Мастер- класс. 8 класс МОУ «Ерышовская СОШ»К Шишковой Е.А. фрагмент классного часа Моё здоровье.
классный час (8 класс) по теме
Выступлеие на районном конкурсе МО " Триумф мастерства". Номинация " Самый классный классный" класный час " Моё здоровье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_master_klass_po_teme_2.docx | 31.74 КБ |
urok_na_master_klass.docx | 571.61 КБ |
prilozhenie.docx | 13.24 КБ |
prilozhenie1.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день. Я классный руководитель8 класса МОУ «Ерышовская СОШ»К Шишкова Е.А. предлагаю вашему вниманию фрагмент классного часа « Моё здоровье».
(слайд) На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения основного общего образования, и все школы России будут обязаны работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Это предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что широко распространились такие проявления нездоровой личности, как дезадаптация поведения, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, эгоцентризм, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, снижение самоконтроля. Как правило, следствие этого здоровье человека ослабляется. Поэтому одной из современных задач основного общего образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровье — это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Поэтому учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни . Я, как классный руководитель, использую технологии здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. Стараюсь планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации и фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса.
( слайд) «Моё здоровье».Сегодня я хочу показать фрагмент классного часа в 8 классе « Моё здоровье». Я полагаюсь на ваше активное участие в беседе на нашем мероптиятии.
(слайд3)Цель данного мероприятия- воспитание здоровой и физически развитой личности.; формирование у обучающихся правильного понятия здоровья и его составляющих.
(слайд)Задачи классного часа:
- Формирование у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; формирование привычки к здоровому образу жизни и умение безопасного поведения.
- Расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;
( слайд) предполагаемый результат
- формировать личность с твердым осознанием того, что алкоголь, курение, наркотики приносят непоправимый вред здоровью человека.
- обучающийся должен знать и применять в жизни первоначальные навыки личной гигиены.
- формировать личность, стремящуюся быть здоровой душой и телом.
- (слайд)
Организационный момент. Приветствие
Итак дорогие друзья, сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить одну очень важную тему.
( слайд) Мозговой штурм- Посмотрите пожалуйста на буквы, расположенные на слайде.
- Как вы думаете, какое слово можно собрать из этих букв? Это слово и будет ключевым словом нашего мероприятия.
По новым стандартам учитель направляет работу ученика, корректирует ее, не представляет информацию, а помогает ориентироваться в представленной информации выбирая самое нужное.
(слайд) Работа со слайдом
-Что вы на нем видите (описание картинки, если необходимо помочь)?
.Опираясь на личностно-ориентированный подход по которому обучающиеся самостоятельно добывают и используют приобретённые знания делают вывод, что составляющие здоровья это рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасное поведение, двигательная активность, отказ от вредных привычек, оптимальное сочетание умственного и физического труда. В ходе мероприятия происходит поэтапное рассмотрение составляющих здоровья. Учащиеся самостоятельно доказывают их связь со здоровьем. Культурологический подход позволяет мне акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностную сторону знаний информации, направленной на становление личности и ее здоровья, как субъекта жизни и культуры
(слайд Проблемная ситуация)
Действительно ли рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасное поведение, двигательная активность, отказ от вредных привычек, оптимальное сочетание умственного и физического труда являются составляющими здоровья?
Уже после этого вопроса учащиеся начинают поисковую работу с информацией, с тем багажом знаний, которые они уже имеют.
(слайд)Начинаем с первой картинки- рациональное питание. Рассуждая о рациональном питании, формируется метопредметная связь химии, биологии, обж.,физической культуры. Мои вопросы помогают ученикам идти в нужном направлении. Наш организм это сложный механизм, который необходимо поддерживать.
-А как выдумаете чем и как?
-Необходимо правильно питаться и употреблять пищу богатую витаминами.
- Интересно, а как ещё называют человеческий организм? А не ассоциируется ли в вашем сознании организм человека с ПС Д.И. Менделеева
- Мне кажется ,что да.
- Как вы предполагаете, почему?
- Потому, что в человеческом организме собрана почти вся таблица Менделеева.
- Как вы считаете, так ли это?
(слайд ) ПК плотно вошёл в нашу жизнь и работа с ним еще один вид деятельности. Рассматривается рисунок человека- ученики озвучивают какие химические элементы могут находиться в организме человека.
Разбор по слайду – Как по вашему какие же химические элементы нужны нашему организму?
(раздать тест написать хим элементы входящие в состав человеческого организма)
( слайд) Практически все химические элементы ученики называют сами.
(слайд) В подтверждение заслушивается подготовленное сообщение «Значение основных химических элементов в жизни человека» с показом презентации. Вывод формулирую ученики: организм человека это живая таблица Менделеева.
- Как по вашему, в чем же значение этих химических элементов для нашего организма?
Используя личностно - деятельностный подход, я ориентирую учащихся на активное усвоение инфомации и выработку предметного деятельностного подхода к формированию культуры здорового питания для их личностного развития. Так как основой деятельностного подхода являются диалогизация учебно-воспитательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора, то для данного вида работы на этом промежутке он очень эффективен и позволяет выбрать несколоко способов выполнения задания. Подводит к конечному итогу, к модели правильного, рационального питания.).
Дают характеристику для чего они нужны, какую роль играют для нашего организма.
- А задумывались ли вы, как же они попадают в организм человека? (я думаю, что они попадают с продуктами питания).
-Какие, по вашему мнению, наиболее важные? ( я предполагаю, что важны все)
- Давайте порассуждаем, что произойдёт, если в пище, употребляемой нами не будет ничего ни чего ценного для организма? ( организм человека не получает необходимые питательные вещества, необходимые для его правильного функционирования).
( слайд) Следующий слайд наглядно показывает, в каких продуктах питания какие химические элементы содержатся.
- Происходит оживленный диалог: какие продукты надо употреблять в большей степени, какие не относятся к здоровой пище, какие чаще всего употребляют сами ученики. Для рефлексии данного этапа использую компетентностный подход, так как именно он отражает те компетентности, которые сформировались в ходе данного этапа, и одновременно отражает требования к личности, которые оценивают его подготовку к социальной и личной жизни во всех ее проявлениях и трудностях.
