Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я?»
классный час (10 класс) по теме

Белослудцева Ирина Рафаиловна

Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я?»

( игра – ассоциация для учащихся 15-16 лет)

 

Цель:     Помочь учащимся в изучении себя, своих качеств личности.

Задачи:1. Поразмышлять о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном;

 2. Помочь развить интерес к человеку как к явлению природы вообще и к самому себе в частности;

3. Способствовать развитию самовыражения, саморегуляции, самоопределения.Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация88.48 КБ
Office spreadsheet icon Анкета для учеников77 КБ
Файл Методичка45.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я ?»

Слайд 2

« Движение» а б в г

Слайд 3

а б в г «Спокойствие»

Слайд 4

а б в г « Уверенность»

Слайд 5

• • • • • • • а б в г • «Неуверенность»

Слайд 6

«Движение» «Спокойствие» а – 4 а – 10 б – 8 б – 8 в – 2 в – 2 г - 10 г – 4 « Уверенность» «Неуверенность» а – 10 а - 10 б – 8 б - 8 в – 6 в - 2 г - 2 г - 6

Слайд 7

От 8 до 13 очков . Ваше поведение зависит прежде всего от окружающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы хозяин своих решений. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь своим настроением. От 14 до 20 очков . Хотя вы и «плывете по течению», но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них нет убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что позиция, которую вы до сих пор защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться. От 20 до 27 очков . Вы считаете себя непогрешимым. Но вы все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти «золотую середину» между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь. От 28 до 34 очков . Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию. От 35 до 40 очков . Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили. Но тот, кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно направлять ваши действия. Так что вам стоило бы проявлять поменьше упрямства и побольше сообразительности.

Слайд 8

«Дерево жизни»: Корень – цель и смысл вашей жизни Ствол – ваши представления о себе Ветви – те качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания Плоды – те качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания



Предварительный просмотр:

Классный час «Я не такой, как все. Но какой же я?»

( игра – ассоциация для учащихся 15-16 лет)

Цель:     Помочь учащимся в изучении себя, своих качеств личности.

Задачи:1. Поразмышлять о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном;

 2. Помочь развить интерес к человеку как к явлению природы вообще и к самому себе в частности;

3. Способствовать развитию самовыражения, саморегуляции, самоопределения.

Эпиграф:                                     Познай самого себя.

                                                                                                         Древнегреческая мудрость

                                                      Пока человек существует, он будет себя

        открывать.

        Е.Богат

Ход занятия.

Учитель:

Наша жизнь – это лестница, по которой поднимаются люди.Ваш возраст – это еще нижняя ступенька лестницы жизни, это годы сплошных поисков: вы ищете развлечений, часто разглядываете себя в зеркале. Но больше всего вы жаждете найти самого себя, понять, что вы такое. Порой люди доживают до 110 лет, так и не узнав, какие они на самом деле, а вы хотите ответить на этот сложнейший вопрос в свои 15-16 лет.Все мы очень разные. То, что радует одного, оставляет равнодушным другого. Все определяется особенностями личности.

  1. Задание «Кто я?»

    Итак, какой я? Задайте себе этот вопрос и дайте на него 20 ответов. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика (красивый, сильный, неуклюжий, хилый, загорелый, умный, спокойный, вспыльчивый и т.д.), существительные типа «человек», «ученик», а также метафоры (солнышко, капризуля, неуклюжий бегемотик).

  • Каких качеств в вашем образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак «+» или «-».

Что получилось в результате? Каких характеристик – положительных или отрицательных –больше в вашем образе? (необязательно вслух отвечать на этот вопрос).

Вывод: у кого-то образ в целом окрашен позитивными эмоциями, у другого преобладают отрицательные оценки своих качеств. Такой человек относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств.

2. Порой мы так несчастны, потому что многие склонны судить о нас по лежащим на поверхности чисто внешним признакам, то есть по внешности.

Задание «Близнецы».

    Представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда.

  • Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные физические сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами.

Вывод: все люди внешне похожи, у всех есть голова, руки, ноги, но есть что-то неуловимое, что отличает их друг от друга. И это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции, качества.

3. Давайте взглянем на себя со стороны, но честно и откровенно. Я предлагаю вам игру – ассоциацию « Если бы я…»

  • Если бы я был(а) ветром, то………………………………
  • Если бы я был(а) звездой, то……………………………...
  • Если бы я оказался(лась) на луне, то……………………..
  • Если бы я жил(а) в прекрасном замке, то………………..
  • Если бы я был(а) невидимкой, то…………………………
  • Если бы я был(а) самым(ой) добрым(ой) на свете, то….
  • Если бы я был(а)искусным врачом, то…………………..
  • Если бы я был(а) самым лучшим изобретателем в мире, то..
  • Если бы вы были растением, животным, то каким?

4. Игра-задание «Сокровища сердца».

Ученики делятся на группы. Каждой группе выдается рисунок большого сердца. Каждая группа должна разделить сердце на клеточки и вписать в них все качества человека, которые делают сердце светлым и сияющим. Группа, которая напишет больше всего качеств, выигрывает и становится хранительницей сердца.

      5. Сейчас вы еще учитесь анализировать свои поступки,  давать им оценку.

Я предлагаю вам игру «Зеркало».

Что делает зеркало?  Правильно, повторяет ваши  движения. Один из вас становится зеркалом, а другие  копируют его мимику, позы, жесты, т.е. полностью подражают образцу.

Вывод: нам очень нужны и в жизни «живые зеркала»  - оценки и суждения о нас со стороны родителей, друзей, учителей. Но это не значит, что мы всегда готовы безоговорочно согласиться  со всеми мнениями. Учитываются лишь те, которые исходят от людей, для нас значимых.

  • С каким цветом ассоциируется ваш друг (подруга)?
  • Какими качествами должны обладать девушка, а юноша?
  • Представьте ситуацию: спорят между собой ваши товарищи. Что для вас важнее:

а) помочь разобраться, кто прав;

     б) примирить их, чтобы спор не перерос в ссору;

     в) наблюдать со стороны, кто одержит верх в споре.

  • Что такое, по-вашему, взрослый человек?
  • Назовите шесть качеств, которые вы особенно цените в людях.

Притча – сказка «Отражение Весенней лужи».

    Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться. Идет один человек, говорит: «Какая большая и грязная лужа». Бежит девочка: засмотрелась на опрокинутые вершины деревьев, чуть сама в лужу не упала. Гуляют вечером влюбленные, смотрят – лужа вся в звездах. «Сколько же у меня отражений,- думает Весенняя лужа.- И все такие разные…»

6. Внутренний мир – штука тайная, особая. Он принадлежит  только одному человеку. Каждый из нас  - обладатель собственного уникального внутреннего мира.  Мы можем познавать свой внутренний мир, общаясь с самим собой. Никто лучше самого человека его душу не знает. И не сумеет узнать, поскольку для постороннего она, как известно, потемки.

А не хотелось ли вам познать себя, отправившись в сказочное путешествие?

  • По воле  судьбы или по своей воле вы оказались в пустыне. Светит яркое солнце, под ногами песок, вокруг ни души. Каково это оказаться путником, да еще в пустыне? Что вы ощущаете, что с вами происходит, куда лежит ваш путь?

( Путешествие по пустыне символизирует жизнь. То, как вы переживаете свой путь, - это переживание вашей жизни. А жанр, который вы выбрали для своего сценария, соответствует тому, каким вам хотелось бы видеть свое существование).

  • Вдруг, откуда ни возьмись, появилась собака. Как вы на нее отреагируете?

( Собака – символ друга. Как состоялась ваша встреча, как вы отнеслись к собаке, какие чувства она у вас вызвала и как она отнеслась  к вам – это вы в отношениях с друзьями. Если вы приласкали, напоили ее и позвали с собой - вы дружелюбны и вам не грозит одиночество, ваши друзья всегда найдут вас. Если же вы испугались, то разлад с друзьями вполне реален – собаки обычно кусают тех, кто этого боится).

  • Ночью вы смотрите на небо, усыпанное звездами, и думаете, что где-то, возможно, кто-то смотрит сейчас на это же небо и вспоминает вас. Кто этот человек?

( Тот, кто в вашем воображении думает о вас, глядя на звезды, наверняка вас любит).

  • Вам на пути встретилось бревно (согласитесь, бревно в пустыне такая же редкость, как и бутылка холодной минералки). Пригодится ли оно вам, как вы с ним поступите?

( Бревно – карьера. Если вы закинули его за спину и продолжили свой путь, то вы  предприимчивы и далеко пойдете. Если вы остановились на ночлег и развели костер, согревшись его теплом, то и в этом случае служебный пост вас не минует. Если вы лишь присели на него отдохнуть часок-другой, то, видно, ваше призвание не в том, чтобы делать карьеру. Если вы перешагнули через бревно и пошли дальше, то, значит, вы слишком дорожите своей свободой: быть странником – ваша судьба).

  • Жажда не оставляет вас ни днем, ни ночью. И снится вам сон, что стоят перед вами 3 сосуда: стеклянная банка, кувшин и амфора. Все три наполнены прохладной водой. Но напиться вы можете только из одного сосуда. Вы протягиваете руку, берете и пьете из…

( Выбор сосуда с водой – это выбор спутника жизни. Кувшин символизирует достойного партнера. Банка из стекла – это очень похоже на ошибку молодости, не исключено, что вы разочаруетесь в своем избраннике. Если же ваша рука потянулась за амфорой, то вы создали в своем воображении идеал, которого просто не существует, и вы рискуете так его и не дождаться).

  • Вам повезло: вы обнаружили карту, на которой указано место, в котором спрятано что-то ценное. Добравшись до этого места, вы увидели змею, которая охраняет дары. Человеческим голосом она говорит, что, что вы можете унести с собой на выбор один из трех даров: эликсир молодости; сундук с несметными богатствами; напиток,дарующий вам внутреннее согласие и душевную гармонию. Вы выбираете…

( Эликсир молодости – одно из двух: либо вы человек, живущий одним днем, ищущий наслаждений, которому не чужды авантюры, и вы не хотите менять свой стиль жизни; либо вам кажется, что вы что-то упустили в своей жизни или у вас просто не получается быть взрослым, и тайная мечта любого человека – вернуться в детство, где гарантированы комфорт и беззаботность, стала для вас навязчивой идеей. Сундук – кто стремится к богатству, тот стремится и к власти. Вероятно, вы прирожденный руководитель, политик или торговец. Вы человек дела, и деньги вам нужны для того, чтобы дело процветало. Лад и гармония – вы мыслитель, изобретатель, художник или…просто романтик).

  • В пустыне иногда встречаются райские уголки – оазисы. И вам повезло: это не мираж. Вокруг озера раскинули свои кроны деревья – можно спрятаться в их тени, озеро питают родники с чистейшей водой, фруктовые деревья усыпаны плодами. Останетесь ли вы здесь навсегда или передохнете и вновь отправитесь в путь?

( Оазис символизирует любовь. Если вы решили остаться – это и было целью вашего пути. Вы цените стабильность, цель достигнута. Если же вы пошли дальше – вам не чужда тяга к приключениям).

     Итак, закончилось наше сказочное путешествие.

7. Я думаю, я чувствую, я хочу… Кто или что скрывается под этим таинственным Я? Открытие своего Я – одно из важнейших открытий  жизни человека. Осознание себя открывает перед нами возможность сделать свою жизнь и свои отношения с другими людьми более осмысленными, управляемыми. Кроме того, исследование своего внутреннего мира - увлекательнейшая задача. Увлекательность исследования состоит в том, что совершить его может каждый человек только САМ. Научная психология создала особый инструмент – психологический тест. С его помощью можно выявлять, присущи ли конкретным людям и в какой степени те или иные психологические свойства.

Тест «Таинственный Я». (Слайд 1)

  • Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в 4 группы: «Движение», «Спокойствие», «Уверенность» и «Неуверенность». В каждой группе выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию. (Слайд 2 - 6)

1. «Движение»        2. «Спокойствие»

                             а        

б

                             в

г

        

                               а

б

                               в

г

        

3.«Уверенность»                                                                  4. «Неуверенность»

        

                             а

б

                             в

г

            ●  ●      

          ● ● ●

           ●  ●

                                а

б

                                в

г

                ●


«Движение»                                  «Спокойствие»

а – 4                        а – 10

б – 8                      б – 8

в – 2                      в – 2

г - 10                      г – 4


« Уверенность»                            «Неуверенность»

  а – 10                                                               а - 10

б – 8                                                                   б - 8

в – 6                                                                    в - 2

г - 2                       г - 6

А теперь подсчитаем результаты: (Слайд 7)

От 8 до 13 очков. Ваше поведение зависит прежде всего от окружающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы хозяин своих решений. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь своим настроением.

От 14 до 20 очков. Хотя вы и «плывете по течению», но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них нет убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что позиция, которую вы до сих пор защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться.

От 20 до 27 очков. Вы считаете себя непогрешимым. Но вы все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти «золотую середину» между собственными взглядами, убеждениями и  теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.

От 28 до 34 очков. Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.

От 35 до 40 очков. Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили. Но тот, кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно направлять ваши действия. Так что вам стоило бы проявлять поменьше упрямства и побольше сообразительности.

Послушайте притчу.

   Есть три типа людей на земле: одни подобны засухе, другие небольшому дождику, третьи – дождю, захватывающему все кругом.

 Каковы люди, подобные засухе?  Они никому не дают ничего: ни еды, ни одежды, ни цветов, ни крова,- ни отшельникам, ни несчастным, ни бедным.

Каковы люди, подобные небольшому дождику? Они дают что-то некоторым, а другим – нет. Таковы они, эти люди.

Как поступают люди, подобные дождю, захватывающему все кругом? Они дают всем, независимо от того, кто ты, еду и питье, кров и свет. Таковы люди, подобные дождю, захватывающему все кругом.

  • Прислушайтесь к себе, кто вы: человек, подобный засухе, небольшому дождику или дождю, захватывающему все кругом?

     8. Рефлексия «Дерево жизни»: нарисуйте дерево своей жизни. (Слайд 8)

  • Корень – цель и смысл вашей жизни.
  • Ствол – ваши представления о себе.
  • Ветви – те качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания.
  • Плоды – те качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Вывод: какова цель нашей жизни, таковы и ее плоды.

Дорогие друзья! Стремитесь познавать себя. «Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете  утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей» (С. Цвейг).

        

Список использованной литературы

1. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.- СПб.: Питер,2009

2. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир. -М.:Сфера,1998

3. ̃Прохоров Ф.Тесты – твоя надежда. – М.: Надежда, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.

Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса....

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: Что такое счастье?

Познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить КАЖДОМУ УЧЕНИКУ В ТЕЧЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОМУ  СЕБЕ....

10 класс. Классный час – размышление «Что такое патриотизм в наши дни

Сегодня мы будем говорить и таком очень простом, и в тоже время сложном понятии как патриотизм. Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же о...

классный час на тему "Я не такой как все, Но какой же я?"

Данный классный час направлен на то, чтобы помочь учащимся в изучении себя, своих качеств личности; поразмышлять о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном; формировании чувств собст...

классный час для учащихся 7-8 классов "Жизнь... Какая она?"

Психологический классный час для учащихся 7-8 классов "Жизнь... Какая она?", направленный на формирование позитивного отношения к жизни, может быть использован в работе по профилактике суицидального п...

Классный час " Мой путь к себе и другим: какой он?"

Самооценка и самопознание - достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются "Кто Я", "Какой Я". Форма классного часа - час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на ...

Классный час с презентацией "Кем нам быть и какими нам быть"

Классный час с презентацией "Кем нам быть и какими нам быть"...