Перспективный план развития классного коллектива
методическая разработка (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа
развития классного коллектива
на 2011- 2015 уч. г.
Классный руководитель 5-в класса
Лашкова Евгения Александровна
Пояснительная записка.
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо
ни с каким другим.
Демокрит
Предлагаемая программа воспитательной работы реализует следующие принципы:
- Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
- Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка.
- Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
- Взаимодействие должно быть справедливым и объективным
- Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
Направленность программы заключается в гуманистическом воспитании:
- Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
- Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.
- Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
- Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
- Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.
Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс традиций класса, которые положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ воспитательной работы состоит в возможности изучения коллектива поэтапно, на каждой ступени развития по выбранным заранее направлениям.
Актуальность программы состоит в важности включения выбранных педагогом направлений для своей воспитательной работы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что существует возможность поэтапного изучения коллектива, коррекции воспитательной работы по мере изменения возрастных особенностей школьников.
Цель программы:
наиболее полно реализовать задачи воспитательной работы, чтобы она не готовила почвы для негативных явлений, а предупреждала их появление.
Возраст учащихся: от 11 лет и старше (учащиеся 5–9 классов)
Продолжительность и этапы воспитательной работы.
Программа рассчитана для воспитательной работы классного руководителя с 5-й по 9-й класс. План работы на год варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты
На первом этапе развития личности 5–6 класс:
– лидерские качества;
– сплоченность коллектива.
На втором этапе развития личности 7–9 класс:
– способность включения в работу;
– способность к выполнению намеченных целей;
– способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;
– формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Содержание программы.
Направления воспитательной работы классного руководителя (5-9 классы)
Направление | Цель направления | Деятельность классного руководителя в этом направлении |
“Здоровье” | Показать ребенку, семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных и душевных сил, для профессионального становления |
|
“Взаимодействие” | Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения. |
|
“Нравственность” | Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли. |
|
“Интеллект” | Помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии. |
|
“Досуг” | Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Необходимость развития инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности. |
|
“Семья” | Просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Использование в работе с родителями так называемую, предваряющую реакцию. |
|
Основные формы деятельности:
| Основные виды деятельности:
|
Поручения учащихся
Редактор классной “Книги рекордов Гиннеса” – человек, который занимается рассмотрением заявок на рекорд и внесением их в классную “Книгу рекордов Гиннеса”.
Хозяин классного бюро проката – человек, в распоряжении которого находятся необходимые письменные принадлежности, которые ребята часто забывают дома. Он должен помочь в трудную минуту. Это дает возможность сохранить время и ритм урока.
Хранители знаний класса – ребята, которые имеют отличные знания по разным предметам и которые могут дать консультацию тем, кто испытывает трудности и чувствует себя неуверенно в этом предмете.
Нетрадиционное включение в программу воспитательной работы. Список поручений учащихся может пополняться в зависимости от желания учащихся и их целесообразности.
Заповеди класса:
НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.
МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.
НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.
ПОМНИ:
- Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.
- Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
- Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
- Поспешишь – весь класс насмешишь.
- Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
- Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»
«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»
- Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
- Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
- Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
- Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
- Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
- Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
- Помогай учителю в организации досуга.
- Принимай участие в ежедневной уборке класса.
- Не будь в стороне от интересных дел.
- Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
- Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
- Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.
«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»
(Пайэтт)
Традиции класса, которые могут творить чудеса
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?
1. Это традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания:
“Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!”
“Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!”
Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.
2. Это традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класса:
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим?
Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать,
чтобы оно стало лучше?
Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:
а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.
3. Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.
Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
4. Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса пишут сочинения на тему “Моя школа в моей жизни”, а в конце учебного года –“Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь”, “Самый интересный урок в этом учебном году”, “Учитель, рядом с которым всегда тепло”.
5. Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
6. Это традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) Учиться честно говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.
7. Это традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.
Список традиций класса можно было бы продолжить. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.
Программа развития классного коллектива
Введение
В формировании подрастающего поколения главную роль играет школьный коллектив. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам. Школа которая с разной степенью успеха помогает семье в воспитании личности ребёнка. Именно здесь при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.
Программа определяет уровень овладения школьниками знаний, умений, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие. Даёт основные направления воспитания защитника Родины. Повышает ответственность перед обществом за свои поступки, уважать законы и нормы общественной жизни.
Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни.
Для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.
Цели программы:
-формирование классного коллектива, актива класса;
- стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;
- воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;
- изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.
