Проблема партнерских отношений участников образовательного процесса- исследовательский аспект
методическая разработка (5 класс)

В рамках аттестации я отрабатывала различные аспекты, работы классного руководителя и в частности вопрос партнерских отношений с обучающимися для создания комфортной обстановки в процессе обучения и воспитания, сегодня хочу поделиться своим опытом по теме данного педагогического совета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naydenova_vystuplenie.doc52 КБ
Файл ped_sovet_naydenova_18.02.pptx985.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема партнерских отношений участников образовательного процесса- исследовательский аспект

Хотелось бы начать с педагогической аксиомы

можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений  между учителем и учениками, результатов образования не будет

В рамках аттестации я отрабатывала различные аспекты, работы классного руководителя и в частности вопрос партнерских отношений с обучающимися для создания комфортной обстановки в процессе обучения и воспитания, сегодня хочу поделиться своим опытом по теме данного педагогического совета.

Модель взаимодействия

Учитель-ученик:

  • признание ценности личности ребенка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития,  развития личности каждого ребенка;
  • ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с ребенком;
  • актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

Правила партнерских отношений с учениками 

Правило 1.  акцентирую внимание на поведении ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас" лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок - нечто неизбежное и неисправимое. Необходимо быть твердым, но доброжелательным. 

Правило 2. Контролирую свои негативные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо - назло! Наш гнев - то, чего добивается ученик! 
Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры «поймай крючок» и готовит почву для дальнейшего успешного взаимодействия. 

Правило 3. Не усиливаю напряженность ситуации. Недопустимо: 

  • излишнее повышение голоса;
  • использование фраз "Учитель здесь я, а не ты...";
  • сарказм;
  • переход на личности;
  • втягивание в конфликт других людей;
  • чтение на уроке морали;
  • критика внешнего вида;
  • передразнивание учеников и т. д.

Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок - на короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся. 

Правило 4. Не обсуждаю проступок ученика сразу, а в тот момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и поговорите о нарушении правил поведения. 

Правило 5. Позволяю ученику "сохранять лицо". Ученики часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом, ученик подчиняется правилам - и выигрывают оба, не тратя силы на конфронтацию. 

Правило 6.  Привлекаю обучающихся к организации классных и школьных мероприятий. Например, в начале четверти, я в своем классе провожу анкетирование, в котором ребята указывают, какие темы классных часов им интересны, какие мероприятия они хотели бы провести и куда сходить вместе с классом.

Меры педагогического воздействия при проблемном поведении 
Если ребенок требует внимания, я использую следующие приемы: 

1. Минимизирую внимание: 

перестаю реагировать на демонстративное поведение;

2. устанавливаю зрительный контакт. Пристально смотрите на ученика - он знает, что поступает плохо, и знает, что этот взгляд обозначает "хватит";


3. Пересаживаю учеников. Когда вы отсаживаете учеников, вы лишаете их зрителей, и они успокаиваются. 

Если ребенок использует мстительное и властное поведение, я практикую следующие приемы: 


1. Убираю зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены. Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой - и теряет интерес к конфронтации. 

2. Использую технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно: 

  • в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);
  • другой класс (по договоренности);
  • специальное помещение (социального педагога, психолога);
  • кабинет администрации.

Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится -сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи. 
3. Стараюсь привлечь коллектив к выработке правил поведения, установке поощрений и наказаний, учитывая их мнение. Считаю, серьезный воспитательный момент осознанного поведения и ответственности обучающихся за свои поступки. Это помогает избежать многих трудностей во взаимоотношениях одноклассников, привлекая их к созданию собственных  правил.



 

 Стратегия поддержки учеников 

1. Принятие. Я  принимаю ребенка, невзирая на все его недостатки и проступки. Это помогает им сохранить достаточное самоуважение и изменить поведение на более приемлемое. 

2. Внимание. Я стараюсь проявлять больше позитивного внимания (приветствия, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби) учитель уделяет в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. 

3. Уважение. Признание очень нужно любому человеку. Я показываю  ученикам, что  уважаю их, что их дела очень полезны для школы или класса.


4. Одобрение. Говорю ученикам, как вам нравятся их положительные черты характера или попытки что-то делать, их увлечения, достижения. Когда положительные черты учеников признаются педагогами, дети начинают хорошо относиться не только к себе, но и к ним. 

5. Теплые чувства. Я стараюсь создать теплую эмоциональную атмосферу, которую впоследствии ученики будут с радостью вспоминать. 

6. Создания комфортных условий пребывания в школе как на уроках так и во внеурочное время

Доброжелательные реакции, как правило, умножаются в геометрической прогрессии. Добрые отношения с учениками - лучшее средство в установлении дисциплины в классе.  Считаю, таким поведением даю яркий положительный пример для налаживания хороших отношений обучающихся друг с другом.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема партнерских отношений классного руководителя с обучающимися

Слайд 2

можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет. Педагогическая аксиома

Слайд 3

Учитель-ученик: признание ценности личности ребенка; признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка; выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения; приоритет личностного развития, развития личности каждого ребенка; ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие с ребенком; актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка; создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей. Модель взаимодействия

Слайд 4

Правила партнерских отношений с учениками: Акцентирую внимание на поведении ученика, а не на его личности ; Контролирую свои негативные эмоции ; Не усиливаю напряженность ситуации ; Не обсуждаю проступок ученика сразу; Позволяю ученику "сохранять лицо »;

Слайд 5

Правила партнерских отношений с учениками: Привлекаю обучающихся к организации классных и школьных мероприятий .

Слайд 6

м инимизирую внимание ; перестаю реагировать на демонстративное поведение; устанавливаю зрительный контакт; пересаживаю учеников. Меры воздействий при проблемном поведении:

Слайд 7

Убираю зрителей ; Использую технику временной изоляции ученика; Привлекаю коллектив к выработке правил и установке наказаний. Мстительное и властное поведение ребенка:

Слайд 8

Принятие . Внимание . Уважение . Одобрение . Теплые чувства . Создания комфортных условий пребывания в школе как на уроках так и во внеурочное время. Стратегия поддержки учеников:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Здоровье выступает основой жизни человека. Поэтому важнейшей задачей государства, школы и семьи является забота о здоровье детей.       Урок на сегодняшний момент остаетс...

Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.

Статья рассматривает проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Автор анализирует основные пр...

Организация управленческой и педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию у всех участников образовательного процесса.

В статье рассматриваются ключевые элементы деятельности коллектива школы по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию: разведение понятий оценка и отметка; открытость и прозрачность...