Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
классный час (9 класс) по теме
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_bez_sostradaniya_i_miloserdiya_nevozmozhno_zhit_v_mire.rar | 489.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»
(Зигфрид Ленц)
Любите друг друга.
Любовь как благодатный дождик,
после него даже сквозь самую
твёрдую почву обязательно травка
пробьётся.
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов – милосердия, которым должны руководствоваться все люди;
формирование потребности проявления заботы к окружающим людям;
формирование навыков культуры ведения беседы.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Мультимедийная презентация.
- Музыкальный центр, мелодия к опере «Орфей и Эвридика» Глюка.
- Выставка книг с примерами взаимопомощи, поддержки во время Великой Отечественной войны и в повседневной жизни.
- Плакат «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц.
- Высказывания о милосердии:
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
«Помнящий добро никогда не сотворит зла».
«Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет».
«Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет».
слайд 1 | Господи! Прости меня, прости, Что ропщу я на судьбу свою, |
слайд 2 | Что так часто плачу и прошу, Всё о помощи тебя молю. Я – всего лишь воспалённый нерв |
слайд 3 | В сумраке холодном и пустом, Потому и мучусь, и болю, Потому молю тебя о том, |
слайд 4 | Чтобы ты заметил и помог… Только много боли на Земле… Перед ней бессилен даже Бог… |
слайд 5 | Эти слова могли бы стать немым криком каждого больного или брошенного ребёнка, |
слайд 6 | одинокого старика, изображённого на этих снимках. |
слайд 7 | Это может быть твоя сестра, твой брат, твои отец или мать.… |
слайд 8 | На их месте может оказаться каждый из нас. |
слайд 9 | Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии, потому что без сострадания, милосердия невозможно жить в мире.
(учащиеся рассуждают) |
слайд 10 | Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания к человеку. Оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно поэтому оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза.
Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Но «вернёмся» на несколько столетий назад. Благотворительность – одна из форм милосердия, которая всегда была традиционной чертой русского народа, и доказательство этого вы, готовясь к классному часу, нашли в истории Руси. |
слайд 11 | Выступление I групп |
слайд 12 | Выступление I группы |
слайд 13 | Выступление II группы |
слайд 14 | Выступление II группы |
слайд 15 | Выступление III группы |
слайд 16 | Выступление III группы В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
|
слайд 17 | Благотворительных фондов очень много, но общероссийская общественная организация Российский Красный Крест является старейшей благотворительной организацией России, отметившей в 2007 г. 140-летие со дня своего образования. Российский Красный Крест оказывает помощь людям, находящимся в тяжёлой нужде, жертвам опасных заболеваний, стихийных бедствий, аварий и катастроф, вооружённых конфликтов. Организация работает также и для того, чтобы способствовать уважению к человеческой личности, чтобы внушать людям надежду. |
слайд 18 | Многие известные личности занимаются благотворительностью Так, символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932–1999). Она была председателем международной ассоциации "Гематологи мира - детям", лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве, помогала детям с заболеваниями крови. Очень известен был своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович - президент Благотворительного фонда, который оказывал помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
(Ребята рассуждают) Нужно уметь видеть и понимать боль других, как свою собственную. А сколько в нашей стране семей, которым не безразлична судьба брошенных детей. Они усыновляют их, и дети становятся родными в их семьях. Эти семьи – гордость страны.
|
слайд 19 | Во время Великой Отечественной войны взаимопомощь между людьми была почти нерушимым законам, помогали друг другу, тащили на себе ранены, делились хлебом, патронами, заменяли друг друга в окопах. Даниил Гранин, собирая материал для «Блокадной книги», вспоминал, как блокадники рассказывали удивительные случаи взаимопомощи. В 1942 г. зимой шла по улице женщина, упала, а это значит, что она уже не сможет подняться, замёрзнет. Прохожий, такой же доходяга, как и она, подымает её и, подставив плечо, ведёт её к дому, поднимается с ней по лестнице, растапливает печурку, поит кипятком, спасает ей жизнь. Таков был закон блокадной жизни – помочь другому человеку, потому что завтра это может случиться с тобой.
(Ребята приводят примеры) Ребята, вам представлена выставка книг, в которых вы найдёте примеры взаимопомощи, поддержки не только во время ВОВ, но и в повседневной жизни. Я надеюсь, что это вас заинтересует. Люди действовали, подчиняясь призывам любви и сострадания. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. |
слайд 20 | Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителей – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Интересный случай описывает Д. Гранин в своей статье «О милосердии». (Ученик рассказывает содержание статьи) Обсуждение статьи Д. Гранина «О милосердии»
|
слайд 21 | Милосердие убывало не случайно. В 1937 г., в разгул репрессий, многие люди хотели хоть как-то помочь своим близким и знакомым, которых арестовывали и ссылали, помочь их семьям – жёнам и детям. (В нашем селе в одну ночь было арестовано 50 человек.)
(Ребята рассуждают) |
слайд 22 | Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Страх заглушал чувство жалости. Страх овладевал психикой человека и далее контролировал все его поступки, слова, его отношение к людям. Милосердие могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Но изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. |
слайд 23 | Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 г. показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. |
слайд 24 | Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей. |
слайд 25 | Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. |
слайд 26 | Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. |
слайд 27 | Террористические акты, наводнения, землетрясения – это аварийные ситуации. |
слайд 28 |
(Ученики рассуждают) Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. У нас есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
(Ученики рассуждают) Отношение должно быть бережным, благородным, очень важна чуткость, заботливость, внимательность. В повседневной жизни старшее поколение отдаёт свои душевные силы, тепло семье, детям и внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем, временем. Вы, ребята, должны понимать это и быть благодарными за любовь. В стихотворении «Памятник» А.С.Пушкин написал такие слова: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию. Рефлексия Написание эссе на тему: «Что значит для меня милосердие?» Чтение сочинений. |
слайд 29 | Заключительное слово Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость, и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. |
Самоанализ
классного часа в 9 классе
«Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире»
МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»
Цветенберг Светланы Семёновны
Наша школа в течение пяти лет работает по комплексно-целевой программе «Россиянин», одним из направлений которой является «Забота». Цель данного направления – формирование у учащихся понятий добра и зла, нравственного долга и совести, сострадания, милосердия.
Ребята организуют немало дел, которые приносят радость окружающим взрослым людям (это ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, заботятся о территории школы и села, помогают малышам детского сада, организуют подвижные игры на переменах с младшими школьниками). Исходя из этого, я решила пригласить их к разговору о милосердии, чтобы выяснить, что вкладывают они в это понятие.
Поэтому темой классного часа стали слова Зигфрида Ленца «Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире».
Цель классного часа – усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов – милосердия, которым должны руководствоваться все люди; формирование потребности проявления заботы к окружающим людям; формирование навыков культуры ведения беседы.
Форма проведения – беседа.
Я считаю, такая форма вполне оправдана, и содержание соответствует возрасту учащихся. Ведь разговор о милосердии не должен носить характер помпезности, возвышенности, и сама тема располагает к душевному разговору.
Заранее была проведена большая подготовительная работа. Класс был разбит на творческие группы, которые выполняли разные задания.
Одна группа подбирала высказывания о милосердии. Другая – фотографии для демонстрации слайдов. И все искали материалы об истории возникновения благотворительности и милосердия в разные исторические периоды времени в России.
При проведении классного часа было использовано оборудование: плакат с темой классного часа, высказывания о милосердии, демонстрация слайдов, музыкальное оформление.
С целью создания положительного эмоционального настроя учащихся в начале беседы был использован приём, в котором сочеталось слово, музыка и демонстрация слайдов. Стихотворение написано учителем литературы Клименко О.П. Звучала мелодия к опере Глюка «Орфей и Эвридика».
Это помогло ребятам сконцентрироваться на теме классного часа и внутренне подготовить себя к разговору о милосердии. Далее они привели немало примеров из жизни, кинофильмов, художественной литературы, когда милосердие, забота были проявлены не на словах, а на деле. Были приведены примеры, которые вызвали интерес не только у ребят, но и у нас, взрослых. (В Новгородской области в избах был деревянный лоток, идущий через стену наружу вниз. Когда кто-то постучит в такой лоток, хозяева опускали им по лотку еду, не видя, кто это. И существовала присказка «Чтобы нищий не стыдился, а хозяин не гордился». Анонимная помощь свидетельствовала о культуре народного милосердия). Всё это свидетельствует о широком кругозоре ребят.
Следующий этап классного часа – история возникновения благотворительности и милосердия в России. Ребята самостоятельно нашли интересный материал, изучая различную историческую литературу, энциклопедии, совместно приготовили слайды, поэтому выступления ребят были уверенными, эмоциональными.
Мостиком к следующему этапу стал вопрос о том, существуют ли благотворительные общества сегодня. Очень приятно, что они знают и слышали о благотворительных обществах, но более подробно я изложила материал о благотворительной организации «Российский Красный Крест», а также о знаменитых людях, которые занимаются благотворительностью. На этом этапе, думаю, был очень уместен вопрос, который заставил задуматься: «Обязательно ли быть богатым и знаменитым, чтобы помогать людям?» Ребята пришли к выводу, что не обязательно быть богатым, чтобы помогать людям, всё зависит от человека, просто нужно уметь видеть и понимать боль других, как свою собственную. (Одна девочка высказала интересную мысль: «Наверное, лучше отдать последнее, чем с миллиона – грош»).
Далее перешли к вопросу: «Когда особо проявлялось у нас в стране чувство взаимопомощи, взаимовыручки?» Ребята вспомнили примеры из ранее прочитанной литературы и рассказы бабушек о военном времени. Здесь же была предложена ребятам выставка книг с яркими примерами взаимопомощи, поддержки не только во время ВОВ, но и в повседневной жизни.
Статья Д. Гранина «О милосердии» заставила ребят задуматься о том, в чём же причина «снижения нашей отзывчивости»? Ребята говорили о том, что жизнь в нашей стране трудная, все куда-то спешат, думают в первую очередь о себе и о своих семьях. Часто в семье рождается только один ребёнок, и ему не приходится заботиться о братьях и сёстрах.
Активное обсуждение вызвал вопрос: «Что же надо сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?» Все согласились с мнением, что милосердие надо воспитывать с детства, ведь человек рождается ни злым, ни добрым, а приобретает эти качества в процессе общения, и добро имеет свойство распространяться.
Далее мы говорили о периоде времени, когда милосердие в нашей стране убывало – это годы репрессии. Я отметила, что чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Милосердие могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, уничтожать. Но изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Яркий пример проявления взаимопомощи - события в Беслане. Поэтому я подобрала фотографии и рассказала о поступках людей, которые не жалея себя, спасали жизнь детей.
Но это всё аварийные ситуации.
И итогом беседы стали ключевые вопросы: «Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?» «И чем вы можете помочь нуждающимся?» Ребята пришли к выводу, что чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. У нас есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, нуждающиеся в помощи. Очень интересные высказывания были о том, чем мы можем помочь нуждающимся. (Это и помощь по хозяйству, и умение выслушать и понять).
Здесь же ребята затронули вопрос о взаимопомощи в классе, и о том, какие добрые дела они делают.
А ответ на вопрос: «Ваше отношение к старшим близким людям – каким оно должно быть?» вызвал не только дрожь в голосе, но и слёзы у некоторых ребят.
На этапе рефлексия мы написали эссе на тему: «Что значит для меня милосердие?» и желающие зачитали свои работы.
Исходя из всего вышеизложенного, я считаю, что цель классного часа достигнута. Беседа заставила задуматься: «Кто я? А как я поступаю в трудных жизненных ситуациях?» А это очень важно.
Атмосфера в коллективе была доброжелательная.
Ребята активно высказывали свою точку зрения, рассуждали. Речь соответствовала уровню развития ребят. Использовали местный материал – рассказы бабушек. Активность класса высокая. Была видна группа ребят, которые приняли активное участие в разговоре. Дети не были равнодушными, было видно, что их это волнует, ведь у некоторых и слёзы подступали к глазам, и голос дрожал, и они с трудом, порой, высказывали свою точку зрения. А это значит, что тема вызвала большой интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...
Самоанализ классного часа по теме "Курить или жить?"
Самоанализ классного часа "Курить или жить?"...
Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)
Автор : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...
Классный час в 7 классе «Как жить в мире с родителями?»
Классный час в 7 классе «Как жить в мире с родителями?»...
Материал для классного часа "Как научиться просто ,мудро жить?"
Материал для классного часа "Как научиться просто ,мудро жить?"...
Памятка к классному часу для учащихся "Можно ли жить без ссор?"
Памятка к классному часу для учащихся "Можно ли жить без ссор?"...
Сценарий классного часа для учащихся "Можно ли жить без ссор?"
Сценарий классного часа для учащихся "Можно ли жить без ссор?" С предварительным просмотром с детьми мультфильма "Конфликт" и обсуждением....