Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»
план-конспект занятия (7 класс)
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ховалыг Цецех Сагаановна
Технологическая карта воспитательского занятия – 7 класс
Тема : профориентация ««Выбор профессии – дело серьёзное»
Цель Создание условий для формирования интереса у обучающихся к процессу выбора профессии.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями профессия, специальность, должность
- ознакомление с основными мотивами выбора профессии
- осознание своих мотивов выбора профессии
Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Задачи | ||
Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
создать диалоговую среду, мотивирующую обучающихся включаться в обсуждение предлагаемой проблемы урока; включать в самостоятельную исследовательскую деятельность, в анализ и оценку собственных мотивов выбора профессии. | развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции учащихся. | воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-формируем способы преодоления коммуникативного барьера. | - осваиваем алгоритмы деятельности при решении проблемы, - формируем компетенции оценки результатов деятельности (своей – чужой). | -повышаем самооценку на основе критерия успешности в общении. - расширение мотивации уверенного поведении, - повышаем интерес к развитию коммуникативных умений и навыков. |
УУД | ||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Предметные |
|
|
| - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). - отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной. - умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения. | - понимать влияние мотивов на выбор профессии; - различать внутренние и внешние мотивы; - выявлять собственные мотивы выбора профессии; - понимать значение понятий «профессия», «должность», «специальность», «мотив». |
Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, музыка. | |
Ход урока: | |
Организационный момент | |
Содержание и деятельность учителя. | Деятельность обучающихся |
Входя в класс каждый ученик получает жетон с буквой (С, П, Д). - в соответствии с буквой ученики занимают своё место за одним из 3-х столов.
| - приветствуют учителя, -рассаживаются на места - визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Самоопределение к деятельности. | |
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на занятии. Садимся. Цель: обсудить в диалоге тему и цель урока. – Сегодняшнее наше занятие я бы хотела начать со слов великого русского педагога Констатина Дмитриевича Ушинского. Давайте вместе прочитаем «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» К.Д. Ушинский. Как вы думаете, о чем говорит великий педагог? Правильно! Если мы выберем труд всей жизни правильно, то есть нашу будущую работу, то мы будем счастливы, счастье само самой придет к нам. А если мы будет работать на нелюбимой работе, у нас не будет терпения, будем злыми и нервными. Задает вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Мы поговорим о выборе нашей будущей работы – выбору нашей профессии! И | Слушают.
Отвечают на вопрос. |
Актуализация необходимых знаний. | |
Списки профессий. Цель: активизация внимания, введение в тему урока на основе личных наблюдений обучающихся, опираясь на их жизненный опыт. Слайд. Эколог, программист. Мерчендайзер, хед-хантер, менеджер, маркетолог, визажист. - Ребята как вы думаете, что означают эти слова? (профессии). Слайд. Трубочист, шарманщик, фонарщик,кучер, водовоз, крысолов, палач. - А это? (профессии) Слайд. - Внимательно посмотрите и догадайтесь, чем отличаются профессии в 1 колонке от профессий во 2 колонке, (- 1это профессии современные, а 2 это профессии исчезнувшие…)
БАРМЕН ← буфетчик, МЕНЕДЖЕР ← управляющий | Ученики отвечают на вопросы учителя. Включаются в обсуждение. Ученики отвечают: 1-это профессии современные, а 2 -это профессии исчезнувшие. |
Работа по теме. | |
Работа с понятиями. Цель: познакомить учащихся с понятиями профессия, специальность, должность Кроме слова профессия есть ещё такие слова как специальность, должность. Самостоятельная работа в группах Возьмите маленький конверт. - Попробуйте разобраться что означают эти слова и соотнести понятие с их лексическим значением (определением). - Как вы думаете, что означают буквы ваших команд? - Да это названия ваших команд. Работа с карточками-названиями. Цель: актуализация знаний. Работа в команде. Опираясь на данные знания и составленные определения, предлагаю вам следующее задание. Возьмите большой конверт Выберите и наклейте на лист только те, слова, которые соответствуют названию вашей команды и приклейте на лист с названием вашей команды. (слова на слайде) Распределите обязанности. -Прежде чем представители команд зачитают то, что у вас получилось, я ещё раз напомню вам определения. (Самоконтроль). Внимание на экран. Обратимся к словарю. Слайды с определениями. Давайте посмотрим что получилось. Проверка. Представитель команды зачитывает слова. Слайд. Смотрим таблицу на слайде. - Скажите чего больше П,С, Д? В каком столбике получилось больше слов? - Как вы думаете почему? Обсуждение. | Работа в командах. Соотносят понятия: должность, профессия, специальность с их лексическим значением. Ученики отвечают: С- специальность, П- профессия, Д- должность. Ученики выбирают нужные слова-карточки и наклеивают в соответствии с названием своей команды на заготовленные листы. Ученики делают вывод, что специальностей больше, чем профессий, т.к. в каждой профессии есть свои виды деятельности. |
Физминутка. | |
Предлагаю немножко размяться и поиграть Игра «Встаньте те, кто…» Цель: снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов. Я буду говорить: «Встаньте, кто...» и называть какой-либо признак, Те, у кого присутствует названный признак, встают. Некоторые встали несколько раз. В этой игре мы с вами столкнулись с разными мотивами выбора профессии. | Ученики, у которых присутствует названный признак, встают и тут же садятся. |
Организация познавательной деятельности | |
