Предлагается фрагмент мастер-класса
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Авсиевич Марина Николаевна

в рамках мастер-класса давались различные формы уроков. на 7 занятии мастер-класса проводился интегрированный урок "Россияская деревня глазами поэтов-деревенщиков" Нестандартные формы уроков очень полезны для активизации познавательной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 7 занятия мастер-класса:

“Проблема интеграции учебных предметов через открытый интегрированный урок литературы и истории” “История Российской деревни глазами поэтов-деревенщиков”.

Форма проведения: интегрированный урок с элементами семинара.

Цели и задачи: 1. Активизация познавательной и   творческой  

                      деятельности учащихся.                                                            

                          2. Развитие исторической компетенции учащихся

                          3. Формирование личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении.

                          4. Реализация концепции культурологического подхода к преподаванию гуманитарных дисциплин.

Оборудование: художественные произведения:

C.Есенин “Стихи”

В.Тендряков “Хлеб для собаки”

А.Твардовский “Страна Муравия”, “За далью даль”

М.Шолохов “Поднятая целина”

Н.Рубцов “Стихи”

И.Бунин “Деревня”, “Суходол”.

Видеофрагмент-“романс на стихи Н.Рубцова “Тихая моя родина”,

Выставка работ И.И.Левитана,

Презентационное оборудование,

Распечатки фрагментов литературных произведений,

Мини-сочинения учащихся по теме.

Мастер-класс.

Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог и т.д.

        Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился в педагогических изданиях в конце 80-х годов. Правда, названия у такой формы занятий были разные: совместные уроки, интегральные уроки, бинарные уроки. Но если заглянуть в словарь Ожегова, то из различных определений выводим единую суть: «объединять в одно целое».

        Следует различать интегрированный урок от уроков с использованием межпредметных связей. Интеграция – явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук. На интегрированных уроках сведения различных наук не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, позволяющий получить не просто сложение, а взаимопроникновение учебных предметов.

        Интегрированный урок требует особой технологии его проведения. Эта особенность заключается в активизации творческой деятельности учащихся на уроке. Данный вид урока, как никакой другой, сочетает самые разнообразные компетенции школьников: мыслительные, речевые, коммуникативные, деятельностные. Вообще, деятельностный подход к формированию и развитию творческой индивидуальности личности школьника на таких уроках является ведущим.

        Для успешной организации деятельности учащихся на интегрированных уроках необходимо погружение в общение, создание диалогических отношений, подлинная интерактивность.

        Сегодня на нашем интегрированном уроке объектом изучения станет образ российской деревни в период строительства и развития Советского государства. Ведь «без знания русской деревни узнать Россию вообще нельзя» (Ю. Бондарев). Эти слова будут эпиграфом к нашему разговору.

        При подготовке к уроку я просила учеников порассуждать над проблемой, задачей:

  • Почему это интересно: объединить историю и литературу?
  • В чем польза от такой интеграции?
  • Какие ученические компетенции развиваются в ходе подготовки и работе на интегрированном уроке?
  • Как это может пригодиться в дальнейшем?

Ответим на эти вопросы в конце занятия.

        Сформулируем гипотезу и попытаемся доказать её в ходе урока:

История страны становиться ближе и понятнее

через судьбу отдельного человека:

литературного персонажа или лирического героя.

Итак, вопрос классу:

Какие ассоциации возникают у вас по поводу

слова «История» - как предмет школьный, как наука?

История: войны, государство, даты, политика, точность, народ, эпоха, век, жизнь, объективность, беспристрастность, реализм, статистика, цифры, закономерности, уроки жизни, уроки истории и т.д.

А по поводу «Литературы», какие у вас возникают образы?

Литература: человек, добро, зло, любовь, смерть, нравственность, переживание, борьба.

        Чем отличаются: история и литература?

  1. история должна быть объективной.
  2. литература живет эмоциями, чувствами.
  3. история исследует события, факт исторический.
  4. литература – вымысел художника.
  5. история взывает к разуму, мысли, уму.
  6. литература – к чувству, сердцу, душе.
  7. история имеет дело с цифрами, любит точность.
  8. литература имеет дела с нравственными категориями: добро, зло, любовь, ненависть.

А чем же они похожи: история и литература?

