Взаимодействие учителя и родителей учащихся
методическая разработка на тему

Чибисова Лариса Анатольевна

Выступление на РМО учителей физической культуры: "Взаимодействие учителя и родителей учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_i_roditeley_uchashchihsya.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Арсеньевская СОШ"

Выступление на РМО

учителей физической культуры:

"Взаимодействие учителя и родителей учащихся"

Учитель физической культуры

Чибисова Л.А.

Арсеньево - 2014

Задача оздоровления и физического развития учащихся начальной школы требует, чтобы роль их родителей стала принципиально иной, чем несколько лет назад: школа нуждается в полном единомыслии с родителями учащихся и в здоровых школьниках, которые обязаны усваивать учебную программу согласно утверждённым образовательным требованиям. Традиционная задача родителей ребёнка-ученика начальной школы — обеспечивать ему здоровый образ жизни. А это значит: приучать к закаливающим процедурам, разумному распорядку дня, по возможности обеспечивать здоровое разнообразное питание и дополнительные занятия.

В последние годы это стало значительно сложнее для многих семей из-за различия в благосостоянии, снижения общего уровня здоровья учащихся российских школ, вызванных неблагоприятными экономическими, экологическими и урбанистическими факторами. В частности, увеличились учебные нагрузки в школах, чрезмерно много времени дети проводят в помещении, сидя у телевизора, за компьютером или игровыми приставками, уменьшилось число доступных спортивных секций, наблюдается дефицит общения со сверстниками и даже с другими членами семьи.

Просвещение родителей в проблемах физического воспитания детей в семье и привлечение их к процессу объединения школьного и семейного воздействия на учащихся — забота учителя физической культуры.

Весьма показательные результаты были получены при анкетировании учителей и родителей учащихся в нескольких нижегородских школах. Хотелось выявить, какую помощь ждут родители от школы (в лице учителя физической культуры). Оказалось, что большинство родителей хотят узнать, как занимается и ведёт себя их ребёнок на уроках физической культуры, что ему удаётся, а что нет, в чём причины этих неудач и как могут они, родители, участвовать в устранении недостатков. Ещё - регулярно получать информацию о том, как их ребёнок адаптируется в детском коллективе, с кем дружит. Удивляет, что многие родители хотели бы от учителя физической культуры получить помощь в повышении интереса своих детей к занятиям не только по физической культуре, но и по другим учебным предметам. Кроме того, родители младших школьников нуждаются в консультативной помощи по вопросам гигиены и физиологии детей, выявлении спортивных склонностей и талантов у детей.

Учителя физической культуры, в свою очередь, хотели бы большей инициативы родителей в воспитании их детей — учеников начальной школы: организации распорядка дня, физической активности ребёнка дома, контроля домашних заданий по физической культуре.

Результат анкетного опроса — взаимная заинтересованность школы и родителей в оздоровлении детей, а ещё — необходимость использовать многие средства и формы физической культуры в семейном досуге. Эти выводы позволяют увидеть две стороны одной проблемы — взаимодействия учителя физической культуры с родителями его учеников. Во-первых, это коррекция учителем школьного физического воспитания учащихся с учётом особенностей их семейной обстановки. Во-вторых, это помощь учителя взрослым и улучшение не только физического воспитания, но и отношений детей и родителей к учителю. Нужны лишь совместные усилия учителя, родителей и самого ученика.

Предлагаем шире использовать спортивные праздники, индивидуальные семейные консультации, участие учителя физической культуры в родительских собраниях, открытые и показательные уроки.

При этом уместно предостеречь учителя физической культуры о возможных трудностях: очень слабой инициативе со стороны родителей, неправильной оценке родителями своих детей, невыполнении родителями требований учителя и, главное, — низком уровне педагогической просвещённости родителей. Нельзя забывать и не учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Основная из них — это безграничное доверие взрослым, главным образом, учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник лишь повторяет то, что говорит о нём взрослый. Это в равной мере относится как к родителям, так и к учителю. Упустить этот благоприятный момент адекватного и эффективного влияния на организм и личность ребёнка нельзя. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни — главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Представим некоторые виды физической активности, вполне доступные для реализации в рамках семейной физической культуры.

Пешеходные прогулки. Они всегда должны быть интересны и содержательны. Родители. получив консультации учителя. могут использовать во впемя тттюгулок различные подвижные игры на ходу: перебрасывание мяча, передвижения подскоками, боком и спиной вперёд, катание обруча, прохождение дистанции с заданиями, эстафеты. Учителю надо рассказать родителям о продолжительности прогулок и о том, что организованные пешеходные прогулки вырабатывают у ребёнка выдержку, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность, приучают к самостоятельности.

Ребятам семи лет и старше возможна часовая прогулка. Продолжительность ходьбы и сложность препятствий должны увеличиваться постепенно. Желающим можно предложить за 30—35 м до намеченного места отдыха пойти быстро или побежать.

Интересно, что при опросе родители посчитали необходимыми совместные прогулки с детьми в возрасте до трёх лет, а также с детьми юношеского возраста, когда они уже разделяют интересы родителей в выборе отдыха. Учителю же необходимо убедить родителей младших школьников, что совместные прогулки не должны прекращаться ни в каком возрасте, так как они одинаково полезны как детям, так и взрослым. Они дают прекрасную возможность родителям познать и разделить интересы своего ребёнка и правильно подобрать для него воспитательное воздействие.

Плавание "семейное". Оно полезно независимо от того, происходит ли в открытом водоёме или в бассейне. Многие родители, возражая против предложения плавать вместе с детьми, говорят, что сами не умеют технично плавать. Учителю следует объяснить родителям, что главное в таком плавании не техничность, а активная форма взаимодействия с ребёнком. Личный пример родителей — стимул для активных занятий ребёнка в воде. На консультациях и лекционных занятиях, проходящих во время родительских собраний, устраняются пробелы знании родителей младших школьников о технике безопасности на воде, о методике приучения ребёнка к водной стихии, о формах игр на воде. Учитель должен информировать родителей о том, что при этих занятиях активизируются все системы организма человека. Сочетания нагрузки и отдыха, разнообразные упражнения в воде повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Лыжные прогулки. Как и пешеходные, они обязательно должны быть интересны детям. Часто родители ссылаются на отсутствие инвентаря, на собственные дефекты техники лыжных ходов. В соответствии с учебной программой дети ежегодно получают лыжную подготовку в школе. Их знания можно использовать при общих лыжных прогулках для того, чтобы дети подправили технические навыки своих родителей. Это только повысит самооценку младших школьников и усилит взаимопонимание между родителями и детьми. Передача инициативы обучения в маленькие руки (и ноги) сделает лыжную прогулку ещё интереснее.

Учитель же может проконсультировать родителей и в приобретении или прокате необходимого спортивного инвентаря, одежды, разъяснить методику обучения, физиологические особенности детей, специфику занятий на морозном воздухе. В этом виде физической активности самое главное и трудное — заинтересовать ребёнка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, а потом и по горкам.

Катание на коньках. Обычно именно родители на катке играют роль учителя. Даже имея навыки катания на коньках, родители не всегда могут грамотно и последовательно передать свои знания. поэтому взаимодействие с учителем физической культуры в этом особенно целесообразно и полезно. Игровая форма занятий на льду, подсказанная школьным учителем, будет оптимальной для данного вида семейного физического воспитания. Учитель же поможет исключить травмоопасные ситуации, разъяснит, что передвижения на коньках укрепляют свод стопы, повышают устойчивость вестибулярного аппарата, развивают чувство равновесия. Вначале обучению следует отводить не более 8—10 мин, так как дети от напряжения быстро утомляются. время для занятий увеличивается постепенно до 20—30 мин. Во время катания надо следить за дыханием ребёнка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхания.

Езда на велосипеде. В семейном физическом воспитании она используется не часто из-за того, что, как правило, в семьях велосипед есть только у ребёнка. Однако это не должно быть препятствием для такого важного вида семейного воспитания, и по возможности велосипеды следует приобрести и родителям. Учитель должен убедить родителей учащихся, что велопрогулка оказывает разностороннее воздействие на сердечнососудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развиваются быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве. Родители должны знать, что для обучения велосипедная дорожка должна быть шириной 3—4 м, длиной не менее 30—50 м, так как ребята сначала затрудняются делать крутые повороты. Взрослый должен чётко указать, какую ошибку допускает ребёнок, разъяснить, как её устранить, например: «Резко поворачиваешь, надо плавно» или «Сильнее нажимай на педали». И для этих занятий ответы на все методические вопросы родители могут получить у школьного учителя.

Бег. Естественные движения привычны для человека с раннего возраста. Бег — простейший вид спортивной деятельности, не требующий особых условий для места занятий. Разбудить интерес детей к бегу помогают различные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам, с поворотами и уклонами. Помимо закаливания бег в усложнённых условиях укрепляет характер, создаёт привычку заниматься постоянно. Эффективен бег и для воспитания выносливости, улучшения физического состояния. Но для регулярных занятий бегом взрослые должны обладать специальными знаниями методики тренировки. Нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Привычка бегать поможет получать дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека и избежать гиподинамии детей.

Домашние занятия. Это ещё один вид взаимодействия учителя физической культуры с семьями младших школьников, С I класса следует вводить этот вид взаимоотношений в семье. На выполнение домашних заданий по физической культуре следует отводить ежедневно не менее 15—20 мин. Родители должны знать, что объём и интенсивность заданных упражнений учитель подбирает индивидуально в зависимости от подготовленности школьника и состояния его здоровья, контролировать эти задания следует не менее строго, чем по математике и чтению.

Разговор с родителями о домашних занятиях целесообразно дополнить рассказом о подготовке места занятий. Хотя в школе учащимся и объясняют какие требования предъявляются к местам занятий, многое зависит от родителей, так как дети младшего школьного возраста еще недостаточно самостоятельны. Домашние задания в младших классах — это комплексы простых упражнений, которые надо проделывать в хорошо проветренном помещении (а лучше — на свежем воздухе).

Ребёнка легче заинтересовать регулярными занятиями, если оборудовать «домашний стадион», подобрать (сделать или купить) специальные снаряды и тренажёры. Это могут быть подвешенная трапеция, укреплённая в дверном проёме перекладина, гантели, эспандеры, массажёры. При этом очень важно, чтобы на снарядах например подтягиванием на перекладине занимались не только дети но и взрослые члены семьи. Родителям следует проявить воображение и выдумку, тем более, что это гарантированно приводит к улучшению здоровья детей, повышению их работоспособности и успеваемости

Контроль со стороны родителей будет одним из стимулов к занятиям, и здесь связь между родителями и учителем физической культуры будет опосредована через учащихся.

Кроме организации физического воспитания учащегося в семье учителю следует обращать внимание родителей на создание ими ещё одного из условий здорового образа жизни — рационального режима дня чередования труда отдыха физических упражнений, сна.

Серьёзная ошибка некоторых родителей, если они стремятся освободить ребёнка от занятий физической культурой в школе после перенесённого им заболевания. В подобных случаях следует посоветоваться с учителем и школьным врачом, чётко оговорить возможную в занятиях нагрузку и, не откладывая, помочь ребёнку постепенно втянуться в регулярные занятия.

Очень действенными средствами взаимодействия семьи и школы могут быть школьные спортивно-творческие мероприятия. В них родителям предлагаются самые разные роли: от организаторов мероприятия до непосредственных участников. Широко используются в школах семейные кроссы — легкоатлетическая эстафета между семьями учащихся, весёлые старты и конкурсы между родителями и учащимися между семьями мини-футбол между несколькими командами (родители, организаторы). Все формы семейного физического воспитания увеличивают и практические, и теоретические знания родителей.

Для сокращения разрыва между теорией и практикой семейного физического воспитания авторами данной статьи была создана и апробирована лекционная программа, которая реализуется через индивидуальные консультации учителя, родительские собрания и занятия по расписанию.

Сентябрь. «Здоровье без таблеток. Как за 15 мин в день сберечь здоровье семьи и семейный бюджет». Комплексы утренней гигиенической гимнастики (анкетирование, наиболее часто встречающиеся заболевания, выявление материальной базы, подбор средств ЛФК, составление комплексов для семьи).

Октябрь. «Домашняя экология или как обойтись без фен-шуй». Гигиенические компоненты здорового образа жизни детей младшего школьного возраста (опросник и его результаты, гигиенические требования к нормальному развитию детей младшего школьного возраста, использование сил природы для улучшения физическою состояния организма, профилактика гиподинамии ребёнка).

Декабрь. «Первый шаг к выздоровлению». Медико-биологические аспекты физического воспитания младших школьников: ознакомление родителей с показателями здорового и аномального функционирования организма, проведение функциональных проб в домашних условиях, физические нагрузки адекватные возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников.

Февраль. «Диагностика в домашних условиях». Индивидуальное физическое развитие ребёнка средствами физической культуры (литература по теме, оптимальные средства психологии — тесты, анкеты, наблюдения, адаптированные средства диагностики спортивной направленности ребёнка).

Март. «Физкультура для ума». Психоинтеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста (наблюдение за своим чадом и правильные выводы, формирование характера, мотивационная семейная база и средства её реализации).

Май. «Ребёнок — отражение своих родителей». Методы семейного физического воспитания младшего школьника (разнообразие семейного Физического воспитания, организация семейного активного отдыха, наследственные физиологические особенности ребёнка, подбор оптимальных средств коррекции).

Учитель физической культуры — связующее звено между школой и семьями учащихся. Много проблем приходится решать учителям при работе с младшими школьниками и их родителями. Но школа и семья представляют единую цель в образовании и воспитании ребёнка, поэтому они должны работать совместно.

Совместные занятия физической культурой родителей и детей, организуемые и контролируемые учителем физической культуры, в немалой степени содействуют духовному сближению старших и младших членов семьи, помогают их взаимопониманию, корректируют родительские позиции по отношению к физическому и общему воспитанию детей. Поэтому учителю следует стремиться к правильной ориентации взрослых на занятия физическими упражнениями к истинной оценке учебного предмета «Физическая культура». Пора убедить родителей, что по своей значимости наш предмет не уступает другим дисциплинам, изучаемым в школе.

Для успешной реализации данной функции учителю необходимы высокий уровень педагогической компетенции, осознание своей особой роли во взаимодействии трёх звеньев: учитель - учащиеся - родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и родителя

Взаимодействие учителя и родителя...

Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка

Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Взаимодействие учителя и родителя

Взаимодействие учителя и родителя...

Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся

Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву...

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся....