программа воспитательной работы
методическая разработка (8 класс) по теме
Программа воспитательной работыв 8-9 классах «Разумный выбор, правильное решение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospit.raboty._vybornaya.docx | 74.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ёдвинская средняя общеобразовательная школа»
Программа воспитательной работы
в 8-9 классах
«Разумный выбор, правильное решение».
Составитель:
Выборная Н.Д.
учитель химии и биологии
п.Ёдва, 2014
Пояснительная записка
Воспитательный процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы классный руководитель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем самостоятельных и ответственных поступков. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодолении препятствий на избранном пути.
В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности подростка, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении обучающегося.
В современном, быстро меняющемся обществе много проблем у подростков. Средний и старший возраст – это период самоутверждения, проверки своих возможностей, активного самопознания. Подростки стремятся быть успешными, но они не знают или не умеют, как это сделать. В связи с этим возникла необходимость создания данной программы, в которой бы сочетались разнообразные формы работы с подростками, способными состояться в жизни и быть успешными.
Актуальность программы воспитательной деятельности «Разумный выбор, правильное решение» в том, что ее социально – педагогическая направленность ориентирована на воспитание активной, творческой, развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими качествами, культурой физического здоровья, способной к профессиональному самоопределению и к самореализации в будущей жизни.
Актуальность создания данной программы обусловлена сложившейся сложной ситуацией в обществе, в котором существуют следующие противоречия:
- развитие интеллекта ограничивается рамками школьной программы, а социальная действительность требует развития более широкого кругозора;
- у подростков есть потребность в межличностном общении, но отсутствуют навыки общения;
- творческий потенциал и стремления к самореализации и самовыражению подростков невысок.
Цель программы воспитательной деятельности: создание максимума условий для физического, интеллектуального, духовного развития подростков посредством включения их в интеллектуально – познавательную и творческую деятельности для их активной социализации в обществе.
Задачи:
1.Способствовать раскрытию обучающихся, поддержки, активизации их как в индивидуальной деятельности, так и в групповой деятельности.
2.Способствовать созданию благоприятной атмосферы и условий для саморазвития, самовоспитания, самооценки ребенка.
3.Способствовать росту инициативы, самостоятельности, чувству ответственности через дальнейшее развитие ученического самоуправления.
4.Сформировывать и развивать свободного в творчестве и интеллектуальной культуре ребенка, способного к адаптации в социуме, самореализации.
Воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения
Главное в воспитательной работе сосредоточено в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и подростков, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
В основе системы подготовки подростков к жизни лежит деятельностный подход в воспитании, который предполагает реализацию воспитательных задач на каждом внеклассном занятии; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Воспитательная программа является перспективной и адресована обучающимся 8- 9 классов, рассчитана на 2 года.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап - 2012-20103учебный год
2 этап - 2013-2014 учебный год
Подростковый период – это переходный период в развитии ребенка, время сильных психофизиологических изменений. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, потребность в активной творческой деятельности.
В эти годы высокая активность, повышенная потребность в разнообразной интеллектуальной деятельности напрямую связаны с теми чертами характера и поведения, которые существенно влияют на результат творческой интеллектуальной деятельности подростка. В первую очередь, это колебания настроения, несдержанность, гормональное развитие девочек и мальчиков. Подростки испытывают тягу к общению и потребность в людях, умениям и достижениям которых они хотели бы следовать в своей жизни.
Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование его самооценки.
Это процесс достаточно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого, который является авторитетным взрослым для подростка. Необходимо учитывать все эти особенности при создании подросткам не только возможные условия для проявления его творческого начала, но и поддерживать его стремление к постоянному росту. Это возможно только в том случае, если классный руководитель относится к воспитаннику как к равному, как к партнеру по совместной деятельности, результат которой зависит в равной степени, как от взрослого, так и от воспитанника
Программа состоит из двух ступеней:
1ступень – 8 класс ДЕВИЗ: «Жить – значит действовать»
2ступень – 9 класс ДЕВИЗ: «Сам строю свою судьбу!»
