портфолио ученика в работе классного руководителя
учебно-методический материал (7 класс) по теме

Черкасова Антонина Викторовна

       Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология "Портфолио" в системе работы классного руководителя.

                                                                  Кл. руководитель  7Б    класса МБОУ«СОШ№21».

                                                                   Черкасова А.В.

энгельс

2014

Технология "Портфолио" в системе работы классного руководителя

       Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике.

        Не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя.

        Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется.

Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются:

  1. повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;
  2. раскрытие личных способностей каждого школьника;
  3. постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
  4. развитие положительных нравственных качеств;
  5. развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
  6. мотивация стремления к самосовершенствованию.

«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.

Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.

Среди особенностей портфолио школьников можно выделить:

  1. портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;
  2. портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;
  3. портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.
  4. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.
  5. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».

Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.

             У школьника портфолио – это собственноручно написанная книга, которую он создавал самостоятельно при помощи учителей и родителей, в ней можно найти его интересы, мечты и желания.

           Кроме того, портфолио ученика школы может выражать его собственную оценку происходящей действительности. Психологи считают, что именно оценочно-диагностическое портфолио является основополагающей частью программы развития ребенка.

          Для школьника немаловажную роль играет внешнее оформление портфолио. Оно должно заинтересовывать, привлекать: сухой текст в нем желательно «разбавить» тематическими картинками.

Существует несколько возможных вариантов оформления портфолио:

  1. электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Все больше и больше школьников предпочитают выбирать именно его, не говоря уже о студентах. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой.
  2. традиционное портфолио в виде папки документов.

Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику. Портфолио не должно иметь формальный характер, в противном случае оно будет только в тягость и преподавателю, и учащемуся. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении. Даже отбор необходимого материала у школьников должен происходить самостоятельно. В случае, если школьник не считает нужным размещать в папке ту или иную информацию, давить на него не стоит, в противном случае портфолио перестанет быть индивидуальным.

       Работа над портфолио учеников  в моей системе воспитательной работы продолжается в течение трех лет. Все начиналось с портфолио класса, которое создавали коллективно, так как у каждого ученика была своя страничка. С 5 класса ребята составляют свои индивидуальные портфолио. Это потребовало выработки положения о портфолио ученика.

Подведение результатов проходит на итоговом классном часе. Кроме подсчета баллов – рейтингов ученики анализируют результаты по предложенным классным руководителем вопросам, определяют, справились ли они с задачами, которые были поставлены ими в начале учебного года.

Папка регалий.

       В папку ученик собирает в течение учебного года грамоты, благодарности, сертификаты и т.п., все то, что демонстрирует его достижения.

      В конце каждого  года подводится рейтинг на лучшего ученика по учебной деятельности, по творческой деятельности и на лучшего ученика класса. Кроме этого, отмечаются успехи учеников в различных номинациях.

      На итоговом классном часе “За честь класса” ребята отвечают на ряд вопросов, которые помогают им проанализировать свои результаты и наметить планы на следующий учебный год.

Примерные вопросы:

  1. По учебной деятельности.

– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?

– Что порадовало Вас? Какими успехами Вы гордитесь особо?

– Могли ли быть результаты лучше? Что помешало этому? Подчеркните то, с чем вы можете справиться сами. Выделите то, с чем справиться вы не можете самостоятельно и вам нужна помощь или родителей, или учителей.

– Чего планируете добиться в следующем учебном году?

– Какие предметы любимые, почему?

– По каким предметам испытываете трудности, почему?

– Где хотели бы принять участие в следующем учебном году? (школьные олимпиады, научно – исследовательская конференция учеников, всероссийские игры по русскому языку, математике, истории и т.п.)

2. Творческая деятельность.

– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?

– В каких мероприятиях вы проявили себя наиболее ярко?

– Какими успехами гордитесь особо?

– Как вы оцениваете свою работу по общественному поручению?

– Чем хотите заниматься в следующем году?

– Зачем вам нужен наш класс? Зачем вы нужны классу?

– Ваши планы на следующий год.

– Пожелание себе и классу.

В начале следующего года ученики перечитывают эти ответы, корректируют, если необходимо, свои планы.

На собраниях родители знакомятся с достижениями своего ребенка.

За два года, в течение которых велась работа по портфолио, наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свой класс.

А чтобы всего этого достичь, нельзя превращать портфолио в инструмент давления и наказания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Воспитательная работа классного руководителя в семьях учеников

Воспитательная работа классного руководителя в семьях учеников. Проект программы «Содружество»...

Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ученика

Презентация работы классного руководителя над развитием личностных качеств ученика и самого педагога....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Статья на тему "Формы и методы работы классного руководителя с семьёй ученика"

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители...

Современные формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.3.Беседуя с...

Работа классного руководителя с неуспевающими учениками

Материал содержит оценочный лист «Неуспевающие обучающиеся» и  рабочую таблицу классного руководителя к оценочному листу «Неуспевающие обучающиеся»...