Воспитательная система 7 кл.
материал (7 класс) по теме

Содержит психолого-педагогическую характеристику, анализ воспитательной работы и воспитательную систему  "Воспитание самоценной личности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы 6 Б класса  за 2012-2013 учебный год

  1. Анализ эффективности  целеполагания  и планирования воспитательного процесса в классе в прошлом году

Воспитательные  задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. В 2012-2013 у.г. были проставлены следующие цели:

- создание благоприятного морально-психологического климата в классе;

- развитие самоуправления в классе;

- повышение уровня воспитанности;

- приобщение учащихся к здоровому образу жизни;

 - воспитание сознательной дисциплинированности;

- развитие личности учащихся: формирование их интеллектуального, нравственного и эстетического потенциала.

Уверена, что мы двигались в нужном направлении и своей цели достигли. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.

Считаю, что подтвердилась правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов организации воспитательного процесса в коллективе.

  1. Анализ содержания и организации воспитательного процесса в классе.

Воспитательная работа велась здесь по следующим направлениям: «Человек и здоровье», «Человек – созидатель», «Человек – Лидер», «Человек и закон», «Человек в мире прекрасного», « Человек и общество», «Человек и родной край». За прошедший год были проведены тематические классные часы по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «Права и обязанности» (знакомство с Правилами поведения обучающихся МБОУ «СОШ №68», «Права ребенка. Конвенция ООН"), эстетическому воспитанию и этикету: «Уроки этикета», «Как вести себя за столом»; нравственно-эстетическому воспитанию «Вся семья вместе – и душа на месте», «Стыдно за наше поколение», «Давайте будем дружить»; занятия, направленные на формирование здорового образа жизни, «Наркотики – зло!», «Разговор о правильном питании». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.

Ребята охотно участвовали в классных делах и они, несомненно, повлияли на развитие учащихся.

Также применялись индивидуально и личностно ориентированные формы, приемы и методы педагогического взаимодействия. Поставленные перед коллективом в 2012-2013 у.г. задачи я считаю выполненными. Это показывает и диагностика, проведенная в конце учебного года.

  1. Анализ развития учащихся класса.

Учащиеся класса обладают высоким интеллектуальным потенциалом. Многие ученики стали призерами и победителями школьных олимпиад. Особых успехов достигли Кычакова Полина, Горшкова Анастасия, Каравашкин Максим.

По итогам года, в классе одна отличница и пятнадцать хорошистов. Процент качества знаний составил 58%. Однако, в классе есть резерв учеников, имеющих по одной-две тройки, это: Лутовинов Артем, Федорова Анна, Козлова Виктория, Самсонова Дарья.   У детей появилось желание участвовать не только в урочной, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Многое делается для того, чтобы понятие здорового образа жизни прошло вошло в сознание детей. С этой целью не раз проводились классные часы, анкетирования, беседы. В прошлом году 6Б класс показал себя одним из спортивных в параллели. В классе шесть спортсменов. Многие дети посещают танцевальные кружки, студии, они защищают честь класса в школьных соревнованиях, стали победителями в конкурсе «Мы танцуем» и спортивном троеборье.

Особое внимание уделяется нравственному и духовному воспитанию.  В коллективе велась работа по созданию атмосферы дружбы, взаимопомощи, общей заботы. Прививалось умение уважать мнение каждого, умение вести спор. В классе нет учеников, состоящих на внутришкольном учете. Трудных учеников тоже нет. Также проводилась работа по формированию представления учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

С 5 класса и по сегодняшний день мы обсуждаем вопросы о роди норм и правил в жизни человека и общества «Прова и обязанности» Также много внимания уделяем формированию у детей нравственного опыта, развитию системы справедливых оценочных суждений.

  1. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформирована ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учебе, школе, классу, учителям. Происходит изменение круга наиболее значимых людей, то есть рефератного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако, общение с одноклассниками и ровесниками становится все более значимым и важным для принятия решения. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

  1. Анализ формирования классного коллектива и жизненного уклада в нем.



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка                                                                        

Содержание программы                                                                

План мероприятий по реализации программы                                        

Работа с родителями                                                                        

Критерии и показатели эффективности реализации программы                

Ожидаемые результаты                                                                

Литература                                                                                        

Приложения 1-8                                                                                

Пояснительная записка

Программа «Воспитание самоценной личности» для обучающихся      7-8-х классов является составной частью воспитательной программы гимназии.

Нормативно-правовой и документальной основой  Программы является Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников (далее Концепция).

В основе программы лежит «Я - концепция», программа «Этическая грамматика» А. Шемшуриной. Используются технологии воспитания                   Н. Щурковой, И. Иванова, Г. Селевко.

В национальной образовательной доктрине красной нитью проходит мысль о том, что современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество. А для этого выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять трудностям в условиях конкурентной деятельности, быть здоровыми физически и психически. И главное, они должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

Но сегодня процессы социального становления личности отстают от этих требований.

Во-первых, содержание образования имеет значительный крен к технократизму, в нем весьма мала доля гуманитарного человековедческого знания.

Во-вторых, в течение десятилетий наша педагогика ошибочно утверждала, что словесное воспитание – воздействие на человека извне – чуть ли не всемогуще, что оно может в короткий срок переделать природу человека. Не бралась в расчет и не стимулировалась внутренняя активность личности, ее потребности, способность к самосовершенствованию, самоактуализации.

В - третьих, наблюдается преобладание когнитивной компоненты над эмоциональной.

Актуальность программы «Воспитание самоценной личности» обусловлена, с одной стороны запросом общества, с другой стороны, возрастными особенностями целевой аудитории.

Именно эти факторы современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии человека. Подростковый возраст – важнейший этап в социализации.  Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей), открытие своего внутреннего «я».

Новизна программы заключается в том, что в ней большое внимание уделяется внутриличностным факторам мотивации учащихся, присущим подросткам природным потребностям в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении.

Педагогическая целесообразность  данной программы состоит в том, что она помогает достичь высоких результатов за достаточно короткий период благодаря системности,  последовательности, целесообразности.

Содержание программы обращено не только к интеллекту школьников, но и к их ценностям, чувствам, духовному складу, поэтому педагогическое взаимодействие происходит как межличностное, при этом педагог стремится предстать перед учеником как целостная личность.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для личностного саморазвития обучающихся и побуждение их к самосовершенствованию.

При этом необходимо решить следующие задачи:

  • дать возможность учащимся оценить особенности своего характера и, исходя из этого, заняться самосовершенствованием;
  • способствовать личностному росту ребенка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей;
  • научить учащихся развивать память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества;
  • раскрывать творческий потенциал подростков, развивать коммуникабельность;
  • помочь подросткам разработать индивидуальную программу самообразования.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует  классного руководителя  в работе по социализации подростка, нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в социализации, самовоспитании и самосовершенствовании.

При организации занятий учитываются психологические и физиологические особенности развития учащихся.

13-15 лет – период полового созревания и ускорения физического развития. Для этого возраста характерны типичные психологические трудности: проблема внешнего вида, стремление к ярким ощущениям, неумение владеть собственным поведением, неуравновешенность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости, начало развития профессиональных интересов и запросов.

Образовательный процесс  строится на основе следующих принципов:

  • в качестве фундамента педагогического взаимодействия с ребенком должно выдвигаться доверие к его личности
  • в основе всякой деятельности учащегося должны лежать самодеятельные начала ее осуществления
  • основой жизнедеятельности воспитанника следует признать волевую саморегуляцию, восходящую к самоуправлению личности

Используются методы:

  • метод исследования личности (диагностика)
  • метод творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах
  • метод анализа конкретных ситуаций
  • лекции, беседы, игры

Программа состоит из блоков:

  • «Познай себя» (самопознание)
  • «Сделай себя сам» (самовоспитание)
  • «Научи себя и других» (самообучение)
  • «Умей общаться конструктивно» (самоутверждение)
  • «Найди себя» (самоопределение)
  • «Учись владеть собой» (саморегуляция)
  • «Реализуй себя» (самоактуализация)

Занятия с учащимися проходят еженедельно, продолжительность занятий 45 минут.

Работа с родителями строится в форме родительских собраний, бесед, проблемных семинаров, дискуссий, круглых столов один раз в четверть. Продолжительность одной встречи 50-60 минут.

Индивидуальные занятия с учениками и родителями проводятся по запросу участников воспитательно-образовательного процесса или самозапросу классного руководителя в случае необходимости. Частота и периодичность встреч зависит от конкретной ситуации.

В ходе реализации программы  образуется модель основных значимых отношений – взаимодействий личности школьника.

Семья                                         Педагоги-предметники

                                                Педагоги дополнительного образования                                                        

                        

                        Ребенок

Сверстники                                        Классный руководитель

Рис. №1. Модель основных значимых отношений – взаимодействий личности школьника

Данная модель в виде квадрата наглядно иллюстрирует основные значимые отношения – взаимодействия личности школьника. По углам квадрата расположены субъекты, с которыми школьник вступает в повседневное общение: сверстники, классный руководитель, педагоги – предметники, семья. С каждым из них у него складываются определенные  отношения.

Выделение классного руководителя как отдельного субъекта взаимодействия обусловлено тем, что его роль отличается от роли педагога – предметника. Последний в основном занимается обучением, формирует знания,  умения и навыки в области наук, работает по большей части с когнитивной сферой ученика, а классный руководитель воздействует на эмоционально – волевую сферу,  создает условия для развития личности школьника, способствует его самосовершенствованию, оказывает педагогическую поддержку.

Программа отличается гибкостью и адаптивностью к конкретной аудитории.

Содержание программы

Блок 1.  «Познай себя»

7 класс

  1. Формирование адекватной самооценки
  • задания на самопознание: «Звездная карта», «Почему я заслуживаю уважения» и др.
  • игра «Цветик-семицветик»
  • классный час «Мой портрет»

  1. Знание  потенциальных возможностей
  • тесты «Знаю ли я себя», «Оцени свою силу волу» и др.
  • игра «Дерево характера»
  • социометрия межличностных отношений

8 класс

  1. Формирование знаний о себе и о своих психологических особенностях
  • тесты на исследование темперамента, характера, самооценки
  • самоанализ «Мои достоинства, мои недостатки»

  1. Знание потенциальных возможностей
  • классный час «Путешествие в будущее»

Блок 2. «Сделай себя сам»

7 класс

  1. Выбор позитивного социально значимого поведения
  • День толерантности
  • игра «Правила, по которым живут  люди»
  • классный час «Лесенка успеха»

  1. Развитие волевых качеств и самоорганизации
  • игра «Хочу, могу, надо»
  • диспут «Кого можно считать сильным и волевым человеком»
  • организация дежурства по гимназии
  • организация самоуправления в классе

8 класс

  1. Выбор позитивного социально значимого поведения
  • беседа «Быть толерантным модно или необходимо»
  • деловая игра «Главные вопросы»

  1. Развитие волевых качеств и самоорганизации
  • организация дежурства по гимназии
  • организация классного самоуправления
  • участие в Дне самоуправления
  • классный час «Лесенка успеха»
  • уроки  права
  • уроки  безопасности

Блок 3. «Научи себя и других»

7 класс

  1. Формирование общеучебных умений и навыков
  • исследование памяти, внимания, особенностей  мышления
  • классный час «Рациональные приемы выполнения домашних заданий»
  • тренинг развития творческих способностей
  • интеллектуальный марафон
  • классный час «Как учить, чтобы запомнить»

  1. Расширение кругозора
  • экскурсия в планетарий г. Новокузнецка
  • библиотечный урок «Всемирный день приветствий»
  • викторина «Знаешь ли ты родной город?»
  • экскурсия в  выставочный зал «Вернисаж»

  1. Развитие познавательной активности
  • предметные олимпиады
  • предметные месячники
  • участие в издании газеты «Радуга»
  • участие в работе гимназического научно-исследовательского общества «Шанс»

8 класс

  1. Формирование общеучебных умений и навыков
  • классный час «Что такое самообразвание»
  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах
  • участие в предметных месячниках
  • участие в работе гимназического научно-исследовательского общества «Шанс»

  1. Расширение кругозора
  • экскурсия в Кемеровский областной краеведческий музей
  • посещение Томской писаницы
  • сотрудничество в общегимназической газете «Радуга»

Блок 4. «Умей общаться конструктивно»

7 класс

  1. Развитие навыков межличностного мышления
  • тестирование «Степень конфликтности», «Как ты реагируешь на конфликт» и др.
  • социометрия межличностных отношений
  • классный час «От песчаной россыпи к горящему факелу»
  • игра «Алые паруса»
  • игра «Бой ораторов»
  • ролевая игра «Умей сказать нет»

  1. Общение с противоположным полом
  • классный час «А если это любовь…»
  • классный час «Дружили мальчик с девочкой»

8 класс

  1. Развитие навыков межличностного общения
  • социометрическое исследование коллектива
  • беседа «Кого я могу назвать другом»
  • беседа «Как разрешить конфликт»

