Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы
статья по физкультуре (10 класс) на тему
Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kolesnikov_statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы
Колесников Александр Александрович, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 45
с углубленным изучением иностранного языка, с.Ямкино Ногинский район
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу; недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта; отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов [2].
Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются: снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы; сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования.
Введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то, что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92 процента), качество подготовки граждан по основам военной службы остается крайне низким [3].
Подготовка граждан к военной службе, в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и «Безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривает проведение ежегодных учебных сборов, которые являются практическим закреплением полученных знаний. В период проведения занятий, по огневой подготовке обучающиеся выполняют упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия и упражнения в метании учебно-имитационных ручных гранат. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск [3].
Задача получения гражданами начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы в объемах, необходимых для военной службы, а также повышения уровня физической подготовленности граждан к военной службе нашла свое отражение в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» [В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2005]. Авторами программы предлагается овладение основами военно – прикладной подготовки в рамках секционных занятий [1].
Таблица 1
Методические особенности выполнения военно – прикладных упражнений для учащихся старших классов общеобразовательной школы
Упражнение | Решаемые задачи | Организация выполнения |
Метание гранаты | Перенос навыка метания гранаты как легкоатлетического упражнения в упражнение прикладного характера | Все упражнения (за исключением метания из сектора) выполняются групповым или фронтальным методом. При проведении занятий в зале выполнять метание в сетку или использовать мячи с парашютами. |
Преодоление полосы препятствий | Формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, развитие быстроты и выносливости на фоне больших физических нагрузок. | Упражнение выполняется поточным, соревновательным, групповым или круговым способами. Проводится на местности, с отдельными естественными (искусственными) препятствиями или на специально построенных полосах препятствий в спортивной форме одежды. |
Стрельба из пневматичес-кой винтовки | Умелое использование оружия для эффективного поражения противника в различных условиях боевой обстановки. Правильные и быстрые действия до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента. Привитие обучаемым практических навыков к изготовке к стрельбе и прицеливании; отработка упражнений стрельб и нормативов по огневой подготовке. | Занятия проводятся и организуются в рамках учебной группы, на учебных местах, на огневом городке (спортивном зале оборудованным шитом - пулеулавливателем) |
Марш-броски | Развитие выносливости, совершенствование в беге по ровной и пересеченной местности, слаженности действий в составе учебной группы, воспитание волевых качеств. | Занятия проводятся на стадионе или ровной площадке (в спортивном зале), а также на пересеченной местности по дороге и вне дорог. |
В связи с вышеизложенным, нами предлагается организация выполнения военно – прикладных упражнений в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» в условиях общеобразовательной школы (табл. 1) Вместе с тем, существует проблема подготовки учителей физической культуры, способных проводить военно – прикладную подготовку с учащимися общеобразовательных школ.
Литература
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов: М. «Просвещение», 2005.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 134-р от 3 февраля 2010 года «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 августа 2009 года № 847/287 г. Москва «О совершенствовании деятельности по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справ...
«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.
Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...
Подготовка к прохождению военной службы по призыву.
Порядок призыва на военную службу определяется Законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о призыве на военную службу, утверждённым Правительством Российс...
Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста
В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...
«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»
Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся....
Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа.
Доклад на методическом объединении по теме: "Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа"....