Воспитательная система 7 кл.
материал (7 класс) по теме
Содержит психолого-педагогическую характеристику, анализ воспитательной работы и воспитательную систему "Воспитание самоценной личности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нализ воспитательной работы | 18.47 КБ |
воспитательная система "Воспитание самоценной личности" | 102.01 КБ |
психолого-педагогическая характеристика | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы 6 Б класса за 2012-2013 учебный год
- Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошлом году
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. В 2012-2013 у.г. были проставлены следующие цели:
- создание благоприятного морально-психологического климата в классе;
- развитие самоуправления в классе;
- повышение уровня воспитанности;
- приобщение учащихся к здоровому образу жизни;
- воспитание сознательной дисциплинированности;
- развитие личности учащихся: формирование их интеллектуального, нравственного и эстетического потенциала.
Уверена, что мы двигались в нужном направлении и своей цели достигли. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
Считаю, что подтвердилась правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов организации воспитательного процесса в коллективе.
- Анализ содержания и организации воспитательного процесса в классе.
Воспитательная работа велась здесь по следующим направлениям: «Человек и здоровье», «Человек – созидатель», «Человек – Лидер», «Человек и закон», «Человек в мире прекрасного», « Человек и общество», «Человек и родной край». За прошедший год были проведены тематические классные часы по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «Права и обязанности» (знакомство с Правилами поведения обучающихся МБОУ «СОШ №68», «Права ребенка. Конвенция ООН"), эстетическому воспитанию и этикету: «Уроки этикета», «Как вести себя за столом»; нравственно-эстетическому воспитанию «Вся семья вместе – и душа на месте», «Стыдно за наше поколение», «Давайте будем дружить»; занятия, направленные на формирование здорового образа жизни, «Наркотики – зло!», «Разговор о правильном питании». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Ребята охотно участвовали в классных делах и они, несомненно, повлияли на развитие учащихся.
Также применялись индивидуально и личностно ориентированные формы, приемы и методы педагогического взаимодействия. Поставленные перед коллективом в 2012-2013 у.г. задачи я считаю выполненными. Это показывает и диагностика, проведенная в конце учебного года.
- Анализ развития учащихся класса.
Учащиеся класса обладают высоким интеллектуальным потенциалом. Многие ученики стали призерами и победителями школьных олимпиад. Особых успехов достигли Кычакова Полина, Горшкова Анастасия, Каравашкин Максим.
По итогам года, в классе одна отличница и пятнадцать хорошистов. Процент качества знаний составил 58%. Однако, в классе есть резерв учеников, имеющих по одной-две тройки, это: Лутовинов Артем, Федорова Анна, Козлова Виктория, Самсонова Дарья. У детей появилось желание участвовать не только в урочной, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Многое делается для того, чтобы понятие здорового образа жизни прошло вошло в сознание детей. С этой целью не раз проводились классные часы, анкетирования, беседы. В прошлом году 6Б класс показал себя одним из спортивных в параллели. В классе шесть спортсменов. Многие дети посещают танцевальные кружки, студии, они защищают честь класса в школьных соревнованиях, стали победителями в конкурсе «Мы танцуем» и спортивном троеборье.
Особое внимание уделяется нравственному и духовному воспитанию. В коллективе велась работа по созданию атмосферы дружбы, взаимопомощи, общей заботы. Прививалось умение уважать мнение каждого, умение вести спор. В классе нет учеников, состоящих на внутришкольном учете. Трудных учеников тоже нет. Также проводилась работа по формированию представления учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.
С 5 класса и по сегодняшний день мы обсуждаем вопросы о роди норм и правил в жизни человека и общества «Прова и обязанности» Также много внимания уделяем формированию у детей нравственного опыта, развитию системы справедливых оценочных суждений.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформирована ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учебе, школе, классу, учителям. Происходит изменение круга наиболее значимых людей, то есть рефератного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако, общение с одноклассниками и ровесниками становится все более значимым и важным для принятия решения. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
- Анализ формирования классного коллектива и жизненного уклада в нем.
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка
Содержание программы
План мероприятий по реализации программы
Работа с родителями
Критерии и показатели эффективности реализации программы
Ожидаемые результаты
Литература
Приложения 1-8
Пояснительная записка
Программа «Воспитание самоценной личности» для обучающихся 7-8-х классов является составной частью воспитательной программы гимназии.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы является Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников (далее Концепция).
В основе программы лежит «Я - концепция», программа «Этическая грамматика» А. Шемшуриной. Используются технологии воспитания Н. Щурковой, И. Иванова, Г. Селевко.
В национальной образовательной доктрине красной нитью проходит мысль о том, что современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество. А для этого выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять трудностям в условиях конкурентной деятельности, быть здоровыми физически и психически. И главное, они должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.
Но сегодня процессы социального становления личности отстают от этих требований.
Во-первых, содержание образования имеет значительный крен к технократизму, в нем весьма мала доля гуманитарного человековедческого знания.
Во-вторых, в течение десятилетий наша педагогика ошибочно утверждала, что словесное воспитание – воздействие на человека извне – чуть ли не всемогуще, что оно может в короткий срок переделать природу человека. Не бралась в расчет и не стимулировалась внутренняя активность личности, ее потребности, способность к самосовершенствованию, самоактуализации.
В - третьих, наблюдается преобладание когнитивной компоненты над эмоциональной.
Актуальность программы «Воспитание самоценной личности» обусловлена, с одной стороны запросом общества, с другой стороны, возрастными особенностями целевой аудитории.
Именно эти факторы современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии человека. Подростковый возраст – важнейший этап в социализации. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей), открытие своего внутреннего «я».
Новизна программы заключается в том, что в ней большое внимание уделяется внутриличностным факторам мотивации учащихся, присущим подросткам природным потребностям в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она помогает достичь высоких результатов за достаточно короткий период благодаря системности, последовательности, целесообразности.
Содержание программы обращено не только к интеллекту школьников, но и к их ценностям, чувствам, духовному складу, поэтому педагогическое взаимодействие происходит как межличностное, при этом педагог стремится предстать перед учеником как целостная личность.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для личностного саморазвития обучающихся и побуждение их к самосовершенствованию.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- дать возможность учащимся оценить особенности своего характера и, исходя из этого, заняться самосовершенствованием;
- способствовать личностному росту ребенка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей;
- научить учащихся развивать память, тренировать мышление, вырабатывать деловые качества;
- раскрывать творческий потенциал подростков, развивать коммуникабельность;
- помочь подросткам разработать индивидуальную программу самообразования.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует классного руководителя в работе по социализации подростка, нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в социализации, самовоспитании и самосовершенствовании.
При организации занятий учитываются психологические и физиологические особенности развития учащихся.
13-15 лет – период полового созревания и ускорения физического развития. Для этого возраста характерны типичные психологические трудности: проблема внешнего вида, стремление к ярким ощущениям, неумение владеть собственным поведением, неуравновешенность, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости, начало развития профессиональных интересов и запросов.
Образовательный процесс строится на основе следующих принципов:
- в качестве фундамента педагогического взаимодействия с ребенком должно выдвигаться доверие к его личности
- в основе всякой деятельности учащегося должны лежать самодеятельные начала ее осуществления
- основой жизнедеятельности воспитанника следует признать волевую саморегуляцию, восходящую к самоуправлению личности
Используются методы:
- метод исследования личности (диагностика)
- метод творческого самовыражения в движении, рисунках, письменных работах
- метод анализа конкретных ситуаций
- лекции, беседы, игры
Программа состоит из блоков:
- «Познай себя» (самопознание)
- «Сделай себя сам» (самовоспитание)
- «Научи себя и других» (самообучение)
- «Умей общаться конструктивно» (самоутверждение)
- «Найди себя» (самоопределение)
- «Учись владеть собой» (саморегуляция)
- «Реализуй себя» (самоактуализация)
Занятия с учащимися проходят еженедельно, продолжительность занятий 45 минут.
Работа с родителями строится в форме родительских собраний, бесед, проблемных семинаров, дискуссий, круглых столов один раз в четверть. Продолжительность одной встречи 50-60 минут.
Индивидуальные занятия с учениками и родителями проводятся по запросу участников воспитательно-образовательного процесса или самозапросу классного руководителя в случае необходимости. Частота и периодичность встреч зависит от конкретной ситуации.
В ходе реализации программы образуется модель основных значимых отношений – взаимодействий личности школьника.
Семья Педагоги-предметники
Педагоги дополнительного образования
Ребенок
Сверстники Классный руководитель
Рис. №1. Модель основных значимых отношений – взаимодействий личности школьника
Данная модель в виде квадрата наглядно иллюстрирует основные значимые отношения – взаимодействия личности школьника. По углам квадрата расположены субъекты, с которыми школьник вступает в повседневное общение: сверстники, классный руководитель, педагоги – предметники, семья. С каждым из них у него складываются определенные отношения.
Выделение классного руководителя как отдельного субъекта взаимодействия обусловлено тем, что его роль отличается от роли педагога – предметника. Последний в основном занимается обучением, формирует знания, умения и навыки в области наук, работает по большей части с когнитивной сферой ученика, а классный руководитель воздействует на эмоционально – волевую сферу, создает условия для развития личности школьника, способствует его самосовершенствованию, оказывает педагогическую поддержку.
Программа отличается гибкостью и адаптивностью к конкретной аудитории.
Содержание программы
Блок 1. «Познай себя»
7 класс
- Формирование адекватной самооценки
- задания на самопознание: «Звездная карта», «Почему я заслуживаю уважения» и др.
- игра «Цветик-семицветик»
- классный час «Мой портрет»
- Знание потенциальных возможностей
- тесты «Знаю ли я себя», «Оцени свою силу волу» и др.
- игра «Дерево характера»
- социометрия межличностных отношений
8 класс
- Формирование знаний о себе и о своих психологических особенностях
- тесты на исследование темперамента, характера, самооценки
- самоанализ «Мои достоинства, мои недостатки»
- Знание потенциальных возможностей
- классный час «Путешествие в будущее»
Блок 2. «Сделай себя сам»
7 класс
- Выбор позитивного социально значимого поведения
- День толерантности
- игра «Правила, по которым живут люди»
- классный час «Лесенка успеха»
- Развитие волевых качеств и самоорганизации
- игра «Хочу, могу, надо»
- диспут «Кого можно считать сильным и волевым человеком»
- организация дежурства по гимназии
- организация самоуправления в классе
8 класс
- Выбор позитивного социально значимого поведения
- беседа «Быть толерантным модно или необходимо»
- деловая игра «Главные вопросы»
- Развитие волевых качеств и самоорганизации
- организация дежурства по гимназии
- организация классного самоуправления
- участие в Дне самоуправления
- классный час «Лесенка успеха»
- уроки права
- уроки безопасности
Блок 3. «Научи себя и других»
7 класс
- Формирование общеучебных умений и навыков
- исследование памяти, внимания, особенностей мышления
- классный час «Рациональные приемы выполнения домашних заданий»
- тренинг развития творческих способностей
- интеллектуальный марафон
- классный час «Как учить, чтобы запомнить»
- Расширение кругозора
- экскурсия в планетарий г. Новокузнецка
- библиотечный урок «Всемирный день приветствий»
- викторина «Знаешь ли ты родной город?»
- экскурсия в выставочный зал «Вернисаж»
- Развитие познавательной активности
- предметные олимпиады
- предметные месячники
- участие в издании газеты «Радуга»
- участие в работе гимназического научно-исследовательского общества «Шанс»
8 класс
- Формирование общеучебных умений и навыков
- классный час «Что такое самообразвание»
- участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах
- участие в предметных месячниках
- участие в работе гимназического научно-исследовательского общества «Шанс»
- Расширение кругозора
- экскурсия в Кемеровский областной краеведческий музей
- посещение Томской писаницы
- сотрудничество в общегимназической газете «Радуга»
Блок 4. «Умей общаться конструктивно»
7 класс
- Развитие навыков межличностного мышления
- тестирование «Степень конфликтности», «Как ты реагируешь на конфликт» и др.
- социометрия межличностных отношений
- классный час «От песчаной россыпи к горящему факелу»
- игра «Алые паруса»
- игра «Бой ораторов»
- ролевая игра «Умей сказать нет»
- Общение с противоположным полом
- классный час «А если это любовь…»
- классный час «Дружили мальчик с девочкой»
8 класс
- Развитие навыков межличностного общения
- социометрическое исследование коллектива
- беседа «Кого я могу назвать другом»
- беседа «Как разрешить конфликт»
- Общение с противоположным полом
- классный час «Присмотритесь друг к другу», «Я, ты, мы»
- дискуссия «Скажи себе сам»
- беседа с девочками
- беседа с мальчиками
Блок 5. «Найди себя»
7 класс
- Личное и профессиональное самоопределение
- игра «Царский профком»
- деловая игра «Лидер и его команда»
- классный час «Путешествие в мир увлечений»
- участие в работе отрядов «Юные друзья полиции», «Дружина», «Юные инспекторы движения», «Юные туристы»
2.Формирование жизненных ценностей
- классный час, посвященный Дню матери
- участие в Неделе семьи
- классный час, посвященный Дню единения
8 класс
- Личное и профессиональное самоопределение
- классный час «В поисках своего произведения»
- детско-родительская игра «Выбираем профильный класс»
- Формирование жизненных ценностей
- тесты «Ценности», «Мои потребности»
- классный час «Быть человеком»
- классный час «Гражданин и обыватель»
Блок 6. «Учись владеть собой»
7 класс
- Формирование навыков здорового образа жизни
- игра «Твой выбор»
- участие в осеннем кроссе, лыжной эстафете
- игра «100 к одному», «Курить - здоровью вредить»
- Саморегуляция эмоциональных состояний
- классный час «Я -подросток»
- диагностика эмоциональной напряженности
8 класс
- Формирование навыков здорового образа жизни
- игра «Твой выбор»
- ролевая игра «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков»
- конкурс стенгазет «Не делай этого»
- участие в спортивных соревнованиях
- проведение Дня здоровья
- классный час «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
- Саморегуляция эмоциональных состояний
- тренинг «Я – восьмиклассник»
- самооценка эмоциональной напряженности
Блок 7. «Реализуй себя»
7-8 классы
- Развитие потребности в достижениях
- конкурс «Самый классный гимназист и гимназистка»
- конкурс «Школьник года»
- конкурс проектов «Белово в будущем»
- участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах
- участие во всероссийских, региональных, областных акциях
План мероприятий по реализации программы
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Познай себя». 7 класс
| |||||||||
Задания на самопознание: «Звездная карта», «Почему я заслуживаю уважения» и др. | КР | КР | |||||||
Игра «Цветик-семицветик» | КР | ||||||||
Игра «Мой портрет» | КР П | ||||||||
| |||||||||
Тесты: «Знаю ли я себя», «Оцени свою силу волу» и др. | КР | КР | КР | ||||||
Игра «Дерево характера» | КР П | КР | |||||||
Социометрия межличностных отношений | КР | КР | |||||||
«Познай себя». 8 класс
| |||||||||
Тесты на исследование темперамента, характера, самооценки | КР П | КР П | |||||||
Самоанализ «Мои достоинства, мои недостатки» | КР | ||||||||
| |||||||||
Классный час «Путешествие в будущее» | КР П |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель
П. – педагог – психолог
СП – социальный педагог
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Сделай себя сам». 7 класс
| |||||||||
День толерантности | КР П | ||||||||
Игра «Правила, по которым живут люди» | П КР | ||||||||
Классный час «Лесенка успеха» | КР | ||||||||
2. Развитие волевых качеств и самоорганизации | |||||||||
Игра «Хочу, могу, надо» | КР | ||||||||
Диспут «Кого можно считать сильным и волевым человеком» | КР | ||||||||
Организация дежурства по гимназии | в течение года | ||||||||
Организация самоуправления в классе | в течение года | ||||||||
«Сделай себя сам». 8 класс
| |||||||||
Беседа «Быть толерантным модно или необходимо?» | КР | ||||||||
Деловая игра «Главные вопросы» | КР | ||||||||
| |||||||||
Организация дежурства по гимназии | в течение года | ||||||||
Организация классного самоуправления | в течение года | ||||||||
Участие в Дне самоуправления | |||||||||
Классный час «Лесенка успеха» | КР | ||||||||
Уроки права | КР | ||||||||
Уроки безопасности | КР |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель
П – педагог – психолог
СП – социальный педагог
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Научи себя и других». 7 класс
| |||||||||
Исследование памяти, внима-ния, особенностей мышления | П | КР | |||||||
Тренинг развития творческих способностей | |||||||||
Интеллектуальный марафон | |||||||||
Классный час «Как учить, чтобы запомнить» | КР | ||||||||
| |||||||||
Экскурсия в планетарий г. Новокузнецка | КР | КР | КР | ||||||
Библиотечный урок «Всемир-ный день приветствий» | Б | ||||||||
Викторина «Знаешь ли ты родной город» | КР | П СП КР | КР | КР | |||||
Экскурсия в «Вернисаж» | КР | ||||||||
| |||||||||
Предметные олимпиады | КР | ||||||||
Предметные месячники | в течение года | ||||||||
Участие в издании гимназической газеты «Радуга» | в течение года | ||||||||
Участие в работе гимназического научно-исследовательского общества «Шанс» | в течение года | ||||||||
«Научи себя и других». 8 класс
| |||||||||
Классный час «Что такое самообразование» | КР | ||||||||
Участие в предметных олимпи-адах и творческих конкурсах | в течение года | ||||||||
Участие в предметных месяч-никах | в течение года | ||||||||
Участие в работе гимнази-ческого научно-исследова-тельского общества «Шанс» | в течение года | ||||||||
| |||||||||
Экскурсия в Кемеровский областной краеведческий музей | КР | КР | КР | ||||||
Посещение Томской писаницы | в течение года | ||||||||
Сотрудничество в гимназии-ческой газете «Радуга» | в течение года |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель, П. – педагог-психолог, СП – социальный педагог,
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Найди себя». 7 класс
| |||||||||
Игра «Царский профком» | КР | ||||||||
Деловая игра «Лидер и его команда» | КР | ||||||||
Классный час «Путешествие в мир увлечений» | КР | ||||||||
Участие в работе отрядов «Юные друзья полиции», «Дружина», «Юные инспекторы движения», «Юные туристы» | в течение года | ||||||||
| |||||||||
Классный час, посвященный Дню матери | КР | ||||||||
Участие в недели семьи | КР | ||||||||
Классный час, посвященный Дню единения | КР | ||||||||
«Найди себя». 8 класс
| |||||||||
Профориентационный тренинг «В поисках своего призвания» | КР П СП | КР П СП | |||||||
Детско-родительская игра «Выбираем профильный класс» | |||||||||
| |||||||||
Тесты «Ценности», «Мои потребности» и др. | КР | ||||||||
Классный час «Быть человеком» | КР | ||||||||
Классный час «Гражданин и обыватель» | КР |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель
П – педагог – психолог
СП – социальный педагог
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Учись владеть собой». 7 класс
| |||||||||
Игра «Твой выбор» | КР | ||||||||
Участие в осеннем кроссе, лыжной эстафете | КР | КР | |||||||
Игра «100 к одному» «Курить-здоровью вредить» | КР | ||||||||
| |||||||||
Игра «Я -подросток» | КР | ||||||||
Диагностика эмоциональной напряженности | П СП | ||||||||
«Учись владеть собой». 8 класс
| |||||||||
Игра «Твой выбор» | КР | ||||||||
Ролевая игра «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков» | КР | ||||||||
Конкурс стенгазет «Не делай этого!» | КР | ||||||||
Участие в спортивных соревнованиях | в течение года | ||||||||
Проведение Дня здоровья | КР | КР | КР | ||||||
Классный час «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» | КР | ||||||||
| |||||||||
Тренинг «Я- восьмиклассник» | П | ||||||||
Самооценка эмоциональной напряженности | П СП |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель
П – педагог – психолог
СП – социальный педагог
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Умей общаться конструктивно». 7 класс
| |||||||||
Тестирование «Степень конфликтности», «Как ты реагируешь на конфликт» и др. | КР | ||||||||
Социометрическое исследовании межличностных отношений | КР | ||||||||
Классный час « От песчаной россыпи к горящему факелу» | КР | ||||||||
Мини-тренинг «Алые паруса» | П | П | П | П | П | ||||
Игра «Бой ораторов» | КР | ||||||||
Ролевая игра «Умей сказать нет» | КР | КР | |||||||
| |||||||||
Классный час «А если это любовь?» | КР | ||||||||
Классный час «Дружили мальчик с девочкой» | КР | ||||||||
«Умей общаться конструктивно». 8 класс
| |||||||||
Социометрическое исследование межличностных отношений | КР | ||||||||
Беседа «Кого я могу назвать другом» | КР | ||||||||
Беседа «Как разрешить конфликт» | КР | ||||||||
| |||||||||
Классный час «Присмотритесь друг к другу» | КР | ||||||||
Дискуссия «Скажи себе сам» | КР | ||||||||
Беседа с девочками | КР | КР | |||||||
Беседа с мальчиками | КР | КР |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель
П – педагог – психолог
СП– социальный педагог
Сент. | Окт. | Нояб. | Декаб. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |
«Реализуй себя».7-8 классы
| |||||||||
Конкурс «Самый классный гимназист и гимназистка» | КР | ||||||||
Конкурс «Школьник года» | |||||||||
Конкурс проектов «Белово в будущем» | КР | ||||||||
Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах | в течение года | ||||||||
Участие во всероссийских, региональных, областных акциях | в течение года |
Условные обозначения:
КР – классный руководитель
Работа с родителями
№ п/п | Четверть | Содержание мероприятия | Форма | Кто привлекается | Ответственные |
I | Возрастные и психоло-го-педагогические особенности подросткового возраста:
| лекция с элементами беседы | педагог-психолог | классный руководитель, председатель род. комитета | |
II | Толерантность – модно или необходимо (7, 8 кл.) | дискуссия | учителя- предметники | классный руководитель, председатель род. комитета | |
III | Самообразование подростка:
| семинар - практикум | педагог-психолог, социальный педагог | классный руководитель, председатель род. комитета | |
IV | Интересы вашего ребенка – первая ступень к выбору профессии (7кл.) Как помочь ребенку выбрать профильное обучение (8 кл.) | Игра игра с детьми и родителями | педагог-психолог, социальный педагог | классный руководитель, председатель род. комитета | |
Педагогический лекторий для родителей | |||||
I | «Воля и пути ее формирования у учащихся» (7 кл.) | лекция-беседа | педагог- психолог | классный руководитель | |
Как развивать волевое поведение у учащихся (8 кл.) | лекция-беседа | педагог- психолог | классный руководитель | ||
II | Что волнует тринадцатилетних (7 кл.) | дискуссия | классный руководитель | ||
Секреты воспитания: поощрение и наказание (8 кл.) | лекция | классный руководитель | |||
III | Вредные привычки и их преодоление (7 кл.) | лекция | мед. работник | классный руководитель | |
Как уберечь детей от наркотиков (8 кл.) | беседа | педагог- психолог | классный руководитель | ||
Как сохранить здоровье ребенка (8 кл.) | семинар- практикум | учителя физкультуры | классный руководитель | ||
IV | Внимание: одаренный ребенок (7,8 кл.) | беседа- дискуссия | мед. работник, педагог-психолог | классный руководитель |
Критерии и показатели эффективности реализации программы
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированное представление о «Я-концепции» |
| методика «Самоанализ личности», «Анализ личности» (авт. О.И. Мотков) |
Осознанное отношение к учебной деятельности | рост качества успеваемости | журнал учета успеваемости |
Воспитанность |
| диагностика уровня воспитанности школьников (авт. М.П. Нечаев) |
организаторские качества личности | методика «Я - лидер» (авт. Е.С.Федоров, О.В. Еремин) | |
Социальная активность | потребность в достижениях | участие учащихся в олимпиадах, конкурсах и пр. |
внеучебная деятельность | занятость учащихся в кружках, секциях | |
участие в школьных мероприятиях | степень участие в классных и общешкольных мероприятиях |
Ожидаемые результаты
- Воспитанность (развитость духовно-нравственных представлений, толерантность).
- Сформированность гуманистических ценностных ориентаций (Семья, Родина, Здоровье…).
- Повышение осознанного отношения к учебной деятельности.
- Сформированность «Я - концепции».
- Повышение социальной активности, потребности в достижениях.
- Развитие коммуникативного умения (или благоприятных межличностных взаимоотношений в коллективе класса).
- Составление учащимися индивидуального плана саморазвития.
Список литературы
- Берис, Р. Развитие Я – концепции и восприятия [Текст] / Р. Берис. – М.: Педагогика, 1996. – 95с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
- Закон РФ «Об образовании» [Текст] // Библиотечка журнала «Вестник образования России. – 2004. - №12
- Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 48с.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. [Текст] // Научно методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2010. – С.18-33
- Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] : практическое пособие / О.И. Мотков. – М.: Треугольник, 1993. – 180 с.
- Нечаев, М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе [Текст] / Н.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2008. – 128 с.
- Познай себя и других [Текст] : сборник методик / сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. – М.: Народное образование, 1994. – 240 с.
- Селевко, Г. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г. Селевко // Воспитание школьников. – 2002 - №4.
- Ухтомский, А.А. Доминанта душе [Текст] // А.А. Ухтомский. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. – 102с.
- Федоров, Е.С. Я - лидер [Текст] / Е.С. Федоров, О.В. Еремин// Шпаргалка вожатого. – М.: Мос. гос. пед. университет им. В.И. Ленина, 1994.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] / А.И. Шемшурина. – М., 1994. – 112с.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М., 1997.- 48 с.
Приложение 1
Примерные темы для индивидуальной работы с учащимися
и их родителями
| |
Низкая самооценка, пассивность. | |
Низкий уровень школьной мотивации, инфантильность ребенка. | |
Одаренные дети. | |
Гиперактивность, тревожность, агрессивность, аутичность детей. | |
Отверженные дети, формальное и неформальное лидерство. | |
Вредные привычки. | |
Педагогическая запущенность, беспризорность. | |
Крайние проявления подросткового кризиса (грубость, жестокость). | |
Девиантное и делинквентное поведение подростков. | |
Ранняя беременность. Суицидальное поведение. | |
Дети, подвергающиеся физическому и психологическому насилию в семье. | |
Агрессия в школе. |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика 7 Б класса
В классе 28 учащихся, из них 15 девочек и 13 мальчиков.
Основной части учащихся – 12-13 лет, а трем ученикам в 1полугодии исполнится 14 лет.
По состоянию здоровья большинство детей определены в основную группу, в спецгруппе – Полозов Владимир, Фёдорова Анна.
Коллектив класса отношу к единой сплоченной «группе-коллективу», где есть общепризнанные лидеры (Кычакова Полина, Горшкова Анастасия, Низгирев Артем), предпочтительные, принятые, но есть учащиеся, которым трудно до конца собрать свою волю, найти со всеми общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей в учебной деятельности. Это Фёдорова Анна, Глебов Данил. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу
В классе функционирует коллективный орган самоуправления – классное собрание, в подчинении которому находился Совет класса, обсуждающий все вопросы жизнедеятельности класса, принимающий решения.
В классе 1 отличница, 15 хорошистов, нет неуспевающих, в учебной деятельности им помогают друг другу по принципу шефской помощи.
Итак, в целом коллектив 7 Б класса активен в общественно-полезной деятельности, с интересом включается в любую предложенную работу. В классном коллективе есть взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.
В предыдущем учебном году ставились цели и задачи по формированию нравственного самосознания и ответственности, формировании культуры поведения учащихся класса по переориентации с детских норм поведения на взрослые, по сплочению коллектива. Для решения этих целей и задач использовались различные методы и средства: проводились тематические классные часы, индивидуальные беседы, давались личные поручения, имеющие неявную воспитательную направленность и др. Поручения для звеньев и групп помогали в сплочении коллектива. В ходе выполнения таких заданий подростки учились распределять роли в группе, нести индивидуальную и коллективную ответственность, планировать свою деятельность, подчиняться своим товарищам. Не всегда и не у всех это получалось. Задача по сплочению классного коллектива выполнена частично.
В 7Б классе 5 учащихся из неполных семей, неблагополучных семей нет.
Родители учащихся по составу рабочие и служащие, многие имеют высшее образование и оставшиеся - среднетехническое образование.
В коллективе 7Б класса прослеживается интерес к учебе высокий интеллектуальный потенциал. Учащиеся класса в прошлом учебном году участвовали в различных олимпиадах. Дети проявляют активность в проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Особенно привлекают общественные социальные акции.
Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Любой вопрос не остается без внимания, а тут же ищутся пути решения.
По результатам диагностики, по-прежнему главной задачей является воспитание долга и ответственности, хотя, по сравнению с прошлым годом, результаты улучшились. Это явно прослеживается на порученных делах: на многих ребят можно положиться, многие учащиеся подошли к себе критически при оценивании. Однако в этом направлении предстоит большая работа.
Отдельное внимание следует уделить профессиональной ориентации. В частности, привлечь к работе с детьми родителей, которые проведут цикл бесед о своей профессии. Важной задачей считаю также воспитание внимательного отношения к старшему поколению, толерантности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...