Программа классного часа на тему: "Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом".
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа классного часа на тему: "Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом" с презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа.
Программа классного часа на тему: « Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом».
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №14 г. Красногорска
Масленникова В.В.
.
Москва 2013
2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- Актуализация темы…………………………………………………………стр. 3
II. Пояснительная записка……………………………………………………..стр. 5
- Педагогическая новизна представленной программы.
- Основные методы.
- Ожидаемый результат.
III. Структура классного часа…………………………………………………стр. 8
IV. Ход занятия………………………………………………………………..стр. 11
- Введение в тему занятия.
- Работа над темой занятия.
- Выводы
V. Итог…………………………………………………………………………стр. 24
Приложение…………………………………………………………………...стр. 25
Литература……………………………………………………………………..стр. 26
3
Программа классного часа.
Тема: «Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом»
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.
Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Конфликты взрослых, детей и подростков часто ведут к насилию. Запугивание, драки, в том числе и со смертельным исходом – приметы жизни некоторых школ и дворовых компаний.
Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват?
Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Другое дело - как относиться к конфликту. С одной стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С другой стороны – конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы.
4
Каким же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей?
Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать. Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным:
- проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
- проблемы социального плана (потеря семьи, потеря себя).
В ходе классного часа «Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом» обсуждается значимость данной темы для старшеклассников, рассматривается природа конфликта, определяются положительные и отрицательные стороны конфликта, методы выхода из конфликта. Подростки знакомятся с понятием «компромисс», овладевают первичными умениями выхода их конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя и оппонента, учатся взаимодействовать друг с другом.
Для более подробного рассмотрения данной темы разработана серия мероприятий:
- Серия классных часов: «Конфликты в нашем классе», «Проблемы отцов и детей» (как подготовительный этап к родительскому собранию «Конфликты с собственным ребенком…»), «Учитесь властвовать собой»
- Родительское собрание «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»
- Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»
- Диспут «Преступление и наказание».
5
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного классного часа:
форма проведения: работа в группах сменного состава
место проведения: классная комната,
время проведения – 1 час 20 минут.
Работа в группах сменного состава – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме, способствующая овладению первичными умениями компромисса.
Общий план работы предполагает соблюдения правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т.д.
Каждое занятие заканчивается созданием «итогового продукта»: памятка по теме, общие правила и т.д. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны для всеобщего обозрения.
Педагогическая находка (новизна) представленной программы в том, что такая форма работы наиболее интересна детям, потому что позволяет без назиданий познакомить их с методами и приемами разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте познакомиться с искусством компромисса; помогает погрузить детей в среду позитивного общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога и детей класса. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют детям взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.
6
Основные методы:
В работе используются, прежде всего, психолого-педагогические методы. Предполагаются только те упражнения и задания, которые может провести педагог без специального психологического образования.
- Тематические беседы
- Диспуты
- Групповая дискуссия
- Метафора
- Совместные задания (подгрупповые и групповые формы работы)
Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, карточки, белая бумага .
Формы контроля:
- Рефлексия.
- Итоговый продукт каждого занятия.
- Выполнение совместных заданий, результаты групповых дискуссий, диспутов.
Ожидаемый результат
– овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации;
- осознание того, что главная способность в конфликте - способность к конфронтации – объяснению:
- отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
- стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;
7
- стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
- Сплочение коллектива.
- Снижение количества конфликтных ситуаций внутри классного коллектива.
Данная программа рассчитана на её творческое использование. Классный руководитель вправе варьировать способы подачи материала, исходя из конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей, их общего развития и интересов.
8
III. СТРУКТУРА КЛАССНОГО ЧАСА.
1. Приветствие.
Цель: создание атмосферы доброжелательности
2. Вступительная часть
Цель: Формирования мотивации к работе посредством создания проблемных ситуаций.
2. Основная часть.
Цель: Решение поставленных задач посредством различных методических приемов.
3. Подведение итогов
Цель: Рефлексия полученных знаний (групповая работа, совместно выработанное решение и т.д.)
Структура занятия
Этап | Формы и методы | Ожидаемые результаты |
Iэтап. Введение | Объяснение учителя, постановка проблемы, работа с эпиграфом. | Учащиеся должны понимать цели и задачи. |
IIэтап. Работа с понятиями. | Работа в группах с мудрыми изречениями. | Осмысление учащимися понятий: «конфликт», «стороны конфликта», «выбор», «компромисс». |
IIIэтап. Изучение основной проблемы. | Работа в малых группах:
| Учащиеся усвоят основные понятия, сумеют проанализировать сложившуюся ситуацию в классе, осмыслять значимость сложившейся проблемы; научатся прогнозировать то, что может случиться в результате принятия того или иного решения. |
IVэтап. Итоговая дискуссия. | Обсуждение итогов работы в малых группах. | Учащиеся увидят последствия вариантов выбора. |
Vэтап. Заключение | Работа в малых группах: 1.написание памятки | Учащиеся должны суметь сформулировать выводы, показать понимание того, что они приобрели новые умения делать выбор. |
Цели:
- Формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
- Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
- Решение проблемы сплоченности класса.
