Классный час "О милосердии..."
классный час (6 класс) на тему

Федосихина Дарья Константиновна

Я предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа " О милосердии..." 

В данном файле вы найдете сценарий классного часа, с прописанными ролями учеников и учителя,  а также экземпляр журнала, который должен стать итогом работы "редакционной коллегии журнала". (Мы его распечатывали и дарили нашим гостям).

P.S. Во время проведения классного часеа было использовано видео, снятое ребятами- "корреспондентами" (они брали интервью у одноклассников, спрашивали что такое милосердие), презентация об сестрах милосердия, презентация о современной волонтерской организации "Добрые сердца", а также песня "Дорога добра" ( к сожалению все эти материалы весят много даже после сжатия и нет возможности их разместить).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas.rar2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа: «О милосердии…»

Цель: обучение пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии.

Задачи:

  1. Знакомство со значением слова милосердие, с работой сестер милосердия.
  2. Развивать монологическую, устную речь у учащихся и умение выступать перед аудиторией.
  3. Воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие. Оказывать внимание к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам.

Вступительное слово учителя: Говорят,  что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Дорогие ребята, уважаемые гости, я призываю вас поговорить о МИЛОСЕРДИИ. Сегодня наш классный час будет не совсем обычным, вам предстоит побывать на заседании редакционной коллегии журнала, понаблюдать за рождением нового номера, узнать немало любопытных фактов и, наконец, сделать для себя кое-какие выводы. Итак, внимание на экран.

Редакция журнала «Снежный барс»

Главный редактор – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Зам. Главного редактора, ведущий корреспондент- УЧЕНИК 1

Редакторы колонки: «История в лицах» - УЧЕНИК 2, УЧЕНИК 3

Редактор колонки «Встреча с интересным человеком»- УЧЕНИК 5

Редактор колонки «Непридуманные истории» - УЧЕНИК 6

Редактор литературной колонки – УЧЕНИК 7

Редактор колонки «О главном в цифрах» - УЧЕНИК 4

Неделю назад

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Самое время начинать наше заседание! Январь месяц был отмечен выходом в свет очередного январского номера нашего журнала. Он оказался необыкновенно успешным, с чем я и хочу вас поздравить, но! Нам некогда почивать на лаврах, на календаре 1 февраля, а значит нужно уже подбирать материал к нашему февральскому номеру. Есть ли идеи? Чему мы посвятим наш следующий номер? С кем из интересных людей мы встретимся??

УЧЕНИК 3: Проблемам экологии?

УЧЕНИК 7: расскажем о путешествиях?

Вероника: лучше возьмем современную музыку!!

УЧЕНИК 1: Спорт!! Спорт- самая интересная тема… Давайте о зимних видах спорта..

УЧИТЕЛЬ: здорово! Но не серьезно…Нам нужна актуальная проблема! Жду! Жду ваших предложений!!!

- о животных?

УЧИТЕЛЬ: писали о …. В октябрьском номере!

-о технологиях и инновациях?

УЧИТЕЛЬ: раскрывали эту тему в одном из летних выпусков!! все не то! Где ваша фантазия? Вы же профессионалы…

УЧЕНИК 6: Простите за опоздание!!

УЧИТЕЛЬ: Таааак…Не хватало нам еще нарушений трудовой дисциплины!!

УЧЕНИК 6: Извините, я не специально… Вы понимаете, там так скользко, а бабушке, ей срочно нужно было до магазина дойти, она попросила помочь, я помогла….

УЧИТЕЛЬ: Какой еще бабушке?

УЧЕНИК 2: Ха…бабушке! Врет небось… проспала она просто!!

УЧЕНИК 6: Что вы!! Просто…прохожая бабушка, я ее совсем не знаю, я бежала на заседание. А она меня за рукав дернула, помочь попросила, вот я и задержалась.

УЧЕНИК 7: Бабушкам она помогает, а мы за нее работаем, над темой думаем…

УЧЕНИК 5: Сказки рассказывает!! Кто в наше время незнакомой бабушке помогать станет? Тем более в день заседания редколлегии!!

УЧИТЕЛЬ: Так!! Коллеги, призываю вас к порядку… Главред все еще я! По этому соблюдайте тишину!!! Ксения садитесь…. Кажется, вы помогли нам определиться с темой для будущего номера! Наш следующий номер мы посвятим проблеме МИЛОСЕРДИЯ!!

Все: но… а как же…

УЧИТЕЛЬ: встретимся здесь через неделю!

