ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО С СОБРАНИЯ
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательная школа № 18 станицы Новомалороссийской муниципального образования Выселковский район
Формы и этапы
родительского
собрания
Подготовила
Кл.рук.9 класса
МБОУ СОШ № 18
Михайлец С.С.
2011г.
ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Родительские собрания могут быть: - организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны -детей. Имённо поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.
В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.
Этап I. Организация poдитeльcкoгo собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Опыт показывает. что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения
классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенна ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной и подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.
Пpи .подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очёнь важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.
Этап 1I. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Teм не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов - предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внёшний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний: Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».
- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности; дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»
Этап III. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным
Советы психологов:
- перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
- отведите на проведение собрания не 5олее 1,5 часов;
- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
-- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов); - дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек» .
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он сможет помочь своему ребенку.
Не стоит:
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
- давать негативную оценку всему классу; - переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать в общении с родителями назидательный тон.
И ещё раз - будьте предельно корректны и тактичны!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательная школа № 18 станицы Новомалороссийской муниципального образования Выселковский район
Формы сотрудничества классного руководителя и школьного
библиотекаря
Подготовила
Кл.рук.9 класса
МБОУ СОШ № 18
Михайлец С.С.
СОТРУДНИЧЕСТВО СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ
Формы сотрудничества классного руководителя и школьного
библиотекаря
Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к учению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, любовь к книге.
Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать:
- интерес к чтению;
- интерес к словарям и энциклопедиям;
- интерес к исследовательской деятельности;
- интерес к собственным умениям по восприятию информации. Формами сотрудничества библиотеки (библиотекаря) и классного коллектива могут быть:
- беседы;
- экскурсии в школьную библиотеку и библиотеки города;
- викторины;
- конкурсы;
- библиотечные уроки;
- КВНы;
- библиотечные классные часы;
- устные журналы;
- библиотечные вечера.
Интересной и полезной формой сотрудничества классного руководителя и школьной библиотеки является проведение в классе конкурсов. Такими могут быть конкурсы:
- знатока русской поэзии;
- самого читающего ученика;
- книжного полиглота;
- самого внимательного читателя;
- знатока программных произведений;
- самое лучшее подражание автору художественного произведения;
- знатока исторической литературы;
- знатока литературных и книжных жанров;
- самого внимательного читателя в путешествии по произведению.
В конце учебного года школьная библиотека может наградить книгами, грамотами и призами ребят класса, которые много читают, помогают в ремонте библиотечных книг, работают много и постоянно в читальном зале.
Полезной формой работы библиотеки является день открытых дверей в библиотеке. Это значит, что ученики класса могут не только взять интересующую их книгу но и могут заглянуть в книжное хранилище; полистать книги, посмотреть книги на стеллажах, получить ответ на интересующий их вопрос или проконсультироваться у библиотекаря о том, где можно найти книгу, которой нет в библиотеке.
Не менее интересной может быть выездная книжная выставка в классе, когда школьный библиотекарь знакомит с новинками художественной литературы, новыми поступлениями, рекомендует учащимся журналы, периодические издания, которые необходимо читать регулярно.
Хорошей традицией школы и класса может стать выпуск библиотечного листа, который готовят учащиеся классов - помощники библиотекаря и школьная библиотека. В школьном коридоре вывешивается огромный лист, на котором располагаются три колонки. Они могут выглядеть так:
Кто читает | Что читает | Можно поделится |
Этот лист можно назвать «Библиомания». В лист помещены фамилии ребят, учителей, которые читают много книг и берут их не только в библиотеке, но и имеют дома. Из этого листа можно узнать, чем интересуются педагоги, учащиеся, кто может дать почитать книгу, которую давно ищешь, но не можешь найти. Это стимулирует читательский интерес учащихся, дает возможность убедиться, что читающих людей гораздо больше, чем наоборот.
Примерная тематика библиотечных уроков и часов
Большое значёние в учебно-воспитательном процессе имеют библиотечные уроки. Для того чтобы библиотечные уроки в классе были проведены, классный руководитель должен познакомиться с планом работы школьной библиотеки и с планированием библиотечных уроков в школе. Библиотечные уроки необходимо внести в планирование воспитательной работы; в подготовке библиотечных уроков участвуют библиотекари класса.
Темы библиотечных уроков могут предлагаться библиотекарем школы, но и классный руководитель может внести свои предложения, исходя из запросов учащихся и потребностей класса.
Темы библиотечных уроков е классе могут быть следующими:
1. Научно-познавательная литература библиотеки.
2. Энциклопедии, словари, справочники - где, что и как искать. 3. Структура книги.
4. О чем могут рассказать указатели и каталоги. 5. Как работать со справочной литературой.
6. Как работать со словарем иностранных слов.
7. О создателях словарей.
8. Методы самостоятельной работы с книгой.
9. Как делать выписки и составлять список литературы. 10.Литературоведческие источники.
11. Я пишу доклад...
12. Как пользоваться научно-справочным аппаратом книги. Школьный библиотекарь должен помочь классному руководителю в подготовке тематических классных часов, которые развивают интерес к изучению учебных предметов, стимулируют любопытство и любознательность учащихся.
Так, в конце каждого учебного года уместно проводить традиционный час «Тайны школьных учебников». Такой классный час знакомит учащихся с теми программными произведениями, которые учащиеся будут изучать в следующем классе, а также обращает внимание учащихся на книги из серии «Жизнь замечательных людей», посвященных ученым-химикам, физикам, математикам, естествоиспытателям, научные законы которых будут изучаться в новом учебном году Это позволит учащимся заранее обратить внимание на те темы учебников, которые будут изучаться в программном курсе отдельных предметов и заранее подготовить дополнительную литературу по этим темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительско - ученическое собрание "Такой вот подростковый возраст"
Родительское собрание совместное с детьми по проблемам подросткового возраста....
Родительское первое собрание в 5 классе "Давайте знакомиться"
Рекомендации в проведении первого родительского собрания в 5-ом классе....
Родительское классное собрание в 8 классе "Отвести беду"
Родительское классное собрание "Отвести беду" проводится совместно с детьми - подростками. Собрание направлено на нравственно - правовое просвещение родителей и детей, задачами его являются: оказание ...
Шаблон протокола родительского классного собрания
Протокол собрания содержит все этапы проведения...
Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки».
Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки». Данное выступление раскрывает проблемы семейного воспитания....
Родительское классное собрание «Жизненные цели подростка»
Родительское классное собрание «Жизненные цели подростка»...
Мастер-класс совместного родительско-детского собрания на тему "Работа с конфликтами в классе и улучшение микроклимата в детском коллективе"
Приобретение навыков разрешения конфликта в детском возрасте имеет большое значение для будущего, как конкретного ребенка, так и общества в целом. Дети, которые умеют конструктивно разрешать конфликты...