Цели воспитательной деятельности:
- Сплочение классного коллектива
- Развитие нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности учащихся, способной к самопознанию и саморазвитию на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности
- Развитие субъектности личности каждого учащегося
Задачи воспитательной деятельности:
- Сохранение и укрепление здоровья школьников;
- Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
- Развитие творческих способностей детей;
- Создание условий для самореализации каждого члена классного коллектива;
- Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
- Объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- Формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств.
- Формирование полового самосознания;
- Профессиональная ориентация.
Основные формы организации внеклассных занятий:
дискуссии, диспуты; интеллектуальные, деловые и ролевые игры, марафоны; творческие задания, конкурсы; соревнования; викторины; экскурсии; тренинги, КТД,
Виды деятельности: познавательные, игровые, спортивные, творческие, коммуникативные, досуговые, общественно-организаторские, допрофессиональные.
Принципы воспитательной работы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
1. Личностно-ориентированные:
- целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
- психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
- адаптивность (Школа – мой второй дом!).
2. Культурно-ориентированные:
- смысловое отношение к окружающему миру;
- опора на культуру, как на основу мировоззрения;
- толерантность;
- целостная картина мира.
3. Деятельностно-ориентированные:
- овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
- креативность.
4. Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
5.Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Прогнозируемые результаты 1ступени
- формирование мотивации к познавательной деятельности.
- совершенствование нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.
- совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.
- умение абстрактно мыслить, совершенствовать стиль общения.
- увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.
- воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.
- приобретение полезных социальных и практических навыков
Прогнозируемые результаты 2 ступени
- формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
- проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
- приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
- участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
- способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;
- расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся;
Условия реализации программы:
- Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, органов местного самоуправления, общественных организация;
- Совместная деятельность с родителями.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
- Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
- Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
- Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
- Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
- Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
- Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
- Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
- Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
Работа каждой ступени строится по 6 направлениям:
I) ЗДОРОВЬЕ (ЗОЖ и спорт)
Задачи:
1) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья (выполнение режима дня, правильное питание,
регулярные занятия спортом);
2) воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к
здоровому образу жизни.
II) ИНТЕЛЛЕКТ (познавательная деятельность)
Задачи:
1) определить круг реальных учебных возможностей ученика, его
ближайшую зону развития;
2) создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном
развитии, формируя мотивацию учения;
3) формировать культуру интеллектуального развития и
совершенствования;
4) воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим
высоких учебных результатов собственным трудом.
III) ОБЩЕНИЕ (самопознание, самовоспитание)
Задачи:
1) формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,
«ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»;
2) знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных
поколений;
3) способствовать формированию интересов учащихся, способности к
саморазвитию и самовыражению.
IV) НРАВСТВЕННОСТЬ и ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Задачи:
1) формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
2) формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
V) ДОСУГ
Задачи:
1) создание условий для равного проявления учащимися своей
индивидуальности во внеурочной деятельности;
2) использование нестандартных творческих активных форм внеклассной
деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
3) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во
внеурочной деятельности;
4) просвещение и консультация учащихся в выборе кружков и секций;
5) постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей
учащихся в досуговой деятельности родителям и сверстникам;
6) развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть
справедливым к чужим достижениям.
VI) ГРАЖДАНИН (правовое воспитание)
Задачи:
1) формирование у учащихся правовой культуры;
2) осознание своих прав и прав других людей;
3) обучение решению задач правового воспитания, созданных с
проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
VII) СЕМЬЯ
Задачи:
1) организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
2) организация психолого-педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций и бесед;
3) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
VIII) ТРУД
Задачи:
1) формировать у учащихся положительное отношение к трудовой
деятельности;
2) создать условия для оказания шефской помощи больным, ветеранам,
престарелым людям.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности подростка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Работа с родителями
Воспитательная деятельность в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность подростка формируется в семье. Взаимодействие классного руководителя и родителей предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь
Основные способы общения родителей и классного руководителя:
1) создание родительского комитета;
2)организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, тренингов общения, ролевых игр, родительских рингов;
3) организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с классным руководителем или получить консультации;
4) проведение неформальных встреч родителей, подростков и учителей.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
1) Дни творчества подростков и их родителей;
2) совместные внеклассные мероприятия;
3) родительские собрания;
4) семейные гостиные;
Виды родительских собраний многообразны: организационные, тематические, итоговые и т.д. Тематика родительского собрания должна быть актуальной. Родительское собрание должно быть педагогически полезным, интересным и хорошо подготовленным. Очередную тему собрания могут предлагать родители
Выявление мнения родителей о воспитательной работе в классе, в школе происходит через анкетный опрос. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности подростка;
- Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- Сформированности классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:
- Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (на основе метода Дж.Морено);
- Анкета «Я и моя школа»;
- Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»
- Динамика личностного роста (Степанов П.В. и др. Тестовая диагностика личностного роста школьников 9-11 классов)
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Характеристика класса
В 8 классе 2012-2013 учебного года было 13человек, из них 6 мальчиков и 7 девочек. Один мальчик остался в наш класс на повторный курс . С данным классом я, как классный руководитель, работаю уже четвертый год.
В течении года проводилось много мероприятий, стараюсь таким образом строить работу, чтобы задействованы были все. Есть ребята, которые активно и самостоятельно принимают решение об участии, но есть такие , которых нужно постоянно тормошить и подталкивать, направлять. Каждый подросток имеет общественное поручение, ответственно относятся к их выполнению.
Наиболее эффективными формами работы с детьми является постоянные индивидуальные беседы – так называемый «разговор по душам», т.к. дети доверяют мне, не все дома находят понимания со стороны родителей, поэтому при необходимости выговориться они идут ко мне, также внеклассные совместные мероприятия дают положительный результат в работе с коллективом детей.
Для изучения степени удовлетворённости работой классного руководителя с коллективом детей, родителей а также изучения уровня воспитанности подростков, уровня развития коллектива в течении года проводится мониторинг воспитательной работы, который и включает все направления работы с детьми и родителями.
Результаты мониторинга по итогам 2012-2013 учебного года (приложение №)
Кроме этого в течение года проводятся анкетирования разного рода.
1. Немедицинское употребление наркотиков подростками.
Результат: дети негативно относятся к употреблению наркотических веществ.
2.Анкетирование по шкале Цунга.
Учащиеся класса показали низкий уровень риска к суициду, т.е эмоциональное состояние в норме.
Подростки четырнадцатилетнего возраста часто попадают в конфликтные ситуации со взрослыми, со сверстниками, здесь и проявляется первая любовь, первые разочарования. Поэтому в течение года проводится коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтных ситуаций в классе , по поддержанию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания.
Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились беседы по правилам поведения в общественных местах.
На протяжении всего учебного года очень тесно поддерживались отношения с родителями, которые оказывали помощь классному руководителю, и с родителями учащихся, нарушавших дисциплину и неуспевающими учащимися.
На родительские собрания приходили не все родители, объясняя причину в занятости на работе, тогда мы созваниваемся и договариваемся о дополнительной встрече.
Часто приходилось посещать на дому (обычно это семьи «группы риска»)
Главное внимание в течении учебного года уделяла решению следующих задач:
- Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.
- Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
- Изучение личности ребенка, его физического и психического состояния.
- Мотивация здорового образа жизни.
- Развитие гражданско- патриотических и нравственных качеств.
- Обеспечение контроля за учебной деятельностью учащихся.
С этой целью использовала различных форм работы:
- уроки
- классные часы (часы общения)
-родительские собрания
- беседы
- индивидуальные беседы
- наблюдение за поведением учащихся
Исходя из анализа работы за прошедший учебный год и выявленных проблем, в новом 2013-2014 учебном году главную цель формирую так:
Продолжить работу над воспитанием гармоничной, всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации и развитие самостоятельности и инициативы учащихся в организации их деятельности, а также
Задачи:
- Способствовать стремлению учащихся к самообразованию и к самовоспитанию; отсюда и умение организовать процесс самообразования, понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни
- Содействовать воспитанию демократической культуры и гражданственности; понимание нравственных основ образования;
- Стимулировать воспитанников к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности;
- Способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки;
- Способствовать сознательному выбору профессии, готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой)
Для реализации данных задач предусматриваются новые формы деятельности с коллективом ребят:
-Встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности
На начало 2013-2014 учебного года в 9 классе 10 человек:
Из них
Мальчиков-4
Год рождения 1998 | Год рождения 1999 |
Кол-во 3 | Кол-во 1 |
Девоче-6
Год рождения 1998 | Год рождения 1999 |
Кол-во 3 | Кол-во 3 |
Социальный паспорт класса:
Многодетная семья-2
Малоимущая семья- 1
По актам ЖБУ-1 (семья находится в социально- опасном положении по причине пьянства метрии и аморального поведения в быту)
Неполная семья-3
Неблагополучные семьи- 1
В прошлом учебном году было в классе -13 человек, в этом учебном году-10 человек (2 человека остались на повторный курс, 1 ученик выбыл в связи с переездом на новое место жительство)
Взаимоотношения в классе у большинства ребят дружелюбные, спокойные, поддерживают друг друга. Ребята стараются держаться вместе, общаются, но 2 девочки в этом учебном году заметно отдалились от ребят ( причина – общие интересы, друзья вне класса).
Для проведения классных часов мы с ребятами планируем тематику, ребята находят материал, советуются со мной, стараюсь им не навязывать своё мнение, так как их идеи, планы считаю ценными, и чтобы ребята поняли, что в них нуждаются, считают их самодостаточной личностью.
Но контролирую, чтобы все поручения выполняли своевременно.
Поручения у разных ребят свое, у кого-то постоянное ,у кого-то – временные.
С целью профилактической работы с этого учебного года использую пособие «Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников.» автор Макеева. А.Г. , здесь же входит блокнот для учащихся 9 класса «Разумный выбор, правильное решение.»
Сама профилактическая работа носит альтернативный характер. Это значит, что ее основная задача заключается в формировании у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, а следовательно, снижающих вероятность их приобщения к наркотизации. Темы, предложенные подросткам охватывают различные сферы жизни подростка и связаны с развитием у учащихся представления о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной, знакомят их со способами решения тех или иных проблем, возникающих общении со сверстниками, взрослыми.
В блокнотах для учащихся приведены игры, тесты, задания, предназначенные как для самостоятельного выполнения, так и для коллективной работы. Таким образом, школьник является не просто слушателем, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, формирует собственное отношение к этим проблемам. Содержание пособия и блокнотов носит модульный характер, предполагающий вариативность при выборе как форм реализации, так и продолжительности изучения каждой из тем.
Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями- формы работы направлены на активное привлечение родителей к участию в педагогической профилактике. Целесообразность этого очевидна- без помощи семьи, заинтересованного участия родителей невозможно реально обеспечить антинаркогенную безопасность подростка.
Организация самоуправления.
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.
Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству.
С 2009-2010 учебного года являюсь классным руководителем. Особое место в воспитательной работе я отвожу ученическому самоуправлению.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классный актив. В начале учебного года выбираем новый актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Учащимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Наблюдается подъём общественной активности. Ребята стремятся разнообразить школьную жизнь. Также ребята сами выбирают темы классных часов, классных меропиятий.
На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью.
Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления мною создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.
Что позволяет ученическое самоуправление?
- учит ребят умению руководить и слушать мнение товарищей
- учит быть требовательными, объективными и самостоятельными
- способствует воспитания чувства ответственности и коллективизма
- вырабатывает правильное отношение к критике окружающих
- создает условия для саморазвития и самореализации способностей каждого ученика
Модель ученического самоуправления «Молодежь» 8 класса.
Класс: «Молодежь».
Девиз: Мы молодежь 21 века, всегда и везде мы добьемся успеха.
- Командир класса – первый помощник классного руководителя, лидер и авторитетный человек среди ребят. Организовывает, контролирует проведение классных и внеклассных мероприятий.
- Главный дежурный - составляет график дежурства, вносит изменения по мере надобности, следит за его соблюдением.
- Ответственный за учёбу – анализирует состояние учебы, посещаемости, организует «скорую помощь» нуждающимся.
- Ответственный за труд – отвечает за организацию генеральных уборок.
- Главный спортсмен – ответственный за спортивную жизнь класса.
- Главный редактор – ответственный за выпуск классной газеты, поздравительных листов.
- Главный режиссер и постановщик – ответственный за постановку вечеров и праздников.
- Главный цветовод – ответственный за состояние цветов и их ассортимент
Правила жизнедеятельности классного коллектива:
- будь настойчив в учёбе, труде, спорте
- добросовестно относись к своим поручениям
- живи весело, содержательно, будь активным, творчески подходи к любому делу
- соблюдай порядок и чистоту в классе и школе
- узнавай побольше о своем посёлке, городе и их жителях
- уважай людей, живущих рядом
- не отказывай в помощи одноклассникам и помогай нуждающимся в твоей помощи
- делай приятное своим друзьям и окружающим людям
- дорожи мнением о себе других людей
- хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь
- дорожи дружбой, помни - мы коллектив!
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правила поведения для учащихся класса
- Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
- Не передвигать учебные столы и стулья.
- Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться.
- Подготовить перед уроком рабочее место и учебные принадлежности.
- Не менять рабочее место без разрешения учителя.
- Дежурным учащимся протереть перед уроком доску.
- Не опаздывать на уроки.
- Внимательно слушать объяснения учителя на уроке, соблюдая порядок и дисциплину.
- Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
- Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
- Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Памятка для учащихся по ПДД
- Ходите только по тротуару!
- Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров.
- Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!
- На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
- Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом!
- Не ездите на подножках и выступах транспорта!
- Остановившийся автобус обходите спереди, только тогда можно увидеть встречный автобус.
- Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешённых для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.
- Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!
- Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.
Основные формы деятельности
- классные часы
- праздники
- беседы
- диспуты
- викторины
- конкурсы
- экскурсии
- поездки
- соревнования
- КТД
- Игры
- занятия – практикумы
- поисковая деятельность
- проектная деятельность
- благотворительные мероприятия, акция
- анкетирования, тестирования, наблюдения
Основные виды деятельности:
- познавательная
- игровая
- творческая
- спортивная
- коммуникативная (общение)
- досуг
- допрофессиональная
Традиции:
- каждому – поручение;
- проверка дневников;
- классные часы;
- дежурство по классу;
- дежурство по школе;
- генеральная уборка раз в четверть;
- уголок класса;
- поздравления;
- поездки, экскурсии;
- семейные праздники.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- Развитие креативных способностей учащихся;
- Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- Сформированности классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:
- Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Социометрические методы;
- Анкета «Я и моя школа»;
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
- Тест «Цветок настроения»;
- Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно |
|
Еженедельно |
|
Ежемесячно |
|
1 раз в триместр |
|
1 раз в год |
|
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время проведения | Тема мероприятия |
Сентябрь | День знаний Праздник посвящения в ученики. День здоровья Кросс нации |
Октябрь | Чествование пожилых людей. Чествование педагогов –ветеранов. Акция «Подарок» Акция «Защита» |
Ноябрь | День матери Праздник Осени (по звеньям 1-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы) Акция «Здоровый образ жизни- это стильно!» «Папа, мама и я – спортивная семья» |
Декабрь | Интеллектуальный марафон Новогодние праздники День открытых дверей |
Январь | День рождения школы. Встреча выпускников |
Февраль | Месячник военно- патриотического воспитания Лыжные гонки |
Март | Концерт к Международному женскому дню. |
Апрель | Неделя детско- юношеской книги |
Май | Акция «чистый двор- чистый посёлок» Вахта памяти Праздник Последнего звонка. Школьная линейка «На год мы стали взрослее» (по итогам учебного года) |
Июнь | Выпускной бал Поход |
Ежемесячно в школе проходят спортивные соревнования, ежегодно проходят Предметные декады и недели (чередуются 1 раз в 2 года) |
План реализации Программы «Разумный выбор, правильное решение»
Направления и виды деятельности | Мероприятия | ответственные | роки Сроки |
8 класс | |||
Здоровье | Утренняя зарядка. Осенний кросс ПДД «Безопасный путь в школу» ПДД «Красный, желтый, зеленый». ПДД «Азбука безопасности» ПДД «Внимание, пешеход! беседа, презентация, анкетирование «Вредные привычки подростка (алкоголь, курение)» занятие - практикум « Как сберечь желудок школьника» Акция «Здоровье детей- неприкосновенный запас нации» (мероприятия по профилактики наркомании) Исследовательская работы «Незапрещенные убийцы (наркотикам –нет!!!)…» Выпуск буклетов для школьников и родителей | Кл. рук-ли Кл. рук-ль Кл. рук-ль Кл. рук-ль | ежедневно сентябрь сентябрь ноябрь февраль май сентябрь, март ноябрь декабрь |
Интеллект | День знаний День учителя. Конкурс поделок из природного материала Интеллектуальный марафон Выявление проблемных обучающихся (по итогам проведённой работы по адаптации) «Мастерская Деда Мороза» украшение школы | Кл. рук-ль Кл. рук-ль Кл. рук-ль Кл. рук-ль Кл. рук-ль | сентябрь сентябрь в течение года сентябрь |
Общение | Правила поведения в школе. Права и обязанности школьников | Кл. рук-ль | сентябрь |
Нравственно- эстетическое воспитание | Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко» Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?» Беседа «Вверх по лестнице жизни » | Кл. рук-ль | В течение года |
Досуг | Родительское собрание «Режим работы школы. Единые требования к обучающимся» «Духовно- нравственное воспитание подростков» «Воспитание толерантности» Индивидуальные консультации Походы | Зам. директора по УВР Кл. рук-ль ЗД по ВР | сентябрь в течение года март |
Гражданин | беседа «Преступление и подросток» Фестиваль патриотической песни -Смотр строя и песни -соревнования (в личном первенсте по подтягиванию, отжиманию и т.д.) -«А ну-ка , парни!» Декада истории и права | Сентябрь Февраль Апрель | |
Семья | Беседа «Подросток в семье?» | Кл. рук-ль | Март |
Труд | Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны». | Кл. рук-ль | Ноябрь |
9 класс | |||
Здоровье | Урок здоровья. Осенний кросс Утренняя зарядка Антропометрия Занятия по ПДД Занятия по пожарной безопасности Классный час «Бережёного бог бережёт» (о правилах дорожного движения) Президент. состязания «Лыжня России» Акция «Здоровье детей- неприкосновенный запас нации» (мероприятия по профилактики наркомании) Исследовательская работы «В объятьях мировой паутины, или влияние Интернета на психическое здоровье подростков…» Выпуск буклетов для школьников и родителей | Кл. рук-ль Кл. рук-ль Кл. рук-ль Кл. рук-ль | Сентябрь Ежедневно 2 раза в год В течение года Февраль Декабрь |
Интеллект | Интеллектуальный марафон, предметные одлимпиады | Учитель- предметник | Ноябрь В течение года |