(слайд) Предлагаю вам проверить свои знания. провожу тест. Приложение1/а.
Рыба, пепси колла, кефир, фанта, сметана, чипсы, геркулес, мясо, спрайт,подсолнечное масло, торты, чисбургер, морковь, капуста, конфеты, гамбургер, сливочное масло, яблоки, груши, сухарики, свёкла ,хлеб, творог, йогурт, молоко, яйца, рис, греча, хот-док.
Выберите продукты, которые полезны для вас и подчеркните их карандашом.
По результатам теста видно, что ученики компетентны в знании полезных продуктов питания. Понимают их энергетическую ценность для организма. Именно тестовое задание и подводит итог блока
(слайд) Обучающиеся уже точно знают, что - очень важно правильно питаться, чтобы с пищей наш организм получал необходимое « топливо» для правильной бесперебойной функциональности всех систем, а главное - продукты, это носители важных составляющих для нашего организма. Значит надо питаться правильно, то есть рационально. ( слайд ) Для практического закрепления знаний по теме блока предлагаю отгадать , что находится в моём волшебном сундучке
(слайд) Задачи данного этапа решались с использованием современных технологий. Разнообразные формы работы позволили рассмотреть вопрос более глубоко, дали возможность для поиска решений, наглядного решения вопроса, дискуссии, живого диалога, творческого подхода. Результат подтвердил правильность их выбора. Был достигнут результат этапа по формированию у обучающихся потребности в правильном, сбалансированном питании. Говоря о здоровье, нельзя не сказать о здоровьесберегающих факторах учебно-воспитательного процесса. Смена умственного и физического труда и эмоциональная «разрадка» достигаются при проведении физкультминутки.
Практическое задание : ( слайд) Предлагаю вам выполнить упражнения и взбодриться. Физкультминутка.
Подобранный материал классного часа соответствовал индивидуальным интеллектуальным знаниям обучающихся, их возрастным особенностям. Именно это способствовало большой плотности мероприятия, хорошему эмоциональному настрою и активности всех участников. На классном часе в процессе бесед обучающиеся сами сделали вывод о необходимости соблюдения режима дня. На этапе разработки правил личной гигиены использовались игровые технологии, инсценировка стихотворения И. Семёнова «Всем, кто хочет быть здоров», т.к. игровая форма помогает легче усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки при рассмотрении вопроса санитарно-гигиенических правил для профилактики болезней и сохранения здоровья.
( слайд). В итоге по блоку « Личная гигиена» была составлена памятка « Упражнения для профилактики близорукости».
(слайд ) Рефлексией этого блока тест « Соблюдаем ли мы правила личной гигиены» . И вам предлагается ответить на вопросы теста.
(слайд ) подведение итогов тестирования.
Использование технологии управления речью, (или по-другому технологии эффективной речевой деятельности,) в основе которой лежит не традиционность , а « все что необычно, то и интересно», в ходе классного часа позволило создать благоприятный микроклимат , повысить интерес к теме классного часа, исключить стрессовые ситуации . Технология эффективной речевой деятельности способствовала формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание , раскрытию в детях новых возможностей. Творчество учителя в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. . Это дает множество тем для создания учебных проектов в области здоровья.
(Слайд ) Метод проекта очень эффективен, в его основе лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков: например проект по основам здорового образа жизни «Правильная осанка-залог здоровья».
Всесторонне обсуждали вредные привычки молодежи: курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение. Было доказано, что двигательная активность напрямую влияет на здоровье человека. Ученики ,используя принцип коллективности, нашли прямую связь между здоровьем и оптимальным сочетанием умственного и физического труда, так как именно этот принцип даёт ученикам опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни.
( слайд) По результатам обсуждения всех этапов классного часа была проведена рефлексия и обучающиеся ответили на вопросы:
-Какую цель ставили мы на классном часе? -С чего начиналось наше мероприятие?
- Как мы добивались достижение цели мероприятия? - Что нового вы узнали на этом классном часе? -Какие выводы вы сделали для себя?
( слайд ) Исходя из этого ученики самостоятельно сформулировали вывод, что рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасное поведение, двигательная активность, отказ от вредных привычек, оптимальное сочетание умственного и физического труда- это действительно составляющие здоровья.
( слайд ) итоговый вопрос классного часа: « Что даётся нам дешево, а ценится так дорого?»
(слайд )ответ
(слайд)Эмоциональной рефлексией классного часа были цветные карточки настроения.
- полезную ли информацию вы сегодня получили?
-пригодится ли она вам в дальнейшей жизни?
- сможете вы ее использовать на практике и посоветовать друзьям?
( красная-«да», синяя-«нет», желтая – « затрудняюсь ответить»).
( слайд) Итак, дорогие друзья, мне очень хочется надеяться на то, что вы сегодня получили полезную информацию, о самом главном в жизни человека, о его здоровье. И мне будет приятно если она вам пригодится в дальнейшем и вы сможете ее использовать в практике и посоветовать друзьям.
Именно школа, по концепции новых стандартов, должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных
Я пришла к выводу, что именно такие мероприятия по формированию правильного отношения к своему здоровью, должны формировать у школьников представление о здоровом образе жизни.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Всем известно, что здоровье — самое ценное, что есть в жизни человека. Мне как учителю хочется, чтобы наши дети были здоровы, и я стараюсь все для этого сделать.
(слайд )
Принцип культуросообразности предполагает, что оздоровительная деятельность школьников основывается на общечеловеческих ценностях физической культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных культур, специфическими особенностями, присущими здоровьесберегающим традициям Республики Коми, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип коллективности предполагает, что оздоровление даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни.
Принцип патриотической направленности обеспечивает субъективную значимость для детей идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой. Реализация принципа патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений.
Принцип поддержки самоопределения воспитанников - процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности
…………………….
Педагогические технологии, используемые в обучении
- Личностно-ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципальное образовательное учреждение
« Ерышовская средняя общеобразовательная школа»
в с. Каменка.
Подготовил: учитель физической культуры
Шишкова Елена Анатольевна
2013-2014
учебный год
Цель:
1.Сформировать у учащихся правильное понятие здоровья и его составляющих.
Задачи:
1)через исследовательскую и проектную деятельность учащихся привить детям значимость здорового образа жизни;
2)осуществлять активную оздоровительную деятельность в урочной и внеурочной работе.
Для проведения данного классного часа используется:
Исследовательская деятельность (тестирование учащихся, обработка полученной информации)
Информационная деятельность (сбор информации о рациональном питании, двигательной активности, соблюдении правил личной гигиены и безопасного поведения, о вредных привычках, об оптимальном сочетании умственного и физического труда, нарушении осанки, сбалансированности питания, профилактики заболеваний)
Практико-ориентированная деятельность (использование комплекса физминуток для профилактики нарушения осанки и зрения)
Творческая деятельность ( сообщеня « Двигательная активность», «Вредные привычки», «Значение основных химических химических элементов в жизни человека » , «Кишечные инфекции»).
Оборудование:
Ход классного часа.
Вход под энергичную музыку.
1.Организационный момент.
экспериментаторы - проводят наблюдения и социологические опросы;
иллюстраторы- оформляют наглядность;
исследователи- организуют применение проекта).
Дети пересаживаются в соответствии с группами.
2.Формулирование темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.
-Здравствуйте дорогие ребята! Я с вами поздоровалась, а значит каждому из вас я пожелала крепкого здоровья.
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека Во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей страны. С тех пор жители страны были здоровы.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ:
- Как вы думаете, о чём сегодня мы поговорим с вами?
- ( ответы учеников; о здоровье, о ЗОЖ; как надо беречь здоровье).
Учитель:
-Правильно. От чего зависит здоровье человека и как его беречь нам предстоит ответить в конце урока.
- Так значит о чем мы сегодня будем говорить?
- О здоровье.
- Вот посмотрите на эту картинку
-Что вы на ней видите( описание картинки если необходимо помочь)?
-Да составляющие здоровья это рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасное поведение, двигательная активность, отказ от вредных привычек, оптимальное сочетание умственного и физического труда.
Действительно ли это так?
- попробуем это рассмотреть на примерах.
I. Рациональное питание.
Наш организм это сложный механизм, который необходимо поддерживать. А как выдумаете чем и как?
Необходимо правильно питаться и употреблять пищу богатую витаминами.
Очень интересно, а как ещё называют человеческий организм?
(ПС) а почему? Потому, что в нем собрана почти вся таблица Менделеева. Так ли это?
Да. В чем же их значение для нашего организма?
Сообщение «ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».
Значит, какой можно делать вывод?
- Правильно питаться. Есть побольше фруктов.
- Правильное питание значит рациональное, которое не вредит нашему здоровью. Практическая часть:
Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой перечислены названия продуктов. ( Рыба, пепси колла, кефир, фанта, сметана, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, морковь, капуста, конфеты, сливочное масло, яблоки, груши, сухарики, свёкла ,хлеб, творог, йогурт, молоко, яйца, рис, греча) Выберите продукты, которые полезны для вас и подчеркните их зелёным карандашом. (проверка и обсуждение)
Вывод: очень важно правильно питаться, чтобы с пищей наш организм получал необходимое « топливо» для правильной функциональности всех систем. А значит питаться правильно то есть рационально.
2. Выполнение правил личной гигиены.
Выступление экспертов:
- мама моет малыша в ванной. Что бы это значило?
Это значит, что надо умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой, мыть все фрукты. Мы решили проверить как вы выполняете правила личной гигиены.
Проведение теста ( приложение2)
«Соблюдаем ли мы правила личной гигиены?»
Тест.
«да»-1 балл, «нет»-0 баллов
1.Я всегда мою руки перед едой.
2.Я всегда мою руки после посещения туалета.
3.Я ежедневно, утром и вечером, чищу зубы.
4.Соблюдаю режим питания.
5.Стараюсь не есть вредную для здоровья пищу (кириешки, чипсы, газировку и другие)
6.Каждый день гуляю на свежем воздухе.
7.Каждый день делаю зарядку.
8.Работаю за компьютером не более 30 минут в день.
9.Соблюдаю режим сна.
«да»-1балл, «нет»- 0 баллов.
0-3 балла - срочно займитесь здоровьем.
4-7 баллов - стоит задуматься о своём здоровье и начать соблюдать правила личной гигиены.
8-9 баллов - вы заботитесь о своём здоровье.
Причиной каких заболеваний может стать невыполнение правил личной гигиены?
Сообщение по теме « Кишечные инфекции» ( Приложение2/а)
закаливание.
-Закаливание – что же это такое?
- А как человек может закаливать свой организм?
-( ответы детей)
Инсценировка стихотворения И. Семёнова «Всем кто хочет быть здоров»
Крепыш:
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!
Куталка:
Поздно поняли мы ,братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Крепыш:
Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно
Закаляйтесь постепенно!
Выступление аналитиков:
Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Способов закаливания много. Очень простой и эффективный способ закаливания – хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов .Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы. Регулярно по утрам, умываясь, потопчитесь на бугристом коврике босыми ногами. И вы убедитесь. Как сразу же к вам придет ощущение бодрости после сна, организм будет лучше подготовлен к умственной и физической работе. Полезны контрастные горячее – холодные ванны.
- мы познакомились с одной опасностью невыполнения правил личной гигиены, а какие опасности пас могут еще подстерегать?
- Опасности на улице, в быту, в помещении, в общественных местах, на уроках физ-ры .
Давайте вместе вспомним какие правила ТБ необходимо выполнять на уроках физры.
Практическое задание.( приложение 2/а)
Сейчас мы вместе вспомним и составим памятку по ТБ на уроках физической культуры
Памятка ТБ на уроках физической культуры.
Внешний вид-спортивная одежда и обувь;
Выполнение упражнений по команде учителя;
Обязательна я страховка и самостраховка во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений;
Быть корректными во время уроков по спортивным играм-волейбол и баскетбол;
Выполнять специфические правила по ТБ на уроках по разныфм видам спорта.
Обо всех проишествиях сообщать учителю, покидать спортивную площадку только с разрешения учителя.
Если обучающийся по причинам здоровья не может выполнять те или иные физ.упр надо сообщить учителю до начала урока.
Вывод: чтобы защитить себя от инфекционных болезней необходимо соблюдать правила гигиены. Выполнение правил личной гигиены и безопасного поведения это тоже одно из главных и важных правил заботы о своем здоровье.
3. Двигательный режим.
Мы переходим к следующей картинке с вопросом. Что же мы видим? Занятие физическими упражнениями как они связаны с нашим здоровьем?
Двигательная активность и здоровье человека неразрывно связаны друг с другом. Без движения не возможно представить физическое здоровье человека. Сообщение на тему «Двигательная активность».
- теперь пришло время ответить на вопрос связано ли здоровье и двигательная активность человека?
- ответы обучающихся………..
Да заниматься спортом необходимо именно поэтому в учебных заведениях введён третий час уроков физической культуры. Ведут свою работу спортивные школы для детей и юношества.
А в домашних условиях можно заниматься спортом?
-много разных видов упражнений которые можно выполнять и дома: упр со скакалкой, обручем, дворовый футбол и т.д.
Практическая часть: прыжки на скакалке, вращение обруча.
Вывод: к какому же выводу мы с вами пришли?
Физические упражнения помогают нам. Надо заниматься спортом, чтоб быть сильным, физкультура и спорт формируют характер, воспитывают силу воли, стремление к достижению поставленной цели. Двигательная активность это тоже часть нашего здоровья.
Учитель да ребята и мы с вами засиделись наступила время физкультминутки.
Музыкальная Оздоровительная физкультминутка.
4. Отказ от вредных привычек.
Сообщение на тему « Вредные привычки». Приложение 4
1. Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых тридцать – ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, из ста – лошадь.
2. Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.
Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажженных на конце.
3. Сначала табак применялся как средство от всех болезней. Его нюхали, жевали, курили. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызывали разочарование.
4. В Россию табак был завезён англичанами и немцами в начале семнадцатого столетия. Постепенно многие пристрастились к курению.
Произошло это потому, что в состав табака входят вещества способные вызвать зависимость от него.
Алкоголь.
На доске – иллюстрации, на которой изображены нетрезвые люди.
– Каких людей вы видите?
– Как вы думаете, какие напитки употребили эти люди?
– Зачем пьют алкогольные напитки?
– Приходилось ли вам встречать людей или общаться с теми, кто выпил много алкогольных напитков?
– Какое чувство они вызывают у вас; у окружающих?
1. Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т. д.). Основой всех алкогольных напитков является винный или этиловый спирт, который и вызывает состояние опьянения.
Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм привыкает и требует его всё больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав, держит крепко.
2. Алкоголь – это универсальное средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у ребёнка такие изменения происходят через 3–4 года.
Вывод: Вредные привычки и здоровье идут разными дорогами.
5. Оптимальное сочетание умственного и физического труда.
Еще одна составляющая здоровья. Что можете вы об этом рассказать?
-ответы учеников.
- все правильно необходимо сочетать умственную деятельность с физическими переменками. Вы все ученики и ваш труд это учеба. Трудно в течении 45 минут урока сидеть неподвижно, воспринимать новый материал, анализировать, делать выводы именно поэтому на всех уроках что мы проводим?
Физкультминутки
Они бывают очень коротенькие, но наше внимание переключается, отдыхают глаза и пальцы, происходит изменение положения тела, наши мышцы « просыпаются».
- А какие вы знаете физминутки?
-На какие группы мышц направлены эти упражнения?
- Какие упражнения для физминутки на сохранение осанки можете предложить вы?
- предложения учеников ( анализ).
Памятки
физкультминутка№1
«Как сохранить осанку?»
1.Держи спину прямо.
2.Занимайся спортом, а лучше плаваньем.
3.Спи на твёрдой поверхности.
4.Не пиши низко наклоняясь.
5.Гимнастика по 30 минут в день.
6.Следи за весом своего портфеля.
Физкультминутка№2
«Упражнения для профилактики близорукости».
1.Посмотреть вверх-вниз, влево-вправо.
2.Круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
3.Моргания глазами до 15 раз.
4.Посмотреть на дальний предмет, затем на близкий.
5.Закрыть глаза. Тремя пальцами легко нажать на веко. Опустить через 1-2 секунды.
6.Смотреть на кончик пальца вытянутой руки. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз.
10.Итог урока.
Игра «да – нет»
К доске прикреплены рисунки:
мальчик занимается спортом;
мальчик чистит зубы;
девочка ест;
мальчик курит;
девочка причесывается;
дети в позднее время сидят у экрана телевизора;
мальчик пьёт пиво.
– Назовите рисунки, которые, по вашему мнению, показывают правильные действия.
– Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия, сколько раз вдень?
Заключительное слово учителя. Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.
Многие школьники курят или пьют не потому, что им это нравится, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватит сил проявить характер н отказаться от сигареты или пива в компании. Следует помнить, что у курящих и пьющих людей страдают все внутренние органы, особенно мозг (человек глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое).
Если человек сумел в компании отказаться от этого, значит, у него действительно есть смелость иволя.
Здоровый человек тот, кто ведет здоровый образ жизни.
-Какие эмоции вы испытали? Над чем вам стоит задуматься? Что предстоит сделать, чтобы сохранить своё здоровье?
Предварительный просмотр:
Приложение1/а.
Рыба, пепси колла, кефир, фанта, сметана, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, морковь, капуста, конфеты, сливочное масло, яблоки, груши, сухарики, свёкла ,хлеб, творог, йогурт, молоко, яйца, рис, греча.
Выберите продукты, которые полезны для вас и подчеркните их зелёным карандашом.
Приложение 2
«Соблюдаем ли мы правила личной гигиены?»
Тест.
«да»-1 балл, «нет»-0 баллов
1.Я всегда мою руки перед едой.
2.Я всегда мою руки после посещения туалета.
3.Я ежедневно, утром и вечером, чищу зубы.
4.Соблюдаю режим питания.
5.Стараюсь не есть вредную для здоровья пищу (кириешки, чипсы, газировку и другие)
6.Каждый день гуляю на свежем воздухе.
7.Каждый день делаю зарядку.
8.Работаю за компьютером не более 30 минут в день.
9.Соблюдаю режим сна.
Приложение 2/а.
Памятка ТБ на уроках физической культуры.
- Внешний вид-спортивная одежда и обувь;
- Выполнение упражнений по команде учителя;
- Обязательна я страховка и самостраховка во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений;
- Быть корректными во время уроков по спортивным играм-волейбол и баскетбол;
- Выполнять специфические правила по ТБ на уроках по разныфм видам спорта.
- Обо всех проишествиях сообщать учителю, покидать спортивную площадку только с разрешения учителя.
- Если обучающийся по причинам здоровья не может выполнять те или иные физ.упр надо сообщить учителю до начала урока.
Предварительный просмотр:
Приложение1.
Сообщение на тему:
«ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».
Современные учёные считают, что в живом организме не только присутствуют все химические элементы таблицы Менделеева, но каждый из них выполняет определённую биологическую функцию. Достоверно установлена роль около 30 химических элементов, без которых организм человека не может нормально существовать, всего же в теле человека найдено более 80 химических элементов, то есть почти вся таблица Менделеева. Организм человека состоит на 60% из воды, 34% приходится на органические и 6%- на неорганические вещества. Основными компонентами органических веществ являются углерод, водород и кислород, в их состав также входят азот, фосфор и сера. В неорганических веществах человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se. Учёные считают, что если массовая доля элемента в организме превышает 10-2%, то его следует считать макроэлементом. Доля микроэлементов в организме человека 10- 3– 10-5%. Если содержание элемента ниже 10-5%, его считают ультрамикроэлементом.
К макроэлементам относятся: K, Na, Ca, Cl. Например, при весе человека 70 кг, в нём содержится (в граммах ): кальция – 1700, калия – 250, натрия– 70.
Кальций
Большое содержание кальция в организме человека объясняется тем, что он в значительном количестве содержится в костях в виде гидроксофосфат кальция – Ca10(PO4)6(OH)2 и его суточное потребление составляет для взрослого человека 800-1200мг. У человека при недостаточной внутрисекретрной функции околощитовидных желез развивается гипопаратериоз с падением уровня кальция в крови. Это вызывает резкое повышение возбудимости центральной нервной системы, что сопровождается приступами судорог и может привести к смерти. Гиперфункция околощитовидных желез вызывает увеличение содержания кальция в крови и уменьшение неорганического фосфата, что сопровождается разрушением костной ткани (остеопороз), слабостью в мышцах и болями в конечностях.
Калий и натрий
Жизненно необходимые элементы натрий и калий функционируют в паре. Точно установлено что скорость диффузии ионов Na, и K через мембрану в покое мала, разность их концентрации вне клетки и внутри должна была в конечном итоге выровняться, если бы в клетке не существовало специального механизма, который обеспечивает активное выведение (выкачивание) из протоплазмы проникающих в неё ионов натрия и введение (нагнетание) ионов калия. Этот механизм получил название натрий – калиевого насоса Интересно, что по мере старения организма градиент концентрации ионов калия и натрия на границе клеток падает, а при наступление смерти выравнивается.
Железо
Несмотря на то, что содержание железа в человеке массой 70кг не превышает 5г и суточное потребление 10 – 15мг, оно играет особую роль в жизни деятельности организма Железо занимает совершенно особое место, так как на него не распространяется действие секреторной системы. Концентрация железа регулируется исключительно его поглощением, а не выделением. В организме взрослого человека около 65% всего железа содержится в гемоглобине и миоглобине, большая часть оставшегося запасается в специальных белках (ферритине и гемосидерине), и только очень небольшая часть находится в различных ферментах и системах транспорта.
Гемоглобин выполняет в организме важную роль переносчика кислорода и принимает участие в транспорте углекислоты. Общее содержание гемоглобина равно 700г, а кровь взрослых людей содержит в среднем около 14 – 15%. Гемоглобин представляет собой сложное химическое соединение (мол. вес. 68 800 Венозная кровь, содержащая большое количество восстановленного гемоглобина, имеет тёмно – вишнёвый цвет. Метгемоглобин является окислительным гемоглобином, при образование которого меняется валентность железа: двухвалентное железо, входящее в молекулу гемоглобина, превращается в трёх валентное. В случае большого накопление в организме метгемоглобина отдача кислорода тканям становится невозможной и наступает смерть от удушения. Карбоксигемоглобин представляет собой соединение гемоглобина с угарным газом. Это соединение примерно в 150 – 300 раз прочнее, чем соединение гемоглобина с кислородом. Поэтому примесь даже 0,1% угарного газа во вдыхаемом воздухе ведёт к тому, что 80% гемоглобина оказываются связанными с окисью углерода и не присоединяют кислород, что является опасным для жизни.
В скелетной и сердечной мышце находится миоглобин. Он способен связывать до 14% общего количества кислорода в организме. Это его свойство играет важную роль в снабжение кислородом работающих мышц. Если при сокращение мышцы кровеносные капилляры её сжимаются и кровоток в некоторых участках мышцы прекращается, в течение некоторого времени сохраняется снабжение мышечных волокон кислородом.
.
Медь
Недостаток в организме меди приводит к деструкции кровеносных сосудов, патологическому росту костей, дефектам в соединительных тканях. Кроме того, считают, что дефицит меди служит одной из причин раковых заболеваний. В некоторых случаях поражение легких раком у людей пожилого возраста врачи связывают с возрастным понижением меди в организме. Многое известно и о транспорте меди в организме. Значительная часть меди находится в форме церулоплазмина. Содержание меди в организме варьируется от 100 до 150мг с наибольшей концентрацией в стволе мозга. Большой расход меди ведёт к дефициту и неблагоприятен для человека. Прогрессирующие заболевание мозга у детей (синдром Менкеса) связано с дефицитом меди, так как при этом заболевание не хватает медьсодержащего фермента. Некоторые улучшения в состоянии этих больных было получено при введение меди. Избыточное количество меди в организме также неблагоприятно и ведет к развитию тяжелых заболеваний. При болезни Вильсона содержание меди увеличивается практически в 100 раз по сравнению с нормой.
Высокий уровень меди может быть связан с различными явлениями, и обнаружение высоких концентраций меди сыворотки представляет диагностическую ценность только при одновременном рассмотрение с данными других исследований. Анализ концентрации ионов меди необходимо проводить для оценки эффективности лечения, так как уровень меди прямо пропорционален тяжести заболевания. Это положение верно при гепатитах и злокачественных заболеваниях.
Цинк
Большое значение для организма человека имеет цинк. В среднем, в организме находится около 3г, а суточное потребление 15мг. Дефицит цинка у человека выражается в потере аппетита, нарушении в скелете и оволосении, повреждении кожи, замедлении полового созревания. В нескольких случаях дефицит цинка привёл у людей к большим нарушениям в сенсорном аппарате, выражавшимся в извращение: вкуса и запаха. У этих пациентов симптомы анорексии и нарушение физиологических отравлений могут быть сняты добавками цинка в рацион. Важную роль цинк играет в заживлении ран. При дефиците цинка этот процесс идёт медленно в следствии снижения синтеза белка и коллагена. Из этого следует, что для улучшения заживления ран в рацион больным с дефицитом элемента следует добавлять цинк.
Фосфор
Фосфор в виде своих соединений играет выдающуюся роль во всех процессах организма. Фосфорная кислота участвует в построении многочисленных ферментов (фосфатаз) - подлинных двигателей химизма клеток. Она необходима для обмена жиров, для синтеза крахмала и гликогена, а также для их распада, что происходит путем фосфоролиза, т.е. присоединения молекулы фосфорной кислоты. Из фосфорнокислых солей состоит ткань нашего скелета. Особенно богата фосфорной кислотой ткань самой совершенной функции - ткань мозга и нервных клеток.
В случае недостатка фосфора в теле человека, могут произойти серьезные нарушения обмена веществ, нарушения функций нервной системы, наблюдаться костно-мышечные патологии.
Один химик сказал: "Без фосфора нет мысли". В. А. Энгельгардт добавляет: "Без фосфора нет движения, ибо химизм мышечных сокращений - это целиком химия фосфорных соединений. При обязательном и решающем участии фосфорной кислоты протекают брожение и дыхание - эти два величайших двигателя, на работе которых покоится существование и деятельность всех живых организмов".
Магний
Магний контролирует нормальное функционирование миокардиоцитов. Он имеет большое значение в регуляции сократительной функции миокарда. Особое значение имеет магний в функционировании нервной ткани и проводящей системы сердца. Хорошая обеспеченность организма магнием способствует лучшей переносимости стрессовой ситуации, подавлению депрессии. Важен для метаболизма кальция, фосфора, натрия, калия, а также витамина С. Магний хорошо взаимодействует с витамином А. Таким образом, магний обеспечивает нормальное функционирование как отдельных клеток, так и отделов сердца в целом - предсердий, желудочков. Сниженный уровень магния в крови (выявлен для детей с лишним весом) ассоциируется с развитием инсулинорезистентности, т.е., является первым шагом к развитию сахарного диабета. В рационе тучных детей отмечен явный дефицит продуктов, богатых магнием - рыбы, соевых, овощей, орехов. Магний играет важную роль в метаболизме углеводов, его дефицит является уже доказанным фактором риска диабета у взрослых, а теперь - исходя из данных этого исследования - и у детей.
Кремний
Кремний является также необходимым микроэлементом. Недостаток кремния приводит к нарушению структуры костей и соединительной ткани. Как выяснилось кремний присутствует в тех участках кости, где происходит активная кальцинация, например в кости образующих клетках, остеобластах.
С возрастом концентрация кремния в клетках падает. У человека богатейшим источником кремния оказалась гиалуроновая кислота пуповины. Она содержит 1,53мг свободного и 0,36мг связанного кремния на один грамм.
Селен
Недостаток селена вызывает гибель клеток мышц и приводит к мускульной, в частности сердечной, недостаточности. Биохимическое изучение этих состояний привело к открытию фермента глутатионпероксидазе, разрушающей пероксиды.
Недостаток селена ведет к уменьшению концентрации этого фермента, что в свою очередь вызывает окисление липидов. Способность селена предохранять от отравления ртутью хорошо известна. Гораздо менее известен тот факт, что существует корреляция между высоким содержанием селена в рационе и низкой смертностью от рака. Селен входит в рацион человека в количестве 55 – 110мг в год, а концентрация селена в крови составляет 0,09 – 0,29мкг/см. При приёме внутрь селен концентрируется в печени и почках. Ещё один пример защитного действия селена от интоксикации лёгкими металлами является его способность предохранять от отравления соединениями кадмия (кадмий накапливается в больших количествах в листья табака, во время его жизненного цикла).
Мышьяк
Несмотря на хорошо известные токсические действия мышьяка и его соединений, имеются достоверные данные согласно которым недостаток мышьяка приводит к понижению рождаемости и угнетению роста, а добавление в пищу арсенита натрия привело к увеличению скорости роста у человека. Избыток мышьяка поступает обычно человеку через табачный дым, что приводит к различным заболеваниям, в частности к потере слуха. Однако отравлением мышьяком происходит очень медленно, обычно в течение нескольких десятков лет.
Хлор и бром
Анионы галогенов отличаются от всех тем, что они представляют собой простые, а не оксо – анионы. Хлор распространён чрезвычайно широко, он способен проходить сквозь мембрану и играет важную роль в поддержание осмотического равновесия.
Хлор присутствует в виде соляной кислоты в желудочном соке. Концентрация соляной кислоты в желудочном соке человека равна 0,4-0,5%. По поводу роли брома как микроэлемента существуют некоторые сомнения, хотя достоверно известно его седативное действие.
Фтор
Для нормального роста фтор совершенно необходим, и его недостаток приводит к анемии. Большое внимание было уделено метаболизму фтора в связи с проблемой кариеса зубов, так как фтор предохраняет зубы от кариеса. Кариес зубов изучен достаточно подробно. Он начинается с образования на поверхности зуба пятна. Кислоты, вырабатываемые бактериями, растворяют под пятном зубную эмаль, но, как ни странно, не с её поверхности. Часто верхняя поверхность остаётся неповреждённой до тех пор, пока участки под ней не окажутся полностью разрушенными. Можно вводить фториды в зубную пасту или же непосредственно обрабатывать ими зубы. Чрезмерное поглощение фторидов приводит к фторозу. Фтороз приводит к нарушениям в работе щитовидной железы, угнетению роста и поражению почек.
Длительное воздействие фтора на организм прводит к минерализации тела. В итоге деформируются кости, которые даже могут срастись, и происходит кальцификация связок.
Азот
Азот составляет около 3% массы тела человека (примерно 2,1 кг на 70 кг). Так как азот содержится в больших количествах и играет роль биологического "строительного материала", азот называют основным структурным элементом (органогеном, биогненным элементом и пр.). Выводится азот с мочой (в виде мочевины), с выдыхаемым воздухом. Азот входит в состав нуклеиновых кислот, белков и множества других биоактивных соединений. Снижение содержания азота (в результате белкового голодания, нарушения всасывания аминокислот в кишечнике, усиленного расщепления белков в тканях) сопровождается нарушением азотистого баланса, расстройствами обмена белков, аминокислот, азотсодержащих соединений и связанных с азотом биоэлементов. При избыточном содержании азота в организме (положительный азотистый баланс в результате "белкового перекорма") нужно прежде всего нормализовать содержание белков в пищевом рационе. При недостатке азота (отрицательный азотистый баланс) часто бывает необходимо пересмотреть рацион в сторону увеличения содержания белков.
Сера
Входит в состав желчных кислот и гормонов. В составе глутатиона участвует в биотрансформации ядов. Сера, подобно азоту, входит в состав белков, в силу чего белковый обмен является одновременно азотистым и серным. Участвуя в окислительно-восстановительных процессах сера играет в тканевом дыхании ту же роль, что и гемоглобин и оксигемоглобин в газообмене легких. В аминокислоте метионине сера связана с легко отщепляющейся метильной группой СН3, необходимой для синтеза холина, при недостатке которого в организме наблюдаются нарушения в виде жировой инфильтрации печени и кровоизлияний в почках.
Йод
Основной физиологической роль йода является участие в метаболизме щитовидной железы и присущих ей гормонах. Способность щитовидной железы аккумулировать йод присуща также слюнным и молочным железам. А также некоторым другим органам. В настоящее время, однако, считают, что ведущую роль йод играет только в жизни деятельности щитовидной железы.
Недостаток йода приводит к возникновению характерных симптомов: слабости, пожелтению кожи, ощущение холода и сухости. Лечение тиреоидными гормонами или йодом устраняет эти симптомы. Недостаток тереоидных гормонов может привести к увеличению щитовидной железы.
В редких случаях (отягощение в организме различных соединений, мешающих поглощению йода, например тиоцианата или антитиреоидного агента – гоитрина, имеющегося в различных видах капусты) образуется зоб.
Недостаток йода особенно сильно отражается на здоровье детей – они отстают в физическом и умственном развитии. Йод дефицитная диета во время беремености приводит к рождению гипотироидных детей (кретинов). Избыток гормонов щитовидной железы приводит к истощению, нервозности, тремору, потере веса и повышенной потливости. Это связано с увеличением пероксидазной активности и вследствие этого с увеличением йодирования тиреоглобулинов. Избыток гормонов может быть следствием опухоли щитовидной железы. При лечение используют радиоактивные изотопы йода, легко усваивающиеся клетками щитовидной железы.
Организм человека- это живая таблица химических элементов.
Приложение2/а
Сообщение по теме « Кишечные инфекции».
Знаете ли вы, что сегодня, по утверждениям наших ученых, 90 % россиян не всегда моют руки перед едой. И это становится главной причиной заражения острыми кишечными инфекциями.
От кишечных инфекций в мире ежегодно умирает около трех миллионов детей грудного возраста. Эти болезни относятся к числу самых распространенных. Нет ни одной страны, где бы люди не болели дизентерией, сальмонеллезом, колиэнтеритом и другими острыми кишечными инфекциями. Однако все эти болезни можно предупредить.
Кишечные инфекции — это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Всего таких заболеваний больше 30 штук. Из них самое безобидное — так называемое пищевое отравление, а самое опасное — холера.
Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы (энтеровирус).
Что же относится к данной группе заболеваний? В первую очередь к острым кишечным инфекционным заболеваниям относятся дизентерия, сальмонеллез, кишечные инфекции, вызываемые разнообразной условно – патогенной флорой. Для этой группы болезней характерно проникновение возбудителей инфекции через рот и активное размножение в желудочно-кишечном тракте. Микробы этой группы отличаются большой выживаемостью во внешней среде. Так к примеру возбудители дизентерии могут сохранятся в почве – до 3х месяцев, на продуктах питания – несколько суток, в воде – до 2х месяцев, а в молоке и молочных продуктах возбудители не только сохраняются, но и способны размножаться; однако, при нагревании до 60 градусов гибнут через 10 минут, при кипячении – немедленно, в дезинфицирующих растворах – в течение нескольких минут.
От больных и носителей инфекции микробы выделяются во внешнюю среду с испражнениями, рвотными массами, иногда с мочой. Практически все возбудители кишечных инфекций чрезвычайно живучи. Они способы подолгу существовать в почве, воде и даже на различных предметах. Например, на ложках, тарелках, дверных ручках и мебели, компьютерной клавиатуре. Кишечные микробы не боятся холода, однако все же предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, мясном фарше, студне, киселе, а также в воде (особенно в летнее время).
В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот: вместе с пищей, водой или через грязные руки. Например, дизентерия может начаться, если попить воду из-под крана, парное (некипяченое) молоко или поесть сделанную из него простоквашу, творог или сметану. Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром или йогуртом. Стафилококковая инфекция комфортно себя чувствует в испорченных тортах с кремом. Возбудители сальмонеллеза (а их известно около 400 видов) попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, сосиски, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень.
Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся яды, которые выделяют микроорганизмы и повреждения пищеварительного тракта, которые они вызывают.
Симптомы заболевания. Плохое самочувствие, тошнота, рвота, высокая температура тела до 38-39 оС, боли в животе (схваткообразные), частый жидкий стул (может быть со слизью, зеленю, пеной, вкрапления непереваренной пищи), вздутие живота, сухость кожи и слизистых (при частой рвоте и поносе).
Все кишечные инфекции опасны тем, что из-за рвоты или поноса происходит обезвоживание организма. Результатом могут стать почечная недостаточность и другие осложнения.
Главная отличительная особенность инфекционного больного заключается в том, что он выделяет во внешнюю среду возбудителей, т. е. является источником заразного начала. Различные инфекционные больные выделяют в окружающую среду заразное начало по-разному, в зависимости от того, где находится очаг инфекции в организме: с выдыхаемым воздухом, при кашле, насморке, с мочой, с фекалиями и т. д. и т. п.
Издавна кишечные инфекции называют болезнями грязных рук, подчеркивая тем самым, что нечистоплотные люди болеют чаще. В течение дня человек касается руками разных предметов: ручки дверей и поручни в общественном транспорте, деньги, рукопожатия и так далее. Чтобы обезопасить себя от болезнетворных бактерий, нужно просто по возращении домой, перед приготовлением пищи, ее употреблением, после посещения туалета вымыть руки с мылом. Следует коротко стричь ногти, так как под них набивается грязь, содержащая микробы. Таким простым способом можно защитить от заражения себя и членов своей семьи.
Для того чтобы предупредить возникновение кишечных инфекций важно и качество пищи. Во многих продуктах бактерии не только сохраняют жизнеспособность, но и активно размножаются. Особенно «неблагонадежны» продукты, которые не подвергаются термической обработке – салаты, овощи и фрукты. Летом и осенью создаются благоприятные условия для размножения бактерий в молоке и молочных продуктах. Вот почему разливное молоко просто необходимо кипятить.
Пить воду из случайных источников и купаться в загрязненных водоемах тоже не рекомендуется. Чтобы не заразиться, воду лучше употреблять только в кипяченом виде. При попадании в желудочно-кишечный тракт через загрязненную воду, недоброкачественные пищевые продукты бактерии способны вызывать болезни, опасные для жизни.
Приложение3
Сообщение на тему «Двигательная активность». Наше здоровье неразрывно связано с движением. Движение – основа жизни. Человеческое тело хорошо разработано и адаптировано для движения, снабжено сложной, но надежной двигательной структурой, и все органы и системы тесно связаны с физической активностью и способностью концентрироваться. Любой врач всегда подтвердит, что основы здорового образа жизни – это движение и здоровье нервной системы. Чем же грозит гиподинамия? В результате малоподвижного образа жизни ослабляется деятельность сердца, возникают сердечно-сосудистые заболевания, нарушается обмен веществ, а в итоге – избыточный вес, ожирение, преждевременно дряхлеет, дегенерирует мышечная ткань, излишне возбуждается и изнашивается центральная нервная система. А все это в целом приводит к снижению защитных свойств организма, иммунитета, устойчивости к инфекциям и психическому напряжению, разного рода перегрузкам, падает работоспособность и человек преждевременно стареет. В результате у человека развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, сахарный диабет. Двигательная активность способствует улучшению кровообращения, стимулирует работу внутренних органов, улучшает обменные процессы и умственную деятельность. Может быть, вы слышали фразу: «Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лекарства мира не в состоянии заменить движение». Не удивительно, что наше здоровье неразрывно связано с движением. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии и физической культуры подтверждают, что большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне. Большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора или сидя у компьютера. Гиподинамия наблюдается у 50% школьников 6 – 8 лет, у 60% школьников 9 – 12 лет, и у 75 – 80 % детей старшего школьного возраста, то есть гиподинамия свойственна всем возрастным группам детского населения. При этом по мере взросления дефицит движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение во многом обусловливает ухудшение состояния здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования у них хронических заболеваний, ожирения, нарушений зрения, осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Дети школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям. Движение для человека – это, конечно же, физические нагрузки. Постоянная физическая нагрузка необходима и полезна, она делает организм выносливее и крепче, повышает его сопротивляемость болезням. Врачи советуют: – Движения должны доставлять удовольствие. Оптимальная двигательная активность – непременное условие здорового образа жизни. Движение – не только сущность жизни, но и основа здоровья. Гиппократ справедливо утверждал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...
Предлагается фрагмент мастер-класса
в рамках мастер-класса давались различные формы уроков. на 7 занятии мастер-класса проводился интегрированный урок "Россияская деревня глазами поэтов-деревенщиков" Нестандартные формы уроков очень пол...
Мастер-класс "Применение программного обеспечения компьютера в подготовке фрагментов уроков по технологии".
Уважаемые коллеги!Я представляю мастер-класс по применению программного обеспечения компьютера в подготовке фрагментов уроков по технологии. Представляемый мастер-класс для учителей. Его назначение по...
Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достиже...
фрагмент мастер - класса по литературе в 5 классе по теме "Дискуссия в учебном процессе " на примере рассказа "Щенок- Засоня" Н.Агафонова
Реализация и использование данной технологии позволяет учителю не только отработать учебный материал, но и способствует формированию основных УУД, в том числе и умение отстаивать свою точку зрен...
Методическая разработка. Мастер – класс (5 класс). (фрагмент урока) Тема: «Простые и составные числа. Решето Эратосфена."
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование....