Концептуальные основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей
статья
Подростковый возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koval_v.s.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
« Концептуальные основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей».
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно и бессилен разум».
Геродот
Подростковый возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание; формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.
Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.
Половое созревание девочек начинается на 1-2 года раньше. Они обгоняют в росте мальчиков. Отсюда и увлечение мальчиками, которые старше их. После завершения полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам они уже сформированы. Рост прекращается. Мальчики в 12 – 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 - 16 годам (10 -11 класс) они значительно выше девочек. Мальчики растут до 18 - 20 лет, т. к. полное созревание завершается позднее. В это время наблюдается изменение давления, скорость сокращения сердца. Эти отклонения увеличиваются при физических, умственных, эмоциональных перегрузках. Чем меньше двигается подросток, тем хуже работает сердце и сосуды. В подростковый период улучшается аппетит.
Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка. В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей. Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.
Что главное для подростка? Внешность. Внимание сверстников. Это является мерилом успеха. Именно недостатки бросаются в глаза их сверстникам. Именно внешность и желание не быть отвергнутыми заставляют подростка по-своему решать свои проблемы. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим. И тогда, чтобы обратить на себя внимание, они не выбирают средств, которыми можно обратить на себя внимание. Это бравада, дерзость, веселье без причины, курени. Лишь бы привлечь внимание. Именно в этом возрасте у подростка идёт быстрая смена настроения, гиперактивность, из-за чего падает внимание, ухудшается поведение и успеваемость, ухудшается почерк, речь. Плохое поведение, замкнутость - это первый признак того, что потребность в «принятии», «уважении», «самовыражении» не удовлетворяется. Подростки самонадеянны, но одновременно застенчивы, не уверены в себе. Происходит переоценка ценностей. И, прежде всего, оценивается поведение, высказывание, социальные установки, авторитет родных. Они критически анализируют психологический климат в семье, который создали родители. И критика чаще всего бывает не в пользу родителей. Часто взрослые приписывают недостатки окружению. На самом деле подростку нужен взрослый человек, чтобы научиться быть взрослым.
Здоровьеформирующее образование невозможно без организации здоровьесберегающей среды и применения новых технологий здоровьесбережения, которые осуществляются в различных формах деятельности:
- Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и коррекцию нарушенных физических функций организма. Образовательная здоровьесберегающая деятельность это воспитание валеологической культуры и культуры здорового образа жизни.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
- Социально-психологическая деятельность обеспечивает эмоциональную комфортность и позитивное взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса.
- Спортивно-досуговая деятельность направлена на приобщение детей с ОВЗ к адаптивному спорту и воспитание потребности в активном образе жизни.
- Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и педагогическими кадрами.
«Стратегия развития здоровьеориентированной личностной позиции»
В основе готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности лежит процесс создания человеком ценностей, поскольку здоровье рассматривается именно как ценность со всеми образующими ее элементами структуры сознания – ценностными ориентациями (определяемыми через отношения), потребностями, установками, мотивами и интересами. Развитие обозначенных структур во многом зависит от степени вовлеченности человека в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Соответственно, здоровьесберегающую деятельность школы необходимо организовать таким образом, чтобы поднимать внутреннюю активность обучающегося через формирование нужного объема знаний и его осмысление к последующему закреплению результатов в различных видах здоровьеориентированной деятельности.
Формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности
предполагает учет принципов:
1)ценностности, предполагающий формирование устойчивой мировоззренческой позиции обучающихся относительно ценности здоровья;
2)деятельностности, предусматривающий активное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья;
3)самоуправляемости, предусматривающий расширение здоровьесберегающего потенциала личности;
4) индивидуализации, предусматривающий разработку содержательных и процессуальных методических и методологических разработок по формированию здоровьесберегающей личностной позиции обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
5)векторности, предполагающий развитие здоровьесберегающего потенциала личности по индивидуальным траекториям движения в границах заданных векторов;
6)интегрированности, обуславливающий разносторонность и комплексность педагогического воздействия на обучающихся в процессе сохранения и укрепления здоровья.
Концепция формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности, соответствующая идеями личностно ориентированной парадигмы образования, включает в себя следующие положения: 1) здоровье рассматривается в качестве целевого ресурса личности, которым можно управлять; 2) базисом данного ресурса служит здоровьесберегающий потенциал личности; , 3) модель готовности
обучающихся к здоровьеориентированной деятельности включает в себя содержательную и оценочную характеристику взаимосвязанных структурных компонентов 4) принципами формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности выступают: принцип ценностности, самоуправляемости, индивидуализации, векторности и принцип интегративности.
В своей работе я реализую следующие направления социализации:
- формирование информационной компетентности;
- социализация в области усвоения здорового стиля жизни, в том числе
профилактики зависимостей;
- содействие приобретению обучающимися компетентности в области социальной безопасности;
- профориентация и профессиональное самоопределение.
В нашей школе регулярно организуются встречи с медицинскими работниками во вопросам профилактики различных заболеваний, зависимостей, в том числе со специалистами Центра СПИД; на классные часы приглашаются специалисты центра социального обслуживания; для решения вопросов профориентации с обучающимися проводят встречи представители различных ВУЗов, ССУЗов; посещаются ярмарки учебных мест.
Для определения структуры социальной компетентности подростка- школьника важно учитывать возрастные особенности, которые способствуют или препятствуют формированию социальных компетентностей подростков. Например, большее внимание подростков к внешнему виду, чем к содержанию, может привести к поверхностным суждениям. Повышенное эмоциональное восприятие, свойственное подростковому возрасту, с одной стороны, помогает ребятам принимать опыт успешного социального действия, но, с другой стороны, может привести к эмоциональному дискомфорту и
желанию подростка снизить ценность социальных успехов других людей.
В структуре социальной компетентности подростков-школьников можно выделить актуальные компоненты:
- когнитивный – освоение социальных смыслов, ценностей, норм;
- эмоционально-волевой – принятие и волевая готовность подростков-школьников следовать социальным смыслам, ценностям, нормам;
- деятельностный – осознаваемая подростком продуктивная деятельность как социально значимое событие, эффективное межличностное взаимодействие.
Решение вопросов физического и нравственного здоровья учащихся происходит через традиционные и нетрадиционные формы урока.
При организации занятий учителя –предметники используют различные методы, которые способствуют решению вопросов оздоровления учащихся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация, упражнения, подвижная игра.
С учетом здоровьесберегающих технологий вытекают следующие требования.
Дидактические:
- реализация ведущих принципов обучения;
- четкость занятия;
- связь нового с предыдущим;
- умелый отбор методов, приемов, средств обучения;
- умелая организация занятия.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, бережного отношения к традициям, истории, культуре;
- формирование общечеловеческих ценностей;
- соблюдение педагогического такта;
- правильный подбор материала;
Гигиенические:
- реализация требований принципа доступности;
- соответствие температурному режиму;
- соответствие нормам освещения;
- владение техникой безопасности и методами охраны труда.
Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке включает в себя:
- условия проведения урока в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями;
- цели урока сориентированные на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика;
- создание положительного настроя и рабочей обстановки в классе;
- обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности в течение урока;
- соответствие содержания учебного материала и формирование культуры здоровья учащихся;
- дифференцированный подход в даче домашнего задания в соответствии с реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.
Оздоровление детей нравственно и физически происходит не только на уроках, во внеклассной работе, но и во внеурочных формах: музыкально-спортивные праздники, игра «Зарница», «День Здоровья», «Лыжня России», «Школьный поход» и т.д.
От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. А, в свою очередь, состояние здоровья подростков является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Образцы поведения, отношений, способы действий, которые использует учитель во взаимоотношениях, усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении обучающихся. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, своим поведением убеждает в том, что именно в этом заключается благополучие любого человека, коллектива, общества и семьи.
Если же педагог не здоров, то он не реализуется, не актуализируется, нарушает "равновесие" в общении с детьми, что может подорвать и здоровье воспитанников. Но физическое здоровье, также, не существует без психологического благополучия.
Развитие культуры здоровья педагогов — одно из условий обеспечения здоровья обучающихся. В то же время, как психологическое здоровье учителя — основа успешности образовательного процесса. Каждый педагог должен осознать необходимость вырабатывать собственный опыт поддержания оптимального состояния здоровья организма; должен иметь личную программу здорового образа жизни, чтобы поддерживать тонус, укреплять здоровье и быть наставником для обучающихся.
Очень важен, конечно же, микроклимат, в котором педагог осуществляет свою деятельность: сквозное проветривание, освещение, температурный режим.
Психологический аспект. Создание психологически комфортной обстановки, демократический стиль общения, доброжелательное отношение к людям, учет индивидуальных особенностей, способность видеть и утверждать личность – вот те основные условия, которые необходимы для сохранения и укрепления психологического здоровья.
Могу с уверенностью сказать, что здоровый учитель-успешный учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.
Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...