  1. Общение с противоположным полом
  • классный час «Присмотритесь друг к другу», «Я, ты, мы»
  • дискуссия «Скажи себе сам»
  • беседа с девочками
  • беседа с мальчиками

Блок 5. «Найди себя»

7 класс

  1. Личное и профессиональное самоопределение
  • игра «Царский профком»
  • деловая игра «Лидер и его команда»
  • классный час «Путешествие в мир увлечений»
  • участие в работе отрядов «Юные друзья полиции», «Дружина», «Юные инспекторы движения», «Юные туристы»

2.Формирование жизненных ценностей

  • классный час, посвященный Дню матери
  • участие в Неделе семьи
  • классный час, посвященный Дню единения

8 класс

  1. Личное и профессиональное самоопределение
  • классный час «В поисках своего произведения»
  • детско-родительская игра «Выбираем профильный класс»

  1. Формирование жизненных ценностей
  • тесты «Ценности», «Мои потребности»
  • классный час «Быть человеком»
  • классный час «Гражданин и обыватель»

Блок 6. «Учись владеть собой»

7 класс

  1. Формирование навыков здорового образа жизни
  • игра «Твой выбор»
  • участие в осеннем кроссе, лыжной эстафете
  • игра «100 к одному», «Курить - здоровью вредить»

  1. Саморегуляция эмоциональных состояний
  • классный час  «Я -подросток»
  • диагностика эмоциональной напряженности

8 класс

  1. Формирование навыков здорового образа жизни
  • игра «Твой выбор»
  • ролевая игра «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков»
  • конкурс стенгазет «Не делай этого»
  • участие в спортивных соревнованиях
  • проведение Дня здоровья
  • классный час «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

  1. Саморегуляция эмоциональных состояний
  • тренинг «Я – восьмиклассник»
  • самооценка эмоциональной напряженности

Блок 7. «Реализуй себя»

7-8 классы

  1. Развитие потребности в достижениях
  • конкурс «Самый классный гимназист и гимназистка»
  • конкурс «Школьник года»
  • конкурс проектов «Белово в будущем»
  • участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах
  • участие во всероссийских, региональных, областных акциях

План мероприятий по реализации программы

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Познай себя». 7 класс

  1. Формирование адекватной самооценки

Задания на самопознание: «Звездная карта», «Почему я заслуживаю уважения» и др.

КР

КР

Игра «Цветик-семицветик»

КР

Игра «Мой портрет»

КР П

  1. Знание  потенциальных возможностей

Тесты: «Знаю ли я себя», «Оцени свою силу волу» и др.

КР

КР

КР

Игра «Дерево характера»

КР П

КР

Социометрия межличностных отношений

КР

КР

«Познай себя». 8 класс

  1. Формирование знаний о себе и о своих психологических особенностях

Тесты на исследование темперамента, характера, самооценки

КР П

КР

П

Самоанализ «Мои достоинства, мои недостатки»

КР

  1. Знание потенциальных возможностей

Классный час «Путешествие в будущее»

КР П

Условные обозначения:

КР – классный руководитель

П. – педагог – психолог

СП – социальный педагог

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Сделай себя сам». 7 класс

  1. Выбор позитивного социально значимого поведения

День толерантности

КР П

Игра «Правила, по которым живут люди»

П

КР

Классный час «Лесенка успеха»

КР

2.  Развитие волевых качеств и самоорганизации

Игра «Хочу, могу, надо»

КР

Диспут «Кого можно считать сильным и волевым человеком»

КР

Организация дежурства по гимназии

в течение года

Организация самоуправления в классе

в течение года

«Сделай себя сам». 8 класс

  1. Выбор позитивного социально значимого поведения

Беседа «Быть толерантным модно или необходимо?»

КР

Деловая игра «Главные вопросы»

КР

  1. Развитие волевых качеств и самоорганизации

Организация дежурства по гимназии

в течение года

Организация классного самоуправления

в течение года

Участие в Дне самоуправления

Классный час «Лесенка успеха»

КР

Уроки  права

КР

Уроки  безопасности

КР

Условные обозначения:

КР – классный руководитель

П – педагог – психолог

СП – социальный педагог

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Научи себя и других». 7 класс

  1. Формирование общеучебных умений и навыков

Исследование памяти, внима-ния, особенностей мышления

П

КР

Тренинг развития творческих  способностей

Интеллектуальный марафон

Классный час «Как учить, чтобы запомнить»

КР

  1. Расширение кругозора

Экскурсия в планетарий                    г. Новокузнецка

КР

КР

КР

Библиотечный урок «Всемир-ный день приветствий»

Б

Викторина «Знаешь ли ты родной город»

КР

П

СП

КР

КР

КР

Экскурсия в  «Вернисаж»

КР

  1. Развитие познавательной активности

Предметные олимпиады

КР

Предметные месячники

в течение года

Участие в издании гимназической газеты «Радуга»

в течение года

Участие в работе гимназического научно-исследовательского общества «Шанс»

в течение года

«Научи себя и других». 8 класс

  1. Формирование общеучебных умений и навыков

Классный час «Что такое самообразование»

КР

Участие в предметных олимпи-адах и творческих конкурсах

в течение года

Участие в предметных месяч-никах

в течение года

Участие в работе гимнази-ческого научно-исследова-тельского общества «Шанс»

в течение года

  1. Расширение кругозора

Экскурсия в Кемеровский областной  краеведческий музей

КР

КР

КР

Посещение Томской писаницы

в течение года

Сотрудничество в гимназии-ческой газете «Радуга»

в течение года

Условные обозначения:

КР – классный руководитель, П. – педагог-психолог, СП – социальный педагог,

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Найди себя». 7 класс

  1. Личное и профессиональное самоопределение

 Игра «Царский профком»

КР

Деловая игра «Лидер и его команда»

КР

Классный час «Путешествие в мир увлечений»

КР

Участие в работе отрядов «Юные друзья полиции», «Дружина», «Юные инспекторы движения», «Юные туристы»

в течение года

  1. Формирование жизненных ценностей

Классный час, посвященный Дню матери

КР

Участие в недели семьи

КР

Классный час, посвященный Дню единения

КР

«Найди себя». 8 класс

  1. Личное и профессиональное самоопределение

Профориентационный тренинг «В поисках своего призвания»

КР П

СП

КР П

СП

Детско-родительская игра «Выбираем профильный класс»

  1. Формирование жизненных ценностей

Тесты «Ценности», «Мои потребности» и др.

КР

Классный час «Быть человеком»

КР

Классный час «Гражданин и обыватель»

КР

Условные обозначения:

КР – классный руководитель

П – педагог – психолог

СП – социальный педагог

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Учись владеть собой». 7 класс

  1. Формирование навыков здорового образа жизни

Игра «Твой выбор»

КР

Участие в осеннем кроссе, лыжной эстафете

КР

КР

Игра «100 к одному» «Курить-здоровью вредить»

КР

  1. Саморегуляция эмоциональных состояний

Игра «Я -подросток»

КР

Диагностика эмоциональной напряженности

П

СП

«Учись владеть собой». 8 класс

  1. Формирование навыков здорового образа жизни

Игра «Твой выбор»

КР

Ролевая игра «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков»

КР

Конкурс стенгазет «Не делай этого!»

КР

Участие в спортивных соревнованиях

в течение года

Проведение Дня здоровья

КР

КР

КР

Классный час «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

КР

  1. Саморегуляция эмоциональных состояний

Тренинг

«Я- восьмиклассник»

П

Самооценка эмоциональной напряженности

П

СП

Условные обозначения:

КР – классный руководитель

П – педагог – психолог

СП – социальный педагог

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Умей общаться конструктивно». 7 класс

  1. Развитие навыков межличностного общения

Тестирование «Степень конфликтности», «Как ты реагируешь на конфликт» и др.

КР

Социометрическое исследовании межличностных отношений

КР

Классный час « От песчаной россыпи к горящему факелу»

КР

Мини-тренинг «Алые паруса»

П

П

П

П

П

Игра «Бой ораторов»

КР

Ролевая игра «Умей сказать нет»

КР

КР

  1. Общение с противоположным полом

Классный час «А если это любовь?»

КР

Классный час «Дружили мальчик с девочкой»

КР

«Умей общаться конструктивно». 8 класс

  1. Развитие навыков межличностного мышления

Социометрическое исследование межличностных отношений

КР

Беседа «Кого я могу назвать другом»

КР

Беседа «Как разрешить конфликт»

КР

  1. Общение с противоположным полом

Классный час «Присмотритесь друг к другу»

КР

Дискуссия «Скажи себе сам»

КР

Беседа с девочками

КР

КР

Беседа с мальчиками

КР

КР

Условные обозначения:

КР – классный руководитель

П – педагог – психолог

СП– социальный педагог

Сент.

Окт.

Нояб.

Декаб.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

«Реализуй себя».7-8 классы

  1. Развитие потребности в достижениях

Конкурс «Самый классный гимназист и гимназистка»

КР

Конкурс «Школьник года»

Конкурс проектов «Белово в будущем»

КР

Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах

в  течение года

Участие во всероссийских, региональных, областных акциях

в течение года

Условные обозначения:

КР – классный руководитель


Работа с родителями

п/п

Четверть

Содержание

мероприятия

Форма

Кто привлекается

Ответственные

I

Возрастные и психоло-го-педагогические особенности подросткового возраста:

  • особенности общения с ребенком (7 кл.)
  • гормональная буря и характер подростка (8кл.)

лекция с элементами беседы

педагог-психолог

классный руководитель,

председатель

род.  комитета

II

Толерантность – модно или необходимо

(7, 8 кл.)

дискуссия

учителя- предметники

классный руководитель,

председатель род.  комитета

III

Самообразование подростка:

  • как развивать чувство ответственности в детях
  • формирование способностей к обдумыванию своего поведения – важный фактор нравственности человека

семинар - практикум

педагог-психолог,

социальный педагог

классный руководитель, председатель род.  комитета

IV

Интересы вашего ребенка – первая ступень к выбору профессии (7кл.)

Как помочь ребенку выбрать профильное обучение  (8 кл.)

Игра

игра  с детьми и родителями

педагог-психолог,

социальный педагог

классный руководитель,

председатель

род. комитета

Педагогический лекторий для родителей

I

«Воля и пути ее формирования у учащихся» (7 кл.)

лекция-беседа

педагог-

психолог

классный руководитель

Как развивать волевое поведение у учащихся (8 кл.)

лекция-беседа

педагог-

психолог

классный руководитель

II

Что волнует тринадцатилетних

 (7 кл.)

дискуссия

классный руководитель

Секреты воспитания: поощрение и наказание (8 кл.)

лекция

классный руководитель

III

Вредные привычки и их преодоление   (7 кл.)

лекция

мед. работник

классный руководитель

Как уберечь детей от наркотиков  (8 кл.)

беседа

педагог-

психолог

классный руководитель

Как сохранить здоровье ребенка

(8 кл.)

семинар- практикум

учителя физкультуры

классный руководитель

IV

Внимание: одаренный ребенок  (7,8 кл.)

беседа- дискуссия

мед. работник,

педагог-психолог

классный руководитель


Критерии и показатели эффективности реализации программы

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированное представление о

«Я-концепции»

  • самопонимание
  • самооценка
  • самоконтроль

методика  «Самоанализ личности», «Анализ личности» (авт. О.И. Мотков)

Осознанное отношение к учебной деятельности

рост качества успеваемости

журнал учета успеваемости

Воспитанность

  • ценностные ориентации
  • направленность личности
  • коммуникативная культура

диагностика   уровня  воспитанности школьников (авт. М.П. Нечаев)

организаторские

качества личности

методика «Я - лидер» (авт. Е.С.Федоров, О.В. Еремин)

Социальная активность

потребность в достижениях

участие учащихся  в олимпиадах, конкурсах и пр.

внеучебная   деятельность

занятость учащихся в кружках, секциях

участие в школьных мероприятиях

степень участие в классных и общешкольных мероприятиях

Ожидаемые результаты

  • Воспитанность (развитость духовно-нравственных представлений, толерантность).
  • Сформированность гуманистических ценностных ориентаций (Семья, Родина, Здоровье…).
  • Повышение осознанного отношения к учебной деятельности.
  • Сформированность «Я - концепции».
  • Повышение социальной активности, потребности в достижениях.
  • Развитие коммуникативного умения (или благоприятных межличностных взаимоотношений в коллективе класса).
  • Составление учащимися индивидуального плана саморазвития.

Список литературы

  1. Берис, Р. Развитие Я – концепции и восприятия [Текст] / Р. Берис. – М.: Педагогика, 1996. – 95с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Закон РФ «Об образовании» [Текст] // Библиотечка журнала «Вестник образования России. – 2004. - №12
  4. Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 48с.
  5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. [Текст] // Научно методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. – С.18-33
  6. Мотков, О.И. Психология самопознания личности  [Текст] : практическое пособие / О.И. Мотков. – М.: Треугольник, 1993. – 180 с.
  7. Нечаев, М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе  [Текст] / Н.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2008. – 128 с.
  8. Познай себя и других [Текст]  : сборник методик / сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. – М.: Народное образование, 1994. – 240 с.
  9. Селевко, Г. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г. Селевко // Воспитание школьников. – 2002 - №4.
  10. Ухтомский, А.А. Доминанта душе [Текст] // А.А. Ухтомский. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. – 102с.
  11. Федоров, Е.С. Я  - лидер  [Текст] / Е.С. Федоров, О.В. Еремин// Шпаргалка вожатого. – М.: Мос. гос. пед. университет им. В.И. Ленина, 1994.
  12. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] / А.И. Шемшурина. – М., 1994. – 112с.
  13. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М., 1997.- 48 с.


 Приложение 1

Примерные темы для индивидуальной работы с учащимися

и их родителями

               

Низкая самооценка, пассивность.

Низкий уровень школьной мотивации, инфантильность ребенка.

Одаренные дети.

Гиперактивность, тревожность, агрессивность, аутичность детей.

Отверженные дети, формальное и неформальное лидерство.

Вредные привычки.

Педагогическая запущенность, беспризорность.

Крайние проявления подросткового кризиса (грубость, жестокость).

Девиантное и делинквентное поведение подростков.

Ранняя беременность. Суицидальное поведение.

Дети, подвергающиеся физическому и психологическому насилию в семье.

Агрессия в школе.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика 7 Б класса

В классе 28 учащихся, из них 15 девочек и 13 мальчиков.

Основной части учащихся – 12-13  лет,  а трем ученикам  в 1полугодии исполнится 14 лет.

По состоянию здоровья большинство детей определены в основную группу,  в спецгруппе  – Полозов Владимир, Фёдорова Анна.

Коллектив  класса отношу к единой сплоченной «группе-коллективу»,  где есть общепризнанные лидеры (Кычакова Полина, Горшкова Анастасия, Низгирев Артем),  предпочтительные, принятые, но есть учащиеся, которым трудно до конца собрать свою волю, найти со всеми общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей в учебной деятельности. Это Фёдорова Анна, Глебов Данил. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу

В классе функционирует коллективный орган самоуправления – классное собрание, в подчинении которому находился Совет класса, обсуждающий все вопросы жизнедеятельности класса, принимающий решения.

В классе 1 отличница, 15 хорошистов, нет неуспевающих, в учебной деятельности им помогают друг другу по принципу шефской помощи.

Итак, в целом коллектив 7 Б класса активен в общественно-полезной деятельности, с интересом включается в любую предложенную работу. В классном коллективе есть взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.

В предыдущем учебном году ставились цели и задачи по формированию нравственного самосознания и ответственности, формировании культуры поведения учащихся класса по переориентации с детских норм поведения на взрослые, по сплочению коллектива. Для решения этих целей и задач использовались различные методы и средства: проводились тематические классные часы, индивидуальные беседы, давались личные поручения, имеющие неявную воспитательную направленность и др. Поручения для звеньев и групп помогали в сплочении коллектива. В ходе выполнения таких заданий подростки учились распределять роли в группе, нести индивидуальную и коллективную ответственность, планировать свою деятельность, подчиняться своим товарищам. Не всегда и не у всех это получалось. Задача по сплочению классного коллектива выполнена частично.

В 7Б классе 5 учащихся из неполных семей, неблагополучных семей нет.

Родители учащихся по составу рабочие и служащие, многие имеют высшее образование и оставшиеся  - среднетехническое образование.

В коллективе 7Б класса прослеживается интерес к учебе высокий интеллектуальный потенциал. Учащиеся класса в прошлом учебном году участвовали в различных олимпиадах. Дети проявляют активность в проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Особенно привлекают общественные социальные акции.

Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Любой вопрос не остается без внимания, а тут же ищутся пути решения.

По результатам диагностики, по-прежнему главной задачей является воспитание долга и ответственности, хотя, по сравнению с прошлым годом, результаты улучшились. Это явно прослеживается на порученных делах: на многих ребят можно положиться, многие учащиеся подошли к себе критически при оценивании. Однако в этом направлении предстоит большая работа.

Отдельное внимание следует уделить профессиональной ориентации. В частности, привлечь к работе с детьми родителей, которые проведут цикл бесед о своей профессии. Важной задачей считаю также воспитание внимательного отношения к старшему поколению, толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...