Проблемы сексуальных отношений старших школьников
классный час по теме
Цель занятия:
1.Оценить позицию школьников по вопросу ранних сексуальных отношений.
2.Сформировать убеждение в рискованности сексуальных отношений в раннем возрасте.
3.Выработать навык противостояния манипулированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_seksualnykh_otnosheniy_starshikh_shkolnikov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по программе
«Семейное и половое воспитание»
«ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Для учащихся 10-11 классов.
Педагог – психолог: Алексеева Н.С.
«Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать»
Монтень
Цель занятия: 1.Оценить позицию школьников по вопросу ранних
сексуальных отношений.
2.Сформировать убеждение в рискованности сексуальных отношений в раннем возрасте.
3.Выработать навык противостояния манипулированию.
Ход занятия:
Этап 1. Мотивация.
- Считаете ли вы проблему сексуальных отношений несовершеннолетних важной и значимой для себя?
- Хотели бы вы получить информацию по этому вопросу и поучаствовать в обсуждении проблемы?
Этап 2. Оценка знаний подростков по данному вопросу.
-Как относятся взрослые (учителя, родители) и государство к сексуальным отношениям несовершеннолетних?
- Отрицательно!
- А почему?
Учащиеся перечисляют причины отрицательного отношения.
- Таким образом, могу ли я сказать, что такое поведение является рискованным?
- Какой же риск подобного поведения можно выделить?
Виды риска: 1. Физический (ЗППП, беременность, физическое насилие).
2. Психологический (психологическая травма).
3. Социальный (доброе имя).
- Считаете ли вы эти риски реальными?
Этап 3. Преподнесение новой информации.
Чтобы вы еще раз убедились в реальности риска, предлагаю вам поучаствовать в одной маленькой игре. Я предлагаю вам немножко побыть сочинителями и всем вместе сочинить одну историю. Это будет история любви. Давайте выбреем имена для героев. Пусть это будут имена, не встречающиеся в вашем классе, чтобы никому не было обидно.
Итак, девушку звали …, а юношу … . Им было … лет, они познакомились … и подружились. Они были знакомы уже … , когда решили, что они любят друг друга, хорошо знают и доверяют друг другу, их отношения стабильны и они уже могут перейти к более интимной фазе любви. Как честные и искренние партнеры, они, прежде чем вступить в сексуальные отношения решили рассказать друг другу о своем предыдущем опыте.
Первым начал … . Он признался любимой, что у него раньше были сексуальные отношения с …партнершами. (Краткая история взаимоотношений с прежними подругами, которых, как он сейчас понял, наш герой, по-настоящему не любил). Девушка тоже призналась, что у нее есть небольшой сексуальный опыт отношений с … партнерами. (История отношений девушки), но сейчас она поняла, что все, что было раньше - это несерьезно.
Далее на доске вычерчивается схема сексуальных отношений партнеров, в результате чего получается разветвленное «дерево отношений».
Обсуждая полученный результат, ведущий сообщает подросткам, что на слизистых оболочках организма человека всегда живут грибки, бактерии и вирусы и при контактах двух тел происходит обмен этой микрофлорой. Например, микробиологи подсчитали, что при поцелуе влюбленные обмениваются двумястами бактериями.
На слизистых оболочках половых органов могут жить около 200 видов различных микроорганизмов, среди них могут быть и очень патогенные, и те, которые могут вызвать заболевание при ослаблении иммунитета, такие как грибки (молочница) или вирусы (герпес). Однажды попав на слизистые, они остаются там надолго, многие навсегда. В особенно опасном положении оказываются юные любовники, так как так называемый местный иммунитет, у них еще слаб и плохо защищает покровы половых органов от внедрения чужих микроорганизмов. Это значит, что практически вся чужая микрофлора остается жить в юном организме и чаще, чем у взрослых вызывает заболевания и осложнения. А посмотрев на построенное нами «дерево отношений», можно понять, что когда двое вступают в интимные отношения, они вступают в «отношения» с микрофлорами всех бывших половых партнеров своих любимых, то есть фактически, обмениваются с ними микрофлорой и обретают ее навсегда.
Этап 4. Ориентирование стратегии действия.
- Вы расстроены? Все так грустно и выхода нет, нельзя защитить свое здоровье и благополучие? Можно? И я уверена: вы знаете как!
- Нужно использовать презерватив. Он достаточно надежно защитит и от заражения и от нежелательной беременности.
- Все правильно, это достаточно надежная защита. Знают ли об этом подростки? Конечно, знают! Но почему же тогда и у нас и во всем мире не снижается, а растет число ранних беременностей у девочек и венерических заболеваний у молодежи?
Ведущий выслушивает предположения участников дискуссии и предлагает им историю разрешения данной проблемы в Голландии. Суть истории состоит в том, что для решения проблемы ранних беременностей и профилактики венерических заболеваний среди молодежи правительство Голландии разработало программу, которая предполагала информирование молодежи о путях передачи инфекции и способах защиты от нее и бесплатную раздачу презервативов юношам в местах учебы и массового отдыха.
- Как вы думаете удалось ли правительству решить проблему?
- Нет! А как вы думаете, почему?
Ведущий выслушивает мнения детей, а затем предлагает результаты исследования ученых. Причина лежит в особенности психологии подростков, для которых очень характерны:
- равнодушие к своему здоровью (кажется, оно будет таким всегда!);
- склонность к риску;
- импульсивность, отсутствие навыка анализировать последствия своих поступков.
Этап 5. Поиск эффективной стратегии поведения.
Значит, страхи взрослых относительно рискованности вашего поведения не беспочвенны? Значит, как показывает мировая практика, риск реален. Что же делать, как же снизить риск?
Ведущий рассказывает участникам о возрождении ценностей целомудрия и супружеской верности в Европе.
Современные подростки в большинстве своем прекрасно осведомлены о риске ранних сексуальных связей, об отношении родителей к такому поведению, но все же по статистике, средний возраст начала половой жизни среди молодежи крупных городов – 14 -17 лет.
Как вы думаете, каковы же мотивы вступления несовершеннолетних в сексуальные отношения?
ГРУППОВАЯ РАБОТА.
Участники организуются в группы для обсуждения. Юношам предлагается назвать основные мотивы, характерные для молодых людей, а девушки обсуждают ведущие мотивы у девочек-подростков.
Результаты обсуждения записываются на доске.
Обычно, подростки называют следующие мотивы.
Юноши: Девушки:
1. Сексуальное влечение 1. Боязнь потерять парня
2. Интерес 2. Интерес
3. Самоутверждение 3. Самоутверждение
Далее ведется обсуждение полученных результатов, отмечаются различия ведущих мотивов у юношей и девушек.
Этап 6. Создание модели успешного поведения.
-Всегда ли сексуальные связи подростков являются результатом обдуманных, взвешенных решений?
Участники отмечают, что часто это случается случайно, импульсивно и даже против желания и потребности, то есть подросток становится жертвой манипуляции со стороны других подростков или взрослых. То есть подвергаются давлению.
- В какой форме может быть оказано это давление?
Могут быть названы следующие формы давления:
- угроза;
- убеждение;
- злоупотребление отношениями;
- шантаж;
- лесть;
- создание чувства вины;
- на «слабо».
Человек не должен поддаваться давлению, позволять собой манипулировать, вынуждать поступать вопреки своим интересам, рисковать своим здоровьем и будущим. Для этого нужно уметь сопротивляться давлению. А вы умеете сказать «нет»?
- Хотели ли бы вы этому научиться?
Давайте попробуем разработать стратегии отказа в ситуации, когда вступление в интимные отношения не входит в ваши планы, а партнер настаивает.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Участникам предлагается обсудить в группах способы отказа для юношей и девушек. При формулировке отказа нужно соблюдать следующие правила:
- форма отказа не должна быть обидной;
- нельзя обвинять, оскорблять;
- отношения должны быть сохранены.
- Как вы думаете, кому проще отказать: чужому или близкому человеку?
Формулировки отказа ведущий записывает на доске.
Юноши: Девушки:
1. нет времени; 1. критические дни;
2. болею; 2. болею;
3. не умею; 3. боюсь;
4. родители запрещают; 4. родители запрещают;
5. родители дома; 5. не умею;
6. устал. 6. боюсь беременности.
