Проблема партнерских отношений участников образовательного процесса- исследовательский аспект
методическая разработка (5 класс)
В рамках аттестации я отрабатывала различные аспекты, работы классного руководителя и в частности вопрос партнерских отношений с обучающимися для создания комфортной обстановки в процессе обучения и воспитания, сегодня хочу поделиться своим опытом по теме данного педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naydenova_vystuplenie.doc | 52 КБ |
ped_sovet_naydenova_18.02.pptx | 985.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема партнерских отношений участников образовательного процесса- исследовательский аспект
Хотелось бы начать с педагогической аксиомы
можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет
В рамках аттестации я отрабатывала различные аспекты, работы классного руководителя и в частности вопрос партнерских отношений с обучающимися для создания комфортной обстановки в процессе обучения и воспитания, сегодня хочу поделиться своим опытом по теме данного педагогического совета.
Модель взаимодействия
Учитель-ученик:
- признание ценности личности ребенка;
- признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, развития личности каждого ребенка;
- ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
- диалоговое взаимодействие с ребенком;
- актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
- активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка;
- создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
- ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.
Правила партнерских отношений с учениками
Правило 1. акцентирую внимание на поведении ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас" лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок - нечто неизбежное и неисправимое. Необходимо быть твердым, но доброжелательным.
Правило 2. Контролирую свои негативные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо - назло! Наш гнев - то, чего добивается ученик!
Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры «поймай крючок» и готовит почву для дальнейшего успешного взаимодействия.
Правило 3. Не усиливаю напряженность ситуации. Недопустимо:
- излишнее повышение голоса;
- использование фраз "Учитель здесь я, а не ты...";
- сарказм;
- переход на личности;
- втягивание в конфликт других людей;
- чтение на уроке морали;
- критика внешнего вида;
- передразнивание учеников и т. д.
Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок - на короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся.
Правило 4. Не обсуждаю проступок ученика сразу, а в тот момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и поговорите о нарушении правил поведения.
Правило 5. Позволяю ученику "сохранять лицо". Ученики часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом, ученик подчиняется правилам - и выигрывают оба, не тратя силы на конфронтацию.
Правило 6. Привлекаю обучающихся к организации классных и школьных мероприятий. Например, в начале четверти, я в своем классе провожу анкетирование, в котором ребята указывают, какие темы классных часов им интересны, какие мероприятия они хотели бы провести и куда сходить вместе с классом.
Меры педагогического воздействия при проблемном поведении
Если ребенок требует внимания, я использую следующие приемы:
1. Минимизирую внимание:
перестаю реагировать на демонстративное поведение;
2. устанавливаю зрительный контакт. Пристально смотрите на ученика - он знает, что поступает плохо, и знает, что этот взгляд обозначает "хватит";
3. Пересаживаю учеников. Когда вы отсаживаете учеников, вы лишаете их зрителей, и они успокаиваются.
Если ребенок использует мстительное и властное поведение, я практикую следующие приемы:
1. Убираю зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены. Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой - и теряет интерес к конфронтации.
2. Использую технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно:
- в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);
- другой класс (по договоренности);
- специальное помещение (социального педагога, психолога);
- кабинет администрации.
Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится -сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи.
3. Стараюсь привлечь коллектив к выработке правил поведения, установке поощрений и наказаний, учитывая их мнение. Считаю, серьезный воспитательный момент осознанного поведения и ответственности обучающихся за свои поступки. Это помогает избежать многих трудностей во взаимоотношениях одноклассников, привлекая их к созданию собственных правил.
Стратегия поддержки учеников
1. Принятие. Я принимаю ребенка, невзирая на все его недостатки и проступки. Это помогает им сохранить достаточное самоуважение и изменить поведение на более приемлемое.
2. Внимание. Я стараюсь проявлять больше позитивного внимания (приветствия, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби) учитель уделяет в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения.
3. Уважение. Признание очень нужно любому человеку. Я показываю ученикам, что уважаю их, что их дела очень полезны для школы или класса.
4. Одобрение. Говорю ученикам, как вам нравятся их положительные черты характера или попытки что-то делать, их увлечения, достижения. Когда положительные черты учеников признаются педагогами, дети начинают хорошо относиться не только к себе, но и к ним.
5. Теплые чувства. Я стараюсь создать теплую эмоциональную атмосферу, которую впоследствии ученики будут с радостью вспоминать.
6. Создания комфортных условий пребывания в школе как на уроках так и во внеурочное время
Доброжелательные реакции, как правило, умножаются в геометрической прогрессии. Добрые отношения с учениками - лучшее средство в установлении дисциплины в классе. Считаю, таким поведением даю яркий положительный пример для налаживания хороших отношений обучающихся друг с другом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет. Педагогическая аксиома
Учитель-ученик: признание ценности личности ребенка; признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка; выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения; приоритет личностного развития, развития личности каждого ребенка; ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие с ребенком; актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация исследовательских и творческих интересов ребёнка; создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей. Модель взаимодействия
Правила партнерских отношений с учениками: Акцентирую внимание на поведении ученика, а не на его личности ; Контролирую свои негативные эмоции ; Не усиливаю напряженность ситуации ; Не обсуждаю проступок ученика сразу; Позволяю ученику "сохранять лицо »;
Правила партнерских отношений с учениками: Привлекаю обучающихся к организации классных и школьных мероприятий .
м инимизирую внимание ; перестаю реагировать на демонстративное поведение; устанавливаю зрительный контакт; пересаживаю учеников. Меры воздействий при проблемном поведении:
Убираю зрителей ; Использую технику временной изоляции ученика; Привлекаю коллектив к выработке правил и установке наказаний. Мстительное и властное поведение ребенка:
Принятие . Внимание . Уважение . Одобрение . Теплые чувства . Создания комфортных условий пребывания в школе как на уроках так и во внеурочное время. Стратегия поддержки учеников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты исследовательско-экспериментальной работы «Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса» (июнь 2008 г.- декабрь 2010)
Шкльная медиация...
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...
Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.
В данной статье представлены особенноти работы образовательного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...
Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой аттестации по новой форме.
В помощь классному руководителю - учителю-предметнику...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Здоровье выступает основой жизни человека. Поэтому важнейшей задачей государства, школы и семьи является забота о здоровье детей. Урок на сегодняшний момент остаетс...
Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.
Статья рассматривает проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Автор анализирует основные пр...
Организация управленческой и педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию у всех участников образовательного процесса.
В статье рассматриваются ключевые элементы деятельности коллектива школы по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию: разведение понятий оценка и отметка; открытость и прозрачность...