Неделю спустя

(звучит песня «Дорога добра»)

Милосердие, доброта, человечность… на исходе ядерного века, века машин и скоростей, мы стали все чаще обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стало у нас сегодня человеческое тепло и  забота о ближних.

Вот и пролетела неделя.. Я надеюсь, что она была плодотворной, и сейчас вы меня порадуете подборкой материала по нашей теме…. Начнем, с моего заместителя, ведущего корреспондента нашего журнала. Никит, тебе слово!

(просмотр видео)

УЧЕНИК 1: Раз уж тема нашего будущего номера Милосердие, я, для начала, решил разобраться, знакомо ли это понятие нашим читателям.. Я задавал прохожим простые вопросы: Что такое милосердие? Что вы понимаете под этим словом ? какие синонимы вы можете подобрать этому слову? Какого человека вы можете назвать милосердным? Часто ли вы совершаете добрые поступки? ….

 и результаты моей работы вы можете увидеть сейчас на экране.. (просмотр видео)

Поговорив, с нашими читателями, я могу сделать вывод, что не все из опрошенных  имеют представление о том, что такое милосердие, часто путают его с понятием ДРУЖБА! А вот такие синонимы как доброта, альтруизм, взаимопомощь, человеколюбие, отзывчивость, готовность помочь даже незнакомому человеку,  фактически не звучали. Более того, лишь немногие из них совершают поистине добрые поступки, либо причисляют к ним простое соблюдение правил этикета.

УЧИТЕЛЬ: Благодарю нашего ведущего корреспондента за нелегкую работу, проделанную им.

Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», « брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов, а ведь именно они стояли у истоков…Редакторы колонки «История в лицах» насколько плодотворной была ваша неделя?

УЧЕНИК 2:

Мы, в свою очередь, обратились к самым истокам, к организациям, положившим начало милосердию.

Я сделал подборку материала о возникновении общин сестер милосердия за рубежом и в России.

Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл.  

Ф. Найтингейл вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем в Крым. Тогда и сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола. В 1912 г. была учреждена особая медаль — высшая награда Международного Красного Креста медицинским сёстрам.

Медаль имени Флоренс Найтингейл учреждена в 1912 году Международной конференцией Красного Креста. Ею награждаются дипломированные медсестры и медбратья за особые самоотверженные поступки в отношении к больным людям в мирное или военное время, за исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие. На оборотной стороне медали надпись:  «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл отмечается Международный день медицинской сестры. Хотя фактически празднику уже более ста лет, официально он был учреждён только в 1971 году. Всемирный день медицинских сестёр в России отмечается с 1981 года.

Первой российской общиной сестер милосердия принято считать Свято-Троицкую общину, созданную в 1844 по примеру католических общин по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской. В дальнейшем движение сестричества приняло в основном светский характер. Среди создателей и попечителей общин были жены, сестры и дочери российских императоров, представители виднейших российских родов.

 С образованием Российского общества Красного Креста (РОКК) большинство общин перешло под его ведение. Перед общинами был поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий, в том числе на театре военных действий.

В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Некоторые общины имели собственные лечебные и благотворительные заведения. Организованные при общинах курсы сестер способствовали становлению в России системы подготовки медицинских кадров.

В годы Крымской  войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.

 Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Николай Иванович Пирогов, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.

УЧЕНИК 3:

В 20х года 20 века огромное распространение получает пионерское движение, возникают пионерские отряды, а в середине 20х годов они объединяются во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Среди пионеров выделялись отряды Тимуровцев, пионеров безвозмездно совершающих хорошие поступки, на благо общества. Свое название отряды получили от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым и больным людям. В годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

 Вообще, в тяжелые годы Великой Отечественной войны  особенно в голодной окопной жизни милосердие приобрело невероятные масштабы. Было исключено, чтобы при виде раненого кто-то мог пройти мимо. Помогали,  тащили на себе, подвозили. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда — все чаще мы видим в современной жизни со всем другое. Около 500 тыс, брошенных детей при живых родителях — результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

УЧЕНИК 4: Что странно! Ведь милосердие - традиционная черта Россиян. Я тут нашел некоторые цифры и интересные факты, которые, на мой взгляд, достойны места в нашем журнале:

Вернемся на столетие назад.

В 1890 -1894 гг . в России расходовали на дела милосердные за год:

-С-Петербург – 1 981 327 рублей;

- в Москве-        1 813 060 рублей:

- в Одессе              709 863 рубля:

— в Риге               504 556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля  тоже:

-  7-9 рублей стоила корова;

-  3-5 рублей — костюм тройка;

- 25- 40 рублей в месяц — зарплата квалифицированного рабочего

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555. Существуют ли они сейчас? Чем они занимаются?