Ответы:

  1. учат жизни.
  2. учат чувствовать.
  3. предмет изучения – человек, народ.
  4. формируют нравственность.
  5. воспитывают душу.
  6. учат ответственности.
  7. воспитывают патриотизм.
  8. развивают гражданственность.
  9. развивают каммуникативность.
  10. учат толерантности.

Вывод:        И история, и литература учат правде жизни, формируют нравственность и гуманизм, развивают воображение и вырабатывают убеждение.

        Деревня во все времена была самой уязвимой, самой болезненной точкой российской действительности. Большая часть населения проживала в деревнях, ведь Россия еще долгое время оставалась аграрной страной. Беззащитная перед государственной властью, наивная и доверчивая («Будьте как дети!» - говорил Христос), деревня верно хранила духовные, этические, эстетические – общечеловеческие ценности. Традиции и устои крестьянской жизни мерилом и ориентиром для российских поэтов, с болью и любовью пишущих о деревне, о крестьянине – кормильце. Певцы русской деревни пришли вовсе не из-за околицы, они жили и дышали деревенским воздухом, пили молоко её свободы, верили в прекрасное будущее крестьянской Руси.

        Но жизнь часто оказывается куда проще и грубее. Проследим путь крестьянской России от светлых ожиданий и надежд до голода и разрухи на примере творчества С. Есенина – самого яркого романтика, деревенского интеллигента. Его всю жизнь мучили главные вопросы: «Кто я? Что есть человек?». Трагедия русской деревни стала личной трагедией Есенина.

        Но обо всем по порядку. Есенин живо, эмоционально, как только он умел, откликался на события, происходившие в России. Его юность прошла в селе Константинове Рязанской губернии. Надежды деревни совпали с детством и юностью поэта. Судьба поэта на фоне судьбы страны и деревни. Судьба страны через судьбу лирического героя Есенина.

Синхронистическая таблица произведения С. Есенина.

Исторические события отечественной истории

Литературные произведения

С. Есенина

1. Русская патриархальная деревня времен Столыпинских преобразований. Время хороших перспектив и стабильности.

«Вот уж вечер…..» 1910 год

  • Хорошо и тепло, как зимой у печки…

«Калики» 910 год

  • Проходили калики деревнями, выпивали под окнами квасу…

«В хате» 1914 год

  • пахнет рыхлыми драченами, у порога в дежке квас…

2. Первая мировая война 1914-1918 гг.; тяжелые поражения России в войне, военные жертвы, гибель русских людей.

«Нощь и поле, и крик петухов…» 1917 г

  • Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму, уж кому-то не петь на холму. Мирно грезит родимый очаг о погибших во мраке плечах…

3. Февральская буржуазно- демократическая революция 1917 год: обновление России, надежды на демократизацию и др.

«О Русь, взмахни кралами…» 1917 год

  • Довольно гнить и ноять, и славить взлетом гнусь – уж смыла, стерла деготь воспрянувшая Русь.

4. «Декрет о земле» - казалось, что надежды крестьян становятся явью, ибо эсеровская земельная программа привлекла крестьян на сторону Советской власти.

«Инония» январь 1918 год

  • И вспашу я черные щеки нив твоих новой сохой, золотой пролетит сорокой урожай над твоей страной.

«Пантократор» февраль 1919 год.

  • Я кричу тебе: «К черту старое!…»
  • Сойди, явись наш, красный конь! Впрягись в земли оглобли. Нам горьким стало молоко под этой ветхой кровлей.

5. Гражданская война и разорение страны, раскол в обществе. Голодная и разрушенная деревня, потерявшая ориентиры: Куда? С кем?

«Кобыльи корабли» сентябрь 1919 год.

  • Нет ни рожь, скачет по полю стужа, окна выбиты, настежь двери. Даже солнце мерзнет, как лужа…
  • Если голод с разрушенных стен вцепится в мои волоса, - половину ноги своей сам съем, половины отдам вам высасывать.

6. Голод в городах, создание продотрядов и комбедов, продразверстка Ленин – это и есть социалистическая революция в деревне, но на глазах поэта умирает старая патриархальная Русь (красногривый жеребенок), за счет деревни большевики решают вопрос о власти

«Сорокоуст» август 1920 год.

  • Милый, милый, смешной дуралей, но куда н, куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней, победила стальная конница?
  • …И соломой пропахшей мужик захлебнулся лихой самогонкой.

7. Вынужденный переход к НЭПу с 1921 года. Создание крестьянских коммун. С 1923 года получают стабильные урожаи, растет производство с/х продукции. Государство действует экономическими методами, а деревня вновь поверила большевистским экспериментам. Восстановление сельского хозяйства.

«Возвращение на Родину» июнь 1924 г.

  • «Ах, дедушка, ужели это ты?» «Да!… Время!…». «Ты не коммунист?» «Нет!…»

«А сестры стали комсомолки. Такая Гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест…». «НУ, говори, сестра!». И вот сестра разводит, раскрыв, как библию, пузатый «Капитан» О Марксе, Энгельсе… И мне смешно…»

8. Государство проводит кооперирование крестьян, с целью увеличения товарности крестьянских хозяйств, к разработке планов кооперирования привлекают ученых – экономистов, например Чаянов. Конечно же планы не будут осуществлены, крестьянское хозяйство останется натуральным. В 29-30 годы кооперативы будут распущены и начнут создавать колхозы. Но этого времени Есенин уже не застанет. Он не увидит вконец убитую и распластанную голодом  деревню (32, 33 года). Но предчувствие и видимость жизни его не обманет. Он лишний. Старая деревня умирает.

«Русь советская» 1924 год.

  • Я никому здесь не знаком, а те, что помнили, давно забыли. И там, где был когда-то отчий дом, теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
  • А жизнь кипит. Вокруг меня снуют и старые, и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приют.
  • С горы идет крестьянский комсомол, и под гармошку, наяривая рьяно, поют агитки Бедного Демьяна…

9. Страна ищет решение многих проблем. Судьбы бесприютных сирот во множестве бродяжничающих по России, потерявших родителей в тяжелые годы Гражданской остаются неясны.

«Русь бесприютная» 1924 год.

  • Товарищи, сегодня в горе я, проснулась боль в угасшем скандалисте! Мне вспомнилась печальная история – история об Оливере Твисте.
  • Мальчишки лет семи – восьми, снуют средь штатов без призора. Бестелыми, корявыми костями они наш знак тяжелого укора.
  • В них Пушкин, Лермонтов, Кольцов, и наш Некрасов в них, в них я, в них даже Троцкий, Ленин и Бухарин.
  • Не потому ль моею грустью веет стих, глядя на их невымытые хари…

10. Январь 1924 год смерть Ленина. За этим событием начинается новый этап, новое испытание для страны. Передел власти, борьба за политическое влияние в партии, отказ от элементарных основ партийной большевистской этики. Грызня, высылки, политические убийства, тайные и явные и как следствие и как итог движения в никуда – культ личности – апогей беззакония и самовластия преступника.

«Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй – поле») 1924 год.

  • Еще закон не отвердел, страна шумит, как непогода, хлестнула дерзко за предел нас отравившая свобода.
  • Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. Уж сколько лет не слышит поле петушье пенье, песий лай.
  • Уж сколько лет наш тихий быт утратил мирные глаголы. Как оспой, ямами копыт изрыты пастбища и долы.
  • И вот он умер…А те, кого оставил он, страну в бушующем разливе. Должны заковывать в бетон.
  • Их смерть к тоске не привела еще суровей и угрюмей. Они творят его дела…

Есть ли еще у вас, дорогие выпускники, примеры того, как судьбы российской деревни отображались в творчестве поэтов и писателей?

Желателен критический анализ исторической ситуации и литературных произведений. Таким образом вам следует выступить в роли историка и литератора одновременно.

Ответы учеников:

  1. В Тендряков «Хлеб для собаки». Голод 32-33 годов, как следствие сплошной коллективизации, от которого погибли 13 млн. крестьян и боль писателя в его рассказе. Тендряков как летописец своего времени сопровождает рассказ исторической справкой.

Вопросы классу по произведению:

  1. Почему мальчик не мог спокойно есть хлеб, ведь он не виноват, что – голод?
  2. Зачем ребенок кормит собаку хлебом? Кому он помогает, по-вашему, собаке или себе? Почему? И другие вопросы.

Вывод:         Освещая неизвестные страницы истории,

автор выполняет свой долг гражданина и воспитателя.

  1. Твардовский «Страна Муравия». Здесь мы видим выполнение социального заказа»: «Жить стало лучше, жить стало веселей».

Вопросы классу по произведению:

  1. Каково ваше отношение к «управляемой литературе»?
  2. Кого еще можно отнести к авторам произведений «исторического оптимизма»?
  1. Н. Рубцов «Тихая поэзия». Поэты 60-х годов. Возможность проявить сове отношение к действительности искренне, лирично, без надрыва. Лиризм, исповедальность на фоне «очеловечивания» советского государства, на фоне    «оттепели» во взаимоотношениях государства со своим народом. Человек и земля, природа и история составляют гармоничное единое целое. (звучит романс на слова Н Рубцова «Тихая моя Родина»).

Заключение:

Работа в группах:

1 группа: педагоги «за» и «против» интеграции.

2 группа: учащиеся – рефлексия по вопросам:

  1. Почему интеграция – это интересно?
  2. В чем польза интеграции?
  3. Какие компетенции развиваются?
  4. Как это пригодится?

Тема по истории Отечества

 (в соответствии с Госстандартами)

Литературные произведения по теме (изучаемые в курсе «Русская  литература ХХ века» ,

Программа 11 класса Мурин Д.Н.)

1. Аграрная реформа П.А. Столыпин

И.А. Бунин «Деревня», «Суходол»

2. Провозглашение советской власти в октябре 1917 года. В.И. Ленин. Политика большевиков.

М. Горький «Несвоевременные мысли», «В.И. Ленин», А Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», С. Есенин «О Русь, взмахни крылами», «Пришествие», «Инония», «Преображение», М. Зощенко – рассказы.

3. Гражданская война. Красные и белые. Военный коммунизм.

И. Бабель «Конармия», А. Серафимович «Жизненный поток», М. Булгаков «Белая гвардия», А. Фадеев «Разгром», поэты: Э. Багрицкий, М. Светлов, Н. Тихонов.

4. НЭП. Советская модель модернизации: индустриализация, коллективизация.

Е.И. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован», «Чевенгур»., Н. Островский «Как закалялась сталь», М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца», М. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон».

5. Внутрипартийная борьба. И.В. Сталин. Усиление партийно-государственного аппарата.

Б. Тельняк «Повесть непогашенной луны»., Б. пастернак «Доктор Живаго», Лагерная проза:

 1. В Шаламов

2. Л. Чуковская

3. А. Солженицын

6. Массовые репрессии. Сталинская конституция. Укрепление тоталитаризма.

А. Платонов «Ювенильное море», «Одухотворенные люди», В. Тендряков «Хлеб для собаки», В. Катаев «Время, вперед!»

7. СССР в годы Великой Отечественной войны.

Поэты: К. Симонов, А. Сурков, С. Орлов, М. Светлов, А. Твардовский, О. Берггольц, Э. Казакевич., М. Шолохов «Судьба человека», Ю. Бондарев «Горячий снег», Ю. Казаков – рассказы, В. Быков «Сотников», В. Кондратьев «Сашка»

8. Послевоенное восстановление хозяйства. Н.С. Хрущев «Оттепель». ХХ съезд КПСС. Реформы второй половины 1950 – начала 60-х годов. Замедление темпов экономического развития.

Деревенская проза: В. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с матерой», «Пожар», Ф. Абрамов «Пелагия», «Алька», Ч. Айтматов «И дольше века длится день…», В Астафьев «Царь – рыба», «Последний поклон», В. Шукшин «Чудик», «Мастер», «Верую», поэзия: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Н. Рубцов, А Кушнер, Д. Самойлов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)

1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Мастер- класс. 8 класс МОУ «Ерышовская СОШ»К Шишковой Е.А. фрагмент классного часа Моё здоровье.

Выступлеие на районном конкурсе МО " Триумф мастерства". Номинация " Самый классный классный" класный час " Моё здоровье"...

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».

Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...

Фрагмент мастер-класса

Фрагмент мастер-класса в формате (avi) Фрагмент мастер-класса в формате (mp4)...

Фрагмент мастер-класса

Фрагмент мастер-класса по теме "Метод критического мышления в произведении Г.Тукая "Шурале"...

фрагмент мастер - класса по литературе в 5 классе по теме "Дискуссия в учебном процессе " на примере рассказа "Щенок- Засоня" Н.Агафонова

Реализация и использование данной технологии позволяет учителю не только отработать учебный материал, но и способствует формированию основных УУД, в том числе  и умение отстаивать свою точку зрен...

"Решение неравенств с параметром". Фрагмент мастер класса для кафедры политехнических наук.

Рассматриваются некоторые способы решения неравенств с параметрами и приёмы обучения этим способам....