Предлагается фрагмент мастер-класса
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
в рамках мастер-класса давались различные формы уроков. на 7 занятии мастер-класса проводился интегрированный урок "Россияская деревня глазами поэтов-деревенщиков" Нестандартные формы уроков очень полезны для активизации познавательной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 7 занятия мастер-класса:
“Проблема интеграции учебных предметов через открытый интегрированный урок литературы и истории” “История Российской деревни глазами поэтов-деревенщиков”.
Форма проведения: интегрированный урок с элементами семинара.
Цели и задачи: 1. Активизация познавательной и творческой
деятельности учащихся.
2. Развитие исторической компетенции учащихся
3. Формирование личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении.
4. Реализация концепции культурологического подхода к преподаванию гуманитарных дисциплин.
Оборудование: художественные произведения:
C.Есенин “Стихи”
В.Тендряков “Хлеб для собаки”
А.Твардовский “Страна Муравия”, “За далью даль”
М.Шолохов “Поднятая целина”
Н.Рубцов “Стихи”
И.Бунин “Деревня”, “Суходол”.
Видеофрагмент-“романс на стихи Н.Рубцова “Тихая моя родина”,
Выставка работ И.И.Левитана,
Презентационное оборудование,
Распечатки фрагментов литературных произведений,
Мини-сочинения учащихся по теме.
Мастер-класс.
Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог и т.д.
Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился в педагогических изданиях в конце 80-х годов. Правда, названия у такой формы занятий были разные: совместные уроки, интегральные уроки, бинарные уроки. Но если заглянуть в словарь Ожегова, то из различных определений выводим единую суть: «объединять в одно целое».
Следует различать интегрированный урок от уроков с использованием межпредметных связей. Интеграция – явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук. На интегрированных уроках сведения различных наук не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, позволяющий получить не просто сложение, а взаимопроникновение учебных предметов.
Интегрированный урок требует особой технологии его проведения. Эта особенность заключается в активизации творческой деятельности учащихся на уроке. Данный вид урока, как никакой другой, сочетает самые разнообразные компетенции школьников: мыслительные, речевые, коммуникативные, деятельностные. Вообще, деятельностный подход к формированию и развитию творческой индивидуальности личности школьника на таких уроках является ведущим.
Для успешной организации деятельности учащихся на интегрированных уроках необходимо погружение в общение, создание диалогических отношений, подлинная интерактивность.
Сегодня на нашем интегрированном уроке объектом изучения станет образ российской деревни в период строительства и развития Советского государства. Ведь «без знания русской деревни узнать Россию вообще нельзя» (Ю. Бондарев). Эти слова будут эпиграфом к нашему разговору.
При подготовке к уроку я просила учеников порассуждать над проблемой, задачей:
- Почему это интересно: объединить историю и литературу?
- В чем польза от такой интеграции?
- Какие ученические компетенции развиваются в ходе подготовки и работе на интегрированном уроке?
- Как это может пригодиться в дальнейшем?
Ответим на эти вопросы в конце занятия.
Сформулируем гипотезу и попытаемся доказать её в ходе урока:
История страны становиться ближе и понятнее
через судьбу отдельного человека:
литературного персонажа или лирического героя.
Итак, вопрос классу:
Какие ассоциации возникают у вас по поводу
слова «История» - как предмет школьный, как наука?
История: войны, государство, даты, политика, точность, народ, эпоха, век, жизнь, объективность, беспристрастность, реализм, статистика, цифры, закономерности, уроки жизни, уроки истории и т.д.
А по поводу «Литературы», какие у вас возникают образы?
Литература: человек, добро, зло, любовь, смерть, нравственность, переживание, борьба.
Чем отличаются: история и литература?
- история должна быть объективной.
- литература живет эмоциями, чувствами.
- история исследует события, факт исторический.
- литература – вымысел художника.
- история взывает к разуму, мысли, уму.
- литература – к чувству, сердцу, душе.
- история имеет дело с цифрами, любит точность.
- литература имеет дела с нравственными категориями: добро, зло, любовь, ненависть.
А чем же они похожи: история и литература?
Ответы:
- учат жизни.
- учат чувствовать.
- предмет изучения – человек, народ.
- формируют нравственность.
- воспитывают душу.
- учат ответственности.
- воспитывают патриотизм.
- развивают гражданственность.
- развивают каммуникативность.
- учат толерантности.
Вывод: И история, и литература учат правде жизни, формируют нравственность и гуманизм, развивают воображение и вырабатывают убеждение.
Деревня во все времена была самой уязвимой, самой болезненной точкой российской действительности. Большая часть населения проживала в деревнях, ведь Россия еще долгое время оставалась аграрной страной. Беззащитная перед государственной властью, наивная и доверчивая («Будьте как дети!» - говорил Христос), деревня верно хранила духовные, этические, эстетические – общечеловеческие ценности. Традиции и устои крестьянской жизни мерилом и ориентиром для российских поэтов, с болью и любовью пишущих о деревне, о крестьянине – кормильце. Певцы русской деревни пришли вовсе не из-за околицы, они жили и дышали деревенским воздухом, пили молоко её свободы, верили в прекрасное будущее крестьянской Руси.
Но жизнь часто оказывается куда проще и грубее. Проследим путь крестьянской России от светлых ожиданий и надежд до голода и разрухи на примере творчества С. Есенина – самого яркого романтика, деревенского интеллигента. Его всю жизнь мучили главные вопросы: «Кто я? Что есть человек?». Трагедия русской деревни стала личной трагедией Есенина.
Но обо всем по порядку. Есенин живо, эмоционально, как только он умел, откликался на события, происходившие в России. Его юность прошла в селе Константинове Рязанской губернии. Надежды деревни совпали с детством и юностью поэта. Судьба поэта на фоне судьбы страны и деревни. Судьба страны через судьбу лирического героя Есенина.
Синхронистическая таблица произведения С. Есенина.
Исторические события отечественной истории | Литературные произведения С. Есенина |
1. Русская патриархальная деревня времен Столыпинских преобразований. Время хороших перспектив и стабильности. | «Вот уж вечер…..» 1910 год
«Калики» 910 год
«В хате» 1914 год
|
2. Первая мировая война 1914-1918 гг.; тяжелые поражения России в войне, военные жертвы, гибель русских людей. | «Нощь и поле, и крик петухов…» 1917 г
|
3. Февральская буржуазно- демократическая революция 1917 год: обновление России, надежды на демократизацию и др. | «О Русь, взмахни кралами…» 1917 год
|
4. «Декрет о земле» - казалось, что надежды крестьян становятся явью, ибо эсеровская земельная программа привлекла крестьян на сторону Советской власти. | «Инония» январь 1918 год
«Пантократор» февраль 1919 год.
|
5. Гражданская война и разорение страны, раскол в обществе. Голодная и разрушенная деревня, потерявшая ориентиры: Куда? С кем? | «Кобыльи корабли» сентябрь 1919 год.
|
6. Голод в городах, создание продотрядов и комбедов, продразверстка Ленин – это и есть социалистическая революция в деревне, но на глазах поэта умирает старая патриархальная Русь (красногривый жеребенок), за счет деревни большевики решают вопрос о власти | «Сорокоуст» август 1920 год.
|
7. Вынужденный переход к НЭПу с 1921 года. Создание крестьянских коммун. С 1923 года получают стабильные урожаи, растет производство с/х продукции. Государство действует экономическими методами, а деревня вновь поверила большевистским экспериментам. Восстановление сельского хозяйства. | «Возвращение на Родину» июнь 1924 г.
«А сестры стали комсомолки. Такая Гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест…». «НУ, говори, сестра!». И вот сестра разводит, раскрыв, как библию, пузатый «Капитан» О Марксе, Энгельсе… И мне смешно…» |
8. Государство проводит кооперирование крестьян, с целью увеличения товарности крестьянских хозяйств, к разработке планов кооперирования привлекают ученых – экономистов, например Чаянов. Конечно же планы не будут осуществлены, крестьянское хозяйство останется натуральным. В 29-30 годы кооперативы будут распущены и начнут создавать колхозы. Но этого времени Есенин уже не застанет. Он не увидит вконец убитую и распластанную голодом деревню (32, 33 года). Но предчувствие и видимость жизни его не обманет. Он лишний. Старая деревня умирает. | «Русь советская» 1924 год.
|
9. Страна ищет решение многих проблем. Судьбы бесприютных сирот во множестве бродяжничающих по России, потерявших родителей в тяжелые годы Гражданской остаются неясны. | «Русь бесприютная» 1924 год.
|
10. Январь 1924 год смерть Ленина. За этим событием начинается новый этап, новое испытание для страны. Передел власти, борьба за политическое влияние в партии, отказ от элементарных основ партийной большевистской этики. Грызня, высылки, политические убийства, тайные и явные и как следствие и как итог движения в никуда – культ личности – апогей беззакония и самовластия преступника. | «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй – поле») 1924 год.
|
Есть ли еще у вас, дорогие выпускники, примеры того, как судьбы российской деревни отображались в творчестве поэтов и писателей?
Желателен критический анализ исторической ситуации и литературных произведений. Таким образом вам следует выступить в роли историка и литератора одновременно.
Ответы учеников:
- В Тендряков «Хлеб для собаки». Голод 32-33 годов, как следствие сплошной коллективизации, от которого погибли 13 млн. крестьян и боль писателя в его рассказе. Тендряков как летописец своего времени сопровождает рассказ исторической справкой.
Вопросы классу по произведению:
- Почему мальчик не мог спокойно есть хлеб, ведь он не виноват, что – голод?
- Зачем ребенок кормит собаку хлебом? Кому он помогает, по-вашему, собаке или себе? Почему? И другие вопросы.
Вывод: Освещая неизвестные страницы истории,
автор выполняет свой долг гражданина и воспитателя.
- Твардовский «Страна Муравия». Здесь мы видим выполнение социального заказа»: «Жить стало лучше, жить стало веселей».
Вопросы классу по произведению:
- Каково ваше отношение к «управляемой литературе»?
- Кого еще можно отнести к авторам произведений «исторического оптимизма»?
- Н. Рубцов «Тихая поэзия». Поэты 60-х годов. Возможность проявить сове отношение к действительности искренне, лирично, без надрыва. Лиризм, исповедальность на фоне «очеловечивания» советского государства, на фоне «оттепели» во взаимоотношениях государства со своим народом. Человек и земля, природа и история составляют гармоничное единое целое. (звучит романс на слова Н Рубцова «Тихая моя Родина»).
Заключение:
Работа в группах:
1 группа: педагоги «за» и «против» интеграции.
2 группа: учащиеся – рефлексия по вопросам:
- Почему интеграция – это интересно?
- В чем польза интеграции?
- Какие компетенции развиваются?
- Как это пригодится?
Тема по истории Отечества (в соответствии с Госстандартами) | Литературные произведения по теме (изучаемые в курсе «Русская литература ХХ века» , Программа 11 класса Мурин Д.Н.) |
1. Аграрная реформа П.А. Столыпин | И.А. Бунин «Деревня», «Суходол» |
2. Провозглашение советской власти в октябре 1917 года. В.И. Ленин. Политика большевиков. | М. Горький «Несвоевременные мысли», «В.И. Ленин», А Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», С. Есенин «О Русь, взмахни крылами», «Пришествие», «Инония», «Преображение», М. Зощенко – рассказы. |
3. Гражданская война. Красные и белые. Военный коммунизм. | И. Бабель «Конармия», А. Серафимович «Жизненный поток», М. Булгаков «Белая гвардия», А. Фадеев «Разгром», поэты: Э. Багрицкий, М. Светлов, Н. Тихонов. |
4. НЭП. Советская модель модернизации: индустриализация, коллективизация. | Е.И. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован», «Чевенгур»., Н. Островский «Как закалялась сталь», М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца», М. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон». |
5. Внутрипартийная борьба. И.В. Сталин. Усиление партийно-государственного аппарата. | Б. Тельняк «Повесть непогашенной луны»., Б. пастернак «Доктор Живаго», Лагерная проза: 1. В Шаламов 2. Л. Чуковская 3. А. Солженицын |
6. Массовые репрессии. Сталинская конституция. Укрепление тоталитаризма. | А. Платонов «Ювенильное море», «Одухотворенные люди», В. Тендряков «Хлеб для собаки», В. Катаев «Время, вперед!» |
7. СССР в годы Великой Отечественной войны. | Поэты: К. Симонов, А. Сурков, С. Орлов, М. Светлов, А. Твардовский, О. Берггольц, Э. Казакевич., М. Шолохов «Судьба человека», Ю. Бондарев «Горячий снег», Ю. Казаков – рассказы, В. Быков «Сотников», В. Кондратьев «Сашка» |
8. Послевоенное восстановление хозяйства. Н.С. Хрущев «Оттепель». ХХ съезд КПСС. Реформы второй половины 1950 – начала 60-х годов. Замедление темпов экономического развития. | Деревенская проза: В. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с матерой», «Пожар», Ф. Абрамов «Пелагия», «Алька», Ч. Айтматов «И дольше века длится день…», В Астафьев «Царь – рыба», «Последний поклон», В. Шукшин «Чудик», «Мастер», «Верую», поэзия: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Н. Рубцов, А Кушнер, Д. Самойлов и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...
Мастер- класс. 8 класс МОУ «Ерышовская СОШ»К Шишковой Е.А. фрагмент классного часа Моё здоровье.
Выступлеие на районном конкурсе МО " Триумф мастерства". Номинация " Самый классный классный" класный час " Моё здоровье"...
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».
Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...
Фрагмент мастер-класса
Фрагмент мастер-класса в формате (avi) Фрагмент мастер-класса в формате (mp4)...
Фрагмент мастер-класса
Фрагмент мастер-класса по теме "Метод критического мышления в произведении Г.Тукая "Шурале"...
фрагмент мастер - класса по литературе в 5 классе по теме "Дискуссия в учебном процессе " на примере рассказа "Щенок- Засоня" Н.Агафонова
Реализация и использование данной технологии позволяет учителю не только отработать учебный материал, но и способствует формированию основных УУД, в том числе и умение отстаивать свою точку зрен...
"Решение неравенств с параметром". Фрагмент мастер класса для кафедры политехнических наук.
Рассматриваются некоторые способы решения неравенств с параметрами и приёмы обучения этим способам....