Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы
методическая разработка (11 класс) на тему

Маслова Надежда Владимировна

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимым направлением в моей работе является работа по развитию интеллектуальных умений обучающихся класса.Изучение рефлексивных умений обучающихся начинаю с диагностики,она не отличается большой сложностью и в то же время даёт возможность немало узнать об интеллектуальных умениях ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Масловой Н.В.

Пояснительная записка

      Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому – то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребенка больше всего воспитывают.

       Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально – психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.

         Всё это особенно важно в выпускном классе, когда юноши и девушки стоят на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию.

       Отсюда в планировании воспитательной работы я особое место уделяю организации диспутов, бесед за «круглым столом», работе над различными социально значимыми проектами. Темы диспутов, бесед, проектов определяются результатами анкетирования.

        Мое отношение к личности ученика базируется на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит ее дома, на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Поэтому я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и специально подготовленных мероприятий. Работа концентрируется по видам деятельности, среди которых я отвожу особую роль ценностно- ориентированной деятельности, развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя во всех сферах межличностных отношений.

      При планировании воспитательной работы в классе необходимо учесть ряд факторов: условия работы образовательного учреждения; особенности воспитательной системы;  экономические возможности школы и родителей; возможные особенности детей; уровень их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития.

       Планирование учебно-воспитательного процесса в классе ведётся по следующим направлениям:

  1. Здоровье.
  2. Интеллект.
  3. Общение.
  4. Нравственность.
  5. Досуг.
  6. Гражданин.
  7. Семья.

По направлению  здоровье в плане воспитательной работы предусмотрено:

  1. Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны.
  2. Встреча с родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных отделений.
  3.  Беседы, дискуссии по следующим темам: « Великие спортсмены моей страны и мира», «Спортивные  столицы мира», « Спорт в нашей семье», « Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Спорт и интеллект- понятия совместимые?», « Вредные привычки. Как от них избавиться?».
  4. Дни здоровья, туристические походы.
  5. Ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы и посёлка.

По интеллектуальному направлению предусмотрено:

  1. Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления.
  2. Интеллектуальные марафоны в классе и параллели.
  3.  Интеллектуальные бои, ринги, дебаты.
  4. Научно-исследовательские конференции.
  5. Спецкурсы и факультативы.

По направлению общение запланированы и выполняются мероприятия:

  1. Тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»
  2. Тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей.
  3. Самопрезентации и самопредставления:
  4. Праздники, конкурсы, дебаты.

По нравственному направлению воспитательная работа ведется повседневно. Это обсуждение телевизионных передач, посвященных природе, культуре, спорту, музике.

Кроме того, проводятся плановые мероприятия;

  1. Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.
  2. Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам сюрпризные моменты, конкурсы
  3. Поисковая работа, оказание помощи школьному музею.
  4. Дискуссии по нравственной тематике.

По направлению досуг проводятся следующие мероприятия :

  1. Празднование памятных дат календаря.
  2. Посещение районного музея, выставок.
  3. Фестивали, презентации.
  4. Литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

По направлению гражданин запланировано:

  1. Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
  2. Конкурсы, викторины по правовой тематике
  3. Праздники получения паспорта, дня конституции.
  4. Дискуссия на тему «Я имею право на…»
  5. Читательские конференции по правовой тематике.

Одно из приоритетных направлений – это семья.

В рамках этого направления запланированы и проводятся мероприятия:

       1.  Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»,  «Военная летопись моей семьи», «Памятные даны моей семьи».

       2.  Праздники семьи, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей.

       3.  Создание клубов общения «Родители и дети».

       4.  Праздники, посвященные красным датам календаря ( День матери, 23 февраля, 8 марта).

       5.  Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.

       6.  Интеллектуальные марафоны родителей и детей.

       7.  Дни творчества, дни открытых дверей.

       Считаю, что поставленные цели будут достигнуты, если последовательно, настойчиво работать по выбранной концепции воспитания, подходить к личности не только как к объекту воспитания, но и как к субъекту взаимовлияния и, используя принципы «прямой и обратной связи», вести личность к совершенству, и совершенствовать свое профессиональное мастерство воспитателя.

      Диагностические методики изучения классного коллектива.

       Одна из целей в моей воспитательной работе – это создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.  Данная цель появилась не случайно, ей предшествовала кропотливая работа по выявлению одарённых личностей в классном коллективе. Одарённость – совместное действие способностей, представляющих определенную структуру. Одаренность понимается как общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека;  умственный потенциал;  совокупность задатков;  природных данных; талантливость; наконец, Божий дар.