УЧИТЕЛЬ: конечно существуют. Правда они немного изменились, их названия стали более современными, европеизированными, но их суть осталась той же, они помогают, делают добро, ничего не требуя взамен.

Несмотря на то, что добровольный  труд в России не так популярен, как в Европе, существует немалое количество волонтерских организаций, благотворительных фондов и обществ, занимающихся оказанием помощи неимущим, инвалидам, престарелым гражданам и детям-сиротам, сохранением окружающей среды, пропагандой здорового образа жизни. Вот лишь некоторые из них: Благотворительный фонд Кто если не я?, инициативная группа «Доноры детям», фонд «Детские домики», студии «Седьмой лепесток» и «Дети Марии», волонтерская группа «Мир в ладошке», Гринпис России.

УЧЕНИК 5: А я, как редактор колонки «Встреча с интересным человеком» пригласила к нам на заседание представителя волонтерского центра «Добрые сердца» – Федосихину Ольгу, которая любезно согласилась уделить нам некоторое время и рассказать о буднях их волонтерского центра.

Рассказ ВОЛОНТЕРА о волонтерском центре (презентация).

УЧЕНИК 5:А кто может стать волонтером? Есть ли какие-нибудь возрастные ограничения? Как попасть в вашу организацию?

УЧИТЕЛЬ:Как хорошо, что все же остались такие чуткие, доброжелательные и отзывчивые люди, готовые прийти на помощь в трудное минуту, ничего не требуя взамен.

УЧЕНИК 6: На этой неделе я попросила наших читателей рассказать мне об интересных случаях проявления милосердия, или, напротив, душевной черствости, с которыми им приходилось встречаться в жизни. Неожиданно, огромное множество людей откликнулось на мою просьбу, и я получила огромное количество ответов на форуме и даже несколько писем. Вот одно из них. Пишет нам Олеся Павлова из Саратова. Я не буду зачитывать письмо полностью, лишь перескажу. (отрывки из письма на экране).

УЧЕНИК 7: Тема милосердия, доброты и сострадания нашла отражение во многих литературных произведениях. Всем нам с детства знакома история девочки Жени, из сказки  Валентина Катаева « Цветик-семицветик». Вспомните, на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?  Но лишь исцеление больного мальчика принесло Жене счастье.  Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся. Проиллюстрировать нашу тему могут и такие повести как «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Чучело» Владимира Железникова, а также легенда о смелом Данко, пожертвовавшим собой и спасшем народ, при помощи своего «Горящего сердца», из рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького. Но не только рассказы и повести призывают нас к добру и милосердию,  я нашла немалое количество стихов, призванных воспитывать эти качества в людях. Вот некоторые из них:

 Давай поговорим о доброте,
о ценностях непреходящих, вечных,
о жизни, что так коротка и быстротечна,
о том, что мы давно уже не те.

Мы разучились верить и мечтать,
мы перестали понимать друг друга,
нас закружила ненависти вьюга —
мы разучились сострадать.

Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,
забыв о том, что существует счастье,
о том, что мир огромен и прекрасен,
в нем места хватит всем.
Давай поговорим о доброте!

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, коллеги! Действительно, работа проделанная вами - громадна!  

Вот такой журнал у нас получился.

Теперь я хотела бы узнать мнение наших потенциальных читателей, что вы думаете об этом журнале. Интересный он? Купили бы вы подобный журнал?

Какое название вы дали бы этому номеру?  («Делай свое сердце большим…»)

А какие добрые поступки совершали вы?

УЧИТЕЛЬ: Делайте  людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми  прийти на помощь  в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие –  это нераздельное слияние чувства и поступка.

Будем же милосердными!

Если будет оставаться время, можно предложить тест.

 Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

  Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.  

Результаты:

  Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

  От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

  Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»

Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.  Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...

Презентация классному часу "Мы-за любовь и милосердие"

žДавайте изменим наш мир все вместе!žВместе нам легче по жизни идти,žВместе пройдем через все неудачи,žВместе для счастья открыты пути,žВместе нам лучше, ну как же иначе.žВместе дорогу мы к счастью на...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа в 8 классе «Профессии добра и милосердия»

Тема:  Профессии добра и милосердияЦель: способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, а также им правильные ценностные ориентации в выборе профессии. Задачи классного...