Общение | «Когда мы едины – мы непобедимы!» День согласия и примирения Проект «Профессия моих родителей» Классные часы по культуре поведения День именинника | Кл. рук-ль Кл.рук-ль Кл.рук-ль | Ноябрь Ноябрь Февраль, Март Апрель май |
Нравственно-эстетическое воспитание | Диспут «О дружбе и друзьях» Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы» Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» | Кл. рук-ль | Сентябрь Декабрь Март |
Досуг | День матери (подготовка к концерту) День Рождения школы | Кл. рук-ль | Ноябрь Январь |
Гражданин | Проектная деятельность «Герб, флаг и гимн России и Республики Коми». Фестиваль патриотической песни -Смотр строя и песни -соревнования (в личном первенстве по подтягиванию, отжиманию и т.д.) -«А ну-ка , парни!» | Кл.рук-ль | Октябрь Февраль |
Семья | Проект «Герб моей семьи. Каким он может быть?» Проект «Профессия моих родителей» | Кл. рук-ль | Ноябрь Январь |
Труд | Беседа «Мои профессиональные приоритеты.» Беседа «Профессии милосердия и добра» | Кл. рук-ль | В течение года |
Мониторинг воспитательной работы
8 класс
Задача: уровень развития классного коллектива, самостоятельное выполнение поручений, доброжелательное отношение друг к другу
- Сочинение – анкетирование «Мое общественное поручение» по следующему плану:
« Как я понимаю значение поручения для меня, класса (школы)?»
« Хорошо ли я знаю свои обязанности по выполнению поручения?»
« Все ли я смогу сделать по поручению?»
«Мое отношение к дальнейшей работе по этому поручению».
Опыт работы показывает, что часто ребята не понимают смысла, не знают назначения своего поручения. Вот почему выяснение этого вопроса важно для педагога. Воспитатель не имеет права ждать, когда проявится та или иная оплошность, тот или иной отрицательный момент в поведении, в суждениях воспитанников. Педагогический процесс — активный процесс, поэтому необходимо предвидеть, предполагать, как будет развиваться каждый школьник, что получится в результате воздействия педагога, действий самих воспитанников, четко знать, чего достиг ребенок в своем развитии сегодня и на что его ориентировать в будущем. На решение вышеуказанных проблем как раз и направлен педагогический мониторинг.
- Сочинение (или анкетирование) на тему «Есть ли в нашем классе коллектив?».
Сочинение (или анкету) можно предложить написать по следующему плану.
• Какие стремления, мечты, интересы объединяют вас, одноклассников?
Чего удалось добиться общими усилиями? Какое участие в этом принимал лично ты?
• Оправдали ли твое доверие лидеры коллектива? Что сделал 1 бы ты на их месте?
• Есть ли в классе пассивные, равнодушные учащиеся? Что нужно сделать для их приобщения к жизни класса?
- Методика «Мишень»
Цель: узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть?
Круги условно обозначают активность ребят:
1-й круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива;
2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют;
3-й круг – активность и пассивность соседствуют, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете;
4-й круг – в делах класса участвуют редко и то в качестве зрителей;
5-й круг – избегают общих дел, отказываются участвовать в них.
Ребята должны отметить в 1-й мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени знаком «-», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны.
Результаты переносятся на две большие мишени, в круге мишени вписываются номера ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения. В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени располагается в 1-3 кругах. 2-я мишень расскажет о степени удовлетворенности ребят своей позицией в классе. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем то, которое они занимают, - это сигнал для классного руководителя для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.
- Изучение взаимоотношений в коллективе
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?
- поведение;
- учеба;
- личная неприязнь;
- нежелание понимать друг друга.
2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?
- да;
- нет;
- иногда.
3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса?
- да;
- нет;
- иногда.
4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу?