Самостоятельная работа. Выньте из файла бланки со списком мотивов Упражнение "Состязание мотивов" Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику). Список мотивов включает 16 фраз: задание: выбрать 8 из 16 мотивов, которые к тебе больше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует выбрать еще 4 мотива, которыми в большей степени стали бы руководствоваться при выборе. Далее – выбрать еще 2 более важных из четырех оставшихся мотивов. Затем, выбираем один из двух. - Зачитайте свои выборы. - Сложно было выбрать один мотив? - Определите три первых места —три своих главных мотива выбора профессии. | -выбирают наиболее важное. - выделяют 3 мотива- победителя. |
Продолжение работы по теме. | |
Работа со сказкой. Упражнение «Продолжите сказку» Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия «профессиональная роль», выяснение последствий (для себя и для окружения) занятия чужой профессиональной роли. Учитель рассказывает сказку про зайца - Что произойдет с зайцем дальше? - Как он будет чувствовать себя в лисьей шкурке? - Как это связано с профессией и выбором? - Что происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) профессиональную роль? - Будет ли счастлив человек, работая на нелюбимой работе? Недаром народная мудрость гласит: «Для кого труд радость, для того жизнь- счастье» | - ученики рассуждают о том как жить зайцу в чужой шкуре. - отвечают на вопросы - приводят примеры -приходят к выводу, что важно выбрать профессию, которая подходит именно тебе. |
Подведение итогов | |
Рефлексия. Цель: подвести итоги занятия увидеть результативность, откорректировать план следующего занятия. Качественная рефлексия. 1. Что было особенно интересно на уроке? 2. Что было трудно на уроке? 3. Что нового узнали на уроке? 4. Что меня удивило? 5. Что заставило задуматься? Это стимулирует обучающихся к оценке своих возможностей и интересов в области профессий. Эмоциональная рефлексия. Выразить своё отношение к уроку в таблице. (интересно/ не интересно) На этом наше занятие закончилось. Я с вами прощаюсь. Прежде чем вы уйдете, я прошу вас: Выразите своё отношение к занятию. Подойти к доске и поставить галочку в графе таблицы, соответствующей вашему выбору. Спасибо за работу. | - отвечают на вопросы - приводят примеры того, что узнали, запомнилось и понравилось. - Каждый учащийся ставит значок своего выбора в таблице на доске. |
Список литературы.
1.Тюшев Ю. «Выбор профессии: Тренинг для подростков». СПб, Питер 2006.
2.Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. –М.: Генезис, 2004.
3.Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В.Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988.
4.Интернет-ресурсы: http://www.studfiles.ru, pedportal.net.
Приложение 1.
Песня на мелодию «Прекрасное далеко»
Наша жизнь – она прекрасная дорога
Мы идем по ней стремительно вперед.
Чтоб успеть нам в жизни сделать очень много,
Нас призвание и манит и зовет.
Припев:
Профессий разных много.
С какой пойдем мы в ногу,
Где взлеты и победы
Нас ждут впереди
От школьного порога
К профессии дорога
Ведет меня дорога
С призваньем по пути.
Приложение 2
ПРОФЕССИЯ | Конкретный вид деятельности в рамках какой -либо профессии |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | Конкретный трудовой пост в организации |
ДОЛЖНОСТЬ | Занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, практикуется человеком регулярно, служит источником средств к существованию. |
Приложение 3
столяр шахтер летчик-испытатель шофер завхоз химик исследователь хирург | директор магазина судья инженер-конструктор фермер машинист тепловоза педиатр монтажник-высотник | начальник цеха главврач президент банка парикмахер швея пианист учитель |
Приложение 4
Игра «Встаньте те, кто…»
Я буду говорить: «Встаньте, кто...» и называть какое-либо качество,
Те, у кого присутствует названный признак, встают.
- уже выбрал себе профессию.
- точно знает - кем будет.
- выберет профессию, по совету друзей.
- выберет профессию, которую посоветуют родители.
- выберет престижную профессию.
- выберу профессию с высокой зарплатой
- прислушается к мнению родителей и сверстников, но выберет сам.
- выберет такую профессию, которая соответствует вашим интересам и способностям.
Приложение 5
Список мотивов | 1/8 | 1/4 | 1/2 | Финал |
1. Возможность получить известность, прославиться. 2. Возможность продолжать семейные традиции |
|
|
|
|
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 4. Возможность служить людям. |
| |||
5. Заработок. 6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. |
|
| ||
7. Легкость поступления на работу. 8. Перспективность работы. |
| |||
9. Позволяет проявить свои способности. 10. Позволяет общаться с людьми |
|
|
| |
11. Обогащает знаниями. 12. Разнообразная по содержанию работа. |
| |||
13. Романтичность, благородство профессии. 14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. |
|
| ||
15. Трудная, сложная профессия. 16. Чистая, легкая спокойная работа. |
|
Приложение 6
Сказка про зайца
На зиму зайцы меняют свою шкурку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю (серую) и берут взамен белую, более пушистую и теплую. Одному зайцу не хватило новой шкурки, и кладовщик СЖАЛИЛСЯ над ним и дал ЛИСЬЮ, чтобы заяц не замерз...
Продолжите сказку...
Приложение 7
Мне было интересно, и мне пригодится информация по этой теме. | Хотелось бы ещё информации по этой теме. | Мне было совсем не интересно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии - дело серьёзное"
Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....
Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повыси...
Выбор профессии - дело серьёзное
Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к професси...
классный час "Выбор профессии дело серьёзное"
Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....
Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное
Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...
Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".
Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»
Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»...