Психологическая характеристика ученика. (карта - схема).
материал на тему
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика ученика.
(карта - схема).
- Общие сведения о ребёнке.
Анкетные данные.
- фамилия, имя;
- дата рождения;
- школа, класс;
- специализация школы.
Сведения о состоянии здоровья.
- часто ли болеет (часто, средне, редко);
- хронические заболевания (какие);
- особенности функционирования нервной системы:
- быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические)
- занятия общественно – полезным трудом (каким);
- занятия художественной самодеятельностью (какой);
- занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
- занятия спортом (каким);
- занятия организационной работой (какой)
- Проявление личностных качеств в поведении ребёнка.
Направленность интересов:
- на учебную деятельность;
- на трудовую деятельность;
- на художественно – эстетическую деятельность;
- на достижения в спорте, туризме;
- на отношение между людьми.
Отношение к делу.
- Общественная активность
- активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;
- принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени;
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
- редко принимает участие в общественных делах.
- Трудолюбие.
- любую работу ученик всегда выполняет охотно и старается сделать её хорошо;
- как правило, охотно берётся за любую работу, стараясь выполнить её хорошо, случаи противоположного характера редки;
- редко охотно берётся за работу;
- чаще старается уклониться от любой работы;
- всегда уклоняется от выполнения любого дела.
- Ответственность.
- всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
- в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное дело;
- часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное дело;
- очень редко выполняет порученное дело;
- никогда не доводит до конца порученное дело.
- Инициатива.
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
- довольно часто выступает зачинателем нового дела;
- редко сам начинает новое дело;
- почти никогда сам не начинает новое дело;
- никогда не выступает зачинателем какого – либо дела.
- Организованность.
- всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;
- в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
- умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;
- чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени;
- не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
- Любознательность.
- постоянно активно узнаёт что – то новое в разных областях науки и культуры;
- в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний в разных областях науки и культуры;
- редко стремится узнать что – то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;
- как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
- равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
- Аккуратность.
- всегда содержит свои вещи в идеальном порядке; всегда одет опрятно, подтянут за партой и у доски; бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;
- содержит в надлежащем порядке собственные и одолжённые ему вещи (книги, конспекты); помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д)скорее по обязанности;
- не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя; иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество;
- часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его;
- совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае не задумываясь, портит школьное имущество.
Отношение к людям.
- Коллективизм.
- всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;
- склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его собственным планам и делам;
- нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если его не затрагивает его лично;
- как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе не помогает;
- считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».
- Честность, правдивость.
- всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам; говорит правду и тогда, когда это ему не выгодно;
- почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;
- часто говорит правду ради собственной выгоды;
- почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;
- склонен всегда говорить неправду.
- Справедливость.
- активно борется с тем, что считает несправедливым;
- не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
- редко выступает против того, что считает несправедливым;
- не добивается справедливости;
- совершенно равнодушен к проявлению справедливости.
- Бескорыстие.
- в своих поступках всегда руководствуется соображением пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
- почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или выгоды других людей;
- редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;
- в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
- в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
- Общительность.
- всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;
- как правило, с удовольствием общается с людьми;
- стремится общаться с ограниченным кругом людей;
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;
- замкнут, необщителен.
- Чувство товарищества.
- всегда помогает товарищу в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;
- как правило, помогает товарищам;
- помогает товарищам, когда его просят;
- очень редко помогает товарищам, если его просят, может отказать в помощи;
- никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
- Отзывчивость.
- всегда сочувствует другим, часто делится с ними своими заботами;
- искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными думами;
- поглощён собственными чувства на столько, что это мешает ему разделить чувства других людей;
- почти не умеет сочувствовать другим;
- совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят одалживать у него.
- Вежливость и тактичность.
- все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;
- почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;
- часто бывает невежлив и нетактичен;
- часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры;
- всегда резок и невыдержан как в общении с родственниками, так и со старшими; в ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе.
- Скромность.
- никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг;
- иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах;
- сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях, достоинствах;
- часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое участие, к чему имеет малое отношение;
- хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
- Уверенность в себе.
- никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;
- все задания, поручения выполняет без помощи других; обращается за помощью только в случае действительной необходимости;
- порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
- часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться;
- постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
- Самокритичность.
- всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков;
- в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;
- порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;
- к критическим замечаниям , советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки;
- отвергает любую критику; отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
- Умение рассчитывать свои силы.
- всегда трезво рассчитывает свои силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком лёгкие, и не слишком трудные;
- как правило, верно, соизмеряет свои силы трудности задания;
- иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела;
- в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудность дела;
- почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
- Стремление к успеху первенству.
- всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе и т.д.) настойчиво добивается;
- стремится быть в числе первых во всех областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой – либо одной области;
- стремится в чём – то одном, особенно его интересующим, добиться признания, успеха;
- очень редко стремится к успеху, в какой – либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка»;
- никогда не стремится в чём – либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
- Самоконтроль.
- всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;
- не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;
- большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;
- почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя;
- постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».
Волевые качества личности.
- Смелость.
- всегда вступает в борьбу, если даже противник сильнее его;
- в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;
- не всегда может вступить в борьбу с противником сильнее его самого;
- в большинстве случаев отступает перед силой;
- всегда отступает перед силой, трусит.
- Решительность.
- всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;
- в большинстве случаев, без колебаний принимает ответственные решения;
- иногда колеблется перед ответственными решениями;
- редко решается принять какое – либо ответственное решение;
- не в состоянии, самостоятельно, принять какое – либо ответственное решение.
- Настойчивость.
- всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуется длительные усилия, не отступает перед трудностями;
- как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; противоположные случаи редки;
- доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий;
- очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;
- столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
- Самообладание.
- всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;
- как правило, умеет справиться со своими эмоциями; случаи противоположного характера единичны;
- порой не умеет справиться со своими эмоциями;
- часто не может подавить нежелательные эмоции;
- плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Положение ребёнка в детском коллективе.
- Авторитет в классе.
- пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;
- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;
- пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то группировки, только среди мальчиков или среди девочек);
- пользуется авторитетом только у отсталых учащихся;
- в классе авторитетом не пользуется.
- Симпатия.
- является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;
- в классе ребята относятся к нему с симпатией;
- пользуется симпатией только у части одноклассников;
- пользуется симпатией у отдельных учащихся;
- в классе его не любят.
- Авторитет во внешкольных объединениях.
- является признанным авторитетом, в каком – либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
- пользуется авторитетом у большинства ребят, какого – либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
- пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
- является членом, какого – либо внешкольного объединения, но авторитетом не пользуется (спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
- не является членом никакого внешкольного объединения.
- Особенности психологических процессов и эмоций.
- Внимание.
- всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснение учителя; никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает;
- достаточно внимательно слушает объяснение учителя; отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из – за невнимательности;
- не всегда внимательно слушает объяснения учителя; периодически отвлекается, часто делает ошибки из – за невнимательности, но исправляет их при проверке;
- слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно; часто отвлекается; постоянно делает ошибки из – за невнимательности, при проверке всегда исправляет их;
- как правило медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке; мало что усваивает из объяснения учителя из – за постоянных отвлечения; делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
- Память.
- при заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала; но и материал, требующий механического заучивания запоминается им легко;
- при заучивании может, запомнить ли то, в чём предварительно разобрался, понял; материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом;
- материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1 – 2 раза посмотреть его; имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучивания материала;
- при заучивании долго разбирается в материале; при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;
- для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
- Мышление.
- быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;
- достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает новые оригинальные решения;
- удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает;
- в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач;
- понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, слепо использует известные «шаблоны».
- Эмоциональная реактивность.
- всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко до слёз, взволновать рассказ, кинофильм;
- обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что – то его может взволновать глубоко;
- редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;
- живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
- Общий эмоциональный тонус.
- постоянно оживлён, очень активен во всех сферах школьной жизни, во всё вмешивается, берётся за все дела;
- оживлён, в меру активен во всех сферах школьной жизни;
- оживлён, активен только в некоторых сферах школьной жизни;
- в сравнении с товарищами менее активен и оживлён;
- практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, не смотря на то, что здоров.
- Эмоциональная уравновешенность.
- всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек;
- обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;
- эмоционально уравновешен;
- повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к буйным эмоциональным проявлениям;
- вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.
В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....
Психологическая характеристика одаренного ребенка
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам дея...
Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"
Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....
Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.
В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...
Психологическая характеристика класса
В помощь учителю предлагается вариант характеристики класса...
Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК
Семинар-практикум для педагогов работающих в СКК " Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК"...
Психологическая характеристика пятиклассников
Психологическая характеристика, особенности и задачи развития учащихся 5 класса....