       Для определения одаренности и направленности ребёнка к какой-то области деятельности использовался следующий тест. Работа с родителями.

              Тест на выявление одаренности детей

            Тест на выявление одаренности у детей

На предлагаемые вопросы необходимо ответить  «ДА» или « НЕТ».

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому либо предмету ?
  2. Меняет ли он свои наклонности ?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  4. Любит ли рисовать абстрактные картины?
  5. Любит ли фантастические истории ?
  6. Любит ли сочинять стихи?
  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой         вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь свое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по её назначению?
  16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
  18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснение тому, чего ещё не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстрации?
  22. Изображает ли собственные игры или развлечения?
  23. Помнит ли и рассказывает свои сны и пережитые впечатления?

      За каждый ответ «да» поставьте 1 балл, ответ «нет» - 0 баллов. Сложите все баллы

     

 Результаты:

        От 20 до 23 баллов – ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

        От  15 до 19 баллов – ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив, сообразителен лишь, когда чем-то заинтересован.

        От 9 до 14 баллов – большая сообразительность, достаточна для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий «творческой»

Деятельностью многого не хватает.

     

 Проведя и обработав тест, получились следующие результаты:

  1. Ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружающее – 3 уч-ся 10 %.
  2. Ребёнок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив, сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован – 19 уч-ся 66 %.
  3. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий «творческой» деятельностью многого не хватает – 7 уч-ся 24 %.

       Проводимая диагностика позволила увидеть в детях их способности, индивидуальность. Моя задача, как классного руководителя, направлять данные задатки в нужное русло.

 Компьютерные информационные технологии в работе с одаренными детьми

       Процесс информатизации общества движется вперёд. Перед педагогами сейчас встаёт новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности к высокоразвитой информационной среде.

       Мультимедийные программы с интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, видео и звуковым сопровождением, превращает работу пользователя в творческий труд. Ученики 11 класса Б привлекаются к созданию сайтов, создают школьную медиатеку, разрабатывают презентации научно-исследовательских работ по различным учебным предметам – истории, экономике, информатике, физике.

       Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие школьников, стимулирование их познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления.

       Занимаясь проектной деятельностью, ученики развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи и оформляя их в компьютерные версии.

       Проектная деятельность – одна из эффективных образовательных технологий. Учащиеся, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха.

        Важно и в семье, и в школе вовремя обнаружить детей с яркими способностями, создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, стараясь, чтобы этот процесс сопровождался положительными эмоциями.

Рекомендации для родителей по развитию одарённости у ребенка.

  1. Не пытайтесь переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий.
  2. Не давайте ребёнку готового ответа, дайте ему возможность дойти до сути самому.
  3. Поддерживайте желания ребенка что-то созидать, осуществлять определенные действия, интерес к новизне.
  4. Чрезмерная  забота делает ребенка нервным и застенчивым, а доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к обществу
  5. Помните, что причины раздражительности ребёнка – в его окружении и воспитании. Важно выявлять причины его расстройств, устранять, а не подавлять.
  6. Нельзя обсуждать недостатки ребёнка в присутствии других детей и посторонних людей.
  7. Не превращайте свободу в безнаказанность, а  помощь в подсказку.
  8. Для формирования самостоятельности и активности детей важно задавать им задания по нарастающей трудности.
  9. Развивайте у ребёнка самостоятельность, самодисциплину, навыки самоуправления.
  10. Порицать за неуспех нежелательно, надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребёнком.
  11. Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми.
  12. Преодоление препятствий даёт ребёнку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

Программа воспитательной работы классного руководителя "Дружный класс"

В настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит разв...

План воспитательной работы Классный руководитель 6 класса средней школы аула Акылбай Бурабайского района Безчаснюк Владислав Анатольевич

1. Направление «Организационные мероприятия и аналитико-диагностическая деятельность»Цель: организация классного коллектива, способного решать текущиеВопросы жизни; изучение личности и при необходимос...

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса на 2017-2018 учебный год «Шаги успеха»

Программа воспитательной работыклассного руководителя 9 класса  на 2017-2018 учебный год«Шаги успеха»...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 7 класса

Программа ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 7 класса 2020-2021 учебный год...