Программа клуба "Правовая азбука"
рабочая программа по теме
Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована на повышение правовой культуры и развитие коммуникативных навыков. Программа ориентирована на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_pravovaya_azbuka.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Клуб «Правовая азбука» |
Девиз | Ты — гражданин своей страны! |
Основание для разработки | Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители: Ничкова Т.А., Бородина Г.А. |
Заказчик-координатор | Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Разработчик программы | Хороля Н.Г., педагог-психолог МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Исполнитель | Обучающиеся 2в специального (коррекционного) класса VII вида Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба |
Контролёр | Департамент образования Администрации МО Ямальский район |
Адресная группа | Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО |
Перспективы расширения географии продукта | Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы). |
Идея Программы | Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована на повышение правовой культуры и развитие коммуникативных навыков. Программа ориентирована на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека. |
Цели и задачи Программы | Цель: Создать условия для становления личности человека и гражданина, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права. Задачи:
|
Научно-методические основы разработки Программы | Документы, положенные в основу Программы развития:
|
Срок реализации | 1 учебный год |
Целевые индикаторы реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты | Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, повышение уровня правовых знаний, а также:
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. |
Готовность для реализации | Программа полностью готова для реализации потребителями |
Человек — это его поступки.
Народная мудрость
Пояснительная записка
Программа клуба «Правовая азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, формированию основ правовых знаний, развитию социальных навыков, требующихся гражданам демократического общества.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что в настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного направления, но и всей системы образования в целом. Уже с ранних школьных лет у обучающихся следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру и гражданские качества, поскольку в жизни им встретится немало ситуаций, когда личное правосознание станет показателем гражданской позиции и нравственной зрелости. В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли приводит к расширению круга людей, с которыми ребенок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для ее выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Школа - модель жизни, и если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания со сверстниками и не конфликтовать с окружающими, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.
Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.
Результативность программы. О результатах работы можно судить по уровню подготовки воспитанников, а также по количеству учащихся, стоящих на внутришкольном контроле.
Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на формирование правовой культуры, навыков толерантного отношения к окружающим, на развитие коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Направление программы – социальное. В Законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является гуманистический характере образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и окружающих. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, будут являться основой для изучения такого предмета, как «Обществознание».
Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована на повышение правовой культуры и развитие коммуникативных навыков. Программа ориентирована на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Цель программы: создать условия для становления личности человека и гражданина, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права.
Задачи программы:
- формирование основ правовых знаний;
- формирование навыков социально-активного поведения личности, проявляющиеся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я концепции»).
Общая характеристика программы
Клуб «Правовая азбука» входит во внеурочную деятельность по направлению социальное развитие личности. Программа предусматривает включение игровых ситуаций, методов моделирования и имитации, групповых видов деятельности.
В процессе выполнения проблемных ситуаций дети учатся находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, уметь реализовывать и защищать свои права. Программа клуба «Правовая азбука» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующую организацию:
- Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
- Подвижная деятельность учащихся не мешает умственной и практической работе.
- При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.
- Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу с привлечением родителей.
Формы проведения занятий
- игры
- соревнования
- познавательные беседы
- творческие задания
- занятия
- экскурсии
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты.
Технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Основные принципы содержания работы:
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип природосообразности, т,е не переделка ребенка, а развитие имеющегося потенциала;
- принцип практической направленности.
Условия реализации программы
Сроки реализации программы «Правовая азбука»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости, предназначена для занятий с детьми 8-9 лет.
Основное содержание программы
Содержание данной программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на формирование правовой культуры учащихся.
Программа кружка составлена из восьми направлений:
- Страна Закония
- Губерния Дорожная
- Губерния дворов и улиц
- Губерния семейная
- Губерния школьная
- Губерния привольная
- Губерния торговая
- Губерния государственная
Практическая направленность работы кружка:
- Проведение тематических, комплексных занятий;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Практическая деятельность школьников.
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, рисунков.
Ценностные ориентиры содержания
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Календарно-тематическое планирование клуба «Правовая азбука»
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
I четверть (9 часов) | |||
Страна Закония (8 часов) | |||
1. | Кто я? Какие мы? | Игры на знакомство, сплочение коллектива. Знакомство с содержанием Ст.1,2 ВДПЧ; работа с картой. Игра «Кто я?» | |
2. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Игра «Путаница». Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям. Творческая мастерская. Инсценирование. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». | |
3. | Царство «Закон» и царство «Беззаконие» | Чтение и обсуждение сказки «Закон и Беззаконие». Разгадывание кроссворда. Упражнение «Познай себя». | |