Задачи:
- Дать характеристику понятия «конфликт».
- Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
- Познакомиться с методами выхода из конфликта.
- Дать определение понятия «компромисс».
5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.
Оборудование:
презентация «Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом»;
инструментальная музыка;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
карточки для групповой работы;
Памятки.
11
IV. ХОД ЗАНЯТИЯ.
1) Введение в тему занятия.
В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.
Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)
- Чтение цитаты. (Показ слайда № 3)
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так – смирись,
Будь умнее - улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно…
Омар Хаям
- Чтение притчи.
Иногда для того, чтобы решить проблему, нужно потратить очень много времени, а иногда бывает достаточно одного разговора. Почему так случается? На этот вопрос мне хочется рассказать вам, уважаемые читатели, одну интересную притчу, которая поможет понять вам суть ответа.
Как-то раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
Ученики задумались, потом один из них произнёс:
- Потому, что они теряют спокойствие.
12
- Но зачем нужно кричать, если другой человек находиться рядом с тобой? - снова спросил Учитель. – Может, лучше поговорить с ним тихо? Зачем нужно кричать, если человек рассержен?
Ученики снова стали предлагать свои ответы не этот вопрос, но ни один из ответов не устроил Учителя. После того, как ответы учеников иссякли, Учитель сказал:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются друг от друга. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
Что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Надеюсь, что эта притча, поможет вам понять, что происходит, когда возникают конфликты и споры. Любая ссора отдаляет людей друг от друга, и чем больше вы кричите, тем больше отдаляете от себя того, которому так хотите сказать что-то важное. Поэтому, если вы продолжите громко выяснять отношения, то вполне может настать тот день, когда вы просто не сможете докричаться друг до друга.
- Беседа.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?
13
Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
- Сообщение целей и задач занятия.
Цели:
- Предупреждение конфликтов в подростковой среде.
- Сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
- - определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
- - Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
- - Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
- - Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций.
Упражнение «Да – нет» ( Слайд №4)
14
-А теперь разыграем другую ситуацию.
(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).
-Я дежурил вчера.
-Нет.
-Дежурил.
-Нет.
-Да.
Нет и т.д.
-Конфликт ли это? Почему?
Ученик дают варианты ответа.
-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.
2) Работа над темой занятия:
1.Определение понятия «конфликт».
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
-Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №5)
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.
Уильям Линкольн.
КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
15
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?
16 Тест «Конфликтная ли вы личность?»
17
Ключ к тесту. (а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов. 22 – 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица. 12 – 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки конкретности, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент (Слайд №12). Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. (Пример конфликта) 18 как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Ребята, давайте попробуем выяснить причины конфликтов? Работа в группах. - Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Слайд №16
19 возникла конфликтная ситуация.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайда №16. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. (Показ слайда №17)
При правильном обращении он может быть полезен познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию. ( Слайд №18 – 20) Игра «Триада» (интерактивная игра в группах). -Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада». В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс. Сейчас мы образуем три группы: 20 I группа состоит только из девочек; II группа состоит только из мальчиков; III группа состоит из мальчиков и девочек. Карточки для групп. Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении. Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса. Инструкция для медиаторов
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут. На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности. 21 Вопросы к участникам игры:
-способность уступать; -наглость; -трусость; -равнодушие; -мягкотелость; -стремление к справедливости; -миролюбие. - Выводы (Показ слайда №21,22) Слайд №21 Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности. Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? Давайте попробуем вместе выработать правила поведения в конфликте 22
Любите себя и не позволяйте злости вырываться наружу. |
23
Вопросы к участникам игры:
- Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
- Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:
-способность уступать;
-наглость;
-трусость;
-равнодушие;
-мягкотелость;
-стремление к справедливости;
-миролюбие.
24
V. Итог.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков. ( Слайд №24 )
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
- «Да» – красный квадратик
- «Нет»– черный
- «Сомневаюсь» – зеленый
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни. ( Слайд №25 )
25
Приложение.
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.
26
Литература:
- Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.
- Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва, 1995г.
- Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.
- Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.
- Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др. Москва, «Просвещение», 1991г.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб. , 2000.
- Родительские собрания в 5-11 классах. Н.И.Дереклеева. Москва, издательство «Вако», 2005г.
- Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — СПб: ВИС. 1994.
- Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В. Кутасовой. 1994.—
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384916-1389969452.jpg)
Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Размышление о воспитании толерантности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-702767-1598883408.jpg)
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-321811-1544183694.jpg)
Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»
Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреждения конфликт...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/15/picture-1173033-1668528491.jpg)
Сценарий классного часа. Формирование общего видения и кодекса взаимодействия класса.
Формирование общего видения и кодекса взаимодействия класса. Персонализированная модель образования "Сберкласс"...
Конспект классного часа для 5 класса на тему «Книга - наш лучший друг»
Конспект классного часа для 5 класса на тему «Книга - наш лучший друг»...
Комментарии
Рецензия
Уважаемая Виктория Витальевна! Спасибо Вам за очень интересный, а главное нужный материал. Тема очень актуальна. Спасибо, что делитесь своим опытом.