Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся
статья
Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву для формирования у него музыкальных потребностей и вкусов. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя и родителей в музыкальном воспитании учащихся
(Работа в экспериментальной площадке)
Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Основные задачи российского образования базируются на положении о том, что воспитательная работа в образовательных учреждениях должна быть направлена на развитие личности ученика, его созидательных качеств и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений, самообразования и самовоспитания. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, как указано в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение».
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию. «Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства, которое является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы, труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет своеобразную психотерапию», так говорил Б.Г. Лихачёв. Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию. В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.
Роль семьи несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, поскольку именно семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей жизни. Однако, в современном обществе, система семейного воспитания претерпевает отрицательные изменения, что связано с обострением социальных и экономических трудностей, гипертрофированной политизацией общества, когда у родителей не достаточно времени на общение с детьми.
В России музыкально-эстетическое воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра I, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом было почти обязательным. Домашнее музицирование, которое начиналось обычно еще до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении подрастающего поколения к музыке, воспитывало у него любовь к искусству.
Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального воспитания большое внимание.
Д.И. Писарев, В.П. Острогорский, А.П. Юдин, В.В. Демьянский и др. сделали ряд выводов, интересных и полезных для современной практики домашнего музыкального воспитания:
а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;
б) полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей;
в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень важен учет возрастных особенностей детей.
Не менее значимую роль играет и школа, которая является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума. По мнению Л.М. Кашаповой, совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на сотрудничество.
Безусловно, школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно, если занятия проводит любящий свое дело учитель, который тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает ее и сможет привить детям любовь к ней. По мнению О.Л. Латышева, задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого ученика в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т. д. Однако, старания учителя станут более эффективными, если и в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.
Результаты различных социально–психологических исследований свидетельствуют о том, что семья может и должна оказывать помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливать почву для формирования у него музыкальных потребностей и вкусов. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника.
Как привлечь родителей к совместной работе со школой по музыкально-эстетическому воспитанию детей, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия дали положительные результаты?
Просветительская работа, связанная с приобщением родителей к решению задач, связанных с воспитанием детей музыкой должна исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.
Соотношение домашнего музыкального воспитания и обучения в общеобразовательных учебных заведениях может принимать разные формы. О.Л. Латышев указывает, что основные направления работы учителя музыки по совместному взаимодействию с семьей ученика могут заключаться в следующем:
– информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
– привлечение родителей к тесному сотрудничеству; родители и преподаватель–музыкант – партнеры и единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог – родители – дети;
– создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;
– приобщение родителей к музыкальному искусству;
– понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;
– понимание родителями ответственности за подготовку подрастающего поколения.
Как отмечает Л.В. Матвеева, среди форм музыкально–педагогического взаимодействия с семьей, центральное место следует отвести музыкально–педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определенной группы, конкретными задачами музыкального воспитания. Достижению же наибольшей результативности будет способствовать сочетание педагогического лектория со следующими формами: музыкально–педагогическое самообразование родителей; индивидуальные консультации с родителями; организация концертов для родителей силами детей; совместные походы в театр, на концерты, в филармонию и др.
На лекториях родители должны узнать о том, что необходимо готовить почву для воспитания музыкального интереса детей родительским вниманием к их музыкальным занятиям и успехам, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.
На лекториях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется приобщение детей к музыке. Родителей следует учить тому, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребенка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Хорошо, если взрослые в домашних условиях будут вместе с ребенком петь любимые песни, слушать вместе с ним высокохудожественную музыку, постоянно стимулировать его желание проникать в содержание исполняемого или воспринятого произведения.
Домашнее музыкальное воспитание может выполнять не только вспомогательную функцию, но и играть самостоятельную роль. Привязанность ребенка к родителям и, главное – его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым активно формировать и развивать детский интерес к подлинно художественной музыке.
Важно создание дома благоприятного музыкального климата, родители должны показать детям, что общение с музыкой доставляет радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать хорошие дела и улучшает настроение.
На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать книги о музыке. Семейные чтения рассказов о жизни музыкантов и исполнителей, их творчестве, истории создания отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (например, канала «Культура») помогут вызвать интерес детей к музыкальному искусству.
Большое внимание следует уделять посещению музыкальных концертов. Очень интересными и полезными являются встречи с артистами театра, с композиторами и исполнителями.
Таким образом, музыкальное окружение в семье – особый мир, который может повлиять на формирование художественных интересов ребенка. Отзывчивое отношение и готовность родителей к решению задач музыкально-эстетического воспитания способствует разностороннему развитию детей. Важную роль при этом играет взаимосвязь семьи и образовательного учреждения. Взаимодействие семьи и школы в процессе приобщения детей к музыкальному искусству является важнейшим фактором формирования и развития у подрастающего поколения музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и родителя
Взаимодействие учителя и родителя...
Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка
Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....
Этика взаимодействия учителей и родителей. Дневник.
Доклад на педсовете....
Взаимодействие учителя и родителей учащихся
Выступление на РМО учителей физической культуры: "Взаимодействие учителя и родителей учащихся"...
Консультация для родителей "Родителям о музыкальном воспитании дошкольников"
Консультация для родителей "Родителям о музыкальном воспитании дошкольников"...
Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания
В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества...
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся....