Этика взаимодействия учителей и родителей. Дневник.
статья по теме

Тихонова Анна Анатольевна

Доклад на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад о записях в дневниках.25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа — это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Л. А. Кассиль

1.Школа во все времена стремилась усилить свое влияниe на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном мире школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Педагогическому коллективу важно установить партнерские отношения с семьями своих учеников, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

2. Просмотрев и проанализировав документ, подтверждающий личность учащегося - «ДНЕВНИК», нетрудно увидеть, что некоторые замечания повторяются, т.е. записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестали реагировать на них. Замечания пишутся: на всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители думают, что поощрения, которые ребенок заслужил, должны фиксировать в дневниках. По их наблюдениям, поощрения ободряют ребенка, поднимают трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьезному и старательному отношению к работе. Ребенок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. 58% опрошенных учеников предпочитаю запись поощрения в дневнике всем другим формам объявления благодарности, т.к. дневник они могут показать дома, доставив тем самым радость родителям.

 

    Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном неде6льном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии.

 

    «Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дел а, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».

3. При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:

 

    ● уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и  учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;

 

   ● надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

 

   ● уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;

 

   ● избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

 

   ● начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

 Проведение беседы.

Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: « у Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут)», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т.е. о профессионале.

Факты о поведении или успеваемости, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.»

Так же не следует после положительной информации об ученике продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я ещё не очень хорошо знаю Васю, не могли бы Вы  мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»  или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов, рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка,

поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т.е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени-отчеству как можно чаще.

Самым важным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушателя, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на..», «Меня удивило..», «Я огорчена..» и т.д.

Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение беседы.

Учителю рекомендуется  подвести итог беседы на основе рефлексивного слушания – «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться  церемонией прощания. Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени-отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

4.

• Организация родительских собраний — собрания не должны сводиться к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей пассивна и не научена занимать не только активную, но и вообще какую-либо выразительную позицию на родительских собраниях. Плохую помощь оказывает учителю отсутствие профессионального любопытства. Можно говорить об эмпирической формуле «чем больше я знаю о ребенке и его семье, тем более я могу быть ему полезен». Однако в условиях демократии меняется характер взаимоотношений с учеником и его семьей. Мы можем рассчитывать только на ту информацию, которую нам готовы дать, поскольку вмешательство в чужую жизнь, использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии не допустимы. Как мотивировать родителей, чтобы родительское собрание вошло в их жизнь как нужная и приятная необходимость? н. Чем и как родитель мог бы быть полезен школе и как добиться, чтобы он захотел быть полезным, как вывести родителя на родительских собраниях из пассивной позиции? Этим целям могут служить анкетирования, родительские доклады и сообщения, собрание-праздник со столом, самодеятельностью и т. д.

Формы проведения родительских собраний

  • Письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
  • Родительское собрание вместе с учащимися.
  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
  • Родительское собрание в кафе.
  • Родительское собрание во время похода у костра.
  • Родительское собрание в форме игры.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда-либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
  • Родительское собрание мужчин.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего про ведения индивидуальных консультаций.
  • Родительское собрание-спектакль, в котором выступают дети.
  • Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
  • Родительский лекторий. Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики участвуют родители.
  • Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры.
  • Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
  • Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей, юристов и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).
  • Тематические конференции.
  • Индивидуальная работа.
  • Дни открытых дверей.
  • Презентация работы школы, лучшего семейного опыта.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:

  • снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не допускается молчания при обсуждении проблемы;
  • отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
  • называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

6. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

7. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

8. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

 Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей, правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников и благополучных, и детей «группы риска» — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей школы.

                Доклад

«Этика взаимодействия учителя и родителей: дневник, беседа, собрание»

Тихонова Анна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и родителя

Взаимодействие учителя и родителя...

Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка

Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....

Взаимодействие учителя и родителей учащихся

Выступление на РМО учителей физической культуры: "Взаимодействие учителя и родителей учащихся"...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Взаимодействие учителя и родителя

Взаимодействие учителя и родителя...

Статья на тему: "Взаимодействие учителя с родителями детей, находящихся на надомном обучении".

Статья на тему: "Взаимодействие учителя с родителями детей, находящихся на надомном обучении"....

Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву...