Я патриот
методическая разработка (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_patriot.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия»
Прохоровского района Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель РМО __________ Волобуева Р.В.. Протокол №______ от «_____»__________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по ОВР МБОУ «Прохоровская гимназия» ____________ГлазуноваЛ.Ю. «_____»___________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Прохоровская гимназия» __________Пономарёва О.А. Приказ № ________от «_____»___________2013г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Растим патриотов»
Немыкиной Светланы Леонидовны
Классный руководитель
6б класса
п.Прохоровка
2013 – 2014 учебный г
Пояснительная записка
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования под редакцией А.Я.Данилюка, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Белгородской области.
Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.
Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»). При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект указанного направления воспитания (раздел «Азбука нравственности») способствует формированию у школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего поселке, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Вопросы безопасности рассматриваются в разделе «Азбука безопасности».
Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными
ситуациями.
Основные задачи:
1) формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка.
2) формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
3) способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
В результате работы по данной программе учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, области, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Требования к уровню подготовки уч-ся
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы и воспитанников детского дома.
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностная составляющая –проявлять личностные свойства и
качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Формы и виды деятельности
игровая;
• познавательная;
• краеведческая;
• сюжетно - ролевые игры;
• просмотр мультфильмов;
• посещение выставочных залов и музеев;
• походы в кинотеатр;
• конкурсы;
• посещение библиотек;
• праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям духовно-нравственного воспитания, нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
• Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
• Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
• Личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик гимназии получит возможность для формирования:
- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
• Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формы учета оценки планируемых результатов
• Опрос
• Наблюдение
• Диагностика:
• нравственной самооценки;
• этики поведения;
• отношения к жизненным ценностям;
• нравственной мотивации.
• Анкетирование учащихся и родителей
Содержание программы.
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
• Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
-реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
• - несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
• - принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;
• - пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;
• - опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона
• - обращение к реалиям повседневной жизни , решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.
• В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности средних школьников детского клуба «Я патриот», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.
• 1. Азбука гражданина.(24ч.)
• 2.Азбука нравственности(44ч.)
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает практическую часть.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:
• Знать/понимать:
• Историю Русского государства.
• Свою страну
• Значения официальных символов
• основные этапы и ключевые события истории с древности до наших дней
• специфику географического положения и административно-территориального устройства
• конституцию Российской Федерации
права и обязанности ребенка
О дружбе, товариществе
• Уметь:
• рассказывать о важнейших событиях, истории своей Родины
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
• работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
• описывать традиции народов своей Родины
• показывать на карте Россию
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов
• составлять краткую характеристику своей Родины
• работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• проведения самостоятельного поиска информации
• понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
• ориентирования на местности и чтения карт
решения практических задач по определению качества окружающей среды
• высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов
• использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
• Тематическое планирование.
• 1. Азбука гражданина(24 часа).
• Из истории Русского государства.
• Моя страна.
• Москва-столица России.
• Россия-Родина моя.
• Символы государства.
• История флага.
• Школа – наш дом
• Ты ученик
• Будем знакомы
• Конституция Российской Федерации
• Наши защитники
• Права и обязанности ребенка.
• Азбука нравственности
• О дружбе, товариществе
• Хлеб – всему голова.
• Право на труд.
• Мой друг светофор.
• Моя безопасность.
• Доброе дело – великое счастье.
• Хочу и нужно.
• Умел ошибиться - умей и поправиться.
• Наши меньшие друзья.
• Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
• Знай и люби родную природу.
• Покормите птиц зимой.
• Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
• Неразлучные друзья
• Этот день Победы
• Удивительное рядом.
Экологическая тропа
Календарно-тематическое планирование
Учебно-дидактическое обеспечение.
А: История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений. Под общ. ред. И.Х.Баграмяна. М., Военное издательство минобороны СССР, 1970.
Б: Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник. Под общ. ред. О.А.Ржешевского. Сост. Е.К.Жигунов. М.: Политиздат, 1990.
В: Сборник материалов по истории военного искусства в Великой Отечественной войне. Выпуск V. Том второй. Под ред. А.И.Готовцева. М., Военное издательство минобороны СССР, 1955.
Г: Жуков Г. К., Воспоминания и размышления. Том второй. М., Издательство Агентства печати Новости, 1974.
Д: Энциклопедия для детей. Том 5. Часть третья. История России. ХХ век. Под ред. А.Майсуряна. Сост. С.Т.Исмаилова. М., «Аванта+», 1996. Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А.Шаповалова.- Белгород:Изд-во БелГУ, 2002.
Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие.-Белгород,2000
Экология Белгородской области/ Под редакцией А.Н.Петина.-2003г
Экология в вопросах и ответах:Учебное пособие./В.И.Коробкин, Л.В.Передельский/ Ростов н/Д: Феникс,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быть патриотом и гражданином
Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....
статья "Легко ли быть патриотом"
"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...
Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы
Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...
Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь
Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...
Программа "Патриоты России"
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...