Задачи программы:
-пробуждение интереса у детей и родителей к совместному творчеству;
- создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;
- содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;
- оказание помощи семье в вопросах самообразования детей.
Программа состоит из нескольких разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.
Основные направления и особенности воспитания
1. Учебно – познавательное воспитание.
Цели: -формирование ценностного отношения к знаниям;
- воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.
Задачи:
-выработать у школьников ответственное отношение к учебе;
- развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
- формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность.
Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира. Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время. Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению. Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. Воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания.
Воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке. Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учебе.
2. Патриотическое воспитание.
Цель: воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.
Задачи:
- развитие ребёнка как члена общества;
- формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям.
- воспитание у детей любви к родному краю, к своей родине, к своему народу.
Изучение родного края от родного порога до глобальных проблем страны. Люди, прославившие Россию, Чувашию, родное село. Наша страна. Мы в истории и современной жизни страны. История моей семьи в истории моего села. Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений.
Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы. Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации. Человек как патриот своей Родины. Борьба за мир и дружбу между народами.
3. Гражданское воспитание.
Цели:
- формирование правовой культуры учащихся;
- формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;
- формирование у детей нравственных качеств: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим.
Задачи:
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;
- создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков. Представление о гражданстве России, Конституциях Российской Федерации и Чувашской Республики, важнейших законах страны. Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. Формирование у учащихся нравственных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Формирование и развитие в ребёнке: - чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим; - отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению; - протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других. Ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка. Ученик должен: - усвоить правовые нормы своего поведения; - знать, кто и как защищает права человека; - уважать права другого человека; - знать, кто защищает права ребёнка; - знать, куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.
4. Семья – ячейка общества.
Цели:
- воспитание любви к родителям;
- налаживание хороших связей между семьёй и школой.
Задачи:
- создание духовной близости, теплоты между детьми и родителями;
- создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями.
Формирование представления о семье и обществе.
Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за общее благо. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы. Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.
5. "Природа".
Цели:
- формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
- формирование экологического сознания школьников.
Задачи:
- выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
- выработать навыки природоохранного поведения в окружающем мире.
Продолжение знакомства с окружающей природой. Природа - основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей. Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё. Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека. Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов. Помнить правила поведения в природе. Ученик должен: - участвовать в природоохранительных мероприятиях; - уметь рассказывать о природе своего края; - знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности; - знать Красную книгу России и Чувашии; - знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы; - знать организации по охране природы; - знать меры по охране природы.
6. Трудовое воспитание.
Цели:
- формирование трудовых навыков школьников;
- воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.
Задачи:
- воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;
- воспитание бережливости, экономного использования средств.
Понятие о трудовых нормах жизни: учебный труд, труд в семье. Труд - постоянная забота о человеке и о себе. Труд - источник обеспечения средствами существования. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям. Физический труд и умственная работа. Формирование у учащихся не только исполнительской, практической, но и познавательной самостоятельности, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость. Ученики должны: - уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время; - уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени; - уважать и ценить труд людей.
7. Эстетическое воспитание
Цели:
- воспитание эстетических чувств у детей; - приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
- привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;
- знание различных видов искусства;
- привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях. Развитие у детей общих художественных и изобразительных способностей, творческого воображения, стремления к гармонии внешней и внутренней. Формирование восприятия и понимания музыки и изобразительного искусства. Формирование знаний о культуре народа, разнообразии и красоте (резьба, роспись по дереву, вышивка и т.д.). Развитие интереса к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти. Русские писатели, учёные, путешественники о Чувашии и культуре её народа в прошлом и настоящем. Участие в беседах о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях, кино, концертах. Участие в организации и проведении народных праздников, игр, обрядов, юбилейных и памятных дат в культурной жизни села, страны, мира. Выпуск стенгазет. Ученик должен: - любить и хранить национальную культуру, уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов Чувашии, своего края, России и других стран.
8. "Я и моё здоровье".
Цель: - воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.
Задачи: - овладение навыками общей физической культуры; - развитие двигательной активности;
- профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.
Формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья. Укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.
9. "Моя безопасность".
Цель:
- формирование культуры безопасного поведения.
Задачи: - формировать у ребёнка положительные навыки, из которых складывается бытовая культура безопасности человека. Формирование у учащихся навыков аккуратности, ответственности за совершенные поступки. Формирование внимания к огню, запаху газа или опасным предметам. Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге. Знание правил оказания первой помощи, правил дорожного движения, сигналов оповещения о ЧП, номеров телефонов экстренных служб.
Литература
Закон Российской Федерации "Об Образовании".
Закон Чувашской Республики "Об образовании".
Республиканская программа "Сельская школа Чувашии"
Спутник классного руководителя. Пособие для учителя -М.: Просвещение.
Мониторинг результативности воспитательной программы.
Диагностика в воспитательной работе классного руководителя
Приложение 1.
Направление «Здоровье»
Таблица
Вид недомоганий, которые я испытываю | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
Сонливое состояние | ||||
Раздражительность, невозможность сосредоточиться | ||||
Головные боли | ||||
Боли в желудке | ||||
Головокружение |
Заполнив эту таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой, может помочь снизить определенную степень перегрузки учеников.
Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в начале каждой четверти. Затем проводить индивидуальные беседы с учителями-предметниками и родителями.
Приложение 2.
Направление «Взаимодействие»
Диагностика классного руководителя в этом направлении начинается с изучения детского коллектива и определения степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
1.Социометрическое исследование коллектива (5-7 класс).
а) Кого из ребят класса ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?
б) С кем из ребят класса ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?
в) Кому из ребят класса ты мог бы доверить свою тайну?
г) Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого бы ты перевел в другой класс?
2. Анкета «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».
№ п/п | Вопросы | Учителя-предметники | |||||
математика матем. | Ин.яз. | история | география | … | … | ||
1. | Как поступит учитель, если ты не подготовишься к уроку? | ||||||
2. | Как поступит учитель, если ты ответишь хорошо? | ||||||
3. | Как бы ты поступил на месте учителя в первом и втором случаях? |
Анкета позволяет выявить, что же думает ученик о том, как в зависимости от его успеваемости относится к нему учитель. Классный руководитель может посетить уроки учителей – предметников и посмотреть, насколько мнение учащегося совпадает с реальным положением дел.
3.Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников».
Признаки коммуникативной культуры | Предметы | Баллы |
Интересно излагает материал | ||
Терпеливо поясняет сложные места | ||
Доступно излагает трудный материал | ||
Умеет поддерживать интерес класса к предмету | ||
Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог | ||
Создает ситуацию для самостоятельной работы | ||
Предлагает творческие задания | ||
Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам | ||
Проявляет уважение к своим коллегам | ||
Справедливо оценивает возможности каждого ученика | ||
Создает ситуацию успеха каждому ученику | ||
Сумма баллов |
Эта анкета позволяет педагогу увидеть урок глазами ребенка, узнать, как он оценивает своих учителей, определить объективность этой оценки и направления коррекционной работы с классом и отдельными учениками.
4. Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале:
4- совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
1. Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки.
2. В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.
- Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.
- В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.
- Нашего ребенка в школе никто не унижает.
- Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.
- Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.
- У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.
- В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.
Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно после первой четверти. Затем проводить индивидуальные беседы с учителями-предметниками и отдельными учениками.
Приложение 3.
Направление «Нравственность»
Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.
- Методика неоконченных предложений
Продолжить предложения:
Добро – это …. Открытость – это ….
Зло – это …. Подлость – это …
Любовь – это … Совесть – это ….
Ненависть – это …. Наглость – это …
Дружба – это … Порядочность – это ….
Враждебность – это… Право – это ….
Честность – это … Обязанность – это ….
Хитрость – это ….
Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)
- Методика изучения воспитанности школьников
«Хранилище человеческих качеств»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.
Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.
Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.
В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.
Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.
Таблица 1.
№ п/п | Ф.И. учащегося | Положительные качества | Отрицательные качества |
1. | |||
2. |
На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплённые нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещё сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.
Заполняется следующая таблица.
Таблица 2.
№ п/п | Ф.И учащегося | Закреплённые положительные качества | Отрицательные качества, которые ещё существуют в классе |
При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.
Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в течение первой четверти. Затем производить коррекцию в направлении нравственного роста личности и коллектива.
Приложение 4.
Направление «Интеллект»
Выполняя направление «Интеллект», классный руководитель работает с классом не один год. На разных возрастных этапах своих подопечных он решает разные задачи, но у этих задач есть одна главная цель — развитие рефлексивных умений учащихся. Ведь умение рефлексировать поможет ученику изменить самооценку, сформировать самокритичность, способность к самосовершенствованию.
Изучение рефлексивных умений ученика начинается с диагностики, она не отличается большой сложностью и в то же время дает учителю возможность немало узнать об интеллектуальных умениях ребенка. Задача такого диагностического прогнозирования — определить способности ребенка к самообразованию и самовоспитанию.
С чего начинается диагностика классного руководителя? В первую очередь, с изучения учебной мотивации учащихся и их отношения к учебным предметам. Это позволяет выявить приоритеты учебных интересов учащихся, скорректировать профессиональную деятельность педагогов, работающих в классе.
1. Качества, которые были бы тебе необходимы на пути к самосовершенствованию
Здесь дано описание качеств, развить которые было бы неплохо каждому человеку для его продвижения к цели.
Тебя будут оценивать учителя, классный руководитель и ты сам. Затем мы вместе обсудим, в какой степени ты близок к идеалу.
Качества, необходимые для самосовершенствования | Самооценка | Оценка учителей | Оценка классного руководителя |
1. Заинтересованность Тебе очень интересно учиться в школе. | |||
Твоя заинтересованность проявляется в любознательности. |
2. Ответственность Ты сам отвечаешь за приход на уроки вовремя, за выполнение всех учебных и внеучебных работ, запланированных тобой. | |||
Ты умеешь разумно планировать время на уроки и на отдых. | |||
Ты понимаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам. | |||
Ты отвечаешь за наличие учебных материалов к занятиям и за сроки их сдачи, за результативность своей работы на уроке. | |||
3. Самостоятельность | |||
Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу. | |||
Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно. | |||
Критически оцениваешь полученные результаты. | |||
4. Сосредоточенность | |||
Ты углубляешься в работу над заданием и способен сохранить внимание до получения необходимых результатов. | |||
Во время работы ты не отвлекаешься на посторонние дела. | |||
5. Инициативность | |||
Ты активен в учении. | |||
Закончив одно задание, просишь другое. | |||
Охотно берешься за общешкольные и классные задания. | |||
Предлагаешь свои варианты выполнения учебных заданий. | |||
6. Сотрудничество | |||
Ты ответственно относишься к общению с другими людьми. | |||
Ты активен индивидуально и в группе. | |||
Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех. | |||
7. Требовательность | |||
Ты работаешь на уроке, добиваешься высокого качества своей работы. | |||
Ты справедлив в оценке своих результатов. | |||
Ты можешь в любой ситуации сделать справедливый вывод. | |||
8. Взаимодействие с другими людьми | |||
Ты доброжелателен к другим людям. | |||
Ты терпим и ответственен, желаешь хороших взаимоотношений в ситуации. | |||
Ты стараешься помочь в решении конфликтных ситуаций и конфликтов. | |||
9. Этот пункт ты можешь заполнить сам, его могут заполнить учителя, если ты проявишь качества, которых нет в пунктах 1—8. |
2.Твои творческие достижения в этом учебном году
№ | Достижения (примерный перечень) | Оценка учителя | |||||
I чет- верть 1 четверть | II чет- верть | III чет- верть | IVчет- верть | За год | |||
1. | Участие в написании рефератов. | ||||||
2. | Участие в написании докладов. | ||||||
3. | Участие в предметных конференциях. | ||||||
4. | Участие в работе школьных и внешкольных предметных научных обществ. | ||||||
5. | Участие в олимпиадах по предметам. | ||||||
6. | Участие в предметных вечерах. | ||||||
7. | Участие в предметных неделях. | ||||||
8. | Участие в предметных викторинах, турнирах, брейн-рингах, КВНах. | ||||||
9. | Участие в исследовательской работе (по предмету, дополнительной работе по предмету). | ||||||
№ | Твоя деятельность | Оценка классного руководителя | |||||
I чет- верть | II чет- верть | III чет- верть | IVчет- верть | За год | |||
10 | Участие в классных часах. | ||||||
11 | Участие в конкурсах. | ||||||
12 | Участие в праздниках класса и школы. | ||||||
13 | Участие в концертах. | ||||||
14 | Участие в трудовых делах класса и школы. | ||||||
15 | Твоя учебная и внеклассная творческая деятельность. |
Приложение 5.
Направление «ДОСУГ»
Для выполнения этого направления можно использовать нетрадиционные формы оперативной диагностики.
1.Рейтинг внеклассных дел
Рейтинг внеклассных дел проводится в конце четверти или в конце учебного года.
На доске изображен круг. В этот круг ребята вписывают те дела, которые им были интересны в этом учебном году. После выполнения этой совместной работы ребята должны проранжировать эти мероприятия.
После того как ребята сделали свой выбор, экспертная группа определяет три дела, которые более всего понравились ребятам. Учащиеся класса должны попытаться назвать преимущества этих мероприятий перед другими, кроме того, класс отмечает тех ребят, которые проявили инициативу и активность в подготовке и проведении этих мероприятий.
Такая активная диагностика позволяет определить внеучебные интересы учащихся, их желание проявить собственную ответственность и активность.
2. Защита авторских проектов
Очень интересной формой диагностики интересов учащихся может стать защита авторских проектов. Класс делится на микрогруппы. Каждая группа получает задание по тем направлениям плана воспитательной работы, которые имеет педагог, например, «Семья», «Досуг». Учащиеся должны подумать и предложить мероприятия в этом направлении. Как правило, дети подходят к этой работе творчески и с большим удовольствием. Им нравится, что классные дела предлагаются не взрослыми, а планируются ими самостоятельно. Полезность этой деятельности детей состоит еще и в том, что она отметает формализм и стереотипы в работе с классом, дает возможность ребенку пофантазировать и представить себя в том или ином деле, рассчитать свои силы и возможности. И самое главное — такая деятельность развивает у ребенка ответственность и рефлексивные умения.
3. «Сказочный цветок»
Большой интерес вызывает у учащихся и такая форма диагностики, которую можно условно назвать «Сказочный цветок». На большой лист ватмана прикрепляется цветок, его лепестки зашифрованы. В одном из лепестков ребенок находит заглавную букву своей фамилии; второй лепесток определяет его участие в том или ином мероприятии, которое планируется в четверти; третий лепесток определяет группы ребят, которые будут участвовать в подготовке того или иного классного мероприятия; четвертый лепесток определяет сроки подготовки мероприятий, а пятый определяет форму проведения мероприятия. Такая организация работы с классом уместна на среднем этапе обучения, особенно в 5-м классе. Эта диагностика позволяет наблюдать за учащимися, видеть проявления их личных качеств в конкретной ситуации, которую предложил педагог.
Большое значение имеет анализ внеклассных мероприятий, который проводит классный руководитель совместно с учащимися. Естественно, что после каждого совместного дела классный руководитель задает учащимся следующие вопросы:
- Как вы считаете, то, что мы с вами сделали, это интересно или не
интересно, нужно или не нужно, важно или не важно? - Вам понравилось то, что мы сделали, или нет? Если да, то почему, и
если нет, то тоже почему? - Как сделать так, чтобы в следующий раз то, что мы делаем, было
полезнее и интереснее?
Приложение 6.
Направление «СЕМЬЯ»
Изучение взаимоотношений в системе «родители — ребенок»
Это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся. Там можно определить темы родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, совместных мероприятий учащихся и родителей.
Анкета № 1
- Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
- Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете
самыми главными?
- Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
- Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с
помощью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя
помочь ребенку их исправить?
- Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного
года? через три года? в год окончания школы?
Анкета № 2
Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, ее нравственные приоритеты.
Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас.
Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее:
- питание;
- здоровье;
- друзья;
- работа;
- учеба;
- взаимоотношение с родными;
- любовь;
- деньги;
- образование;
- жилье.
Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребенка можно использовать ассоциативный тест «Ребенок глазами родителей, семья глазами ребенка». Это изучение необходимо проводить параллельно как с детьми, так и с родителями.
Вариант № 1. Опрос родителей
Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя Вашего ребенка?
Вариант № 2. Опрос детей
Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, поможет определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. Но результатам исследования можно и нужно проводить тематические консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей. Например, проблема детской тревожности и неуверенности; проблема общения взрослых и детей, проблема отсутствия познавательного интереса у отдельных учащихся.
Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет по-иному взглянуть ни ребенка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план развития классного коллектива
Перспективный план работы с классным коллективомЦели и задачи воспитательной работы Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического...
Перспективные план развития классного коллектива 2014
В материале отражены основные направления работы классного руководителя в плане развития и становления ученичесого старшеклассников коллектива....
План развития классного коллектива. Направление ЗОЖ.
Программа развития 7 класса с общим направлением "ЗОЖ"....
План социального развития классного коллектива 2014-2015 учебный год
воспитательный план...
Выступление на школьном метод объединении классных руководителей "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ."
В работе описаны принципы формирования классного коллектива и этапы его развития...
Программа развития классного коллектива классного руководителя
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...