После того, как все причины буду названы, они обсуждаются. Выясняется, что все отказы носят временный характер, не решают проблему сразу и наверняка. Если участники обсуждения не находят решения сами, то ведущий предлагает, позволяющий сформулировать отказ в наиболее убедительной форме: «Я не готова (не готов) к таким отношениям». Больше ничего не нужно объяснять, доказывать. Причина не в партнере, никто не виноват, причина во мне самой (самом). Это мое состояние, я имею на это право и не должна ни пред кем оправдываться.
Реакция партнера на ваш отказ покажет вам как на самом деле к вам относятся, уважают ли ваше право быть самим собой, нуждаются в вас или в сексе с вами?
- Как вы думаете, кому легче отказаться от нежелательного секса: юноше или девушке? Почему?
Этап 7. Рефлекия.
Почему эпиграфом к занятию я выбрала слова французского философа Монтеня: «Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать»?
Этап 8. Создание положительной мотивации на благополучные сексуальные отношения.
- Как вы думаете, в чем отличие первого сексуального опыта от всех последующих интимных отношений?
- Да, вы правы – он первый и единственный, он бывает только раз в жизни.
И вы имеете право на то, чтобы он был красивым, романтичным, нежным, неповторимым, таким, чтобы вы с радостью вспоминали о нем всю свою долгую жизнь. И безопасным!
Я верю, что так у вас и будет. Что придет время и вы примете ответственное решение. И все у вас будет с любовью, красиво и трогательно!
Желаю вам счастья!
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы :
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. – М.; Просвещение, 1987.
2. Жила В.В., Кушнирук Ю.И. Гармони и дисгармония интимной жизни. – Киев: Здоровье, 1990.
3. Еникеева Диля. Практическая психология для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной. – М.: АСТ _ ПРЕСС, 1999.
4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. – М.: Просвещение, 1987.
5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико – психологические проблемы. – 2-е изд. – Л., Наука, 1988.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.; Просвещение, 1980.
7. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – М.; Просвещение, 1986.
8. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.; Просвещение. 1987.
9. Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: Учебное пособие / М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2003.
10. Найк Анита. Практическая психология для девочек, или как относиться к себе и к мальчикам. – М.: АСТ _ ПРЕСС, 1999.
11. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.; Просвещение. 1987.
12. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.;Просвещение, 1989.
13. Любовь, жизнь, семья: Пособие для учителя / Науч. Ред. Л.М. Панкова; - М.: МАОО «МФО» , 1999.
14. Немов Р.С. Психология: Учебн. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1.
15. Популярная психология для родителей/Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Наука, 1987.
16. Прокопенко Ю.П. Физиология и патология интимной жизни. – М.: Знание, 1989.
17. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. – М.: 1983.
18. Психология подростка. Учебник. Под ред. А.А.Реана – СПб.: «прайм – ЕВРО – ЗНАК», 2003.
19. Ходаков Н.П. Молодым супругам. _ М.: Медицина, 1989.
20. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М.: Просвещение, 1985.
21. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
22. Флейк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. Ред. И предисл. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
23. Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально – психологические и медико – биологические основы семейной жизни. – Киев: Вища школа, 1990.
24. Янес Х. Мальчик и девочка. – Таллинн. 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"
В данной статье рассматриваются причины влияющие на на формирование межличностных отношений старших подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната....
Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы
Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....
Статья "Проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования"
АннотацияВ статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников в современном обществе. Особое внимание уделено описанию особенностей процесса ...
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОМУ МЕТОДУ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
Одной из основных содержательных линий в изучении математики является линия уравнений и неравенств. Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объ...
«К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
Целеполагание в любом виде деятельности - это основа для представления путей достижения цели, помощь в подборке способов и методов достижения предполагаемого и понимаемого конечного результата. В музы...
Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок
Статья "Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок"...
Проблема партнерских отношений участников образовательного процесса- исследовательский аспект
В рамках аттестации я отрабатывала различные аспекты, работы классного руководителя и в частности вопрос партнерских отношений с обучающимися для создания комфортной обстановки в процессе обучения и в...