- неуспеваемость;
- конфликт с учителем;
- конфликт с одноклассниками;
- я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.
9 класс. Задачи: изучение профессиональной направленности личности в подростковом возрасте.
Занятие 1. Выбор и моделирование
Занятие проводится на творческой волне. Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание.
- Развитие навыков рефлексии.
- Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения.
Практическая работа: упражнение «Выбор», обсуждение составленных ситуаций.
Занятие 2. Темперамент и выбор профессии
Занятие сложное, насыщенное в плане теоретической информации. Учащиеся учатся обрабатывать результаты тестирования, что является для них новой формой работы. Учащиеся получают четкую инструкцию. Материал объясняется на понятном языке, при необходимости, трудные моменты, разъясняются. Главное, ребята должны понять, что «плохих» темпераментов не бывает.
- Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте.
- Изучение собственного темперамента.
- Развитие навыков работы с диагностическим материалом.
Практическая работа: диагностика темперамента по опроснику Айзенка, определение темперамента, силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов по аналитической схеме; составление схемы характеристик авторитарного, демократического и либерального стиля деятельности (лабораторная работа № 4).
Занятие 3. Интересы и выбор профессии
Занятие насыщено теоретической информацией. Учащиеся выполняют большой объем работы. Занятие является значимым для участников, так как по его результатам можно сделать вывод о широте и глубине своих интересов. Это важно и с точки зрения оказания помощи при определении профиля обучения в 10-м классе. Важен психологический настрой на серьезную работу.
- Изучение участниками собственных интересов.
- Развитие навыков рефлексии.
- Формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.
Практическая работа: работа с методикой «Карта интересов», которая представляет собой модифицированный вариант методики А.Е. Голомштока; выявление познавательных интересов; анкета изучения познавательных интересов и профессиональной направленности.
Занятие 4. Профессиональный тип личности
На занятии учащиеся работают с тестами, а также получают информацию о типичных ошибках, которые допускают молодые люди при выборе профессиональной деятельности. Есть замечательное правило, которое гласит: «Предупредить – значит вооружить».
- Определение своего профессионального типа личности.
- Развитие рефлексии.
- Совершенствование навыков по работе со стандартным инструментарием.
- Формирование навыков целеполагания и планирования.
Практическая работа: тест «Профессиональный тип личности», тест «Изучение профессиональной направленности»
Занятие 5. Деловая игра «Кадровый вопрос»
Занятие – автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования. Проходит в атмосфере творческого и эмоционального подъёма и вызывает искренний интерес у участников. Учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).
Информация о профессиях дана в разных ключах. Это сделано для того, чтобы учащиеся имели возможность делать осознанный выбор, сопоставляя информацию о профессиях. Для этого учащимся раздаются две карточки: одна – с детализированной характеристикой професии, другая - обобщенной. Участникам необходимо выделить требования, которые предъявляет эта профессия к личности кандидата.
- Знакомство с новыми профессиями на ранке труда.
- Развитие навыков целеполагания и планирования.
- Формирование информационного пространства.
Практическая работа: проведение игры «Кадровый вопрос», дискуссия по результатам, выполненных заданий.
Занятие 6. Как достичь успеха в профессии
Занятие дает возможность участникам увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы.
- Формирование информационного пространства.
- Развитие навыков рефлексии.
- Развитие мотивов самоактуализации.
Практическая работа: упражнения «Паутина», «Деловые качества», «Веер»; анкета «Мой выбор».
Литература:
- Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя/Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова.-М.: Просвещение,2011
- Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
- Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
- Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5 –11 классы. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Москва, «ВАХО», 2006
- Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся. Самара,
Сам ГПУ, 2000.
- Справочник классного руководителя 5-11 классы Н.И. Дереклеева. Москва, «ВАКО», 2005
- Туник Е.Е., Опутникова В .П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.-СПб.: Речь,2005
- Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/И.В.Цветкова._М.: Просвещение,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...