Программа клуба "Правовая азбука"
рабочая программа по теме

 

Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована  на повышение  правовой культуры и развитие коммуникативных навыков. 

Программа ориентирована на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_pravovaya_azbuka.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

Клуб «Правовая азбука»

Девиз

Ты — гражданин своей страны!

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Хороля Н.Г., педагог-психолог  МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 2в специального (коррекционного) класса VII вида Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО 

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована  на повышение  правовой культуры и развитие коммуникативных навыков.  

Программа ориентирована на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека.  

Цели и задачи Программы

Цель:

Создать условия для становления личности человека и гражданина, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права.

Задачи:

  • формирование основ правовых знаний;
  • формирование навыков социально-активного поведения личности, проявляющиеся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод;
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я концепции»).

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  5. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  6. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  7. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

1 учебный год

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень правовых знаний обучающихся;
  • уровень развития коммуникативных навыков, умения общаться.

Ожидаемые результаты

Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, повышение уровня правовых знаний, а также:

  • улучшение межличностных отношений в коллективе;
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • умение  оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека;
  • умение выражать свои мысли, ориентироваться в терминологии.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Человек — это его поступки.

Народная мудрость

Пояснительная записка

Программа  клуба  «Правовая азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному  направлению, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, формированию основ правовых знаний, развитию социальных навыков, требующихся гражданам демократического общества.

                Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что в настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного направления, но и всей системы образования в целом. Уже с ранних школьных лет у обучающихся следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру  и гражданские качества, поскольку в жизни им встретится немало ситуаций, когда личное правосознание станет показателем  гражданской позиции и нравственной зрелости. В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли приводит к расширению круга людей, с которыми ребенок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для ее выполнения. Правовые нормы  позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Школа - модель жизни, и если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания со сверстниками и не конфликтовать с окружающими, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Результативность программы. О результатах  работы можно судить  по уровню подготовки воспитанников, а также по количеству учащихся, стоящих на  внутришкольном контроле.

Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на формирование  правовой культуры, навыков  толерантного отношения к окружающим, на развитие коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Направление программы – социальное. В Законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является гуманистический характере образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и окружающих. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, будут являться основой для изучения такого предмета, как «Обществознание».

Идея Программы основана на формировании правового сознания обучающихся и ориентирована  на повышение  правовой культуры и развитие коммуникативных навыков.  Программа ориентирована на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека.  

Цель программы: создать условия для становления личности человека и гражданина, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права.

Задачи программы:

  • формирование основ правовых знаний;
  • формирование навыков социально-активного поведения личности, проявляющиеся в осознанном правомерном  поведении, эффективной реализации своих прав и свобод;
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я концепции»).

Общая характеристика программы

                Клуб  «Правовая азбука» входит во внеурочную деятельность по направлению социальное развитие личности. Программа предусматривает включение игровых ситуаций, методов моделирования и имитации, групповых видов деятельности.  

В процессе выполнения проблемных ситуаций дети учатся находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, уметь реализовывать и защищать свои права. Программа клуба «Правовая азбука» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующую организацию:

  • Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
  • Подвижная деятельность учащихся  не мешает умственной и практической  работе.
  • При организации занятий целесообразно использовать  принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые  игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.
  • Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу с привлечением родителей.

Формы проведения занятий

  • игры
  • соревнования
  • познавательные беседы
  • творческие задания
  • занятия
  • экскурсии

Для реализации программы предлагаются следующие методы:

  • словесность;
  • наглядность;
  • проблемная ситуация;
  • игровые моменты.

Технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Основные принципы содержания  работы:

  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип природосообразности, т,е не переделка ребенка, а развитие имеющегося потенциала;
  • принцип практической направленности.

Условия реализации программы

Сроки реализации программы «Правовая азбука»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости, предназначена для занятий с детьми 8-9 лет.

Основное содержание программы

          Содержание данной программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные  факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на формирование правовой культуры учащихся.

 Программа кружка составлена из восьми направлений:

  • Страна Закония
  • Губерния Дорожная
  • Губерния дворов и улиц
  • Губерния семейная
  • Губерния школьная
  • Губерния привольная
  • Губерния торговая
  • Губерния государственная

Практическая направленность работы кружка:

  • Проведение тематических, комплексных занятий;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Практическая деятельность школьников.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,  рисунков.        

Ценностные ориентиры содержания

         Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

   

Календарно-тематическое планирование клуба «Правовая азбука»

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

I четверть (9 часов)

Страна Закония (8 часов)

1.

Кто я? Какие мы?

Игры на знакомство, сплочение коллектива. Знакомство с содержанием Ст.1,2 ВДПЧ; работа с картой. Игра «Кто я?»

2.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»  

Игра «Путаница». Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям. Творческая мастерская. Инсценирование. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

3.

Царство «Закон» и царство «Беззаконие»        

Чтение и обсуждение сказки «Закон и Беззаконие». Разгадывание кроссворда. Упражнение «Познай себя».

4.

  Жизнь дается один раз.

Работа со сказкой Ш. Перро «Красная шапочка», обсуждение. Проигрывание проблемной ситуации.  Игра «Поводырь и слепой».

5.

Жизнь в неволе

Работа со сказкой А. Толстого «Приключения Буратино», обсуждение. Игра «Умей сказать — нет!»

6.

Свобода выбора: где жить.

Работа над содержанием ст.13, 14, 15. Работа со сказкой «Иван-царевич и Серый волк».  Практическая работа с картой. Игра «Города»

7.

Свобода выбора: с кем жить.

Работа над содержанием ст. 16. Работа со сказкой Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

8.

Это может случиться с каждым.

Работа над содержанием ст. 22. Работа со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Ролевая игра.

Губерния Дорожная (1 час)

9.

Простые правила дорожного движения.

Игра «Путь автомобиля». Презентация «О правилах дорожного движения»

II четверть (7 часов)

Губерния Дорожная (1 час)

10.

Не нарушай!

Игра «Новое о светофоре». Просмотр видеофильма «Правила дорожного движения»

Губерния дворов и улиц (5 часов)

11.

Береги красоту вокруг себя.

Викторина «Мир вокруг нас».

Экскурсия.

12.

Самое ценное — жизнь и здоровье человека.

Презентация «Береги здоровье смолоду». Составление плаката «Что такое здоровье?»

13.

Мы и животные.

Правила обращения с животными. Игра- презентация «Зоопарк».

14.

Простая шалость или уже хулиганство?

Беседа. Обсуждение примеров из жизни. Ответственность за за свои поступки.

15.

Будь осторожен!

Как нужно себя вести на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей? Похищение детей. Как не стать жертвой похищения. Работа со сказкой «Лиса и петух».

Губерния семейная (1 час)

16.

Что такое семья? Ценность семьи.

Беседа. Общие дела в моей семье. Рисуночный тест «Моя семья»

III четверть (11 часов)

Губерния семейная (1 час)

17.

Права ребенка в  семье.

Беседа. Презентация «Каждый достоин уважения». Знакомство со ст. 51, 55, 57, 58 СК

Губерния школьная (2 часа)

18.

Права и обязанности школьника.

Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», обсуждение. Знакомство с уставом школы.

19.

Школьный быт.

Правила поведения в школе. Экскурсия по школе. Игра «Соберись в школу».

Губерния привольная (4 часа)

20.

Делу время- потехе час.

Игровая программа. Подвижные игры  на свежем воздухе .

21.

Отдыхаем дома.

Как вести себя в квартире, в местах общего пользования. Просмотр отрывка из фильма «Один дома»

22.

Отдыхаем на природе.

Правила поведения в  лесу, в тундре. Знакомство с Красной книгой. Презентация «Животный мир Ямала»

23.

Путешествия.

Правила поведения в общественном транспорте. Знакомство с видами транспорта. Обсуждение стихотворения «Багаж» (С. Михалков)

Губерния торговая (3 часа)

24.

Что такое магазин.

Правила поведения в общественных местах (магазине). Экскурсия.

25.

Осторожно! Опасные продукты и товары.

Ролевая игра «Магазин». Презентация «Вредные продукты»

26.

Наши права как потребителя.

Обмен и возврат товаров. Как защитить свои интересы.  Ролевая игра.

Губерния торговая (1 час)

27

Не воруй!

Ответственность за кражу.  Обсуждение и разыгрывание  проблемных  ситуаций.

IV четверть (7 часов)

Губерния государственная (7 часов)

28.

Государство.

Мини-лекция. Презентация «Мой Ямал». Рисование на тему «Моя Родина»

29.

Символика России.

Мини-лекция. Презентация «Национальные символы России».

30.

Конституция.

Беседа. Мини-лекция. Знакомство с Конституцией РФ.

31.

Органы власти.

Беседа. Знакомство с понятиями: Президент, правительство, Государственная Дума.

32

Права и свободы человека.

Беседа. Основные права и свободы человека.

33

Армия и военная служба.

Беседа. Рисование на тему «Я бы в армию пошел».

34.

Что я знаю о своих правах и обязанностях.

Актуализация знаний по пройденному материалу.

Критерии оценки эффективности: 

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень  правовых знаний;
  • уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения.

Ожидаемые результаты

        Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций.  Результат выражается в понимании детьми правил правомерного поведения, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, умении взаимодействовать с окружающими людьми.

        Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, повышение уровня правовых знаний, а также:

  • улучшение межличностных отношений в коллективе;
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • умение  оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека;
  • умение выражать свои мысли, ориентироваться в терминологии.                

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие    любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

                Метапредметные результаты: 

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • знать, что все люди равны в своих правах и равны перед законом, должны уважать и соблюдать права других;
  • знать,что государство — основной гарант соблюдения прав человека в стране;
  • знать,что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
  • уметь оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека ;
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе клуба  «Правовая азбука» необходимо:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Персональный компьютер с принтером.
  4. Ксерокс.
  5. Сканер
  6. Мультмедиапроектор

Методическое обеспечение программы

Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Ваши права» Е. Шабельника и Е.Каширцевой, серии книг из справочного издания «Детям о праве» П.А. Астахова.

Литература для педагога

  1. Астахов П.А. «Детям о праве».- М.:ЭКСМО, 2011
  2. Астахов П.А. «Я и дорога».- М.:ЭКСМО, 2010
  3. Астахов П.А. «Я и улица».- М.:ЭКСМО, 2010
  4. Астахов П.А. «Я и семья».- М.:ЭКСМО, 2010
  5. Астахов П.А. «Я и магазин».- М.:ЭКСМО, 2010
  6. Астахов П.А. «Я и школа».- М.:ЭКСМО, 2010
  7. Астахов П.А. «Я отдыхаю».- М.:ЭКСМО, 2010
  8. Астахов П.А. «Я и государство».- М.:ЭКСМО, 2010

Литература для обучающегося

  1. Лебедев-Кумач В. «Про умных зверушек». - М.: «Стрекоза», 2008
  2. «Детская энциклопедия» познавательный журнал для девочек и мальчиков- № 11 — 2009

Интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru/shkola/pravo
  2. http://74330s015.edusite.ru/p136aa1.html
  3. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  4. http://festival.1september.ru/articles/623024/
  5. http://www.school-sector.leraln.ru

6.   http:// laf.rambler.ru

  1. http:// novgorod.fio.ru/projects


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Азбука здоровья"

программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...

Авторская программа "Нотная азбука"

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ПУРОВСКИЙ  РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦ...

материал к программе "Театральная азбука"

материал для родителей и специалистов по программе деятельности творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными возможностями...

программа "Театральная азбука"

Программа творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными созможностями...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Клавиатура" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего шеольного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Клавиатура" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...