Программа воспитательной работы "Мой выбор"
методическая разработка (9 класс) по теме
Программа реализуется с 8-9 классах.
В классную программу «Мой выбор», рассчитанную на 2 года, входят а) целевые подпрограммы: «Я и мое здоровье». Цель: формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
«Я среди людей». Цель: формирование нравственной позиции учащихся. «Я и моя будущая профессия» (по программе Булдакова В.Н.»Профессиональное самоопределение личности»). Цель: активизация и оптимизация процесса личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста. б) направления деятельности: «Я и мой интеллект». Цель: формирование потребности в самообразовании.Свободное общение. Цель: формирование навыков культуры общения, культуры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_vybor.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Планирование воспитательной работы
по программе «Мой выбор»
(8-9 класс)
Классный руководитель
Путинцева Е.В.
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социально-экономические и социально-политические системы, но и нравственные ориентиры людей, взаимоотношения между ними. Сегодня, когда решается задача «возвращения» ученика в культуру, безусловно, имеется в виду развитие у него способности к научному и моральному познанию этого многоликого мира, воспитание человека, способного осознать необходимость и важность выбора отдельных поступков или поведения в целом в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Все вышеизложенное определило необходимость разработки системы воспитательной работы, ориентированной на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий.
Воспитательная работа в классе строится на основе общешкольной программы «Во славу Отечества» и классной программы «Мой выбор», цель которой: создание условий для саморазвития, самореализации, личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста
В классную программу «Мой выбор», рассчитанную на 2 года, входят
а) целевые подпрограммы:
- «Я и мое здоровье». Цель: формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
- «Я среди людей». Цель: формирование нравственной позиции учащихся.
- «Я и моя будущая профессия» (по программе Булдакова В.Н.»Профессиональное самоопределение личности»). Цель: активизация и оптимизация процесса личностного и профессионального самоопределения личности на этапе подросткового возраста.
б) направления деятельности:
- «Я и мой интеллект». Цель: формирование потребности в самообразовании
- Свободное общение. Цель: формирование навыков культуры общения, культуры поведения
Структура воспитательной работы по программе «Мой выбор»
Каждая из подпрограмм не повторяет предыдущую, а, наоборот, дополняет, углубляет содержание воспитания и способствует формированию правильного выбора учащимися здорового образа жизни, нравственной позиции, своей будущей профессии, развитию способности учащихся к выбору ценностей и поступков.
Задачи воспитательной работы на 2012- – 2014 учебный год:
- создать условия для формирования нравственных знаний, воспитания чувств и накопления нравственного опыта поведения учащихся;
- укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
- продолжать формирование учебной мотивации и развитие познавательного интереса;
- создать условия для формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда.
Воспитательная программа «Мой выбор»
Подпрограмма «Я и мое здоровье»
Пояснительная записка
Проблема сохранения здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для молодого поколения в наше время. По данным современной статистики, на 20 % здоровье человека зависит от условий жизни (от экологии), еще на 20 %- от его наследственности, на 10 % - от медицины, а на 50 % - от образа жизни. Т.о., главным условием сохранения здоровья является правильный образ жизни человека, правильный выбор: курить или не курить, употреблять алкоголь, наркотики или нет, заниматься спортом или нет.
Однако по результатам диагностик и наблюдений за учащимися именно в 7-8 классах у ребят возникает повышенный интерес к никотину, алкоголю. По итогам года 43 % учащихся класса часто болеют простудными заболеваниями, 31 % - замечены в курении, 25 % страдают хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, у 25 % - ослабленное зрение. Поэтому так важно пропагандировать среди них здоровый образ жизни.
Цель: формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
- Развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровью, здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом.
- Формирование у учащихся системы знаний об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, о психических свойствах и процессах подросткового возраста, об основах гигиены, о мерах по безопасности жизнедеятельности.
- Развитие волевых качеств, психической уравновешенности, овладение учащимися способами оздоровления.
Ожидаемый результат
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Сформированность внутренней мотивации к здоровому образу жизни.
- Овладение учащимися знаний о способах оздоровления (желудочно-кишечного тракта, зрения, опорно-двигательного аппарата с помощью фито терапии и лечебной физкультуры)
- Вовлечение наибольшего количества детей в занятия спортом и физкультурой.
- Повышение контроля со стороны родителей за состоянием физической подготовки ребенка, его стремления к здоровому образу жизни.
Содержание деятельности
Напр. деят. | № | Тема | Форма проведения | Диагностика |
Психолого–педагогическое просвещение детей | 1 | Как предохраняться от гриппа | беседа | Недописанный тезис «Здоровый человек – это ...» |
2 | Красота присуща всему здоровому | Классный час | Таблица «Мотивы моего выбора» | |
3 | Свободное время и твое здоровье | Ролевая игра | Тест «Что ты предпочитаешь?» | |
4 | Познай себя и будь здоров («совы» и «жаворонки») | Час общения | Опросник «Состояние здоровья и самочувствия» | |
5 | Правильное питание – залог здоровья | Беседа | Анкета «Поговорим о ваших пристрастиях в еде» | |
6 | Курить – здоровью вредить | Беседа, конкурс рекламных листов, слоганов | анкетирование | |
7 | Алкоголь - злейший враг здоровья | Беседа с показом видеосюжета | анкетирование | |
8 | Зачем нужны прививки? | Беседа | ||
9 | Три «С» (сделай себя сам) | Конкурс программ оздоровления | ||
10 | Лекарства или спорт? | Беседа по результатам социологического исследования | Социологическое исследование | |
11 | Правила работы за компьютером | Беседа | анкетирование | |
12 | Кто счастливее – здоровый нищий или больной король? | диспут | ||
Псих.–педагог. просвещ. родителей | 1 | Профилактика алкоголизма, курения, наркомании | Родительское собрание | анкетирование |
2 | Организации питания детей в школе и правила рационального питания человека | Агитационная работа на родительских собраниях с целью привлечения внимания родителей к этим вопросам | Процент питающихся в школьной столовой учеников класса и их отношение к качеству блюд | |
3 | Режим дня школьника и занятия спортом | Агитационная работа на родительских собраниях | анкетирование | |
4 | Здоровье наших детей – наше будущее | Родительское собрание | Результаты мед. обследования детей | |
Практическая деятельность | 1 | Участие в Днях здоровья | Спорт. праздники | |
2 | Всемирный день не курения (ноябрь) | Акция среди учащихся класса и их друзей | Пед. наблюдение | |
3 | «Ударим юмором по сигаретам» | Конкурс рисунков | ||
4 | Участие в школьных и районных соревнованиях | соревнования | Рейтинг активности участия в соревнованиях | |
5 | Участие в работе спортивных секций | Занятия секций | Рейтинг активности участия в секциях | |
6 | Помоги себе сам (способы борьбы со стрессом) | Психологический тренинг | анкетирование | |
7 | Клуб выходного дня | Экскурсии на природу с привлечением родителей | ||
Литература
1. Кумар В. Кто я? Какой я? - (Серия «Азбука психологии») – СПб: Питер Пресс, 1997. – 128 с.
2.Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы. – «Классный руководитель», 2003. - №5
3. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.: ил.
4. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
Воспитательная программа «Мой выбор»
Подпрограмма «Я среди людей»
Пояснительная записка
Сущность личности проявляется в отношениях к людям. Нравственные отношения между людьми реализуются в пространстве морали, которая характеризует человека с точки зрения его способности жить среди людей.
Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. И как показывают результаты диагностик и педагогических наблюдений, 43 % учащихся класса не всегда умеют справиться с конфликтными ситуациями, 33 % могут проявить грубость, агрессию в словесной форме, что негативно сказывается на взаимоотношениях в классе, 23 % - не всегда проявляют навыки культуры поведения в общественных местах. А от того, как подросток будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире, будет зависеть его жизненная ориентация. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится одним из оснований организации ребенком собственной жизни.
Цель: формирование нравственной позиции учащихся
Задачи:
- формирование нравственных представлений учащихся о сущности и содержании моральных отношений;
- развитие потребностей и интересов, стимулирующих нравственный выбор поступков;
- развитие у учащихся способности к снятию проблемности этической ситуации по критерию золотого правила нравственности;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.
Ожидаемый результат
- Сформированность у учащихся потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.
- Умение принимать других людей равными себе.
- Знание конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций и умение применять их на практике.
- Умение отстаивать свои интересы цивилизованным путем.
- Сформированность норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.
Содержание деятельности
Напр. деят. | № | Тема | Форма проведения | Диагностика |
Психолого–педагогическое просвещение детей | 1 | Урок добра: мои пожелания себе, своим близким, одноклассникам, школе, своей стране | Час общения | Анкетирование |
2 | Школа вежливости | Игра-путешествие | Самотест «Эмпатия» | |
3 | Конфликты и компромиссы | Беседа | Субтест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» | |
4 | Ответственность и безответственность: что прячется за этим словом? | Дискуссия | Тест «Недописанный рассказ»» | |
5 | Как создается характер | беседа | Тест «Уровень конфликтности личности» | |
6 | Поговорим о любви | Круглый стол | Тест «Любовь – это…» | |
7 | Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке | Час общения | Тест «Ваше отношение к нравственным ноткам поведения» | |
8 | Я и мои друзья | Час общения | Микроисследование «Атмосфера в классе» | |
9 | У кого и за что я хотел бы попросить прощения | Час общения | Пед. наблюдение | |
10 | Человек, которому мне хочется сказать спасибо... | Час общения | Пед. наблюдение | |
11 | Жить в мире с собой и другими (цикл занятий): - Толерантность: что это? -Толерантная личность - Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. - Толерантность к себе и другим. Самопознание. - Толерантное общение. - Разные миры. - Учимся сочувствию -Границы толерантности. | Тренинг толерантности для подростков | Тест «Психологическая совместимость» Опросник Форверга на контактность Тест на изучение общительности | |
12 | «Уголок России – Вятский край» | Игра-конкурс | ||
Псих.–педагог. просвещ. родителей | 1 | О вседозволенности в родительском воспитании | Индивидуальные беседы с родителями | |
2 | Основы духовного развития личности в подростковый период | Родительское собрание | Тест «Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?» | |
3 | Как предотвратить дурное влияние улицы. Характер и наклонности | Индивидуальные консультации для родителей | ||
4 | Семейные отношения – зеркало воспитанности ребенка | Родительское собрание | Анкета «Ребенок в зеркале родительского мнения» | |
Практическая деятельность | 1 | Осенний бал | Конкурсный вечер | |
2 | Новогоднее представление | Музыкальный номер | Рейтинг активности участия | |
3 | Святки - колядки | Участие в рождественских обрядовых представлениях. | ||
4 | Вечер к Дню Валентина | Конкурсный вечер | Пед. наблюдение | |
5 | Вятские богатыри | Конкурсная программа | Пед. наблюдение | |
6 | Юные красавицы Филиппова | Конкурсная программа | Пед. наблюдение | |
7 | Поделись улыбкою своей | Вечер юморины | ||
8 | Вахта памяти | Участие в общешкольных делах, посвященных празднику Победы |
Литература
1. Кумар В. Кто я? Какой я? - (Серия «Азбука психологии») – СПб: Питер Пресс, 1997. – 128 с.
2. Маленкова Л.И. Человековедение. – М.: ТОО «Интел Тех», 1993. – 208 с.
3. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.: ил.
4. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
5. Солдатова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 112 с., ил.
Деятельность по реализации воспитательного плана (календарное планирование) 9 Б класс
Направления деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | |
Работа с коллективом учащихся | Я и мое здоровье | Беседа о режиме дня школьника, знач-и оздоровит.меропр-й для укрепления организма уч-ся. | Как предохраняться от гриппа (беседа) | Свободное время и твое здоровье (ролевая игра) |
Я среди людей | Урок добра: мои пожелания себе, своим близким, одноклассникам, школе, своей стране (час общения) | Ответственность и безответственность: что прячется за этим словом? (дискуссия) | Человек, которому мне хочется сказать спасибо... (час общения) | |
Я и моя будущая профессия |
|
|
| |
Я и мой интеллект | НОТ школьника при подготовке к экзамену (беседа) | Заполнение портфолио достижений учащихся | Участие в школьных и районных олимпиадах | |
Свободное общение | Выборы органов классного самоуправления | Классное собрание по итогам четверти. Осенний бал | Интеллектуальный конкурс «Слабое звено» | |
Работа с родителями | Организации питания детей в школе и правила рационального питания человека (агитационная работа с родителями) | НОТ вашего ребенка при подготовке к экзаменам (родительское собрание) | Индивидуальные консультации для родителей о способах предотвращения плохой успеваемости детей в учебе | |
Диагностика воспитательного процесса | Анализ межличностных отношений по итогам тестирования | Диагностика мотивации учебной деятельности (по методике Г.Н.Казанцевой) | Диагностика состояния агрессии у подростков | |
Беседы по правилам пожарной безопасности | Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях | Огонь – друг и враг человека (Меры предосторожности при обращении с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов) | Причины возникновения пожаров | |
Беседы по правилам дорожного движения | Правила дорожного движения на каждый день | Детский дорожно-транспортный травматизм и их причины | Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. |
Направления деятельности | Декабрь | Январь | Февраль | |
Работа с коллективом учащихся | Я и мое здоровье | Зачем нужны прививки? (беседа) | Три «С» (сделай себя сам) (классный конкурс программ оздоровления) | Участие в месячнике спортивно-оздоровительной работы. |
Я среди людей | Учимся сочувствию (тренинг толерантности) | Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя! (беседа с элементами дискуссии) | Как иногда за добро платят злом (беседа) | |
Я и моя будущая профессия |
|
|
| |
Я и мой интеллект | Викторина «Мой Вятский край» | «Требования к сдаче ЕГЭ и приему НОТ при подготовке к нему» (час общения) | Интернет: польза или вред? (дискуссия) | |
Свободное общение | Подготовка музыкального номера к Новогоднему празднику | Святки - колядки | Вечер к Дню Валентина. Вятские богатыри (конкурсные программы) | |
Работа с родителями | Здоровье наших детей – наше будущее (родительское собрание) | Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи (пед наблюдения) | Перспективные профессии и ориентации учащихся (родит. собрание) | |
Диагностика воспитательного процесса | Тест «Размышляем о жизненном опыте» | Диагностика уровня развития отношения ребенка к нравств. ценностям | Методика изучения социализированности личности ученика | |
Беседы по правилам пожарной безопасности | Противопожарный режим в детском учреждении при проведении культурно-массовых мероприятий | Берегите жилище от пожаров. (Противопожарный режим в жилом доме) | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. | |
Беседы по правилам дорожного движения | Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | Обязанности пассажиров транспорта |
Направления деятельности | Март | Апрель | Май | |
Работа с коллективом учащихся | Я и мое здоровье | Лекарства или спорт? (беседа по результатам социологического исследования) | Кто счастливее – здоровый нищий или больной король? (диспут) | Укус клеща – опасен для здоровья! (беседа) |
Я среди людей | Толерантная личность(тренинг толерантности) | Улыбка – лучшее средство для общения (час общения) | Юность, опаленная войной (беседа о ветеранах войны и воинах-интернационалистах) | |
Я и моя будущая профессия |
| . |
| |
Я и мой интеллект | Быть образованным человеком – престижно! (беседа) | Мои приемы тренировки памяти (час общения) | Что год грядущий нам готовит? (круглый стол) | |
Свободное общение | Классное собрание по итогам четверти. Юные красавицы Филиппова (конкурс) |
| Классное собрание по итогам года и предстоящим экзаменам | |
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников класса. | Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков (родит. собрание) | ||
Диагностика воспитательного процесса | Диагностика уровня сплоченности классного коллектива | Диагностика степени удовлетворенности ученика жизнедеятельностью школы и класса в отдельности | Диагностика уровня воспитанности уч-ся | |
Беседы по правилам пожарной безопасности | План эвакуации людей при пожаре. Противопожарный режим в кабинете. | Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. | Правила поведения людей при обнаружении пожара. Меры предосторожности от поражения электротоком, получения ожогов, отравления дымом. 1 медицинская помощь. | |
Беседы по правилам дорожного движения | Правила перехода улиц при выходе из транспортных средств. | Правила велосипедиста. Виды детских транспортных средств. | Итоговое занятие по ПДД (викторина) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Это мой выбор" 8-9 класс
Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно.Р. КиплингМир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социаль...
Воспитательный час: "Выбор профессии"
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека.Воспитательный час посвящен проблеме осознанного выбора профессии. Наша задача - помочь обучающимся найти востребованную специальнос...
Воспитательное мероприятие "Выбор профессии –это не просто"
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельност...
Проект По воспитательной работе "Выбор профессии"
выбор профессии является самым ответственным моментом для учащихся, так и для родителей....
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»...
Воспитательная программа класса "Мой выбор"
Воспитательная программа "Мой выбор" направленна на професссиональное самоопределение учащихся 8-9-ых классов....
Программа воспитательной работы по организации профессиональной ориентации и выбору профессии школьников
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...