4. | Жизнь дается один раз. | Работа со сказкой Ш. Перро «Красная шапочка», обсуждение. Проигрывание проблемной ситуации. Игра «Поводырь и слепой». | |
5. | Жизнь в неволе | Работа со сказкой А. Толстого «Приключения Буратино», обсуждение. Игра «Умей сказать — нет!» | |
6. | Свобода выбора: где жить. | Работа над содержанием ст.13, 14, 15. Работа со сказкой «Иван-царевич и Серый волк». Практическая работа с картой. Игра «Города» | |
7. | Свобода выбора: с кем жить. | Работа над содержанием ст. 16. Работа со сказкой Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». | |
8. | Это может случиться с каждым. | Работа над содержанием ст. 22. Работа со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Ролевая игра. | |
Губерния Дорожная (1 час) | |||
9. | Простые правила дорожного движения. | Игра «Путь автомобиля». Презентация «О правилах дорожного движения» | |
II четверть (7 часов) | |||
Губерния Дорожная (1 час) | |||
10. | Не нарушай! | Игра «Новое о светофоре». Просмотр видеофильма «Правила дорожного движения» | |
Губерния дворов и улиц (5 часов) | |||
11. | Береги красоту вокруг себя. | Викторина «Мир вокруг нас». Экскурсия. | |
12. | Самое ценное — жизнь и здоровье человека. | Презентация «Береги здоровье смолоду». Составление плаката «Что такое здоровье?» | |
13. | Мы и животные. | Правила обращения с животными. Игра- презентация «Зоопарк». | |
14. | Простая шалость или уже хулиганство? | Беседа. Обсуждение примеров из жизни. Ответственность за за свои поступки. | |
15. | Будь осторожен! | Как нужно себя вести на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей? Похищение детей. Как не стать жертвой похищения. Работа со сказкой «Лиса и петух». | |
Губерния семейная (1 час) | |||
16. | Что такое семья? Ценность семьи. | Беседа. Общие дела в моей семье. Рисуночный тест «Моя семья» | |
III четверть (11 часов) | |||
Губерния семейная (1 час) | |||
17. | Права ребенка в семье. | Беседа. Презентация «Каждый достоин уважения». Знакомство со ст. 51, 55, 57, 58 СК | |
Губерния школьная (2 часа) | |||
18. | Права и обязанности школьника. | Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», обсуждение. Знакомство с уставом школы. | |
19. | Школьный быт. | Правила поведения в школе. Экскурсия по школе. Игра «Соберись в школу». | |
Губерния привольная (4 часа) | |||
20. | Делу время- потехе час. | Игровая программа. Подвижные игры на свежем воздухе . | |
21. | Отдыхаем дома. | Как вести себя в квартире, в местах общего пользования. Просмотр отрывка из фильма «Один дома» | |
22. | Отдыхаем на природе. | Правила поведения в лесу, в тундре. Знакомство с Красной книгой. Презентация «Животный мир Ямала» | |
23. | Путешествия. | Правила поведения в общественном транспорте. Знакомство с видами транспорта. Обсуждение стихотворения «Багаж» (С. Михалков) | |
Губерния торговая (3 часа) | |||
24. | Что такое магазин. | Правила поведения в общественных местах (магазине). Экскурсия. | |
25. | Осторожно! Опасные продукты и товары. | Ролевая игра «Магазин». Презентация «Вредные продукты» | |
26. | Наши права как потребителя. | Обмен и возврат товаров. Как защитить свои интересы. Ролевая игра. | |
Губерния торговая (1 час) | |||
27 | Не воруй! | Ответственность за кражу. Обсуждение и разыгрывание проблемных ситуаций. | |
IV четверть (7 часов) | |||
Губерния государственная (7 часов) | |||
28. | Государство. | Мини-лекция. Презентация «Мой Ямал». Рисование на тему «Моя Родина» | |
29. | Символика России. | Мини-лекция. Презентация «Национальные символы России». | |
30. | Конституция. | Беседа. Мини-лекция. Знакомство с Конституцией РФ. | |
31. | Органы власти. | Беседа. Знакомство с понятиями: Президент, правительство, Государственная Дума. | |
32 | Права и свободы человека. | Беседа. Основные права и свободы человека. | |
33 | Армия и военная служба. | Беседа. Рисование на тему «Я бы в армию пошел». | |
34. | Что я знаю о своих правах и обязанностях. | Актуализация знаний по пройденному материалу. |
Критерии оценки эффективности:
- уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
- уровень правовых знаний;
- уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения.
Ожидаемые результаты
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций. Результат выражается в понимании детьми правил правомерного поведения, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, умении взаимодействовать с окружающими людьми.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, повышение уровня правовых знаний, а также:
- улучшение межличностных отношений в коллективе;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- умение оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека;
- умение выражать свои мысли, ориентироваться в терминологии.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- знать, что все люди равны в своих правах и равны перед законом, должны уважать и соблюдать права других;
- знать,что государство — основной гарант соблюдения прав человека в стране;
- знать,что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
- уметь оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека ;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе клуба «Правовая азбука» необходимо:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Сканер
- Мультмедиапроектор
Методическое обеспечение программы
Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Ваши права» Е. Шабельника и Е.Каширцевой, серии книг из справочного издания «Детям о праве» П.А. Астахова.
Литература для педагога
- Астахов П.А. «Детям о праве».- М.:ЭКСМО, 2011
- Астахов П.А. «Я и дорога».- М.:ЭКСМО, 2010
- Астахов П.А. «Я и улица».- М.:ЭКСМО, 2010
- Астахов П.А. «Я и семья».- М.:ЭКСМО, 2010
- Астахов П.А. «Я и магазин».- М.:ЭКСМО, 2010
- Астахов П.А. «Я и школа».- М.:ЭКСМО, 2010
- Астахов П.А. «Я отдыхаю».- М.:ЭКСМО, 2010
- Астахов П.А. «Я и государство».- М.:ЭКСМО, 2010
Литература для обучающегося
- Лебедев-Кумач В. «Про умных зверушек». - М.: «Стрекоза», 2008
- «Детская энциклопедия» познавательный журнал для девочек и мальчиков- № 11 — 2009
Интернет-ресурсы
- http://nsportal.ru/shkola/pravo
- http://74330s015.edusite.ru/p136aa1.html
- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- http://festival.1september.ru/articles/623024/
- http://www.school-sector.leraln.ru
6. http:// laf.rambler.ru
- http:// novgorod.fio.ru/projects
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Азбука здоровья"
программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...
Авторская программа "Нотная азбука"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦ...
материал к программе "Театральная азбука"
материал для родителей и специалистов по программе деятельности творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными возможностями...
программа "Театральная азбука"
Программа творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными созможностями...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Клавиатура" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего шеольного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Клавиатура" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...