портфолио ученика в работе классного руководителя
учебно-методический материал (7 класс) по теме
Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
необходимость создания портфолио | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология "Портфолио" в системе работы классного руководителя.
Кл. руководитель 7Б класса МБОУ«СОШ№21».
Черкасова А.В.
энгельс
2014
Технология "Портфолио" в системе работы классного руководителя
Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике.
Не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя.
Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется.
Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются:
- повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;
- раскрытие личных способностей каждого школьника;
- постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
- развитие положительных нравственных качеств;
- развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
- мотивация стремления к самосовершенствованию.
«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.
Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.
Среди особенностей портфолио школьников можно выделить:
- портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;
- портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;
- портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.
- портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.
- применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».
Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.
У школьника портфолио – это собственноручно написанная книга, которую он создавал самостоятельно при помощи учителей и родителей, в ней можно найти его интересы, мечты и желания.
Кроме того, портфолио ученика школы может выражать его собственную оценку происходящей действительности. Психологи считают, что именно оценочно-диагностическое портфолио является основополагающей частью программы развития ребенка.
Для школьника немаловажную роль играет внешнее оформление портфолио. Оно должно заинтересовывать, привлекать: сухой текст в нем желательно «разбавить» тематическими картинками.
Существует несколько возможных вариантов оформления портфолио:
- электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Все больше и больше школьников предпочитают выбирать именно его, не говоря уже о студентах. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой.
- традиционное портфолио в виде папки документов.
Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику. Портфолио не должно иметь формальный характер, в противном случае оно будет только в тягость и преподавателю, и учащемуся. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении. Даже отбор необходимого материала у школьников должен происходить самостоятельно. В случае, если школьник не считает нужным размещать в папке ту или иную информацию, давить на него не стоит, в противном случае портфолио перестанет быть индивидуальным.
Работа над портфолио учеников в моей системе воспитательной работы продолжается в течение трех лет. Все начиналось с портфолио класса, которое создавали коллективно, так как у каждого ученика была своя страничка. С 5 класса ребята составляют свои индивидуальные портфолио. Это потребовало выработки положения о портфолио ученика.
Подведение результатов проходит на итоговом классном часе. Кроме подсчета баллов – рейтингов ученики анализируют результаты по предложенным классным руководителем вопросам, определяют, справились ли они с задачами, которые были поставлены ими в начале учебного года.
Папка регалий.
В папку ученик собирает в течение учебного года грамоты, благодарности, сертификаты и т.п., все то, что демонстрирует его достижения.
В конце каждого года подводится рейтинг на лучшего ученика по учебной деятельности, по творческой деятельности и на лучшего ученика класса. Кроме этого, отмечаются успехи учеников в различных номинациях.
На итоговом классном часе “За честь класса” ребята отвечают на ряд вопросов, которые помогают им проанализировать свои результаты и наметить планы на следующий учебный год.
Примерные вопросы:
- По учебной деятельности.
– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?
– Что порадовало Вас? Какими успехами Вы гордитесь особо?
– Могли ли быть результаты лучше? Что помешало этому? Подчеркните то, с чем вы можете справиться сами. Выделите то, с чем справиться вы не можете самостоятельно и вам нужна помощь или родителей, или учителей.
– Чего планируете добиться в следующем учебном году?
– Какие предметы любимые, почему?
– По каким предметам испытываете трудности, почему?
– Где хотели бы принять участие в следующем учебном году? (школьные олимпиады, научно – исследовательская конференция учеников, всероссийские игры по русскому языку, математике, истории и т.п.)
2. Творческая деятельность.
– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?
– В каких мероприятиях вы проявили себя наиболее ярко?
– Какими успехами гордитесь особо?
– Как вы оцениваете свою работу по общественному поручению?
– Чем хотите заниматься в следующем году?
– Зачем вам нужен наш класс? Зачем вы нужны классу?
– Ваши планы на следующий год.
– Пожелание себе и классу.
В начале следующего года ученики перечитывают эти ответы, корректируют, если необходимо, свои планы.
На собраниях родители знакомятся с достижениями своего ребенка.
За два года, в течение которых велась работа по портфолио, наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свой класс.
А чтобы всего этого достичь, нельзя превращать портфолио в инструмент давления и наказания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Воспитательная работа классного руководителя в семьях учеников
Воспитательная работа классного руководителя в семьях учеников. Проект программы «Содружество»...
Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ученика
Презентация работы классного руководителя над развитием личностных качеств ученика и самого педагога....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Статья на тему "Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика"
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители...
Современные формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.3.Беседуя с...
Работа классного руководителя с неуспевающими учениками
Материал содержит оценочный лист «Неуспевающие обучающиеся» и рабочую таблицу классного руководителя к оценочному листу «Неуспевающие обучающиеся»...