как вы думаете, за что же Россия благодарит этих двух людей?
Демонстрация репродукции «Минин на нижегородской площади».
Ученик: Хоть жизни час уж на исходе,
Его минутами порой приходиться считать,
Но верим мы, что сила вся в народе,
И над Землей Святой есть Божья благодать! Действие происходит подле собора на площади. Народ выходит. Голоса.
--Эко рыдание во всем соборе!
--Да и было отчего!
--Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
--Мы за веру православную должны до смерти стоять!
--А кто же прочь?
--Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин. И еще, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало—жен и детей своих заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай,- вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь , друзья, несите, кто что может на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все до единого рубля кладу!
Голоса. – Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую!
- Что деньги? Деньги – дело наживное!
-- Все отдадим! Теперь не до нарядов!
-- Вот наши деньги из квасного ряду!
-- Из рукавичного!
-- От ярославцев!
-- Костромичи собрали – принимайте!
-- Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
-- Вот праздник – так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов.
( Портреты Минина и Пожарского выставить).
Ученик. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.
Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.
В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась не решенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.
Учитель. Каким воином был Кузьма Минин? Выберите слова, характеризующие Минина: (спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей).
Учитель. Каким оружием пользовались ополченцы в XVII веке? (На доске – фотографии: ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, палица, винтовка).
(палица, винтовка).
Дети по очереди читают стихотворение К. Рылеева « Дума о Иване Сусанине».
Учитель. Российский народ празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник.
Ведь ваши бабушки , мамы, папы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве».
В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем слова:
Главное – вместе!
Главное – Дружно! Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хроника событий третьей четверти (Отчёт-эссе учителя математики 6А,7Б,7В, 8А классов, классного руководителя 8А класса Тахтараковой В.А.)
Закончилась ещё одна учебная четверть. Самая длинная и тяжёлая. По итогам этой четверти 12 ребят стали ударниками учёбы....
План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Цели и задачи воспитательной работы. Цель: Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...
классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов
Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для п...
Портфолио классного руководителя 5 класса. План воспитательной работы в 5 классе.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1. Общие положения. 1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного учреждения БОУ СМР «Коробицынск...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины, раздела МДК.КОС включают контрольные...
Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...
Классный час на тему "А классный ли наш класс?"
Представляю вашему вниманию свою разработку классного часа. Тема классного часа ("Классный ли наш класс") является очень актуальной как для учащихся 5 класса, которые только начинают свой путь в средн...